Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Посланіе къ Несторію объ отлученіи (и анаѳемы Кирилловы).

Кириллъ и соборъ, собравшійся въ Александріи изъ египетскаго округа, Несторію, благоговѣйнѣйшему и боголюбезнѣйшему сослужителю, желаютъ о Господѣ всякаго блага.

I. Послѣ того, какъ Спаситель нашъ ясно говоритъ: иже любитъ отца, или матерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ: и иже любитъ сына, или дщерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ (Матѳ. 10, 37), что должны будемъ потерпѣть мы, отъ которыхъ твое благоговѣинство требуетъ любви къ тебѣ бóльшей, чѣмъ ко Христу, Спасителю всѣхъ насъ? Кто будетъ въ силахъ помочь намъ въ день суда? Или какое найдемъ мы себѣ оправданіе въ столь долгомъ молчаніи при твоихъ, на Христа злохуленіяхъ? Если бы ты, имѣя такія мысли и ученіе, вредилъ только самому себѣ, то намъ меньше было бы заботы. Но какъ ты соблазнилъ Церковь и распространилъ въ народѣ закваску необычайной и чуждой ереси, и книги твоихъ толкованій разнесены не только тамъ [1], но и повсюду: то какая еще причина достаточна будетъ къ нашему молчанію? Или какъ невольно не вспомнишь Христовыхъ словъ: не мните, яко пріидохъ воврещи миръ на землю, нo мечь. Пріидохъ бо разлучити человѣка на отца своего, и дщерь на матерь свою (Матѳ. 10, 34-35). Ибо когда искажаютъ вѣру, тогда погибаетъ уваженіе къ родителямъ, какъ-бы устарѣлое и неосновательное, прекращается и законъ любви къ дѣтямъ и братіямъ, и, наконецъ, смерть для благочестивыхъ становится пріятнѣе жизни, да, по Писанію, лучшее воскресеніе улучатъ (Евр. 11, 35).

II. Итакъ, вотъ вмѣстѣ съ святымъ соборомъ, собравшимся въ великомъ Римѣ, подъ предсѣдательствомъ святѣйшаго и благочестивѣйшаго брата и сослужителя нашего епископа Келестина, мы съ третьимъ уже посланіемъ обращаемся къ тебѣ и единодушно совѣтуемъ отстать отъ того ложнаго и превратнаго ученія, которое ты выдумываешь и разсѣеваешь, а вмѣсто его избрать правую вѣру, въ началѣ преданную церквамъ святыми апостолами и евантелистами, которые были самовидцами и служителями Слова (Лук. 1, 2). Если твое благоговѣинство не сдѣлаетъ этого къ сроку, назначенному въ посланіи помянутаго святѣйшаго и благочестивѣйшаго брата и сослужителя нашего, епископа Церкви Римской, Келестина: то знай, что ты не имѣешь никакого общенія съ нами, ни мѣста или счета между священниками Божіими и епископами. Ибо не возможно же намъ оставаться небрежными, когда церкви такъ возмущены, народъ соблазненъ, правая вѣра попирается и ты разгоняешь стадо, ты, который долженъ бы хранить его, если бы, подобно намъ, крѣпко любилъ правую вѣру, строго слѣдуя благочестію святыхъ отцевъ. A co всѣми мірянами и клириками, коихъ твое благоговѣинство отлучило или низложило за вѣру, мы всѣ находимся въ общеніи, — ибо несправедливо подвергаться твоимъ тяжкимъ приговорамъ — тѣмъ, которые умѣютъ мудрствовать православно, потому что они стали противорѣчить тебѣ съ доброю цѣлію. Это самое ты объявилъ въ посланіи, писанномъ тобою къ святѣйшему епископу великаго Рима и нашему соепископу Келестину. Впрочемъ, недостаточно будетъ того, чтобы твое благоговѣинство только исповѣдало съ нами символъ вѣры, изложеиный нѣкогда, во Святомъ Духѣ, святымъ и великимъ соборомъ, который былъ собранъ, по обстоятельствамъ, въ Никеѣ; ибо ты понялъ и объяснилъ его неправильно, и даже превратно, хотя на словахъ исповѣдуешь такъ, какъ онъ изложенъ; — а слѣдуетъ, чтобы ты письменно и съ клятвою исповѣдалъ, что ты проклинаешь злочестивое и гнусное свое ученіе, и будешь мудрствовать и учить такъ, какь и всѣ мы, западные и восточные епископы, учители и вожди народовъ. Что же касается посланій, писанныхъ къ твоему благоговѣинству Александрійскою Церковію, какъ составленныхъ правильно и неукоризненно, то съ ними согласенъ святый соборъ римскій и мы всѣ. Къ настоящему посланію нашему мы приложиіи то, что дóлжно содержать и чему учиться, и то, отъ чего надлежитъ удаляться. Вотъ вѣра каѳолической и апостольской Церкви, въ которой согласны всѣ православные епископы, западные и восточные.

III. Вѣруемъ во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго; — и во единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія, единороднаго, рожденнаго отъ Отца, то есть, изъ сущности Отца, Богъ отъ Бога, Свѣта отъ Свѣта, Бога истиннаго отъ Бога истиннаго, рожденнаго, не сотвореннаго, Отцу единосущнаго, чрезъ котораго все произошло какъ на небѣ, такъ и на землѣ, ради насъ человѣковъ и ради нашего спасенія низшедшаго, воплотившагося и вочеловѣчившагося, страдавшаго и воскресшаго въ третій день, возшедшаго на небеса и грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ; — и въ Духа Святаго. Говорящихъ же, что было время, когда не было Сына, что Онъ не существовалъ до рожденія, и произошелъ изъ несущаго, или утверждающихъ, что Сынъ Божій имѣетъ бытіе отъ иного существа или сущности, и что Онъ подлежитъ превращенію или измѣняемъ, таковыхъ каѳолическая и апостольская Церковь предаетъ анаѳемѣ. Слѣдуя во всемъ исповѣданію святыхъ отцевъ, которое постановлено подъ руководствомъ говорившаго въ нихъ Духа Святаго, строго разбирая цѣль заключающихся въ немъ мыслей и шествуя какъ-бы царскимъ путемъ, мы говоримъ: само единородное Слово Божіе, рожденное изъ самой сущности Отца, истинный Богъ отъ истиннаго Бога, Свѣта отъ Свѣта, которымъ получило бытіе все, что есть на небѣ и на землѣ, ради нашего спасенія сшедшее (съ небесъ) и уничижившееся, воплотилось и вочеловѣчилось, то есть, принявъ плоть отъ Святой Дѣвы и усвоивъ Себѣ отъ самаго зачатія, претерпѣло наше рожденіе и произошло отъ жены человѣкомъ, не теряя того, чѣмъ было, но и по воспріятіи плоти и крови пребывая тѣмъ же, чѣмъ было, то есть, Богомъ по естеству и по истинѣ. Но мы не говоримъ ни того, будто плоть превратилась въ естество Божества, ни того, будто неизреченное естество Бога Слова измѣнилось въ естество плоти. Ибо оно не подлежитъ превращенію и измѣненію, но, по Писаніямъ, всегда пребываетъ совершенно тоже (Евр. 13, 8). Ставъ же видимо и бывъ еще младенцемъ въ пеленахъ, Оно, какъ Богъ, и въ нѣдрахъ родившей Дѣвы наполняло всю тварь и возсѣдало съ Родившимъ Его. Ибо Божество не имѣетъ ни количества, ни величины и не терпитъ никакого ограниченія.

IV. Исповѣдуя, что Слово соединилось съ плотію ѵпостасно (ϰαϑ’ ὐπόστασίν), мы покланяемся единому Сыну и Господу Іисусу Христу и въ этомъ случаѣ мы не разлагаемъ по частямъ и не разлучаемъ человѣка и Бога, особенно когда они соединены между собою не единствомъ достоинства и произволенія (ибо это пустословіе, а не что другое); не называемъ Христомъ отдѣльно Слово, сущее отъ Бога, и также Христомъ отдѣльно другаго, сущаго отъ жены, но признаемъ одного только Христа — Слово, сущее отъ Бога Отца, съ собственною Его плотію. Ибо тогда Оно по человѣчеству помазано (Святымъ Духомъ), хотя достойнымъ получить Само даетъ Духа, и даетъ не въ мѣру, какъ говоритъ блаженный евангелистъ Іоаннъ (3, 34). He говоримъ мы и того, что Слово, сущее отъ Бога, обитало въ рожденномъ отъ Святой Дѣвы, какъ въ обыкновенномъ человѣкѣ, да не представляютъ Христа человѣкомъ Богоноснымъ. Ибо хотя Слово и съ нами обитало (Іоан. 1, 14), но сказано, что во Христѣ обитало тѣлесно и вся полнота Божества (Кол. 2, 9). А мы содержимъ въ мысли и опредѣляемъ, что Слово, ставъ плотію, обитало во Христѣ, отнюдь не такъ же, какъ, говорится, обитало Оно во святыхъ; но, ставъ едино съ человѣческимъ естествомъ въ ѵпостасномъ бытіи, и не превратившись въ плоть, Слово устроило такое обитаніе, какое, можно сказать, имѣетъ душа человѣка съ собственнымъ своимъ тѣломъ.

V. Итакъ единъ Христосъ и Сынъ и Господь, впрочемъ не такъ, будто человѣкъ имѣетъ союзъ съ Богомъ только по единенію съ Богомъ въ достоинствѣ или въ волѣ. Ибо равное достоинство еще не объединяетъ естествъ. Напримѣръ, Петръ и Іоаннъ другъ другу равны достоинствомъ, какъ апостолы и святые ученики, но оба не суть одно. Не понимаемъ мы образъ союза ни какъ приложеніе, ибо этого не достаточно для единенія естествъ, ни какъ согласіе свойствъ, подобно какъ мы, прилѣпляясь къ Господу, по Писанію, бываемъ единъ духъ съ Нимъ (1 Кор. 6, 17). Мы даже избѣгаемъ имени союзъ (συναϕείας), какъ не могущаго достаточно выразить единеніе (ὅνωσιν). Слово, сущее отъ Бога Отца, мы не называемъ Богомъ или Владыкою Христа, чтобы опять единаго Христа, Сына и Господа, видимо не разсѣчь на двое, и, дѣлая Его Богомъ и Владыкою Самого Себя, не подпасть винѣ злохуленія. Ибо Слово Божіе, какъ мы уже прежде говорили, ставъ едино съ плотію ѵпостасно, есть Богъ всего и владычествуетъ надъ всѣмъ, а самъ для Себя Онъ ни рабъ, ни Владыка. Мудрствовать и говорить такимъ образомъ глупо и даже нечестиво. Правда, Отца Онъ называетъ Богомъ своимъ, хотя самъ по естеству — Богъ и (рождается) изъ сущности Его: но мы знаемъ, что, пребывая Богомъ, Онъ сталъ и человѣкомъ, подчиненнымъ Богу, по закону, коему подлежитъ естество человѣческое. А самъ для Себя какъ Онъ можетъ быть Богомъ или Владыкою? Итакъ, какъ человѣкъ и низшедшій до уничиженія по внѣшнему состоянію, Онъ говоритъ, что вмѣстѣ съ нами Онъ подчиненъ Богу. Такимъ же образомъ Онъ сталъ подъ закономъ, хотя самъ изрекъ его и, какъ Богъ, самъ есть законодатель.

VI. Мы избѣгаемъ о Христѣ такихъ рѣчей: «ради носящаго чту носимаго; ради невидимаго поклоняюсь видимому». Ужасно прибавить къ этому и слѣдующее: «воспринятый Богъ дѣйствуетъ совокупно съ воспринявшимъ». Кто говоритъ такъ, тотъ опять разсѣкаетъ Христа на двое, и человѣка становитъ отдѣльною частью и Бога также; ибо открыто отрицаетъ единеніе, по которому не пріемлетъ кто либо поклоненіе, какъ одинъ въ другомъ, ни Богъ совокупно дѣйствуетъ (съ человѣкомъ), но признается единъ Іисусъ Христосъ, Сынъ единородный, съ собственною Его плотію чтимый единымъ поклоненіемъ. Мы исповѣдуемъ, что самый Сынъ, рожденный отъ Бога Отца, и единородный Богъ, хотя безстрастенъ по собственному естеству, однакожъ за насъ пострадалъ плотію, по Писаніямъ, и въ распятомъ тѣлѣ безстрастно усвоилъ Себѣ страданія собственной плоти. По благоволенію Божію Онъ принялъ смерть за всѣхъ (Евр. 2, 9), предавъ ей собственное тѣло, хотя по естеству есть Жизнь и самъ есть воскресеніе. Дабы въ собственной плоти, какъ-бы въ начаткѣ (πρώτη), поправъ смерть неизреченною силою, быть перворожденнымъ изъ мертвыхъ (Кол. 1, 18) и начаткомъ изъ умершихъ (1 Кор. 15, 20), и открыть человѣческому естеству путь къ достиженію нетлѣнія, — Онъ по благоволенію Божію, какъ мы сейчасъ говорили, вкусилъ смерть за всѣхъ и, расхитивъ адъ, въ третій день ожилъ. Посему, хотя говорится, что воскресеніе мертвыхъ совершилось человѣкомъ (1 Кор. 15, 21), но мы подъ человѣкомъ разумѣемъ Слово, рожденное отъ Бога, и разумѣемъ, что Имъ разрушена держава смерти. Какъ единый Сынъ и Господь, Онъ придетъ нѣкогда во славѣ Отца, дабы, какъ написано, судить вселенную праведно (Псал. 37, 9). — Нужнымъ считаемъ присовокупить и слѣдующее:

VII. Возвѣщая смерть по плоти единороднаго Сына Божія, то есть, Іисуса Христа, исповѣдуя Его воскресеніе изъ мертвыхъ и вознесеніе на небеса, мы совершаемъ въ церквахъ безкровную жертву, приступаемъ такимъ образомъ къ таинственнымъ благословеніямъ и освящаемся, причащаясь святой плоти и честной крови Хрисга, Спасителя всѣхъ насъ; принимаемъ не какъ обыкновенную плоть (да не будетъ!), не какъ плоть человѣка освященнаго, и сопряженнаго съ Словомъ единеніемъ достоинства, или сдѣлавшагося обиталищемъ божества, но какъ кровь по истинѣ животворящую и собственную для самого Слова. Ибо Оно, какъ Богъ и Жизнь по естеству, и ставъ едино съ своею плотію, явно сдѣлало ее животворящею. Посему хотя говоритъ намъ: аминь, аминь глаголю вамъ, аще не снѣсте плоти Сына человѣческаю, ни піете крове Его (Іоан. 6, 53), однакожъ мы должны разумѣть плоть не человѣка, одного изъ подобныхъ намъ (ибо какъ плоть человѣка будетъ животворящею по собственному естеству своему?), но плоть по истинѣ принадлежащую собственно Тому, кто ради насъ сдѣлался и дѣйствовалъ какъ Сынъ человѣческій.

VIII. Что касается до изрѣченій нашего Спасителя, заключающихся въ евангеліяхъ, то мы не относимъ ихъ раздѣльно ни къ двумъ существамъ ни къ двумъ лицамъ. Ибо единъ и единый только Христосъ, хотя и признается соединеннымъ въ нераздѣльное единство изъ двухъ и притомъ различныхъ естествъ, не есть сугубъ; подобно какъ и человѣкъ признается состоящимъ изъ души и тѣла, однакожъ не двойнымъ, но единымъ изъ той и другаго. Разсуждая по надлежащему, мы полагаемъ, что единымъ (Христомъ) сказаны человѣческія и вмѣстѣ божескія изрѣченія. Именно, когда Онъ говоритъ о Себѣ богоприлично: видивый Мене, видѣ Отца (Іоан. 14, 9), и: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), то мы разумѣемъ Его божеское, неизреченное естество, по которому Онъ и есть едино со Отцемъ своимъ, и по тождеству сущности, есть образъ и начертаніе и сіяніе славы Его (Евр. 1, 3). Когда же, не находя безчестія въ человѣческомъ естествѣ, говоритъ іудеямъ: нынѣ же ищете Мене убити, человѣка, иже истину вамъ глаголахъ (Іоан. 8, 40), мы опять и изъ свойствъ Его человѣчества не менѣе признаемъ Его Богомъ, равнымъ и подобнымъ Отцу. Ибо если необходимо вѣровать, что истинный по естеству Богъ сталъ плотію, т. е. человѣкомъ, одушевленнымъ разумною душею, то какое кто имѣетъ основаніе стыдиться такихъ Его рѣченій, кои были бы и человѣку приличны? Если бы Онъ отказывался отъ рѣченій, приличныхъ человѣку, то кто бы принудилъ Его стать подобнымъ намъ человѣкомъ? А когда Онъ ради насъ низвелъ Себя въ добровольное уничиженіе, то по какой причинѣ Ему отказываться отъ рѣченій, приличныхъ уничиженію? Итакъ, всѣ заключающіяся въ евангеліяхъ изрѣченія дóлжно относить къ единому лицу, къ единой воплощенной ѵпостаси Слова. Ибо, по Писанію, единъ Господь Іисусъ Христосъ (1 Кор. 8, 6).

IX. Хотя Христосъ называется посланникомъ и первосвященникомъ исповѣданія нашего (Евр. 3, 1), какъ священнодѣйствующій предъ Богомъ и Отцемъ въ исповѣданіи вѣры, приносимомъ нами Ему и чрезъ Него Богу Отцу и даже Святому Духу, не смотря на то мы говоримъ, что Онъ по естеству есть Сынъ Божій единородный, и какъ имя, такъ и самое совершеніе священства не приписываемъ человѣку, отдѣльному отъ Него. Ибо Онъ, предавъ Себя самого въ пріятное благоуханіе Богу и Отцу (Ефес. 5, 2), сталъ посредникомъ между Богомъ и человѣками (1 Тим. 2, 5) и ходатаемъ примиренія. Посему и говорилъ Онъ: жертвы и приношенія не восхотѣлъ ecu, тѣло же совершилъ Ми ecu. Всесожженій и о грѣсѣ не благоволилъ ecu. Тогда рѣхъ: се иду: въ главизнѣ книжней написася о Мнѣ, еже comвopumu волю Твою, Боже (Евр. 10, 5-7; Псал. 39, 7-8). Онъ принесъ собственное свое тѣло въ пріятное благоуханіе за насъ, а не за Себя. Ибо, какъ Богъ, выше всякаго грѣха, какую имѣлъ Онъ нужду въ приношеніи или въ жертвѣ за Себя? Если и всѣ согрѣшили и лишены славы Божіей (Рим. 3, 23), такъ какъ мы стали склонны къ заблужденію и естество человѣческое изнемогло отъ грѣха; но Онъ не таковъ, и потому мы побѣждены Его славою. Какое, впрочемъ, сомнѣніе можетъ быть въ томъ, что Онъ, истинный Агнецъ, закланъ ради насъ и за насъ? Говорить, что Онъ принесъ Себя за самого Себя и за насъ, почти тоже, что быть виновнымъ въ нечестіи. Ибо Онъ ни въ какомъ отношеніи не погрѣшилъ и не совершилъ никакого грѣха. Какую же нужду имѣлъ Онъ въ приношеніи (за Себя), когда нѣтъ грѣха, за который бы справедливость требовала приношенія.

X. Когда Онъ говоритъ о Духѣ: Онъ Мя прославитъ (Іоан. 16, 14), ты мы, разсуждая по надлежащему, говоримъ, что единый Христосъ и Сынъ пріиметъ отъ Духа Святаго славу не въ томъ смыслѣ, будто нуждается въ славѣ отъ кого нибудь иного, потому что Духъ Его ни лучше, ни выше Его. Но такъ какъ Онъ употреблялъ (силу) Духа Святаго при совершеніи великихъ дѣлъ для доказательства своего божества, то въ семъ смыслѣ и говоритъ, что Имъ Онъ будетъ прославленъ, подобно тому, какъ если бы кто изъ насъ объ имѣющейся у него силѣ или знаніи въ извѣстномъ дѣлѣ сказалъ: они меня прославятъ. Хотя Духъ существуетъ въ собственной ѵпостаси и признается самъ по Себѣ (существующимъ), такъ какъ Духъ и не есть Сынъ; но и не чуждъ Ему, такъ какъ именуется Духомъ Истины (Іоан. 16, 13), а Истина есть Христосъ (Іоан. 14, 6). Посему, когда Духъ чрезъ святыхъ апостоловъ совершалъ чудеса, по вознесеніи Господа нашего Іисуса Христа на небо, Онъ прославилъ Его. Ибо люди тогда увѣровали, что Онъ есть Богъ по естеству, что Онъ же снова дѣйствуетъ Духомъ своимъ: посему и сказалъ Онъ: яко отъ Моего пріиметъ, и возвѣститъ вамъ (Іоан. 16, 14). Впрочемъ этимъ мы не говоримъ, будто Духъ мудръ и силенъ по заимствованію (εϰ μετόχης) (отъ другаго лица): ибо Онъ всесовершенъ и не нуждается ни въ какомъ благѣ. Но какъ Онъ есть Духъ Силы и Мудрости Отчей, то есть, Сына: то по этому самому Онъ есть Мудрость и Сила.

XI. И какъ Святая Дѣва по плоти родила Бога, соединившагося съ плотію въ (единую) ѵпостась: поэтому мы и говоримъ, что она есть Богородица, не въ томъ впрочемъ смыслѣ, будто естество Слова имѣетъ начало бытія отъ плоти (ибо въ началѣ бѣ, и Богъ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу — Іоан. 1, 1, и само Оно есть Творецъ вѣковъ, совѣчно Отцу и Создатель всего), но въ томъ, что Слово, какъ мы уже прежде говорили, принявъ человѣческое естество въ личное съ собою единеніе, претерпѣло плотское рожденіе изъ Ея ложеснъ, не потому опять, будто ради собственнаго естества имѣло необходимость во временномъ рожденіи, въ послѣднія времена міра, но для того, чтобы благословить самое начало нашего бытія, чтобы съ рожденіемъ Его, соединившагося съ плотію, отъ жены, прекратилась наконецъ клятва надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ, предающая земныя наши тѣла смерти, чтобы съ упраздненіемъ чрезъ Него приговора: въ болѣзнехъ родиши чада (Быт. 3, 16) оправдалось сказанное у пророка: пожерта будетъ смерть возмогши; и опять: отъятъ Богъ всякую слезу отъ всякаго лица (Ис. 25, 8). Мы говоримъ, что для этой же цѣли Онъ по особому устроенію Самъ благословилъ бракъ, и, когда пригласили Его вмѣстѣ со святыми апостолами, отправился въ Кану галилейскую. Такъ думать мы научены святыми апостолами и евангелистами и всѣмъ Богодухновеннымъ Писаніемъ и истиннымъ исповѣданіемъ блаженныхъ отцевъ. Все это должнó принять и твое благоговѣинство, и принять безъ всякаго коварства. А что твоему благоговѣинству необходимо предать анаѳемѣ, то изложено ниже, въ прибавленіи къ нашему посланію.

1) Кто не исповѣдуетъ Еммануила истиннымъ Богомъ и посему Святую Дѣву Богородицею, такъ какъ Она по плоти родила Слово, сущее отъ Бога, ставшее плотію: да будетъ анаѳема.

2) Кто не исповѣдуетъ, что Слово, сущее отъ Бога Отца, соединилось съ плотію ѵпостасно, и что посему Христосъ единъ съ своею плотію, то есть, одинъ и тотъ же есть Богъ и вмѣстѣ человѣкъ: анаѳема.

3) Кто во единомъ Христѣ, послѣ соединенія (естествъ), раздѣляетъ лица, соединяя ихъ только союзомъ достоинства, то есть, въ волѣ или въ силѣ, а не, лучше, союзомъ, состоящимъ въ единеніи естествъ: анаѳема.

4) Кто изрѣченія евангельскихъ и апостольскихъ книгъ, употребленныя святыми ли о Христѣ, или Имъ самимъ о Себѣ, относитъ раздѣльно къ двумъ лицамъ или ѵпостасямъ, и одни изъ нихъ прилагаетъ къ человѣку, котораго представляетъ отличнымъ отъ Слова Божія, а другія, какъ богоприличныя, къ одному только Слову Бога Отца: анаѳема.

5) Кто дерзаетъ называть Христа человѣкомъ Богоноснымъ, a не, лучше, Богомъ истиннымъ, какъ Сына единаго (со Отцемъ) по естеству, такъ какъ Слово стало плотію и приблизилось къ намъ, воспріявъ нашу плоть и кровь (Евр. 2, 14): анаѳема.

6) Кто дерзаетъ говорить, что Слово Бога Отца есть Богъ или Владыка Христа, а не исповѣдуетъ, лучше, Его же самого Богомъ и вмѣстѣ человѣкомъ, такъ какъ, по Писаніямъ (Іоан. 1, 14), Слово стало плотію: анаѳема.

7) Кто говоритъ, что Іисусъ какъ человѣкъ былъ орудіемъ дѣйствій Бога Слова и окруженъ славою Единороднаго, какъ существующій отдѣльно отъ Него: анаѳема.

8) Кто дерзаетъ говорить, что воспринятому (Богомъ) человѣку дóлжно поклоняться вмѣстѣ съ Богомъ Словомъ, дóлжно его прославлять вмѣстѣ съ Нимъ и вмѣстѣ называть Богомъ, какъ одного въ другомъ (ибо такъ думать заставляетъ постоянно прибавляемая [2] частица — συν вмѣстѣ съ), а не чтитъ Еммануила единымъ поклоненіемъ и не возсылаетъ Ему единаго славословія, такъ какъ Слово стало плотію: анаѳема.

9) Кто говоритъ, что единый Господь Іисусъ Христосъ прославленъ Духомъ въ томъ смыслѣ, что пользовался чрезъ Него какъ-бы чуждою силою и отъ Него получилъ силу побѣждать нечистыхъ духовъ и совершать въ людяхъ божественныя знаменія, а не почитаетъ собственнымъ Его Духомъ, чрезъ котораго Онъ совершалъ чудеса: анаѳема.

10) Божественное Писаніе говоритъ, что Христосъ былъ первосвященникомъ и ходатаемъ нашего исповѣданія, что Онъ принесъ Себя за насъ въ пріятное благоуханіе Богу и Отцу. Итакъ, если кто говоритъ, что первосвященникомъ и ходатаемъ нашимъ былъ не самъ Богъ Слово, когда сталъ плотію и подобнымъ намъ человѣкомъ, а какъ-бы другой нѣкто, отличный отъ Него, человѣкъ, произшедшій отъ жены; или кто говоритъ, что Онъ принесъ Себя въ приношеніе и за самого Себя, а не за насъ только однихъ, такъ какъ, не зная грѣха, Онъ не имѣлъ нужды въ приношеніи (за Себя): анаѳема.

11) Кто не исповѣдуетъ плоть Господа животворящею и собственно принадлежащею самому Слову Бога Отца, но принадлежащею какъ-бы другому кому, отличному отъ Него, и соединенному съ Нимъ по достоинству, то есть, пріобрѣтшему только божественное (въ себѣ) обитаніе, а не исповѣдуетъ, какъ мы сказали, плоть Его животворящею, такъ какъ она стала собственною Слову, могущему все животворить: анаѳема.

12) Кто не исповѣдуетъ Бога Слова пострадавшимъ плотію, распятымъ плотію, принявшимъ смерть плотію и наконецъ ставшимъ первороднымъ изъ мертвыхъ, такъ какъ Онъ есть жизнь и животворящь, какъ Богъ: анаѳема.

Примѣчаніе:
[1] Въ Константинополѣ.
[2] У Несторія въ его догматическихъ бесѣдахъ.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 437-455.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0