Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Посланіе къ Келестину епископу Римскому.

Преподобнѣйшему и боголюбезнѣйшему отцу Келестину Кириллъ желаетъ о Господѣ всякаго блага.

Если бы мнѣ можно было молчать и не писать къ твоему благочестію о всѣхъ настоящихъ смутахъ, если бы можно было избѣгнуть жалобъ и избавиться отъ огорченій, особливо при столь важныхъ событіяхъ, когда потрясается нѣкоторыми правая вѣра, то я сказалъ бы самому себѣ: хорошо! и нечего опасаться молчаливому; покой лучше тревоги! Но такъ какъ Богъ требуетъ отъ насъ бдительности въ такихъ обстоятельствахъ, а давній обычай Церквей указываетъ входить въ сношеніе съ твоимъ благочестіемъ: то я необходимо долженъ писать къ тебѣ и извѣстить, что сатана и нынѣ приводитъ все въ смятеніе, свирѣпствуетъ противъ Церквей Божіихъ и вездѣ пытается уклонить отъ прямаго пути вѣры тѣхъ, которые идутъ по нему. He утихаетъ этотъ вселукавый звѣрь, быстро распространяющій нечестіе. До настоящаго времени я молчалъ и ни къ твоему благочестію, ни къ другому кому либо изъ нашихъ сослужителей, ничего не писалъ о нынѣшнемъ правителѣ Церкви Константинопольской, думая, что поспѣшность въ такомъ дѣлѣ заслужитъ неодобреніе; но такъ какъ зло достигло уже крайней степени, то я почелъ за непремѣнную обязанность не молчать больше и сказать все о произшедшихъ смутахъ.

Тотъ, о комъ я говорю, какъ скоро вступилъ на епископію, — вмѣсто того, чтобы назидательными поученіями дѣлать добро не только постояннымъ тамошнимъ жителямъ, но и временнымъ пришельцамъ, которыхъ тамъ, говорятъ, изъ всѣхъ городовъ и селеній бываетъ очень много, — поставилъ себѣ задачей говорить странное, нелѣпое, такое, что далеко отступаетъ отъ апостольской и евангельской вѣры, которую отцы сохранили въ точности и передали намъ какъ многоцѣнную жемчужину. Бесѣды его, которыя говорилъ онъ въ церкви, и притомъ очень часто, — и доселѣ не перестаетъ говорить, — я послалъ къ твоему благочестію, какъ прямое доказательство его ученія. Признаюсь, что я соборною граматою хотѣлъ довести до его свѣдѣнія, что мы не можемъ входить въ общеніе съ тѣмъ, кто такъ говоритъ и мыслитъ; но этого я не сдѣлалъ. Разсудивъ, что поскользающимся надобно подать руку для поддержанія ихъ и упавшихъ надобно поднять, какъ своихъ братій, я въ своихъ письмахъ къ нему совѣтовалъ отстать отъ такого нечестиваго ученія; но отъ этого мы не получили никакой пользы. Какъ скоро онъ узналъ, что мы не только далеки отъ того, чтобы одинаково съ нимъ мыслить, но и, не одобряя его, побуждаемъ отстать отъ вымысловъ — я не хочу назвать ихъ ученіемъ, — онъ всячески сталъ коварствовать противъ меня и доселѣ не перестаетъ производить смуты. Когда мы ждали, что онъ исцѣлится отъ своей болѣзни, удержится отъ противохристіанскаго ученія, узнаемъ, что мы ошиблись въ своей надеждѣ, по слѣдующему событію. Въ Константинополѣ былъ епископъ Дороѳей, одинаковыхъ съ нимъ мыслей, человѣкъ корыстолюбивый и льстивый, и дерзкій на словахъ. Онъ во время одного общественнаго богослуженія, — это было уже въ то время, какъ Несторій занималъ престолъ Церкви Константинопольской, — всталъ съ своего мѣста и громкимъ голосомъ дерзнулъ сказать: «кто говоритъ, что Марія есть Богородица, тотъ да будетъ анаѳема». Весь народъ поднялъ сильный крикъ и вышелъ изъ храма; онъ не хотѣлъ быть въ общеніи съ тѣми, которые имѣютъ такія мысли; такъ что и въ нынѣшнее время народъ константинопольскій не бываетъ при соборныхъ молитвословіяхъ, кромѣ немногихъ людей легкомысленныхъ и угодниковъ ему. Монастыри же почти всѣ, и ихъ архимандриты, и многіе изъ членовъ сената не бываютъ при богослуженіяхъ, боясь, чтобы не сдѣлалась неправою ихъ вѣра отъ того превратнаго ученія, которое онъ и его клевреты, пришедшіе съ нимъ изъ Антіохіи, вездѣ разглашаютъ. Его бесѣды принесены были и въ Египетъ, и я узналъ, что нѣкоторые неразсудительные люди увлечены были ими въ заблужденіе, а нѣкоторые въ недоумѣніи спрашиваютъ другъ друга: истинны ли слова его? или онъ заблуждаетъ? Опасаясь, чтобы ядъ этой болѣзни не проникъ въ сердце простодушныхъ, я написалъ окружное посланіе ко всѣмъ египетскимъ монастырямъ, укрѣпляя ихъ въ правовѣріи. Списки съ него нѣкоторыми переданы и въ Константинополь; прочитавшіе его получили отъ того великую пользу, такъ что многіе изъ государственныхъ сановниковъ письменно благодарили меня. Но въ немъ это только сильнѣе раздражило досаду на меня: онъ поднимаетъ брань противъ меня, какъ противъ врага, хотя не находитъ во мнѣ другой вины, кромѣ той, что не хочу имѣть одинаковыхъ съ нимъ мыслей, что я, вопреки ему, поддержалъ во многихъ вѣру, которую приняли мы отъ отцевъ, убѣдивъ многихъ считать истиннымъ то, чему научились мы изъ Священнаго Писанія. He озабочиваясь умыслами его противъ меня, и поручая себя всевѣдущему и всесильному Богу, я написалъ къ нему и другое посланіе, въ которомъ, кратко изложивъ ученіе правой вѣры, убѣждалъ и заклиналъ его Богомъ сообразно тому и мыслить и говорить; но и этимъ я не принесъ никакой пользы; онъ и теперь таковъ же, какъ и прежде, и не перестаетъ говорить превратное. Считаю нужнымъ извѣстить твое благочестіе, что съ моими словами согласны и всѣ восточные епископы; они всѣ теперь въ огорченіи, въ печали, а особливо благочестивые епископы въ Македоніи. А онъ, зная это, считаетъ себя мудрымъ больше всѣхъ, думаетъ, что только онъ знаетъ смыслъ Боговдохновеннаго Писанія и постигъ тайну Христову. He слѣдовало ли бы ему скорѣе убѣдиться въ томъ, что, когда всѣ, какіе есть по всей вселенной, православные епископы и міряне исповѣдуютъ, что Христосъ есть Богъ и что Дѣва, родившая Его, есть Богородица, онъ одинъ, отвергая это, находится въ заблужденіи? Но онъ, ослѣпленный гордостію, думаеть, что, дѣйствуя на всѣхъ властію своего престола, заставитъ и насъ и всѣхъ другихъ одинаково съ нимъ мыслить. Такъ что же остается теперь дѣлать намъ, когда не можемъ ни вразумить его, ни отклонить отъ такихъ бесѣдъ, когда народъ въ Константинополѣ со дня на день сильнѣе и сильнѣе заражается зловѣріемъ, а нѣкоторые съ томленіемъ въ душѣ ждутъ себѣ помощи отъ православныхъ епископовъ? Разсмотрѣнію нашему подлежитъ не какое нибудь обыкновенное дѣло, и молчаніе тутъ нисколько не оправдаетъ насъ. Христосъ подвергается поношенію; какъ же мы будемъ молчать? Каждый изъ насъ знаетъ слова Павла: аще убо волею сіе творю, мзду имамъ: аще же неволею, строеніе ми есть предано (1 Кор. 9, 17). Поэтому мы, которымъ ввѣрено служеніе Слову, которымъ поручено охранять незыблемость вѣры, чтó скажемъ въ день суда, если промолчимъ при настоящихъ событіяхъ въ Церкви?

Но мы не хотимъ открыто прервать наше сношеніе съ нимъ, не сдѣлавъ напередъ сношенія съ твоимъ благочестіемъ. Поэтому, благоволи письменно изложить свое мнѣніе о томъ, дóлжно ли намъ еще имѣть общеніе съ нимъ, или прямо объявить, чтобы никто не входилъ въ общеніе съ нимъ, когда онъ остается съ такимъ образомъ мыслей и такъ учитъ. Сужденіе твоего благочестія объ этомъ дѣлѣ надобно будетъ письменно передать также благочестивѣйшимъ и боголюбивѣйшимъ епископамъ Македоніи и всѣмъ прочимъ пастырямъ восточныхъ Церквей. Согласно желанію ихъ, мы дадимъ имъ опору и оружіе, чтобы стоять всѣмъ имъ единодушно и единомысленно и подвизаться за правую вѣру, противъ которой открылась брань. А на него самого уже изрекли анаѳему наши великіе, досточтимые и славные отцы, учившіе что Святая Дѣва есть Богородица, съ ними же вмѣстѣ и мы, нынѣ живущіе. Онъ не хотѣлъ высказать своего ученія самъ своимъ языкомъ, a выставилъ для того другаго, Дороѳея, о которомъ я говорилъ, и настроилъ его высказать его мысли въ то время, когда самъ онъ тутъ сидѣлъ и слушалъ; сошедши же съ своего сѣдалища, онъ допустилъ его къ совершенію божественныхъ таинъ. Для того, чтобы твоему благочестію яснѣе видѣть, чему онъ учитъ и какъ онъ мыслитъ, а также чему учили блаженные и великіе отцы наши, я послалъ къ тебѣ книги, содержащія основныя статьи ученія; по моему распоряженію, съ нихъ сдѣланъ переводъ, какой можно было сдѣлать въ Александріи. Письма, написанныя мною, я отдалъ возлюбленному Посидонію, поручивъ ему доставить ихъ твоему благочестію.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 359-365.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0