Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Посланіе къ Іоанну, епископу Антіохійскому, отправленное съ Павломъ, епископомъ Эмесскимъ.

Господину моему, возлюбленному брату и сослужителю Іоанну, Кириллъ желаетъ всякаго блага о Господѣ.

Да возвеселятся небеса и радуется земля (Псал. 95, 11). Разрушено средостѣніе (Ефес. 2, 14), печаль прекратилась и всякіе раздоры уничтожены, такъ какъ общій Спаситель нашъ Христосъ даровалъ миръ церквамъ своимъ, а благочестивѣйшіе и возлюбленнѣйшіе Богу императоры призывали къ тому. Будучи лучшими ревнителями вѣры праотцевъ, они бодрствуютъ духомъ своимъ на стражѣ твердости и непоколебимости правой вѣры, да еще и то особенное стараніе прилагаютъ о святыхъ церквахъ, чтобы онѣ постоянно находились въ величайшей славѣ и способствовали цвѣтущему состоянію ихъ царства; и самъ Христосъ, Господь вышнихъ силъ, щедрою рукою ниспосылаетъ имъ блага, помогаетъ одолѣвать враговъ и даруетъ побѣду. И не обманывается говорящій: живу Азъ, глаголетъ Господь, и прославляющихъ Мя прославлю (1 Цар. 2, 30). Итакъ мнѣ особенно было пріятно прибытіе въ Александрію господина моего, благочестивѣйшаго Павла, сослужителя и брата, и недаромъ, — въ посредники избранъ такой мужъ, и понесъ труды выше силъ своихъ для того, чтобы упразднить ненависть діавола, соединить раздѣленное и увѣнчать миромъ и согласіемъ наши и ваши церкви, потерпѣвшія отъ безпорядковъ. Отъ чего произошло межъ нами несогласіе, поминать излишее. Лучше, кажется, думать и говорить о томъ, чтó прилично времени мирному. Итакъ мы обрадовались посѣщенію помянутаго благочестивѣйшаго мужа, который можетъ быть, ожидалъ немалаго спора, имѣя совѣтовать намъ что дóлжно позаботиться о соединеніи церквей миромъ и согласіемъ объ уничтоженіи посмѣянія людей разномыслящихъ и о притупленіи острія діавольскаго нечестія. Однако онъ нашелъ насъ готовыми къ этому дѣлу, такъ что ему не представилось въ этомъ никакого труда. Ибо мы помнимъ слова Спасителя нашего: миръ Мой даю вамъ, миръ Мой оставляю вамъ (Іоан. 14, 27) Да и въ ежедневныхъ молитвахъ научены мы говорить: Господи Боже нашъ, миръ даждь намъ, вся бо воздалъ ecu намъ (Ис. 26, 12). Почему каждый причастный миру, даруемому Богомъ, не будетъ имѣть недостатка въ какомъ нибудь благѣ. А какъ возникло несогласіе церквей, совершенно лишнее и безъ всякой законной причины, это подробно узнали мы изъ письма, доставленнаго намъ теперь господиномъ нашимъ, благочестивѣйшимъ епископомъ Павломъ и содержащаго въ себѣ безукоризненное исповѣданіе вѣры; онъ доставилъ намъ и исповѣданіе, составленное какъ твоею святостію, такъ и прочими находящимися тамъ епископами, которое мы заблагоразсудили буквально помѣстить въ нашемъ письмѣ. Вотъ оно:

«О томъ, какъ мы думаемъ и говоримъ о Богородицѣ Дѣвѣ Маріи и объ образѣ вочеловѣченія единороднаго Сына Божія, — по необходимости скажемъ коротко, скажемъ не въ видѣ угодливости кому нибудь, а въ формѣ полнаго убѣжденія, какъ почерпнули мы это изъ писаній божественныхъ и преданія святыхъ отцевъ, ничего ровно не прибавляя къ вѣрѣ, изложенной святыми отцами въ Никеѣ; ибо и ея, какъ мы и прежде говорили, довольно достаточно для познанія всякаго благочестія и для низложенія всякаго неправаго еретическаго ученія; — скажемъ притомъ не съ тѣмъ, чтобы изъяснить непостижимое, но чтобы признаніемъ собственнаго безсилія устранить отъ себя тѣхъ, которые только и желаютъ заниматься тѣмъ, что превышаетъ разумѣніе человѣческое.

Итакъ, мы исповѣдуемъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, единородный Сынъ Божій, есть совершенный Богъ и совершенный человѣкъ, (состоящій) изъ разумной души и тѣла; что Онъ рожденъ прежде вѣковъ отъ Отца по божеству, а въ послѣднее время, ради насъ и ради нашего спасенія, отъ Маріи Дѣвы — по человѣчеству; что Онъ единосущенъ Отцу по божеству и единосущенъ намъ по человѣчеству; ибо (въ Немъ) совершилось соединеніе двухъ естествъ. Почему мы и исповѣдуемъ одного Христа, одного Сына, одного Господа. На основаніи такого неслитнаго соединенія мы исповѣдуемъ Пресвятую Дѣву Богородицею, потому что Богъ Слово воплотился и вочеловѣчился и въ самомъ зачатіи соединилъ съ Собой храмъ, отъ Нея воспринятый. Извѣстно, что знаменитые богословы однѣ изъ евангельскихъ и апостольскихъ изреченій о Господѣ обыкновенно дѣлаютъ общими, какъ принадлежащія одному лицу, другія же, по причинѣ различія двухъ естествъ, принимаютъ раздѣльно, и тѣ изъ нихъ, которыя приличны Богу, относятъ къ божественности Христа, недостойныя же Бога — къ Его человѣчеству».

Прочитавши такимъ образомъ эти святыя ваши слова и нашедши, что и мы сами не иначе думаемъ (ибо единъ Господь, едина вѣра и едино крещеніе — Ефес. 4, 5), мы прославили Спасителя всѣхъ Бога, поздравляя другъ друга съ тѣмъ, что у нашихъ и у вашихъ церквей вѣра согласна съ божественными писаніями и преданіями св. отцевъ. А такъ какъ узналъ я, что нѣкоторые изъ тѣхъ, коимъ свойственно пустословить, жужжатъ подобно полевымъ осамъ и распространяютъ обо мнѣ нелѣпые слухи, будто я говорилъ, что святое тѣло Христово заимствовано не отъ св. Дѣвы, а принесено съ неба: то считаю нелишнимъ сказать противъ нихъ кое что въ этомъ отношеніи. О безразсудные и только искусные въ клеветѣ! Какъ пришла вамъ подобная мысль? какъ впали вы въ недугъ такого безразсудства? Ибо ясно должно было понять, что весь почти споръ о вѣрѣ поднятъ изъ за насъ, такъ какъ мы постоянно утверждаемъ, что св. Дѣва есть Богородица. И если бы мы допускали, что святое тѣло общаго нашего Спасителя родилось не отъ Дѣвы, а принесено съ неба, то какимъ бы образомъ признали ее Богородицею? Кого жъ наконецъ родила Она, если истинно не родила Еммануила по плоти? Осмѣивать поэтому и прогонять отъ себя должно тѣхъ, кои распространяютъ на мой счетъ подобную нелѣпость. И не ошибается, конечно, блаженный пророкъ Исаія, когда говоритъ: се дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ сына и наречеши имя ему Еммануилъ (Ис. 7, 14), еже есть сказаемо съ нами Богъ (Матѳ. 1, 23). И совершенно истинно пророчествуетъ и св. Гавріилъ, когда такъ привѣтствуетъ блаженную Дѣву: не бойся Маріамъ: обрѣла бо ecu благодать у Бога. И се зачнеши во чревѣ и родиши Сына, и наречеши имя ему Іисусъ (Лук. 1, 30-31). Той бо спасетъ люди своя отъ грѣхъ ихъ (Матѳ. 1, 21). Если же мы Господа нашего Іисуса Христа и называемъ сошедшимъ съ небесъ, то выражаемъ этимъ не то, будто святое тѣло Его было принесено съ небесъ, а слѣдуемъ только блаженному Павлу, ясно проповѣдавшему: первый человѣкъ отъ земли, перстенъ: вторый человѣкъ (Господь) съ небесе (1 Кор. 15, 47). Вспомнимъ также слова и самого Спасителя: никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе, Сынъ человѣческій (Іоан. 3, 13). Ибо хотя Онъ по плоти, какъ мы уже сказали, родился отъ св. Дѣвы, однако называется Онъ сошедшимъ съ неба потому, что Богъ Слово сошелъ съ небесъ на землю и, пріявъ видъ раба, истощилъ Себя, и названъ сыномъ человѣческимъ, пребывая тѣмъ, чѣмъ и былъ, т. е. Богомъ (ибо по собственному естеству Онъ неизмѣняемъ и неперемѣняемъ), и съ собственной плотію мыслимый какъ одинъ. Называется человѣкомъ съ небеси, потому что совершенъ въ божествѣ и также совершенъ въ человвчествѣ и мыслится въ одномъ лицѣ. Слѣдовательно, одинъ Господь Іисусъ Христосъ, хотя мы и не незнаемъ различія естествъ, которыя вошли въ это неизъяснимое соединеніе. Твоя же святость да заградитъ уста тѣмъ, кои проповѣдуютъ или тожество, или сліяніе, или смѣшеніе Слова Божія съ плотію; потому что, кажется, есть люди, которые распространяютъ слухи въ народѣ, будто я подобнымъ образомъ и думаю и учу. Тогда какъ наоборотъ: я даже сумасбродами считаю тѣхъ, которые въ божественномъ естествѣ Слова допускаютъ хоть тѣнь превращенія. Ибо Оно пребываетъ такимъ, какимъ было и всегда; и не есть иное, и не станетъ когда нибудь инымъ, и неспособно къ какому нибудь измѣненію. Сверхъ того, само Слово Божіе мы исповѣдуемъ безстрастнымъ хотя само Оно, совершивши это таинство съ удивительною премудростію, благоволило приписать Себѣ тѣ страданія, какія свойственны плоти. Отсюда и премудрый Петръ говоритъ: Христу пострадавшу за ны плотію (1 Петр. 4, 1), но не этимъ несказанной божественности естествомъ. Ибо для того, чтобы быть Ему Спасителемъ всѣхъ насъ Онъ посредствомъ усвоенія относитъ къ Себѣ какъ собственныя, о чемъ я уже замѣтилъ, страданія собственной плоти. Такой смыслъ имѣютъ и слова, сказанныя Имъ какъ-бы отъ собственнаго лица чрезъ пророка: плещи Мои вдахъ на раны и ланитѣ Мои на заушенія, лица же Моего не отвратихъ отъ студа заплеваній (Ис. 50, 6). Что во всемъ этомъ слѣдуемъ мнѣніямъ св. отцевъ и въ особенности блаженнаго и славнѣйшаго отца нашего Аѳанасія, дабы не сдѣлать уклоненія въ чемъ нибудь малѣйшемъ, да будетъ несомнѣнно увѣрена твоя святость, да не сомнѣвается и кто нибудь другой. Много къ этому присовокупилъ бы я еще отеческихъ свидѣтельствъ, сообщающихъ довѣріе къ этой моей рѣчи, если бы не опасался наскучить длиннотою письма. Рѣшительно терпѣть не можемъ, чтобы кто нибудь потрясалъ вѣру или символъ вѣры, изданный нѣкогда св. отцами никейскими. И рѣшительно не позволимъ ни себѣ, ни кому нибудь другому измѣнять хоть одно слово, тамъ поставленное, ни пропáсть хоть одному слогу, помня слова сказавшаго: не прелагай предѣлъ вѣчныхъ, яже положиша отцы твои (Прит. 22, 28). Ибо не сами они говорили, а самъ Духъ Бога и Отца (Матѳ. 10, 20), который и исходитъ отъ Него, хотя нечуждъ Онъ и Сына, — разумѣется относительно сущности; и это подтверждается словами святыхъ, предавшихъ таинства. Ибо въ Дѣяніяхъ апостольскихъ написано: пришедше же въ Мисію, покушахуся въ Виѳинію поити: и не остави ихъ Духъ (Дѣян. 16, 7). Пишетъ и божественный Павелъ: сущіи же во плоти Богу угодити не могутъ. Вы же нѣсте во плоти, но въ дусѣ, понеже Духъ Божій живетъ въ васъ; аще же кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Еговъ (Рим. 8, 8-9). А что нѣкоторые изъ тѣхъ, кои обыкновенно ломаютъ правое, превращаютъ слова мои, какъ имъ угодно; то пусть святость твоя не удивляется этому, зная, что послѣдователи какой нибудь ереси и во Священномъ Писаніи находятъ опору своимъ заблужденіямъ, извращая превратнымъ пониманіемъ то, чтó право сказано въ немъ Духомъ Святымъ, и такимъ образомъ собирая на главу свою уголь неугасимый. А такъ какъ извѣстно намъ, что нѣкоторые издали православное посланіе славнѣйшаго отца нашего Аѳанасія съ измѣненіями и извращеніями, отъ чего многіе и пострадали: то, думая, что это будетъ полезно и необходимо для братій, послали мы твоей святости одинъ изъ древнѣйшихъ экземпляровъ этого творенія, сохранившихся у насъ въ чистотѣ и неповрежденности. Прощай.

Печатается по изданію: Дѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ второй. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1861. – С. 372-380.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0