Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Бесѣда сказанная въ Ефесѣ.

Внимающіе святому Писанію имѣютъ сердце мудрое, пламенѣющее свѣтомъ добрыхъ дѣлъ и истинной вѣры. Любовь къ истинному познанію сопровождаетъ такую жизнь. Ясный свидѣтель этого самъ Спаситель, взывающій къ небесному Отцу и Богу: се же есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ ecu Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3). Итакъ познаніе Сына, соединенное съ познаніемъ Отца, при одинаковомъ условіи есть животворное познаніе Бога. Если отдѣлить одно отъ другаго, совершенно невозможно будетъ познаніе Бога. Господь нашъ Іисусъ Христосъ говоритъ Іудеямъ: ни Мене вѣсте, ни Отца Моего; аще Мя бысте вѣдали, и Отца Моего вѣдали бысте (Іоан. 8, 19). Іудеи думали, что ихъ отцы видѣли на горѣ Сына Божія по естеству, когда Онъ сходилъ на гору синайскую въ видѣ огня; думали, что они слышали Его голосъ, и по этой причинѣ Моисея, служителя таинъ, почтили особеннымъ удивленіемъ, a Господа нашего Іисуса Христа презрѣли за человѣческое естество, говоря: мы вѣмы, яко Моисеови глагола Богъ, сего же не вѣмы откуду есть (Іоан. 9, 29). И что имъ на это сказалъ Христосъ: аминь, амань глаголю вамъ, ни гласа Его нигдѣже слышасте, ни видѣнія Его видѣсте, и словесе Его не имате пребывающа въ васъ, зане, Его же Той посла, сему вы вѣры не емлете (Іоан. 5, 38). Истина говоритъ совершенную правду. Естество Бога не было видимо на горѣ синайской, а видѣнъ былъ только огонь. При этомъ издавались звуки трубъ, восходилъ дымъ, и образы истины прообразовали саму истину. Богъ всѣхъ сходитъ на гору синайскую въ видѣ огня. Для чего въ видѣ огня? Намѣреваясь дать іудеямъ законъ, Богу удобнѣе было сойти въ видѣ огня для того, чтобы вразумить этихъ преступниковъ закона, что они будутъ имѣть дѣло съ огнемъ. Потому блаженный Моисей, устрашая грѣшниковъ, обыкновевио восклицалъ: Богъ нашъ огнь потребляяй (Втор. 4, 24). При этомъ были еще дымъ и мракъ. Мракъ давалъ знать, что Бога невозможно познать, а дымъ означалъ слезы своевольныхъ презрителей закона, такъ какъ тѣлесный глазъ источаетъ отъ дыма слезы. Итакъ Іудеи не видѣли лица Отчаго, а мы видѣли его во Христѣ. Онъ есть точнѣйшая и чистѣйшая красота родившаго, Его образъ и сіяніе. Хотя Слово, пребывая Богомъ, приняло плоть и кровь и назвалось сыномъ человѣческимъ, принявъ тѣло не бездушное и не чуждое ума, какъ утверждаетъ безумный еретикъ Аполлинарій: не смотря на это, Оно всегда было Богомъ. Тайну эту Онъ открывалъ нѣкогда святымъ отцамъ, и ее можно видѣть изъ многихъ изреченій святыхъ пророковъ. Изъ книги Бытія, частію, мы видимъ, что Сынъ былъ видѣнъ въ образѣ человѣческомъ, и что Онъ названъ при этомъ Богомъ.

Когда блаженный Іаковъ, оставивъ Месопотамію, спѣшилъ возвратиться въ домъ отца, и взявъ обѣихъ дочерей Лавана съ дѣтьми, прижитыми отъ нихъ, привелъ ихъ къ потоку, по имени Іавокъ: тогда, какъ повѣтствуетъ Писаніе, отпустивъ дѣтей и женъ, онъ остался одинъ, — и съ нимъ до утра боролся мужъ. Увидѣвъ, что нельзя его осилить, этотъ мужъ коснулся его бедра и повредилъ его И рече ему мужъ, боровшійся съ нимъ: пусти мя, взыде бо заря. Онъ же рече: не пущу тебе, аще не благословиши мене... И благослови его тамо. И прозва Іаковъ имя мѣсту тому: видъ Божій, видѣхъ бо Бога лицемъ къ лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32, 26. 29-30). О мудрость, достойная святыхъ! Патріархъ видѣлъ предъ собой борца, а между тѣмъ восклицалъ: видѣхъ Бога лицемъ къ лицу, и спасеся душа моя. По откровенію Святаго Духа онъ тотчасъ уразумѣлъ таинство воплощенія. Замѣть слѣдующее. Цѣлую ночь боролся съ Іаковомъ мужъ, когда же возсіялъ день, онъ сказалъ: пусти мя, взыде бо заря. Что это означаетъ? To, что Христосъ боротся и сражается съ тѣми, которые, подобно находящимся во мракѣ и ночи, имѣютъ въ умѣ и сердцѣ мракъ невѣдѣнія; но когда въ ихъ умахъ занимается заря, и свѣтъ истиннаго богопознанія начинаетъ сіять въ нихъ, подобно дню, тогда Христосъ оканчиваетъ борьбу. Ибо Онъ вооружается противъ тѣхъ, которые имѣютъ, подобно находящимся во тьмѣ и мракѣ, темное и мрачное сердце, а не тѣхъ, которые ходятъ во свѣтѣ и имѣютъ духовную зарю. Итакъ, человѣкъ, прими духовную зарю, да возсіятъ тебѣ свѣтъ истины. Перестань бороться со Христомъ. He знающій надъ собой побѣды, всегда побѣждаетъ. Единородное Слово Божіе хотя и сдѣлалось человѣкомъ, но не престало по естеству быть и Богомъ. Измѣниться Онъ никакъ не можетъ. Итакъ по Отцѣ Онъ есть Слово, a по Матери человѣкъ по плоти. Единъ есть Богъ Отецъ, изъ котораго все, и единъ Господь Іисусъ Христосъ, чрезъ котораго все, и единъ Духъ Святый, въ которомъ все. Тому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ второй. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1861. – С. 202-205.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0