Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Чинопослѣдованіе Коптской Литургіи св. Кирилла Александрійскаго.

Священникъ тайно.

Творецъ всего видимаго и невидимаго, провидѣніемъ управляющій всѣмъ, — ибо все Твое, Господи, любитель душъ, — молю Тебя, Господи всемогущій, я слабый, не имѣющій добродѣтели и непотребный болѣе всѣхъ служителей Твоихъ, приступая къ Твоему Святому Святыхъ, къ совершенію сего святаго таинства. Даруй мнѣ, Господи, Духа Твоего Святаго, огонь непричастный вещества, который не можетъ быть постигнутъ мышленіемъ, который истребляетъ всѣ жестокости, который сожигаетъ злые помыслы и умерщвляетъ земные и плотскіе члены и обуздываетъ движенія души, побуждающія къ представленіямъ исполненнымъ страсти и скорби; и содѣлай меня, какъ слѣдуетъ быть священникамъ, превысшимъ всякаго смертнаго помысла, и дай мнѣ слова чистыя (Псал. 11, 7), чтобы мнѣ совершить сіе предложенное приношеніе, которое есть таинство изъ всѣхъ таинствъ, въ союзѣ и общеніи съ Христомъ Твоимъ, которому съ Тобою приличествуетъ слава, и Святому Духу животворящему и единосущному Тебѣ, нынѣ и пр.

Молитва мира [1], св. Кирилла. Священникъ.

Виновникъ жизни и Царь вѣковъ, Боже, предъ которымъ преклоняется всякое колѣно пребывающихъ на небесахъ, на землѣ и подъ землею, Которому все покоряется рабскимъ повиновеніемъ и преклоняется подъ скипетръ цартва Его, Котораго прославляютъ ангельскія воинства, чины небесные и существа духовныя, непрестанно возвѣщая Божество Его, Который такъ восхотѣлъ, чтобы мы слабые и земные служили Тебѣ, не за чистоту рукъ нашихъ или какое-нибудь доброе дѣло наше на землѣ, но потому что Тебѣ угодно было сообщить намъ, нижайшимъ и недостойнымъ рабамъ Твоимъ, нѣчто изъ чистоты Твоей. Пріими насъ къ Себѣ, о благій и любящій людей, чтобы намъ приступить къ алтарю Твоему святому, по великому милосердію Твоему; и содѣлай насъ достойными небеснаго мира, который свойственъ Божеству Твоему и который исполненъ спасенія, чтобы намъ преподавать его взаимно въ совершенной любви и лобзаться взаимно цѣлованіемъ святымъ, а не оставлять въ презрѣніи страхъ Твой нечистыми помыслами, или коварнымъ умомъ и злобою предателя, и не съ совѣстію сочувствующею нечестію, но съ радостію душъ нашихъ и съ веселіемъ сердца нашего, такъ какъ онъ есть для насъ великій и совершенный знакъ любви единороднаго Сына Твоего. He отвергни насъ рабовъ Твоихъ за нечистоты грѣховъ нашихъ; ибо Ты, сотворившій составъ нашъ, знаешь, что нѣтъ никого изъ рожденныхъ женою, кто не грѣшилъ бы предъ Тобою. Содѣлай всѣхъ насъ достойными, Господи, чтобы съ сердцемъ чистымъ идушею исполненною благодати Твоей, намъ предстать предъ Тобою и принести Тебѣ сію жертву святую, разумную, духовную и безкровную, въ оставленіе грѣховъ нашихъ и отпущеніе грѣховъ невѣдѣнія народа Твоего; ибо Ты Богъ милостивый и сострадательный, и Тебѣ мы возносимъ славу, честь и поклоненіе, Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, нынѣ и всегда и пр.

Другая молитва цѣлованія мира [2], къ Отцу.

Богъ любви, податель единодушія, давшій намъ единственный совѣтъ для преуспѣянія съ новою заповѣдію, чрезъ единороднаго Сына Твоего, чтобы мы любили другъ друга (Іоан. 13, 34), какъ Ты возлюбилъ насъ недостойныхъ и блуждающихъ, и отдалъ возлюбленнаго Сына Твоего за жизнь и спасеніе наше: молимъ Тебя, Господи, даруй намъ рабамъ Твоимъ во всякое время жизни нашей на землѣ; а преимущественно и особенно теперь, духъ непамятующій о прежней злобѣ, совѣсть чистую и помыслы искренніе и вмѣстѣ сердце любящее братьевъ, чтобы намъ преподать духовное цѣлованіе и избѣжать примѣра Іуды предателя и, подобно святымъ ученикамъ Твоимъ и Апостоламъ, привѣтствовать другъ друга, и въ святости освящаться и очищаться, при посредствѣ Святаго Духа Твоего, благодатію единороднаго Сына Твоего и проч.

Возношеніе (anaphora) [3] св. Кирилла.

Священникъ.

Господь съ вами.

Народъ.

И съ духомъ Твомъ.

Священникъ.

Горѣ сердца.

Народъ.

Имѣемъ къ Господу.

Священникъ.

Будемъ благодарить Господа.

Народъ.

Достойно и справедливо.

Священникъ.

Достойно и справедливо; ибо Ты по истинѣ достоинъ; справедливо и свято, прилично и необходимо для душъ, тѣлъ и духовъ нашихъ, вѣчный Господи, Господи Боже Отче всемогущій, всегда и на всякомъ мѣстѣ владычества Твоего, чтобы я хвалилъ Тебя, воспѣвалъ Тебя, благословлялъ Тебя, служилъ Тебѣ, почиталъ Тебя, благодарилъ Тебя, прославлялъ Тебя и исповѣдывалъ Тебя день и ночь, устами неутомляющимися, сердцемъ никогда неумолкающимъ и хвалами непрерывными. Ты сотворилъ небеса и то, чтó на небесахъ, землю и все, что на ней, моря, рѣки, источники и озера и то, что въ нихъ. Ты сотворилъ человѣка по образу и подобію Твоему, и сотворилъ все въ премудрости Твоей, въ истинномъ свѣтѣ Твоемъ, единородномъ Сынѣ Твоемъ, Господѣ, Богѣ, Спасителѣ и Царѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ; посему благодаримъ Тебя и приносимъ Тебѣ, а вмѣстѣ и Ему и Святому Духу, Святой Троицѣ, единосущной и нераздѣльной, сію словесную жертву и сіе безкровное служеніе, которое приносятъ Тебѣ всѣ народы отъ востока солнца до запада, отъ сѣвера до юга: ибо имя Твое, Господи, велико во всѣхъ народахъ и на всякомъ мѣстѣ приносятъ фиміамъ святому имени Твоему и чистое жертвоприношеніе вмѣстѣ съ сею жертвою и симъ приношеніемъ.

Священникъ беретъ кадило и кадитъ ѳиміамомъ.

Господи помилуй. Просимъ и умоляемъ благость Твою, любящій людей. Помяни, Господи, миръ единой, единственной, святой, соборной и апостольской церкви.

Діаконъ.

Молитесь о мирѣ единой, святой, соборной и апостольской церкви, о спасеніи народовъ и безопасности всякаго мѣста, и объ отпущеніи намъ грѣховъ нашихъ.

Священникъ.

Которая отъ концевъ до концевъ земли и пр. какъ въ литургіи Василія [4].

Господи помилуй. Немощныхъ народа Твоего изцѣли.

Діаконъ.

Молитесь объ отцахъ и братіяхъ нашихъ.

Священникъ.

Посѣти ихъ милостію. И продолжается изъ молитвы фиміама на разсвѣтѣ дня. Отцевъ и братьевъ нашихъ путешествующхъ...

Діаконъ.

Молитесь объ отцахъ и братіяхъ нашихъ путешествующихъ.

Священникъ.

И о тѣхъ, которые рѣшились отправиться въ какое-нибудь мѣсто и пр. Продолжается изъ той же молитвы фиміама [5]. Ясный и здоровый воздухъ небесный даруй, Господи, и благослови плоды земли.

Діаконъ.

Молитесь о воздухѣ небесномъ и плодахъ.

Священникъ.

Содѣлай, чтобы они возрастали силою Твоею; какъ въ литургіи Василія [6].

Господи, помилуй царя земли, раба Твоего.

Діаконъ.

Молитесь, чтобы Христосъ Богъ нашъ и пр.

Священникъ.

Сохрани его въ мирѣ и правдѣ и могуществѣ, чтобы покорились ему всѣ варвары и народы желающіе войнъ; даруй намъ приращеніе благъ; говори въ сердце его о мирѣ единой Твоей соборной и апостольской церкви; содѣлай, чтобы онъ помышлялъ о томъ, что относится къ миру, ради насъ и святаго имени Твоего, дабы намъ проводить жизнь спокойную и тихую и оказаться предъ Тобою твердыми во всякомъ благочестіи и честности.

Господи помилуй. Отцамъ и братіямъ нашимъ, которые скончались и которыхъ души Ты принялъ, даруй покой. Помяни и всѣхъ святыхъ, которые отъ вѣка угодили Тебѣ, святыхъ отцевъ нашихъ, патріарховъ, пророковъ, апостоловъ, евангелистовъ, мучениковъ, исповѣдниковъ, проповѣдниковъ и всѣхъ духовъ праведныхъ, которые были совершенны въ вѣрѣ; особенно же святую преславную Богородицу, Приснодѣву, чистую и непорочную святую Марію и пр. изъ литургіи Василія [7], и весь сонмъ святыхъ Твоихъ.

Священникъ. Тономъ Іова [8]. И мы, Господи, недостойны, чтобы молиться о сихъ блаженныхъ; но такъ какъ они стоятъ предъ престоломъ единороднаго Сына Твоего, то да ходатайствуютъ они сами вмѣсто насъ о бѣдности и немощи нашей. Отпусти неправды наши по молитвамъ ихъ и ради благословеннаго имени Твоего, которымъ мы называемся.

Діаконъ.

Молитесь объ отцахъ и пр.

Священникъ.

Помяни, Господи, отцевъ нашихъ, православныхъ Архіепископовъ, которыхъ кончина прежде совершилась, тѣхъ, которые вѣрно преподавали слово истины, и даруй намъ жребій и наслѣдіе съ ними. Помяни также тѣхъ, которыхъ память мы сегодня совермаемъ.

Священникъ послѣ диптиховъ [9].

И ихъ, и всѣхъ, Господи, которыхъ имена мы перечисляемъ и которыхъ не перечисляемъ, которыхъ каждый изъ насъ имѣетъ въ умѣ, и тѣхъ, которые не приходятъ намъ на память, которые скончались и упокоились въ вѣрѣ Христовой. Сподоби, Гослоди, устроить, чтобы души ихъ всѣ упокоились въ лонѣ святыхъ отцевъ нашихъ Авраама, Исаака и Іакова и пр.

Господи помилуй.

Священникъ.

Жертвы и благодарственныя приношенія тѣхъ, которые возносятъ хвалу и славу святому имени Твоему.

Діаконъ.

Молитесь о тѣхъ, которые отъ себя сдѣлали жертвы и приношенія.

Священникъ.

Пріими ихъ на жертвенникъ Твой духовный, небесный, какъ благоуханіе фиміама, къ Твоему небесному величеству, чрезъ служеніе Ангеловъ и Архангеловъ святыхъ Твоихъ, какъ Ты принялъ къ Себѣ дары праведнаго Авеля и жертву отца нашего Авраама и двѣ лепты вдовицы. Такъ и жертвы рабовъ Твоихъ пріими благопріятно, велики ли онѣ или малы, тайны или явны; и тѣмъ, которые хотѣли принести, но не имѣли, откуда взять, равно какъ и тѣмъ, которые сегодня принесли Тебѣ сіи дары, воздай нетлѣнное вмѣсто тлѣннаго, небесное вмѣсто земнаго, вѣчное вмѣсто временнаго; домы ихъ и житницы наполни всякими благами. Огради ихъ, Господи, силою Твоихъ святыхъ Ангеловъ и Архангеловъ, и какъ они помнили святое имя Твое на землѣ, помяни ихъ въ царствѣ Твоемъ, и въ семъ вѣкѣ не оставь ихъ.

Господи помилуй.

Діаконъ.

Молитесь о жизни и благоденствіи Патріарха и почтеннаго отца нашего архіепископа отца (N такого-то), чтобы Христосъ Богъ нашъ сохранилъ жизнь его на многіе годы и на спокойныя времена.

Священникъ.

Патріарха нашего, почтеннаго отца Абуну (N такого-то [10]), сохраняя сохрани намъ на многіе годы и на спокойныя времена, чтобы онъ совершенно исполнялъ должность святаго первосвященства, которая ему ввѣрена Тобою, по волѣ Твоей святой и блаженной, вѣрно преподавая слово истины и пася народъ Твой въ святости и правдѣ. Даруй ему и намъ миръ и спасеніе во всѣхъ отношеніяхъ; и молитвы его, которыя онъ совершаетъ о насъ и о всемъ народѣ Твоемъ, равно какъ и тѣ, которыя совершаются нами о немъ, пріими ихъ къ Себѣ на жертвенникъ Твой мысленный, небесный, какъ благоуханіе фиміама. Также всѣхъ враговъ его, видимыхъ и невидимыхъ, скоро сокруши и покори подъ ноги его; его же сохрани въ мирѣ и правдѣ, въ святой церкви Твоей.

Господи помилуй.

Діаконъ.

Молитесь объ отцахъ нашихъ епископахъ, гдѣ бы они ни были, чтобы Христосъ Богъ нашъ сохранилъ жизнь ихъ на многіе годы, на спокойныя времена, и пощадилъ насъ.

Священникъ.

Помяни, Господи, православныхъ епископовъ, въ какомъ бы мѣстѣ они ни были, священниковъ, діаконовъ, иподіаконовъ, чтецовъ, пѣвцовъ, заклинателей (exorcista), монаховъ, дѣвственницъ, вдовицъ, сиротъ, преданныхъ воздержанію, и мірянъ тѣхъ, которые соединены супружествомъ, и тѣхъ, которыя воспитываютъ дѣтей, тѣхъ, которые сказали намъ: помяните насъ, и которые не сказали, которыхъ мы знаемъ и которыхъ не знаемъ, враговъ и друзей нашихъ; Господи, помилуй ихъ.

Господи помилуй. Помяни, Господи, прочихъ православныхъ, которые находятся на всей землѣ.

Діаконъ.

Молитесь о прочихъ православныхъ, которые находятся на всей землѣ, чтобы Христосъ Богъ нашъ былъ благостенъ къ нимъ и помиловалъ ихъ, и пощадилъ насъ.

Священникъ.

Господи помилуй. Помяни, Господи, сіе мѣсто, святилище Твое и всѣ жилища православныхъ отцовъ нашихъ.

Діаконъ.

Молитесь о безопасности сего мѣста и всѣхъ мѣстъ православныхъ отцевъ нашихъ, пустынниковъ и отшельниковъ (Eremita et Anachoreta) и тѣхъ, которые живутъ въ нихъ, и о безопасности всего міра, чтобы Христосъ Богъ нашъ сохранилъ ихъ отъ всякаго зла, и пощадилъ насъ.

Священникъ.

Всѣ города, страны, и области, и всѣ домы вѣрныхъ, и всѣхъ насъ сохрани въ православной вѣрѣ до послѣдняго дыханія; ибо это — единственная надежда наша.

Господи помилуй. Помяни, Господи, предстоящихъ, которые участвуютъ съ нами въ молитвахъ.

Діаконъ.

Молитесь о предстоящихъ, которые здѣсь участвуютъ съ нами въ молитвахъ, чтобы Христосъ Богъ нашъ сохранилъ ихъ и помиловалъ ихъ, и пощадилъ насъ.

Священникъ.

Отцевъ и братьевъ нашихъ и прочихъ, въ какихъ-бы странахъ они ни были, сохрани съ нами защитою воинства святыхъ силъ; и избавь насъ отъ огненныхъ стрѣлъ діавола, и отъ всѣхъ козней діавольскихъ, и отъ всякихъ сѣтей тщеславія.

Господи помилуй.

Священникъ.

Помяни, Господи, всѣхъ тѣхъ, которые поручили намъ поминать ихъ въ молитвахъ и прошеніяхъ нашихъ къ Тебѣ, —

Діаконъ.

Молитесь о всѣхъ, которые поручили намъ поминать ихъ въ молитвахъ и прошеніяхъ нашихъ, чтобы Христосъ Богъ нашъ избавилъ ихъ отъ всякаго зла. —

Священникъ.

Которыя мы приносимъ Тебѣ, Христе Боже нашъ, особенно въ это время сего святаго приношепія: о коемъ мы всегда совершаемъ поминовеніе и кого каждый изъ насъ имѣетъ въ умѣ, о тѣхъ поминовеніе, которое совершается сегодня, да будетъ имъ какъ бы крѣпкою стѣною, превышающею всѣ нападенія демоновъ и козни злыхъ людей.

Діаконъ.

Молите Бога со страхомъ.

Священникъ.

Помяни, Господи, мое ничтожество и смиреніе души моей, и подай мнѣ, чтобы я понималъ, сколь велико достоинство предстоять мнѣ предъ святымъ Твоимъ жертвенникомъ. Отгони отъ меня всѣ похоти безумія и юности, и да не будетъ это (служеніе) тяжко для меня, когда нужно будетъ давать отчетъ въ тотъ страшный день. Избавь меня и отъ всѣхъ дѣйствій силы противника, и не погуби меня за неправды мои, и не прогнѣвайся на меня во вѣки, и не соблюдай противъ меня золъ моихъ, но яви мнѣ благость Твою ко мнѣ, и избавь меня недостойнаго по множеству милости Твоей ко мнѣ, — тономъ Бытія [11], — чтобы мнѣ благословлять Тебя всегда во всѣ дни жизни моей.

Господи помилуй. Помяни Господи, сіе священническое святое Твое собраніе и весь священническій чинъ.

Діаконъ.

Молитесь о семъ святомъ священническомъ собраніи и о всемъ чинѣ православныхъ священниковъ, чтобы Христосъ Богъ нашъ утвердилъ ихъ въ православной вѣрѣ даже до послѣдняго дыханія.

Священникъ.

И весь священническій чинъ православныхъ, и весь народъ, который стоитъ предъ Тобою. Помяни насъ, Господи, Господи, въ милосердіи и милостяхъ, и истреби неправды наши, о благій, любящій людей Боже. Будь помощникомъ нашимъ, чтобы мы служили святому имени Твоему.

Господи помилуй. Благослови собранія наши.

Діаконъ.

Молитесь о семъ собраніи нашемъ и о всякомъ собраніи православныхъ народовъ, чтобы Христосъ Богъ нашъ благословилъ и совершилъ ихъ въ мирѣ и отпустилъ намъ грѣхи наши.

Священникъ.

Идолослуженіе совершенно истреби изъ міра; сатану и всѣ злыя силы его скоро сокруши и низложи подъ ноги наши; соблазны и виновниковъ ихъ укроти, чтобы окончились пагубныя раздѣленія ересей; гордость сердца враговъ святой Церкви Твоей, Господи, какъ всегда такъ и нынѣ ниспровергни; скоро сдѣлай имъ извѣстною слабость ихъ; обуздай ихъ ненависть, лукавства, и козни, и злословія, которыми они возстаютъ на насъ, и сдѣлай ихъ всѣ тщетными; разсѣй замыслы ихъ, Боже, разсѣявшій совѣтъ Ахитофела (2 Цар. 15, 34). Возстань Господи Боже, и да разсѣются всѣ враги Твои, и да бѣгутъ отъ лица Твоего всѣ, ненавидящіе святое имя Твое (Псал. 67, 2), а народъ Твой съ благословеніями тысячу разъ тысящными и десять тысячь разъ десятитысящными, да творитъ волю Твою [12].

Діаконъ.

Сидящіе встаньте.

Священникъ.

Освободи плѣнныхъ, избавь тѣхъ, которые терпятъ нужду, насыть алчущихъ, укрѣпи малодушныхъ, возстанови падшихъ, утверди стоящихъ, обрати заблуждшихся, приведи всѣхъ ихъ на путь спасенія Твоего, причисли всѣхъ ихъ къ народу Твоему; избавь насъ отъ грѣховъ нашихъ; будь, Господи, для насъ стражемъ и покровителемъ во всемъ.

Діаконъ.

Смотрите къ востоку.

Священникъ.

Ты — Богъ, превысшій всѣхъ начальствъ и властей, силъ и господствъ, и всякаго имени, какое можетъ именоваться, не только въ семъ вѣкѣ, но и въ будущемъ (Ефес. 1, 21); Ты — Тотъ, предъ Которымъ стоятъ тысячи тысячъ и десятки тысячъ и десять разъ тысячи тысячъ святыхъ Ангеловъ и Архангеловъ, служа Тебѣ; предъ Тобою предстоятъ два преславныя живыя существа, одаренныя шестью крыльями, исполненныя очей, серафимы и херувимы; двумя крильями они закрываютъ лица свои предъ невидимымъ и непостижимымъ для ума Божествомъ Твоимъ, двумя закрываютъ ноги свои и двумя летаютъ [13];

Священникъ возвышеннымъ голосомъ.

Каждый изъ нихъ постоянно величаетъ Тебя святымъ; но со всѣми, которые величаютъ Тебя святымъ, пріими также и наше священіе отъ насъ, Господи, чтобы намъ вмѣстѣ съ ними восхвалять Тебя, говоря:

Народъ.

Святъ, Святъ, Святъ.

Священникъ.

По истинѣ исполнены небеса и земля святой славы Твоей, чрезъ единороднаго Сына Твоего, Господа, Бога, Спасителя и Царя всѣхъ насъ, Іисуса Христа. Исполни сію жертву Твою, Господи, благословенія, которое отъ Тебя происходитъ, чрезъ наитіе на нее [14] Духа Твоего Святаго (Аминь [15]), и благословеніемъ благослови (Аминь [16]), и очищеніемъ [17] очисти (Аминь) сіи досточтимые дары Твои, предложенные предъ Тобою, сей хлѣбъ и сію чашу. Ибо единородный Сынъ Твой, Господь, Богъ, Спаситель и Царь всѣхъ насъ, Іисусъ Христосъ, въ ту ночь, въ которую Онъ предалъ себя самаго, чтобы пострадать за грѣхи наши, предъ смертію, которую по собственной волѣ Своей Онъ принялъ за всѣхъ насъ, —

Народъ.

Вѣруемъ.

Священникъ.

Взялъ хлѣбъ въ свои святыя, непорочныя, чистыя, блаженныя и животворящія руки, и воззрѣлъ на небо къ Тебѣ Богу, Отцу своему и Господу всѣхъ и благодарилъ.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

И благословилъ его.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

И освятилъ его.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

И преломилъ его, и подалъ его своимъ святымъ ученикамъ и чистымъ апостоламъ, сказавъ: пріимите, ядите отъ него всѣ вы, сіе есть тѣло Мое, за васъ ломимое и за многихъ предаваемое въ оставленіе грѣховъ; сіе творите въ Мое воспоминаніе.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

Подобнымъ образомъ и чашу послѣ вечери (взялъ и въ ней) растворилъ вино и воду, и благодарилъ.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

И благословилъ ее.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

И освятилъ ее.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

И вкусилъ [18] и подалъ ее своимъ преславнымъ святымъ ученикамъ и апостоламъ, сказавъ: пріимите, пейте изъ нея всѣ вы, сіе есть кровь Моя Новаго Завѣта, за васъ проливаемая и за многихъ предаваемая въ оставленіе грѣховъ; сіе творите въ Мое воспоминаніе.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

Ибо всякій разъ, какъ выядите отъ сего хлѣба и пьете изъ сей чаши, вы возвѣщаете смерть Мою, и исповѣдуете воскресеніе Мое, и совершаете память о Мнѣ, доколѣ Я приду.

Народъ.

Смерть Твою возвѣщаемъ, Господи.

Священникъ.

Нынѣ, Боже Отче всемогущій, мы возвѣщаемъ смерть единороднаго Сына Твоего, Господа, Бога, Спасителя и Царя всѣхъ насъ, Іисуса Христа, и исповѣдуемъ святое воскресеніе Его и возшествіе Его на небеса, и сѣдѣніе Его одесную Тебя, Отче, и ожидаемъ втораго пришествія Его, когда Онъ придетъ съ небесъ, страшнаго и исполненнаго славы, при концѣ сего вѣка, когда Онъ придетъ судить міръ въ правдѣ и воздастъ каждому по дѣламъ его или хорошее или худое [19].

Народъ.

По милосердію Твоему, Господи, а не по грѣхамъ нашимъ.

Священникъ.

Ты — тотъ, предъ которымъ мы предлагаемъ сіи святые дары изъ того, чтó Твое, Отче Святый.

Діаконъ.

Поклонитесь Богу со страхомъ.

Священникъ.

Просимъ и умоляемъ благость Твою, Человѣколюбецъ: не посрами насъ вѣчнымъ посрамленіемъ, не отвергни насъ рабовъ Твоихъ, не отгони насъ отъ лица Твоего, и не скажи намъ: не знаю васъ; но дай воды главамъ нашимъ и источникъ слезъ очамъ нашимъ, чтобы намъ день и ночь оплакивать предъ Тобою грѣхи наша; ибо мы — народъ Твой и овцы стада Твоего. Истреби неправды наши и отпусти грѣхи наши, которые мы совершили волею или неволею, съ вѣдѣніемъ или безъ вѣдѣнія, тайно или явно, которые мы знаемъ или которые мы забыли, и которые знаетъ Святое имя Твое. Услышь, Господи, моленіе народа Твоего, воззри на воздыханія рабовъ Твоихъ; и за мои грѣхи или за нечистоты моего сердца не лиши народъ Твой наитія Святаго Духа Твоего.

Народъ.

Помилуй насъ, Боже Отче всемогущій.

Священникъ обертываетъ свои руки покровомъ и дѣлаетъ знаменіе креста надъ народомъ и тотчасъ говоритъ возвышеннымъ голосомъ:

Ибо народъ Твой и Церковь Твоя умоляютъ Тебя, говоря: и тотчасъ обращаетъ взоры къ востоку.

Народъ.

Помилуй насъ, Боже Отче всемогущій.

Священникъ.

Помилуй насъ, Боже Отче всемогущій.

Діаконъ.

Поклонитесь Богу Отцу всемогущему.

Священникъ произноситъ призываніе тайно:

И пошли свыше съ святой высоты Твоей, и изъ готоваго жилища Твоего, и изъ неописаннаго нѣдра Твоего, и отъ престола царства славы Твоей, Утѣшителя Духа Твоего Святаго, пребывающаго въ лицѣ [20] Твоемъ, неизмѣняемаго и непреложнаго, Господа, животворящаго, глаголавшаго въ законѣ, пророкахъ и апостолахъ; — который находится вездѣ и наполняетъ всѣ мѣста, и не удерживается мѣстомъ; который свободно, собственною властію производитъ, по волѣ Твоей, чистоту въ тѣхъ, кого избираетъ, a не какъ служитель; который простъ въ природѣ своей и многоразличенъ въ дѣйствіяхъ своихъ; источникъ божественныхъ дарованій, единосущенъ Тебѣ, отъ Тебя исходитъ, общникъ престола царства славы Твоей вмѣстѣ съ единороднымъ Твоимъ Сыномъ, Господомъ, Богомъ, Спасителемъ и Царемъ всѣхъ насъ, Іисусомъ Христомъ, — на насъ рабовъ Твоихъ и на сіи досточтимые дары, предложенные предъ Тобою, на сей хлѣбъ и на сію чашу, чтобы они очистились и преложились.

Діаконъ.

Будемъ внимательны.

Народъ.

Аминь.

Священникъ, знаменуя тѣло трижды, возвышеннымъ голосомъ:

И чтобы Онъ содѣлалъ сей хлѣбъ тѣломъ Христовымъ.

Народъ.

Аминь.

Священникъ, знаменуя кровь трижды:

И сію чашу также содѣлалъ драгоцѣнною кровію Новаго Завѣта.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

Того же Господа, Бога, Спасителя и Царя всѣхъ насъ, Іисуса Христа.

Народъ.

Аминь.

Священникъ.

Чтобы они были всѣмъ намъ, которые будемъ принимать ихъ, полезны къ пріобрѣтенію вѣры безъ сомнѣній, любви безъ лицемѣрія, совершеннаго терпѣнія, твердой надежды, увѣренности, огражденія, здравія, радости и обновленія души, тѣла и духа, во славу Святаго имени Твоего, въ блаженное общеніе жизни вѣчной и нетлѣнной, и въ оставленіе грѣховъ.

Народъ.

Какъ было и пр.

Священникъ.

Чтобы какъ въ семъ, такъ и во всемъ прославлялось, благословлялось и превозносилось имя Твое великое, святѣйшее, досточтимое и благословенное, съ Іисусомъ Христомъ, возлюбленнымъ Сыномъ Твоимъ, и Святымъ Духомъ.

Священникъ.

Миръ всѣмъ.

Народъ.

И съ духомъ твоимъ.

Священникъ.

Еще будемъ благодарить Бога всемогущаго и пр. Остальное нужно заимствоватъ изъ литургіи Василія [21].

Молитва раздробленія [22] къ Отцу.

Боже, предъизбравшій насъ въ достоинство сыновъ чрезъ Іисуса Христа Господа нашего, благоволеніемъ воли Твоей, къ славѣ и хвалѣ благодати Твоей, которую Ты даровалъ намъ чрезъ Возлюбленнаго Твоего, чрезъ Котораго совершено наше спасеніе, и чрезъ драгоцѣнную кровь Котораго дано намъ оставленіе грѣховъ, благодаримъ Тебя, Господи, Боже Отче всемогущій, что Ты содѣлалъ насъ, насъ грѣшниковъ, достойными стоять предъ Тобою на семъ святомъ мѣстѣ и совершать святое и небесное сіе таинство, чтобы, какъ Ты содѣлалъ насъ достойными совершать это, такъ содѣлались мы достойными и общенія и причащенія ихъ. Ты, который отверзалъ очи слѣпыхъ, отверзи очи сердецъ нашихъ, чтобы намъ отгнать отъ себя всѣ мраки злобы и нечестія, которое подобно бѣльму, дабы мы могли возвести очи наши къ сіянію святой славы Твоей. И какъ Ты очистилъ уста раба Твоего пророка Исаіи, когда одинъ Серафимъ взялъ клещами горящій уголь съ жертвенника, и подошелъ къ нему, и сказалъ ему: вотъ это коснулось устъ твоихъ, и удалены будутъ беззаконія твои и очищены будутъ всѣ грѣхи твои (Ис. 6, 6-7), такъ сдѣлай и съ слабыми грѣшниками, жалкими рабами Твоими. Сподоби освятить души наши, тѣла наши, уста и сердца наши, и даруй намъ тотъ истинный уголь, который сообщаетъ жизнь душамъ, тѣламъ и духамъ нашимъ, который есть святое тѣло и драгоцѣнная кровь Христа Твоего, не къ осужденію, или такъ, чтобы намъ подпасть подъ судъ, и не къ посрамленію или къ плачу о грѣхахъ нашихъ, чтобы намъ не недостойно причащаться ихъ и не сдѣлаться виновными за нихъ, и чтобы множество благодѣяній Твоихъ, Господи, не было для насъ причиною тягчайшаго и большаго осужденія, если мы окажемся неблагодарными къ Тебѣ, виновникъ благъ. Но даруй намъ Святаго Духа Твоего, чтобы съ чистыми сердцами, и свѣтлыми совѣстями, и непостыднымъ лицемъ, непритворною вѣрою, совершенною любовію и твердою надеждою, мы имѣли смѣлость съ дерзновеніемъ молиться, произнося святую молитву, которую возлюбленный Сынъ Твой предалъ друзьямъ своимъ, святымъ ученикамъ и апостоламъ, сказавъ имъ: когда захотите молиться, молитесь такимъ образомъ, и говорите: Отче нашъ, сущій на небесахъ (Матѳ. 6, 9).

Молитва послѣ: Отче нашъ.

Священникъ. Просимъ Тебя, Боже Отче всемогущій, не введи насъ въ искушеніе, но избавь насъ отъ лукаваго; діавольскія дѣйствія отгоня отъ насъ; козни отъ замысловъ злыхъ людей сдѣлай всѣ тщетными. Охраняй насъ всегда животворящею десницею Твоею Ты, Покровитель нашъ и Помощникъ нашъ, чрезъ Христа Іисуса Господа нашего, которому и проч.

Молитва наклоненія [23] къ Отцу.

Боже, который такъ возлюбилъ насъ и далъ намъ достоинство сыновъ; чтобы мы назывались и были сынами Божіими, наслѣдниками Твоими, Боже Отче, и сонаслѣдниками Христа Твоего; приклони слухъ Твой и услышь насъ повергшихся предъ Тобою; и очисти внутренняго нашего человѣка сообразно съ святостію единороднаго Твоего Сына, котораго мы готовимся принять духомъ; и да убѣгутъ отъ насъ прелюбодѣяніе и всякій нечистый помыслъ, ради Бога, который (родился) отъ Дѣвы, — высокомѣріе и древнее зло, которое есть гордость, ради Того, который смирилъ самого Себя за насъ, — страхъ, ради Того, который во плоти пострадалъ для насъ и воздвигъ побѣдное знаменіе креста, — тщеславіе, ради Того, который принималъ удары и бичеваніе за насъ и не отвращалъ лица Своего отъ посрамленія заплевателями, — зависть, человѣкоубійство, раздоръ и ненависть, ради Агнца Божія, который взялъ грѣхъ міра, — гнѣвъ и злопамятство, ради Того, который пригвоздилъ ко кресту рукописаніе нашихъ грѣховъ. Да убѣгутъ демоны и діаволъ, ради Того, который разсѣялъ властителей нечестія и явно восторжествовалъ надъ силами мрака. Всѣ злые и земные помыслы далеко отвергнемъ отъ себя, ради Того, который возшелъ на небеса, чтобы такимъ образомъ намъ очиститься и принять сіи чистыя тайны и быть совершенно чистыми въ душахъ, тѣлахъ и духахъ нашихъ, дабы сдѣлаться причастниками тѣла, равно какъ и образа бытія (formae), и удѣла Христа Твоего и проч.

Другая молитва благодарственная.

Какое благословеніе, или какую хвалу, или какую благодарность мы можемъ воздать Тебѣ, Боже, любящій людей, за то, что намъ, которые были поражены осужденіемъ на смерть и погружены во глубину грѣха, Ты возвратилъ свободу, и даровалъ намъ сію безсмертную и небесную пищу, и открылъ намъ сію тайну, совершенно сокрытую отъ вѣковъ и родовъ, чтобы нынѣ открылась началамъ и властямъ небеснымъ изъ Церкви многообразная Премудрость Твоя (Ефес. 1, 9; 3, 5)? Боже, который премудро управляешь дѣлами нашими, сподоби, чтобы мы уразумѣли сію величайшую милость Твою и величіе отеческаго попеченія Твоего о насъ и Твоей благости. По истинѣ Тебѣ приличествуетъ всякая слава, величіе, честь и власть, прежде всѣхъ вѣковъ, Отче, Сыне и Святый Душе, нынѣ и проч.

Иная молитва благодарственная.

Призри, Господи, на сихъ рабовъ Твоихъ, которые наклонили головы свои предъ святою славою Твоею; подай имъ оставленіе грѣховъ ихъ, благослови ихъ всякими духовными благословеніями и огради ихъ Твоею могущественною десницею. Утверди ихъ въ любви Твоей; внѣдри страхъ Твой въ сердца ихъ; открой очи душъ ихъ, чтобы сіялъ надъ ними свѣтъ Божества Твоего, снабди ихъ дарами Святаго Твоего Духа; облеки ихъ всеоружіемъ Твоимъ; сохрани ихъ подъ тѣнію благости Твоей; избавь ихъ отъ злыхъ дѣлъ діавола и всѣ дѣла его скоро сокруши подъ ногами ихъ. Сподоби ихъ совершать святыя заповѣди Твои; внѣдри въ нихъ желаніе вѣчныхъ Твоихъ благъ; веди ихъ отъ мира къ миру; укрѣпи ихъ воинствами святыхъ Ангеловъ Твоихъ; благослови дѣла рукъ ихъ; направь всякій путь ихъ и управь жизнь ихъ; повели быть тому, что для нихъ благотворно и благопристойно; и чтобы они хорошо устрояли то, что имъ ввѣрено, и мы вмѣстѣ съ ними содѣлались достойными благодати Твоея и возсылали къ Тебѣ царственныя хвалы, которыя слѣдуютъ величеству Твоему; и даруй намъ имѣть дерзновеніе предъ Тобою, предстательствомъ и проч. [24].

Примѣчанія:
[1] Т. е. молитва о мирѣ, который вслѣдъ за тѣмъ преподается священнодѣйствующимъ народу, какъ видно въ чинопослѣдованіи другихъ древнихъ лигургій.
[2] Бунзенъ замѣчаетъ объ этихъ двухъ молитвахъ: utraque oratio auctorem diveisum serioremque sapit aetatem (p. 467). Ренодотъ не сомнѣвается приписывать первую изъ нихъ св. Кириллу, согласно съ надписаніемъ (p. 316).
[3] Слово, оставленное безъ перевода съ греческаго: ἀναϕορά.
[4] Въ Коптской литургіи св. Василія эта молитва о мирѣ (pro pace), поставленная между молитвами предшествующими возношенію, читается такъ: «Еще молимъ всемогущаго Бога, Отца Господа Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа. Просимъ и умоляемъ благость Твою, любящій людей. Помяни, Господи, миръ единой сей Твоей, святой, соборной и апостольской церкви, которая простирается отъ концевъ до концевъ земли; благослови всякій народъ и страны. Миръ тотъ небесный пошли въ сердца наши, но и миръ сей жизни благостно даруй намъ; царей православныхъ, войско, вождей, совѣтниковъ, народъ весь и сосѣдей нашихъ, входъ и выходъ нашъ огради всякимъ миромъ. О Царь мира, который все даровалъ намъ, дай намъ миръ Твой. Обладай нами, Боже Спаситель нашъ; ибо кромѣ Тебя, мы не знаемъ другаго и Твое святое имя призываемъ. Да живутъ же души наши Духомъ Твоимъ Святымъ и смерть грѣха да не господствуетъ надъ нами рабами Твоими и надъ всѣмъ народомъ Твоимъ, Господи помилуй». Renaud. Т. 1 p. 10.
[5] Упоминаемой здѣсь молитвы ѳиміама нѣтъ въ Коптской литургіи св. Василія, но изъ содержанія ея видно, что она заимствована изъ первоначальной Александрійской литургіи св. Марка. По замѣчанію Ренодота «особенность этой и греческой литургіи Марка та, что молитвы за всѣхъ и о всемъ довольно пространно читаются въ этомъ именно мѣстѣ между предварительною частію (praefatio, предъ освященіемъ даровъ) и заключеніемъ ея херувимскимъ гимномъ: святъ...; въ другихъ же литургіяхъ, напр. Василіевой, бываетъ только общее упоминаніе о всѣхъ, притомъ не прибавляются или не вставляются увѣщанія діаконовъ и восклицанія: Господи помилуй. «Renaud. Т. 1 p. 317. Ср. выше лит. св. Марка стр. 31 и дал.
[6] Въ литургіи Василія послѣ словъ священника о плодахъ земли говорится: Во время наводненія Нила отъ 12 Павне до 9 Папе (съ Іюня до Октября): «сподоби Господи наполнить воды рѣкъ въ годъ сей и благословить ихъ». Во время сѣянія, т. е. отъ 10 Папе до 20 Тупе (съ Октября до Января): «Помяни Господи сѣмя травъ и процвѣтаніе поля въ годъ сей; содѣлай, чтобы они возрастали, сколько возможно, благодатію Твоею; возвесели лице земли, чтобы явилось плодородіе ея и умножились плоды ея; благоустрой ея посѣвъ и жатву; жизнь нашу направь, какъ слѣдуетъ; благослови вѣнецъ года благостію Твоею, для бѣдныхъ народа Твоего, для вдовъ и сиротъ, для странниковъ и терпящихъ нужду, и для всѣхъ насъ, которые уповаемъ на Тебя и пламенно стремимся къ святому имени Твоему; ибо очи всѣхъ уповаютъ на Тебя, что Ты дашь имъ благо въ свое время (Ис. 144, 15); твори съ нами по благости Твоей Ты, Который даешь пищу всякой плоти; наполни сердца наши радостію и веселіемъ, чтобы у насъ всегда во всемъ было необходимое и чтобы намъ изобиловать во всякомъ добромъ дѣлѣ». Renaud. Т. 1 p. 17 и 8.
[7] Въ литургіи Василія, послѣ Приснодѣвы Маріи, упоминаются св. Іоаннъ Креститель, св. первомученикъ Стефанъ, св. Евангелистъ Маркъ, потомъ множество православныхъ и неправославныхъ пастырей церкви, уважаемыхъ Іаковитами и принадлежащихъ къ разнымъ вѣкамъ, и наконецъ весь сонмъ святыхъ, съ такимъ заключеніемъ: «которыхъ молитвами и моленіями помилуй всѣхъ насъ и избави насъ ради святаго имени Твоего, которымъ мы называемся». Renaud. Т. 1, p. 18.
[8] Выраженіе: тономъ Іова (tono Iobi), не объясненное никѣмъ изъ издателей литургіи, вѣроятно, здѣсь означаетъ такой тонъ рѣчи, какой вообще приличенъ заключительной части произносимой молитвы, т. е. возвышенный и трогательный, и какимъ въ частности читалась книга Іова.
[9] Diptycha (δίπτυχα) — складныя таблицы, на которыхъ писались имена живыхъ и умершихъ для поминовенія, — греческое слово, оставленное безъ перевода въ подлинникѣ; изъ него видно, что предъ этимъ читались диптихи, хотя объ нихъ и не упоминается выше, какъ замѣчаетъ Бунзенъ, ук. соч. р. 475.
[10] Въ подлинникѣ: Anba; вѣроятно тоже что Абуна, какъ называется у Абиссинцевъ первый Епископъ или Митрополитъ. По изслѣдованію Ренодота у Коптовъ старшій Епископъ, предсѣдательствующій на соборѣ, называется подобнымъ же именемъ: Akbar. Т. 1, p. 411.
[11] Выраженіе: тономъ Бытія (tono Genesis), вѣроятно, здѣсь означаетъ такой тонъ рѣчи, какой вообще приличенъ заключительной части произносимой молитвы, т. е. возвышенный и трогательный, и какимъ въ частности читалась книга Бытія.
[12] По замѣчанію Ренодота (ibid. p. 45) въ нѣкоторыхъ Коптскихъ спискахъ послѣ каждаго отдѣла изложенныхъ просительныхъ молитвъ вставляется не переведенное греческое выраженіе: Κύριε ἐλέησον (Господи помилуй), т. е. для пѣнія народомъ или хоромъ пѣвчихъ.
[13] По замѣчанію Ренодота, здѣсь священникъ въ первый разъ дѣлаетъ знаменіе креста надъ предложенными дарами.
[14] Въ подлинникѣ: super illam, какъ будто относится къ благословенію (benedictio), a не къ жертвѣ (Sacrificium), но это, вѣроятно, ошибка переводчика или издателя. Renaud. Т. I. p. 46.
[15] Здѣсь дѣлается второе знаменіе креста надъ св. дарами.
[16] Здѣсь дѣлается третье знаменіе креста надъ св. дарами.
[17] У Бунзена (ук. соч. р. 481), вѣроятно, но ошибкѣ опять напечатано: благословеніемъ (benedictione), вмѣсто: purificatione, какъ у Ренодота.
[18] См. Настоящ. Сбор. Литур. Вып. 2. стр. 93. Прим. 1 [О томъ, что Самъ Іисусъ Христосъ вкусилъ отъ хлѣба и чаши при учрежденіи таинства евхаристіи, говорится и въ нѣкоторыхъ восточныхъ литургіяхъ (см. Renaud. Lit. or. Coll. T. I. p. 236 и II, 645), и нѣкоторые отцы Церкви свидѣтельствуютъ: Ириней – Contr. Haer. lib. 3. c. XXXI, I. Іоаннъ Златоустъ, in Matth. hom.82.].
[19] Ренодотъ въ примѣчаніи на это мѣсто говоритъ, что эта молитва въ Коптской литургіи читается на греческомъ языкѣ (graece dicitur in liturgia Coptica) по особенному уваженію къ ея древности, подобно нѣкоторымъ другимъ краткимъ формуламъ, произносимымъ или священникомъ, или діакономъ, или народомъ. Ibid. p. 318.
[20] Въ подлинникѣ Коптскомъ читается ипостась (hypostasis), какъ замѣчаетъ Ренодотъ, quòd una sit personarum Trinitas, in propria persona sua. Ibid. p. 320.
[21] Въ литургіи Василія эта молитва, имѣющая заглавіе: прежде раздробленія, и дальнѣйшее, читается такъ: «Еще будемъ благодарить Тебя, Боже всемогущій, Отецъ Господа Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, что Ты удостоилъ насъ стоять на семъ святомъ мѣстѣ и воздѣвать руки наши и служить святому имени Твоему. Еще будемъ молить Его, чтобы Онъ содѣлалъ насъ достойными общенія и причащенія божественныхъ и безсмертныхъ Его таинъ, святаго тѣла и драгоцѣнной крови Христа Его, всемогущій Господь Богъ нашъ». Народъ. Аминь. Когда священникъ скажетъ это благословеніе, то, взявъ правою рукою шелковый покровъ и обратившисъ къ западу, знаменуетъ тѣмъ покровомъ народъ, держа руку надъ дискосомъ; когда же читается благословеніе, діаконы произносятъ молитву; а священникъ обратитъ лице и глаза къ тѣлу, которое положено на дискосѣ, и скажетъ: Богъ да помилуетъ насъ и благословитъ насъ, да освѣтитъ насъ лицемъ своимъ (Псал. 46, 2) и помилуетъ насъ. Потомъ священникъ возьметъ святое тѣло правою рукою и вложитъ въ лѣвую, и положитъ палецъ на тѣло, съ боку Деспотика (Despoticum, или по выраженію Коптовъ Isbodicon, отъ δεσποτιϰὸν, т. е. просфора, изъ которой вынимается Агнецъ, или самый Агнецъ, Ренод. Т. 1. p. 259), или большей частицы въ томъ мѣстѣ, гдѣ сдѣланъ переломъ, и скажетъ: тѣло святое. И сниметъ свой палецъ съ тѣла, и вложитъ въ чашу, и обмакнетъ конецъ своего пальца въ драгоцѣнную кровь; потомъ вынетъ палецъ изъ крови, и опять сдѣлаетъ знаменіе кровію надъ кровію въ видѣ славнаго креста, и скажетъ: и драгоцѣнная кровь самого Христа, всемогущаго Господа Бога нашего. Потомъ вынетъ изъ чаши свой палецъ, орошенный драгоцѣнною кровію, и сдѣлаетъ имъ знаменіе креста на тѣлѣ, надъ переломомъ, съ боку бóльшей частицы, и внизу съ внѣшней стороны тѣла, изображая одинъ крестъ надъ кровію и два надъ тѣломъ. Діаконъ скажетъ: молитесь. Священникъ: миръ всѣмъ. Народъ: И съ духомъ твоимъ.
[22] Т. е. произносимая при раздробленіи св. Агнца, или предъ молитвою: Отче нашъ.
[23] Т. е. произносимая при наклоненіи головъ присутствующими на литургіи.
[24] У Коптовъ, какъ замѣчаетъ Ренодотъ, много молитвъ, произносимыхъ на литургіи при раздробленіи Св. даровъ, предъ молитвою и послѣ молитвы: Отче нашъ, и благодарственныхъ, которыя впрочемъ довольно согласны между собою по мыслямъ; изъ нихъ одна или двѣ или болѣе читаются по усмотрѣнію священнодѣйствующаго. Ibid. p. 322.

Печатается по изданію: Собранiе древнихъ Литургiй Восточныхъ и Западныхъ въ переводѣ на русскiй языкъ, составленное редакцiею «Христiанскаго Чтенiя», издаваемаго при С.-Петербургской Духовной Академiи. Выпуск III: Отдѣлъ II: Литургiи Александрiйскiя. – СПб.: Печатано въ типографiи А. И. Поповицкаго, 1876. – С. 52-74.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0