Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Бесѣда противъ Несторія произнесенная послѣ того, какъ семь епископовъ присоединились къ Святой Маріи
[1].

Вижу Свѣтлый соборъ всѣхъ святыхъ, поспѣшно сошедшихся по призыву Святой Богородицы и Приснодѣвы Маріи. Посему, хотя я былъ въ великой печали, но это присутствіе святыхъ отцевъ измѣнило печаль мою на радость. Нынѣ исполнилось надъ нами сладостное изреченіе пѣснописца Давида: се что добро, или что красно, нo еже жити братіи вкупѣ (Псал. 13, 1). Итакъ благословляемъ Тебя, Святая таинственная Троица, созвавшая всѣхъ насъ въ этотъ храмъ Богородицы Маріи. Благословляемъ Тебя, Богородице Маріе, досточтимое Сокровище всего міра, неугасимый Свѣтильникъ, Вѣнецъ дѣвства, Скиптръ православія, Храмъ неразрушимый, Вмѣстилище Невмѣстимаго, Матерь и Дѣва; чрезъ тебя благословеннымъ именуется во святыхъ евангеліяхъ Грядущій во имя Господне. Благословляемъ тебя, вмѣстившая Невмѣстимаго во святой дѣвственной утробѣ; чрезъ Тебя Троица Святая почитается и прославляется, чрезъ Тебя крестъ честный чтится и покланяется во всей вселенной, чрезъ Тебя небо торжествуетъ, ангелы и архангелы радуются, демоны расточаются, чрезъ Тебя искуситель діаволъ ниспалъ съ неба, чрезъ Тебя падшая тварь возводится на небо, Тобою вся тварь, подвергшаяся идолослуженію, приводится къ познанію истины, Тобою святое крещеніе сообщается вѣрующимъ, Тобою елей радованія, тобою по всей вселенной утверждены Церкви, Тобою язычники приводятся къ покаянію. Но что говорить многое? Тобою возсіялъ Единородный Сынъ Божій, Свѣтъ сѣдящимъ во тьмѣ и сѣни смертной, Тобою пророки пророчествовали, Тобою апостолы проповѣдывали спасеніе язычникамъ, Тобою мертвые возстаютъ, Тобою цари царствуютъ, силою Святыя Троицы. Но кто изъ людей могъ бы по достоинству восхвалить прехвальную Марію? Утроба дѣвственная. Чудное дѣло! Чудо сіе приводитъ меня въ изумленіе. Кто когда либо слышалъ, чтобы строителю, создавшему собственный домъ, воспрещено было обитать въ немъ? Кто подлежитъ нареканію за то, что собственную рабу возвелъ въ достоинство матери? И вотъ все радуется: море, узнавъ своихъ сорабовъ покорилось, и переходъ святыхъ умирилъ яростныя бушующія волны. Ибо вспомнила непокорная раба гласъ Спасителя, глаголющаго: молчи, престани (Марк. 4, 39). Землю, опустошаемую нѣкогда разбойниками, путь (святыхъ) отцевъ также умиротворилъ. Ибо коль красны ноги благовѣствующихъ миръ (Рим. 10, 15). Какой миръ? Господа нашего Іисуса, котораго родила Марія, какъ Онъ самъ восхотѣлъ. Впрочемъ, зачѣмъ мнѣ заботливо изслѣдывать Писаніе, а не мудрствовать въ простотѣ сердца, согласно съ нимъ? Ты укажешь мнѣ на отреченіе іудеевъ? — Но пророки издавна произнесли о нихъ торжественный приговоръ, какъ о христоубійцахъ, потому они и отреклись отъ Христа. Ты укажешь на горькую болѣзнь Арія? — Но онъ зараженъ былъ погибельнымъ желаніемъ высшей (епископской) каѳедры. Ты укажешь наконецъ на еллинское распутство, ихъ безславное и безбожное мудрованіе? Но это было слѣдствіемъ и признакомъ ихъ невѣдѣнія. И что много говорить! Всякій народъ, ходящій нечестивыми путями, онъ (Несторій) превзошелъ своимъ непотребствомъ. Ибо язычники большею частію безчествуютъ противъ Бога неумышленно, по невѣдѣнію Писанія, a онъ, имѣя подъ руками все Писаніе, и еще занимаясь, кажется, бреднями магіи (осмѣлюсь сказать и это), — не обратился чистосердечно къ Богодухновенному Писанію, по имѣль въ виду злато и сребро. Ослѣпленный и омраченный магіей богохульства, ты отлучилъ себя отъ престола и исключилъ изъ списка братій, не признавъ и не почтивъ Того, Кто даровалъ тебѣ жребій архіерейства. Неужели не убѣдилъ тебя Павелъ, который говоритъ: аще ангелъ съ неба благовѣститъ вамъ паче, неже благовѣстихомъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8)? И если Павелъ не остановилъ твоего суетнаго мудрованія, неужели не могъ остановить Исаія, который сказалъ: се Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ Сына и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, еже есть сказаемо: съ нами Богъ (Матѳ. 1, 23; Ис. 7, 14)? А если и онъ не могъ (удержать тебя отъ нечестиваго мудрованія), — такъ какъ умъ твой зараженъ ужаснымъ зломудрованіемъ, — послушай хотя демоновъ, которые взываютъ: что намъ и тебѣ Сыне Божій? Пришелъ ecu прежде времени мучити насъ (Матѳ. 8, 29). Ктожъ присовѣтовалъ тебѣ проповѣдывать такія пустыя мысли? Кто зараженъ былъ вмѣстѣ съ тобою этою странною болѣзнію? Не убоялся ты уподобить Бога персидскому царству? Не постыдился ты ниспровергнуть преданія отцовъ, и евангелистовъ и пророковъ? Возмнивъ начальствовать надъ всѣми церквами, не вспомнилъ ты о Томъ, Кто изъ грязи возвелъ тебя на небесную высоту. Заботясь о вещахъ сотворенныхь, не позналъ ты Творца, задумавъ возмутить лукавыми мыслями вселенную, оскорбляя храмъ Божій и желая раздѣлить Рожденнаго отъ Дѣвы Маріи, вводя въ міръ злой догматъ и ярую ненависть, которая ни прекращается, ни обнаруживается, ты вздумалъ даже, непрошенный, содѣлавшись прежде времени подражателемъ Веліалу, вздумалъ сѣтями твоихъ нечестивыхъ мыслей опутать императора, поборника православія и поклонника единосущной Троицы, которою онъ твердо царствуетъ, которою сокрушаетъ враждебные народы, и которою онъ содержитъ міръ въ мирѣ. Его-то посредствомъ коварныхъ своихъ рѣчей вздумалъ сдѣлать ты отступникомъ. Ты восхотѣлъ также развратить боголюбезный народъ и разсѣялъ множество отцевъ, жившихъ въ тишинѣ уединенія. Неудовольствовался ты погубленіемъ самаго себя чрезъ богохульство, но распространилъ хульныя мысли по всей вселенной. И вотъ исполнились на тебѣ слова: въ дѣлахъ руку своею увязе грѣшникъ (Псал. 9, 17). Ты отлучилъ отъ общенія святой клиръ пресвитеровъ и діаконовъ, которые обличали твое неблаговременное изступленіе, и (убѣждали тебя), чтобы ты не мудрствовалъ согласно съ Аріемъ. И я теперь не падшаго попираю, не утопающаго погружаю, но низлагаю суетную ложь беззаконныхъ замысловъ. Кто видѣлъ, чтобы корабль, благополучно прибывшій въ спокойную пристань, потерпелъ крушеніе? Кто видѣлъ, чтобы боецъ, павшій на мѣстѣ боя, не вставалъ и не поправлялся? Но не простирали ли мы тебѣ руку помощи, когда ты палъ и потерпѣлъ крушеніе въ вѣрѣ? Свидѣтелемъ сего да будетъ тебѣ почтенный и святый архіепископъ великаго Рима Келестинъ, который настойчиво просилъ тебя чрезъ письмо, чтобы ты отсталъ отъ суетнаго и безполезнаго и ни на чемъ не основаннаго ученія. (Да будетъ тебѣ свидѣтелемъ сего) и наше смиреніе, такъ какъ и мы въ краткихъ посланіяхъ убѣждали тебя выслушать наши слова о Богѣ. Но ты не внялъ нашимъ убѣжденіямъ, облекшись, (такъ сказать), въ нѣкое безчувствіе и безуміе, хвастаясь зломъ, какъ бы сильный, и имѣя въ мысляхъ беззаконное. И замышляя коварство, содѣлался ты сѣкирою, изощренною противъ тебя самаго. И вотъ Богъ, о которомъ ты зломудрствовалъ, низложилъ тебя и исторгъ твой корень отъ земли живыхъ, потому что ты не умѣлъ размыслить о Богѣ. Но довольно сказаннаго нами въ обличеніе его. Богъ есть судія и мздовоздаятель каждому по дѣламъ его (Рим. 2, 6). Что же касается до насъ самихъ, будемъ благоговѣйно чтить и смиренно исповѣдывать единеніе (т. е. между Божествомъ и человѣчествомъ во Христѣ), повиноваться боголюбезнѣйшему императору, покоряться начальствамъ и властямъ, и со страхомъ и трепетомъ чтить и славить нераздѣльную Троицу, ублажая и Приснодѣву Марію, святый Храмъ (Божества) и Ея Сына и непорочнаго Жениха: ибо Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Т. е. когда семь епископовъ, благопріятствовавшихъ прежде Несторію, оставивъ его, перешли къ православнымъ, которые обыкновенно собирались въ храмѣ, называвшемся Святая Марія, или Богородица Марія.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 637-643.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0