Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Бесѣда произнесенная въ Ефесѣ во время священнаго собранія, по низложеніи Несторія.

Надлежало бы вамъ довольствоваться наставленіями предшествовавшихъ учителей, и, какъ напоеннымъ священными струями, не чувствовать болѣе жажды. Но какъ я замѣчаю въ васъ ненасытимую жажду къ слушанію, то вотъ и мы скажемъ немногое согласное съ тѣмъ, что уже вамъ извѣстно. — Нѣтъ никакого сомнѣнія, что свѣтлый сонмъ святыхъ поставлять себѣ въ особенную честь и славу прославлять Христа, и, такъ сказать, похваляется симъ прославленіемъ изъ горячей любви къ Нему. Вотъ напримѣръ блаженный пророкъ Исаія взываеть къ Нему: Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворилъ еси чудная дѣла (Ис. 25, 1); а блаженный пророкъ Давидъ говоритъ: языкъ мой поучится правдѣ Твоей, весь день хвалѣ Твоей (Псал. 34, 28). И это есть цѣль святыхъ. Злые же и беззаконные, не понимая великаго, досточтимаго и глубокаго таинства воплощенія Единороднаго, открыто богохульствуютъ, отверзая невоздержныя и необузданныя уста. Да слышатъ же они пророка Исаію, который такъ говоритъ къ нимъ: вы же пріидите сѣмо сынове беззаконніи, сѣмя прелюбодѣевъ и блудницы: въ чемъ услаждастеся, и на кого отверзосте уста ваша, не вы ли есте чада пагубы, сѣмя беззаконно (Ис. 57, 3). По истинѣ чада пагубы и сѣмя безаконное суть тѣ, которые отверглись Господа, искупившаго ихъ. Куплени бо есть цѣною (1 Кор. 6, 20), и не истлѣннымъ сребромъ или златомъ, но честною кровію яко агнца непорочна и пречиста Христа (1 Петр. 1, 18-19). Какимъ же образомъ кровь обыкновеннаго, подобнаго намъ человѣка, могло бы быть искупительною цѣною всего міра? Какъ одинъ умеръ за всѣхъ, чтобы всѣхъ спасти? Какимъ образомъ мы стали принадлежать Ему, мы, которые принадлежимъ истинному по естеству Богу? Почему мы служимъ и поклоняемся Ему, тогда какъ намъ запрещено служить твари паче Творца? Но, какъ я уже сказалъ, нѣкоторые непризнательны къ снисхожденію нашего Спасителя, отрекаются отъ Господа, свергаютъ съ себя иго рабства, дабы и о нихъ Христосъ сказалъ словами пророка: гóре имъ, яко отскочиша отъ Мене: боязлива суть, яко нечествоваша ко Мнѣ: Азъ же избавихъ я, сіи же возглаголаша на Мя лжу (Ос. 7, 13). Лгутъ же противъ славы и величія нашего Спасителя подражатели злобы и нечестія фарисеевъ. Они носятъ имя христіанъ, но смыслъ имѣютъ іудействующій и языкъ ядовитый и исполненный горечи, такъ что и о немъ Христосъ сказалъ устами Іереміи: се Азъ на тя, горде, глаголетъ Господь (Іер. 50, 31). Подлинно, древніе іудеи преслѣдовали Христа, общаго нашего Спасителя, нападали на Него, какъ звѣри, хотѣли камнями побить своего благодѣтеля и спасителя; почему Спаситель тогда говорилъ къ нимъ: многа добра дѣла явихъ вамъ отъ Отца Moегo: за кое дѣло каменіе мещете на Мя. Отвѣщаша Ему іудее, глаголюще: о добрѣ дѣлѣ каменіе не мещемъ на тя, нo о хулѣ, яко ты, человѣкъ сый, твориши себе Бога (Іоан. 10, 32). Таковы хулы древнихъ іудеевъ на Спасителя нашего, подражатели же безумія ихъ и нечестія, возобновляя эти хулы, говорятъ: для чего ты, бывъ человѣкомъ, дѣлаешь себя Богомъ? О безумной и непотребнѣйшій! He понимаешь таинства. Онъ не сдѣлалъ себя Богомъ, бывъ человѣкомъ, но, будучи по естеству Богъ, неизмѣнно и несліянно содѣлался человѣкомъ, и, родившись неизреченно отъ Бога Отца, благоволилъ родиться по плоти отъ жены и нарещись сыномъ человѣческимъ, дабы насъ спасти. Содѣлался подобнымъ тебѣ ради тебя, и пребылъ самъ въ себѣ тѣмъ, чѣмъ былъ. Признай же Единороднаго родившимся по плоти, исповѣдуй Богомъ того, кто насъ ради содѣлался человѣкомъ; Онъ самъ себя предлагаетъ тебѣ, говоря: Азъ есмь самъ глаголяй (Ис. 52, 6). Онъ людямъ прежняго времени далъ законъ чрезъ Моисея, потомъ явился уже во плоти. Вотъ тебѣ свидѣтели святые пророки. Что говоритъ Варухъ, едва не перстомъ указуя Еммануила? Сей Богъ нашъ, не вмѣнится инъ къ Нему. Изобрѣте всякъ путь хитрости и даде ю Іакову, отроку своему, и Израилю, возлюбленному отъ него. Посемъ на земли явися, и съ человѣки поживе (Вар. 3, 36-38). Блаженный Давидъ также поетъ о Немъ: Богъ нашъ явѣ пріидетъ (Псал. 49, 3). Хочешь ли слышать свидѣтельство о Немъ и отъ проповѣдниковъ Новаго Завѣта? Слушай, вотъ Іоаннъ Креститель говоритъ: уготовыйте путь Господень, правы творите стези Бога нашего (Матѳ. 3, 3). Хочешь ли имѣть и другое полнѣйшее удостовѣреніе? Обѣщалъ Богъ блаженному Давиду отъ плода чрева его посадить на престолѣ его (2 Цар. 7, 12; Псал. 131, 11). Онъ же (Давидъ), весьма много радуясь сему, тщательно изыскивалъ мѣсто [1] рожденія сего (плода). Но слѣдуетъ послушать его самаго: аще взыду на одръ постели моея, аще дамъ coнъ очима моима и вѣждома моима дреманіе, и покой скраніама моима (Псал. 131, 3). Доколѣ, ты думаешь? Дондеже обрящу мѣсто Господеви, селеніе Богу Іаковлю (Псал. 131, 5). Заботливо изыскиваешь мѣсто, блаженный Давидъ; одобряю усердіе, хвалю терпѣніе твое, но если ты узналъ что нибудь болѣе, повѣдай и намъ. Гдѣ будетъ Его рожденіе? Въ какомъ мѣстѣ Онъ родится? Слушай, вотъ его ясныя слова: се слышахомъ я во Ефраѳѣ и обрѣтохомъ я въ поляхъ дубравы (Псал. 131, 6). Когда говоритъ о Ефраѳѣ, означаетъ симъ Виѳлеемъ. О семъ и Богъ свидѣтельствуетъ чрезъ одного изъ святыхъ пророковъ: и ты Виѳлеемъ, домѣ Ефраѳовъ, еда малъ ecu, еже быти въ тысящахъ іудиныхъ; изъ тебе бо изыдетъ Старѣйшина, еже быти въ князя во Израили, исходи же Его изначала, отъ дней вѣка (Мих. 5, 2). Слышишь, какъ онъ о виѳлеемитянѣ семъ (такъ какъ онъ содѣлался человѣкомъ), утверждаетъ, что исходи Его отъ начала вѣка? Ибо въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ у Бога (Іоан. 1, 1). Ho мнѣ стыдно, говоришь ты, признавать Богомъ родившагося отъ жены? Значитъ, ты ставишь ни во что божественныя опредѣленія? Отвергаешь домостроительство? Противишься изволенію Господа? — Такимъ именно образомъ Онъ восхотѣлъ спасти міръ. Неужели ты мудрѣе самой мудрости? Чудное дѣло! Свѣтильникъ хочетъ сравняться съ солнцемъ. Господь всяческихъ знаетъ, что дѣлаетъ. Итакъ, признай домостроительство, почти вѣрою таинство, не изслѣдуй заботливо того, что выше нашего ума, не трудись напрасно постичь непостижимое: вѣруй вмѣстѣ съ нами. Но если ты останешься и невѣрующимъ, Онъ вѣренъ пребываетъ, отрещися бо себѣ не можетъ (2 Тим. 2, 13). Ему слава и держава со Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ нѣкоторыхъ спискахъ стоитъ: τρόπον, а въ другихъ τόπον. Послѣднее чтеніе сообразнѣе съ контекстомъ.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 632-637.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0