Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Изъясненіе двѣнадцати главъ, изложенное въ Ефесѣ Кирилломъ, архіепископомъ Александрійскимъ, когда святый соборъ потребовалъ яснѣйшаго изложенія ихъ.

Вся, по Писанію, права разумѣющимъ и права обрѣтающимъ разумъ (Прит. 8, 9). Ибо тѣ, которые острымъ и чистымъ взоромъ ума всматриваются въ священныя слова богодухновеннаго Писанія, тѣ внѣдряютъ въ свои души пользу отъ нихъ, какбы нѣкоторое божественное и небесное сокровище; а которые имѣютъ умъ, склонный ко лжи и преданный пустословію о чемъ ни попало, любящій нечистое знаніе, будутъ общниками тѣхъ, о которыхъ пишетъ блаженный Павелъ: въ нихъ же Богъ вѣка сего ослѣпи разумы невѣрныхъ, во еже не возсіяти имъ свѣту благовѣствованія славы Христовы (2 Кор. 4, 4). Ибо слѣпотствуютъ и вожди суть слѣпцемъ (Матѳ. 15, 14); посему и падаютъ въ ямы погибели, какъ самъ Спаситель говоритъ: слѣпецъ слѣпца аще водитъ, оба въ яму впадутъ (тамже). Такъ нѣкоторые пустословятъ о догматахъ истины и взводятъ несправедливое зломысліе на домостроительство воплощеннаго Единороднаго, не разумѣюще, по Писанію, ни яже глаголютъ, ни о нихъже утверждаютъ (1 Тим. 1, 7). Изобрѣтатели же такого нечестія были многіе еще въ предшествовавшія времена; а нынѣ ни въ чемъ не уступающіе ихъ нечестію, Несторій и его единомышленники, возстающіе на Христа, подобно древнимъ фарисеямъ, и дерзко восклицающіе: зачѣмъ ты человѣкъ сый твориши себе Бога (Іоан. 10, 33)? Посему необходимо было и намъ вооружиться на нихъ словомъ, анаѳематствовать ихъ нечистыя и гнусныя мнѣнія, помня, какъ Богъ говоритъ гласомъ пророческимъ: жерцы, послушайте и засвидѣтельствуйте дому Іаковлю, глаголетъ Господь Богъ Вседержитель (Амос. 3, 13), и еще: войдите чрезъ врата Мои, и камни съ пути приберите (Іер. 7, 2-3 сн. гл. 50) [1]. Намъ, борющимся за догматы истины, дóлжно удалать съ пути препятствія, чтобы люди никакимъ образомъ не запинались объ нихъ, но какъ-бы широкой дорогой шли бы къ священнымъ и божественнымъ обителямъ, говоря только въ каждыхъ (вратахъ): сія врата Господня, праведніи внидутъ въ ня (Псал. 117, 20). Итакъ, когда Несторій сталъ вносить въ свои книги множество странныхъ и нечестивыхъ хуленій: то мы, заботясь о спасеніи тѣхъ, которые станутъ читать ихъ, сложили анаѳематства, не просто что нибудь пришедшее на умъ излагая въ увѣщательномъ посланіи, написанномъ къ нему, но, какъ только лишь сказали, указывая на странныя и чуждыя догматовъ благочестія порожденія его умопомѣшательства. Можетъ быть, нѣкоторые будутъ недовольны нашими словами, т. е. или непонимающіе истинной силы написаннаго, или бывшіе проповѣдники нечистой ереси Несторіевой, и участники нечестія, и его единомышленники. Но истина не закрыта ни отъ кого изъ привыкшихъ мудрствовать по православному. Ho какъ, вѣроятно, нѣкоторые, развращенные ихъ изворотливостію, не понимаютъ, какимъ образомъ произошли они (анаѳематства): то я почелъ долгомъ изложить кратко каждое изъ анаѳематствъ и объяснить, сколько нужно, силу ихъ. Это дѣло, какъ я думаю, принесетъ большую пользу читателямъ.

Анаѳематство 1-е.

Кто не исповѣдуетъ Еммануила истиннымъ Богомъ, и посему Святую Дѣву Богородицею, такъ какъ Она по плоти родила Слово, сущее отъ Бога Отца, ставшее плотію: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 1-е.

Блаженные отцы, собравшіеся нѣкогда въ городѣ Никеѣ и изложившіе опредѣленіе правой и непорочной вѣры, проповѣдали вѣру въ единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго; и въ единаго Господа Іисуса Христа Сына Его; и въ Духа Святаго, называя Его (т. е. Сына) Словомъ, возсіявшимъ отъ Бога, чрезъ которое все сотворено, Свѣтомъ отъ Свѣта, Богомъ истиннымъ отъ Бога истиннаго, воплотившимся и вочеловѣчившимся, страдавшимъ и воскресшимъ. Ибо будучи Богомъ по естеству, единородное Слово Отца приняло отъ сѣмени Авраамова, какъ говоритъ блаженный Павелъ (Евр. 2, 16), и подобно намъ содѣлалось причастнымъ плоти и крови: Оно родилось плотію отъ Святой Дѣвы и содѣлалось человѣкомъ, какъ и мы, не переставая быть Богомъ, — да не будетъ!, — но оставаясь тѣмъ, чѣмъ было, и пребывая въ божественномъ естествѣ и славѣ. Итакъ говоримъ, что Оно содѣлалось человѣкомъ, не претерпѣвая превращенія въ то, чѣмъ не было, ни измѣненія: потому что Оно всегда есть тоже и неспособно терпѣть и тѣни измѣненія. Но утверждаемъ, что не произошло никакого смѣшенія, или сліянія, или сращенія Его естества съ плотію, а говоримъ, что Слово соединено было съ плотію, имѣющею разумную душу, непостижимо и неизрѣченно, и какъ только само вѣдаетъ. Итакъ оно пребыло Богомъ и въ принятіи плоти, и есть единый Сынъ Бога и Отца, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, одинъ и тотъ же — и прежде всякаго вѣка и времени, какъ Слово и образъ ѵпостаси Его и въ послѣднія времена домостроительственно содѣлавшійся ради насъ человѣкомъ. Поелику же нѣкоторые отвергаютъ рожденіе Его по плоти, бывшее отъ Святой Дѣвы во спасеніе всѣхъ — рожденіе, не къ началу бытія воззывающее Его, но къ тому, чтобъ Онъ, содѣлавшись подобнымъ намъ, избавилъ насъ отъ смерти и тлѣнія: то по этой причинѣ первое наше анаѳематство поражаетъ ихъ зловѣріе, исповѣдуетъ православную вѣру, утверждая, что Еммануилъ былъ поистинѣ Богомъ, a потому и Святая Дѣва — Богородицей.

Анаѳематство 2-е.

Кто не исповѣдуетъ, что Слово, сущее отъ Бога Отца, соединилось съ плотію ѵпостасно, и что посему Христосъ единъ съ своею плотію, то есть, одинъ и тотъ же есть Богъ и вмѣстѣ человѣкъ: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 2-е.

Священнодѣйствователь божественныхъ таинъ, богодухновенный Павелъ пишетъ: исповѣдуемо велія есть благочестія тайна: Богъ явися во плоти, оправдася въ Дусѣ, показася ангеломъ, проповѣданъ бысть во языцѣхъ, вѣровася въ мірѣ, вознесеся въ славѣ (1 Тим. 3, 16). Итакъ что такое: явися во плоти? Т. е. Слово Бога Отца содѣлалось плотію, не то что оно измѣнило или превратило свое существо въ плоть, какъ уже выше сказали мы, но лучше плоть, взятую изъ Святой Дѣвы, содѣлало своею, будучи одинъ и тотъ же Сынъ — прежде вочеловѣченія, какъ безплотное еще Слово, послѣ же вочеловѣченія тоже самое (Слово) уже во плоти. Посему и говоримъ, что одинъ и тотъ же — Богъ вмѣстѣ и человѣкъ; не раздѣляемъ воззрѣнія на Него, какъ на человѣка, взятаго отдѣльно, самого по себѣ, и какъ на Бога-Слово отдѣльно, чтобы не разумѣть двухъ сыновъ, но одного и тогоже самаго исповѣдуемъ тѣмъ же самымъ Христомъ и Сыномъ и Господомъ. А которые думаютъ объ этомъ не такъ, или хотятъ вѣровать иначе, именно раздѣляютъ одного на двухъ сыновъ и разъединяютъ одно отъ другаго, что по-истинѣ соединено, утверждая, что соединеніе человѣка съ Богомъ было по одному достоинству или праву: такихъ считаемъ чуждыми православной и непорочной вѣры. Итакъ хотя Онъ и называется помазаннымъ и нареченнымъ въ Сына Божія (Рим. 1, 4): мы не стыдимся домостроительства, но говоримъ, что тоже самое Слово Бога Отца, которое содѣлалось подобно намъ человѣкомъ, называется съ тѣхъ поръ и посланнымъ и помазаннымъ вмѣстѣ съ нами по человѣчеству. Ибо содѣлавшійся подобнымъ намъ, хотя и остался тѣмъ, чѣмъ былъ, не отвращается нашего, напротивъ все, что относится къ человѣчеству, по домостроительству усвояетъ себѣ въ мѣрахъ человѣчества, не нанося при этомъ никакого ущерба своей славѣ или могуществу; потому что и такимъ образомъ остается Богомъ и Господомъ всего.

Анаѳематство 3-е.

Кто во единомъ Христѣ, послѣ соединенія (естествъ) раздѣляетъ лица, соединяя ихъ только союзомъ достоинства, то есть, въ волѣ или въ силѣ, а не, лучше, союзомъ, состоящимъ въ единеніи естествъ: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 3-е.

Изслѣдуя домостроительственное таинство воплощеннаго Единороднаго, говоримъ, что Слово Бога Отца чуднымъ и неизреченнымъ образомъ соединилось съ святымъ тѣломъ, имѣющимъ разумную душу; одного и при этомъ разумѣемъ Сына, подобно какъ можно видѣть это и на насъ самихъ: душа, конечно, другаго существа, нежели тѣло, но оба соединены въ одно живое (ζῶον). Ho нѣкоторые не такъ понимаютъ это: отдѣляя намъ человѣка особо, самого по себѣ, говорятъ, что онъ соединенъ съ Словомъ, рожденнымъ отъ Бога Отца, по одному достоинству или праву, а не единеніемъ естественнымъ, т. е. истиннымъ, какъ мы вѣруемъ; ибо такъ говоритъ и божественное Писаніе: и бѣхомъ естествомъ чада гнѣва, якоже и прочіи (Ефес. 2, 3), употребляя слово естествомъ вмѣсто слова истинно (дѣйствительно). Итакъ раздѣляющіе ѵпостаси послѣ соединенія и полагающіе каждую сторону, т. е. человѣка и Бога, отдѣльно, допускающіе и соединеніе ихъ, но по одному достоинству, допускаютъ совершенно двухъ сыновъ, тогда какъ богодухновенное Писаніе говоритъ объ одномъ Сынѣ и Господѣ. Посему послѣ неизрѣченнаго соединенія если назовешь Еммануила Богомъ, мы будемъ разумѣть Слово Бога Отца, воплотившееся и вочеловѣчившееся; если назовешь и человѣкомъ, тѣмъ не менѣе мы разумѣемъ Его же, домостроительственно вмѣстившагося въ мѣры человѣчества. Говоримъ же, что неприкосновенный содѣлался осязаемымъ, невидимый — видимымъ: потому что не было чуждо Ему соединенное съ Нимъ тѣло, которое мы называемъ осязаемымъ и видимымъ. А тѣхъ, которые не такъ вѣруютъ, но раздѣляютъ, какъ сказано, ѵпостаси послѣ соединенія и допускаютъ только сопряженіе ихъ по одному достоинству или праву, предложенное анаѳематство дѣлаетъ чуждыми православно мудрствующихъ.

Анаѳематство 4-е.

Кто изрѣченія евангельскихъ и апостольскихъ книгъ, употребленныя святыми ли о Христѣ, или Имъ самимъ о Себѣ, относитъ раздѣльно къ двумъ лицамъ или ѵпостасямъ, и одни изъ нихъ прилагаетъ къ человѣку, котораго представляетъ отличнымъ отъ Слова Бога Отца, a другія, какъ богоприличныя, къ одному только Слову Бога Отца: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 4-е.

Во образѣ и равенствѣ съ Богомъ сущее изъ Него Слово не считало хищеніемъ быть равнымъ Богу, какъ написано (Флп. 2, 6), но предало Себя на добровольное истощаніе и по своей волѣ снизошло до подобія намъ, не переставая быть тѣмъ, что есть, но и при этомъ оставаясь Богомъ и не презирая мѣры человѣчества. Посему все Его — и божественное и человѣческое: потому что гдѣ же Оно умалило себя, если стыдится мѣръ человѣчества? и если отвращалось человѣческаго, кто заставилъ Его какъ-бы по необходимости и принужденію быть подобнымъ намъ? Итакъ всѣ рѣчи евангельскія, означаютъ ли онѣ человѣческое или божественное, относимъ къ одному лицу. Поелику же мы вѣруемъ, что Христосъ Іисусъ, т. е. воплотившееся и вочеловѣчившееся Слово Божіе, есть одинъ Сынъ: то если назовешь что нибудь человѣческое, приписываемъ человѣческое мѣрамъ Его человѣчества, потому что и человѣческое опять — Его же; если же говорится о Немъ, какъ о Богѣ, то вѣруя, что вочеловѣчившийся есть Богъ, рѣчи, относящіяся къ человѣческому естеству, опять относимъ къ Нему, какъ единому Христу и Сыну. А раздѣляющіе на два лица измышляютъ совершенно двухъ сыновъ: потому что какъ нельзя раздѣлять на два лица какого либо изъ насъ человѣка, хотя онъ состоитъ изъ души и тѣла, но есть одинъ и тотъ же человѣкъ, такъ (должно мыслить) и объ Еммануилѣ. Поелику воплотившееся и вочеловѣчившееся Слово Божіе есть одинъ Сынъ и Господь: то значитъ и лице у Него одно. И человѣческое мы приписываемъ Ему по домостроительству воплощенія, и божественное (Ему же) — по неизрѣченному рожденію отъ Бога Отца. А которые раздѣляютъ и разъединяютъ Его на человѣка особо, какъ отдѣльнаго отъ Слова Божія сына, и на Бога особо, какъ другаго сына, которые (такимъ образомъ) говорятъ о двухъ сынахъ, тѣ праведно подпадаютъ подъ силу предложеннаго анаѳематства.

Анаѳематство 5-е.

Кто дерзаетъ называть Христа человѣкомъ богоноснымъ, а не, лучше, Богомъ истиннымъ, какъ Сына единаго (со Отцемъ) по естеству, такъ какъ Слово стало плотію и приблизилось къ намъ, воспріявъ нашу кровь и плоть (Евр. 2, 14): да будетъ анаѳема.

Объясненіе 5-е.

Слово Божіе плоть бысть, говоритъ богодухновенный евангелистъ Іоаннъ (Іоан. 1, 14), не по превращенію или измѣненію собственнаго естества въ плоть, какъ выше мы уже сказали, потому что непричастно измѣненію, какъ Богъ, но такъ, что содѣлалось причастнымъ нашей плоти и крови и содѣлалось человѣкомъ. Богодухновенное Писаніе имѣетъ обычай называть человѣка плотію; напримѣръ написано: и узритъ всяка плоть спасеніе Божіе (Лук. 3, 6). Изобрѣтатели же нечестивыхъ мнѣній, Несторій и послѣдующіе ему или его единомышленники, хотя притворяются, что допускаютъ слово воплотиться, но не говорятъ, что Слово Божіе воплотилось на самомъ дѣлѣ, т. е. содѣлалось человѣкомъ подобнымъ намъ, не переставая быть тѣмъ, чѣмъ было, а утверждаютъ, что единородное Слово Божіе вселилось въ рожденнаго отъ Святой Дѣвы, какъ въ одного изъ святыхъ людей, такъ что (по ихъ мнѣнію) не дóлжно исповѣдывать, что одинъ Христосъ и Сынъ и Господь и покланяемый, но дóлжно спокланяться Ему, какъ человѣку особно и отдѣльно разсматриваемому, и славить вмѣстѣ (съ Словомъ) по причинѣ только сопряженія въ единеніи достоинства. Хотя Богъ всяческихъ и въ насъ обитаетъ посредствомъ Святаго Духа; а посему въ древности сказалъ чрезъ одного изъ пророковъ: яко вселюся въ нихъ, и похожду, и буду имъ Богъ, и тіи будутъ Мнѣ людіе (2 Кор. 6, 16. сн. Лев. 26, 13); и блаженный Павелъ пишетъ: не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16); и самъ Христосъ говоритъ о святыхъ своихъ пророкахъ, или (вообще) о святыхъ прежде бывшихъ: аще оныхъ рече боговъ, къ нимже Слово Божіе бысть; Егоже Отецъ освяти и посла въ міръ, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рѣхъ: Сынъ Божій есмь (Іоан. 10, 35-36): но не такъ въ насъ обитаетъ Богъ, какъ во Христѣ; потому что Онъ есть Богъ по естеству, содѣлавшійся подобнымъ намъ, единый и единственный Сынъ и въ то время, какъ содѣлался плотію. Итакъ дерзающіе называть Его богоноснымъ человѣкомъ, а не воплотившимся Богомъ, необходимо подпадаютъ подъ предложенное анаѳематство.

Анаѳематство 6-е.

Кто говоритъ, что Слово Бога Отца есть Богъ или Владыка Христа, а не исповѣдуетъ, лучше, Его же самого Богомъ и вмѣстѣ человѣкомъ, такъ какъ, по Писаніямъ (Іоан. 1, 14), Слово стало плотію: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 6-е.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, единый и единственный Сынъ Бога и Отца — Слово плоть бысть и вмѣстѣ съ своимъ Родителемъ надъ всѣмъ господствуетъ. Ему всяко колѣно поклонится небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Итакъ Онъ есть Господь всего, потому что разумѣется и есть Богъ, хотя и съ плотію послѣ вочеловѣченія; а надъ самимъ собою ни Богъ, ни Господь, потому что весьма нелѣпо, или лучше поистинѣ исполнено всякаго нечестія такое мудрствованіе или рѣчь. Значитъ справедливо противъ этого самаго составленное анаѳематство.

Анаѳематство 7-е.

Кто говоритъ, что Іисусъ, какъ человѣкъ, былъ орудіемъ дѣйствій Бога Слова и окруженъ славою Единороднаго, какъ существующій отдѣльно отъ Него: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 7-е.

Когда блаженный Гавріилъ благовѣствовалъ Святой Дѣвѣ рожденіе по плоти единороднаго Сына Божія: то говорилъ: родиши сына, и наречеши имя ему Іисусъ (Лук. 1, 31); Той бо спасетъ люди своя отъ грѣхъ ихъ (Матѳ. 1, 21). Названъ онъ также Христомъ, потому что помазанъ вмѣстѣ съ нами по человѣчеству, по словамъ псалмопѣвца: возлюбилъ ecu правду, и возненавидѣлъ ecu беззаконіе: сего ради помаза Тя Боже Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (Псал. 48, 8). Хотя Онъ раздаетъ Святаго Духа и не въ мѣру даетъ Его достойнымъ, ибо самъ полонъ, и отъ исполненія Его мы вcu пріяхомъ, по Писанію (Іоан 1, 16): но по домостроительству, какъ человѣкъ, называется помазаннымъ, потому что духовно и не человѣчески сошелъ на Него Духъ Святый, чтобы пребывать и въ насъ, такъ какъ отступилъ въ началѣ по причинѣ паденія Адамова. Итакъ само единородное Слово Божіе, содѣлавшееся плотію, названо Христомъ, и какъ имѣющее собственное могущество, свойственное Богу, творило чудеса. Потому утверждающіе, что къ могуществу Христа присоединилась слава Единороднаго, какъ будто Единородный отличенъ отъ Христа, мудрствуютъ о двухъ сынахъ — одномъ дѣйствующемъ и о другомъ, чрезъ котораго, какъ чрезъ подобнаго намъ человѣка, Онъ дѣйствуетъ; по этой причинѣ и подлежатъ силѣ (высказаннаго) анаѳематства.

Анаѳематство 8-е.

Кто дерзаетъ говорить, что воспринятому (Богомъ) человѣку дóлжно покланяться вмѣстѣ съ Богомъ Словомъ, дóлжно его прославлять вмѣстѣ съ Нимъ и вмѣстѣ называть Богомъ, какъ одного въ другомъ (ибо такъ думать заставляетъ постоянно прибавляемая частица — συν вмѣстѣ съ), а не чтитъ Еммануила единымъ поклоненіемъ и не возсылаетъ Ему единаго славословія, такъ какъ Слово стало плотію: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 8-е.

Мы крестились въ единаго Бога Отца Вседержителя, и въ единаго Сына, и въ единаго Духа Святаго. Или не разумѣете, говоритъ блаженный Павелъ, яко елицы во Христа Іисуса крестихомся, въ смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещеніемъ въ смерть: да якоже воста Христосъ отъ мертвыхъ славою Отчею, тако и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ (Рим. 6, 3-4). Посему какъ увѣровали и крестились, какъ сказано, въ единаго Господа нашего Іисуса Христа, т. е. воплотившееся и вочеловѣчившееся Слово Бога Отца: такъ одному же сущему Богу и научены покланяться мы и вышнія силы съ нами; потому что написано: егда же вводитъ Первороднаго во вселенную, глаголетъ: и да поклонятся Ему вcu ангели Божіи (Евр. 1, 6). Единородный же содѣлался первороднымъ, когда явился подобнымъ намъ человѣкомъ; потому что тогда же названъ и братомъ любящихъ Его. Итакъ если кто учитъ сопокланяться Ему, какъ человѣку отдѣльно вмѣстѣ съ Словомъ Бога Отца, какъ отдѣльно отъ Него cyществующимъ, а не почитаетъ единымъ поклоненіемъ, соединяя истиннымъ единеніемъ во единаго Христа и Сына и Господа: тотъ праведно подлежитъ силѣ этого анаѳематства.

Анаѳематство 9-е.

Кто говоритъ, что единый Господь Іисусъ Христосъ прославленъ Духомъ въ томъ смыслѣ, что пользовался чрезъ Него какъ-бы чуждою силою, и отъ Него получилъ силу побѣждать нечистыхъ духовъ и совершать въ людяхъ божественныя знаменія, а не почитаетъ собственнымъ Его Духомъ, чрезъ котораго Онъ совершалъ чудеса: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 9-е.

Единородное Слово Божіе, содѣлавшись человѣкомъ, тѣмъ не менѣе оставалось Богомъ, имѣющимъ все, что имѣетъ Отецъ, кромѣ одного свойства — быть Отцемъ; и имѣя существенно въ Немъ пребывающаго Духа Святаго, совершало божественныя знаменія. Посему и послѣ того, какъ содѣлалось человѣкомъ, оставалось въ тоже время Богомъ и такимъ образомъ собственною въ Духѣ силою совершало чудеса. A которые говорятъ, что Онъ (Христосъ), какъ одинъ изъ людей подобныхъ намъ или какъ одинъ изъ святыхъ, прославленъ дѣйствованіемъ силою Духа, потому что будто бы имѣлъ дѣйствованіе не свое, а чуждое Ему, и не какъ прилично Богу, и будто бы (только) по участію въ благодати взятъ Святымъ Духомъ на небеса: тѣ праведно будутъ подлежать силѣ этого анаѳематства.

Анаѳематство 10-е.

Божественное Писаніе говоритъ, что Христосъ былъ святителемъ и посланникомъ нашего исповѣданія (Евр. 3, 1), что Онъ принесъ Себя за насъ въ воню благоуханія Богу и Отцу (Ефес. 5, 2). Итакъ, если кто говоритъ, что святителемъ и посланникомъ нашимъ было не само Слово Бога Отца, когда стало плотію и подобнымъ намъ человѣкомъ а какъ-бы другой нѣкто, отличный отъ Него, человѣкъ, произшедшій отъ жены; или кто говоритъ, что Онъ принесъ Себя въ приношеніе и за самого Себя, а не за насъ только однихъ, такъ какъ не зная грѣха, Онъ не имѣлъ нужды въ приношеніи (за Себя): да будетъ анаѳема.

Объясненіе 10-е.

По-истинѣ ничтожно человѣческое для Слова, рожденнаго отъ Бога Отца; однакожъ не презрѣнно по причинѣ домостроительства. Потому что, будучи Господомъ по естеству, Онъ снизошелъ до подобія съ нами, принявши на Себя образъ раба, и назвался святителемъ и посланникомъ нашимъ, такъ какъ условія человѣчества призывали Его и къ этому. Предаде себе за ны въ воню благоуханія Богу и Отцу (Ефес. 3, 2): единымъ бо приношеніемъ совершилъ есть во вѣки освящаемыхъ (Евр. 10, 14), какъ написано. Но не знаю, какимъ образомъ иномыслящіе утверждаютъ, что не самое Слово Божіе, содѣлавшееся человѣкомъ, назвалось и посланникомъ и святителемъ нашего исповѣданія, a говорятъ, что будто другой нѣкто, особый отъ Него человѣкъ, рожденный отъ Святой Дѣвы, названъ и посланникомъ и святителемъ, и будто по мѣрѣ успѣховъ возвышенъ до этого (состоянія), и не только будто за насъ однихъ, но и за себя принесъ самого Себя въ жертву Богу и Отцу. Это (мнѣніе) совершенно чуждо правой и непорочной вѣры: потому что Онъ грѣха не сотворилъ, а кто выше преступленія и совершенно непричастенъ грѣху, тотъ не нуждался и въ жертвѣ за себя. Но какъ иномыслящіе, отвергая истину, опять измышляютъ двухъ сыновъ: то по необходимости составлено анаѳематство, ясно ниспровергающее это нечестіе ихъ.

Анаѳематство 11-е.

Кто не исповѣдуетъ плоть Господа животворящею и собственно принадлежащею самому Слову Бога Отца, но принадлежащею какъ-бы другому кому, отличному отъ Него, и соединенному съ Нимъ по достоинству, то есть, пріобрѣтшему только божественное (въ себѣ) обитаніе, а не исповѣдуетъ, какъ мы сказали, плоть Его животворящею, такъ какъ она стала собственною Слову, могущему все животворить: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 11-е.

Мы совершаемъ въ церквахъ святую, и животворящую, и безкровную жертву, вѣруя, что предлагаемое тѣло, равно какъ и безцѣнная кровь — не обыкновеннаго, подобнаго намъ человѣка, но принимая напротивъ тѣло какъ бывшее собственнымъ и кровь какъ кровь Слова, животворящаго все. Потому что обыкновенная плоть не можетъ животворить: свидѣтель этому самъ Спаситель, который говоритъ: плоть не пользуетъ ничтоже, духъ есть, иже оживляетъ (Іоан. 6, 63). A такъ какъ плоть содѣлалась собственною Слова, то разумѣется и есть животворяща, какъ говоритъ самъ Спаситель: якоже посла Мя живый Отецъ, и Азъ живу Отца ради: и ядый Мя, и той живъ будетъ Мене ради (Іоан. 6, 57). Поелику же Несторій и его единомышленники безразсудно разрушаютъ силу этого таинства: поэтому и весьма справедливо предложено анаѳематство.

Анаѳематство 12-е.

Кто не исповѣдуетъ Бога Слова пострадавшимъ плотію, распятымъ плотію, принявшимъ смерть плотію и наконецъ ставшимъ первороднымъ изъ мертвыхъ, такъ какъ Онъ есть жизнь и животворящъ, какъ Богъ: да будетъ анаѳема.

Объясненіе 12-е.

Хотя Слово Бога Отца безстрастно и безсмертно, потому что божественное и неповрежденное естество выше страданія, и само все животворитъ, и выше тлѣнія и всего, что можетъ страдать: однакожъ, будучи таковымъ по существу, Слово Бога Отца содѣлало собственною плоть способную къ смерти, дабы, посредствомъ того, что можетъ страдать, взявши на Себя страданія вмѣсто насъ и за насъ, избавить всѣхъ насъ и отъ смерти и отъ тлѣнія, оживотворивши, какъ Богъ, свое собственное тѣло, и начатокъ умершимъ бывъ (1 Кор. 15, 20) и перворожденъ изъ мертвыхъ (Кол. 1, 18). Ибо подъявшій за насъ честный крестъ и вкусившій смерть былъ не обыкновенный какой нибудь человѣкъ, самъ по себѣ и отдѣльно отъ Слова Бога Отца разсматриваемый; но самъ Господь славы страдалъ плотію, по писаніямъ. А поелику желающіе примѣшивать къ правой и непорочной вѣрѣ пустыя и нечестивыя мнѣнія говорятъ, что обыкновенный человѣкъ подъялъ за насъ крестъ: то сдѣлалось необходимо анаѳематство, открывающее великость ихъ нечестія.

Примѣчаніе:
[1] Св. Кириллъ небуквально приводитъ указанныя мѣста Священнаго Писанія.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ второй. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1861. – С. 27-47.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0