Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Отрывки толкованія на Іеремію, Варуха, Іезекіиля и Даніила.

На Іеремію.

Гл. III, 23. Истинно лживи быша холми, и множество горъ, токмо Господемь Богомъ нашимъ спасеніе Исраилево.

Вспоминаетъ о горахъ и холмахъ, потому что на нихъ въ тѣ древнія времена, устрояя храмы и капища и воздвигая жертвенники, они приносили жертвы, весьма пріятныя демонамъ.

Ст. 24. Студъ же пояде труды отецъ нашихъ, отъ юности ихъ [1].

Студомъ называютъ безславное и весьма постыдное идолослуженіе, и заключающееся въ немъ заблужденіе, которое истребляло и (плоды) трудовъ отцевъ ихъ; ибо приносящіе жертвы демонамъ истребляли овецъ своихъ и воловъ своихъ и вмѣстѣ съ имуществомъ терпѣли ущербъ нравственный.

Гл. IV, ст. 31, гл. V, ст. 1. Гóре мнѣ, яко исчезаетъ душа моя надъ убіенными. Обыдите пути Іерусалимскія.

Не видишь ли здѣсь того, кто страдаетъ отъ скорби объ убіенныхъ и сильно желаетъ помилованія Іерусалиму, но какъ бы встрѣчаетъ къ этому препятствіе въ себѣ самомъ и какъ бы удерживаетъ божественное милосердіе вслѣдствіе громадности грѣха; но всетаки старается отыскать основаніе для прощенія грѣховъ и ради одного уничтожить послѣдствія гнѣва? Ибо тѣмъ, которые обходятъ Іерусалимъ, повелѣлъ указать въ немъ хоть на одного мужа вѣрнаго.

Ст. 4. Азъ же рѣхъ: негли убози суть, того ради не возмогоша, яко не увѣдаша пути Господня и суда Бога своего.

По справедливости выражаетъ сѣтованіе на тѣхъ, которые среди іудеевъ пользовались преимуществами и облечены были священнѣйшимъ достоинствомъ. На нихъ-то и излилъ сильнѣйшій гнѣвъ. И это объясняетъ самъ Христосъ, говоря: гóре вамъ, книжницы и фарисее лицемѣри, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришельца: и егда будетъ, творите его сына геенны сугубѣйша васъ (Матѳ. 23; 15).

Гл. VI, ст. 10. Кому возглаголю и засвидѣтельствую?

Ибо они поносили слово Христово, говоря о Немъ слушателямъ: бѣса имать и неистовъ есть: что его послушаете? (Іоан. 10, 20).

Гл. VII, 17. Еда не видиши, что сіи творятъ во градѣхъ Іудиныхъ?

Итакъ они подверглись наказанію по справедливому приговору. Ибо воздавая божескія почести твари и служа дѣламъ рукъ своихъ, они навлекали на свои головы божественный гнѣвъ. Не безъ правды бо простираются мрежи пернатымъ, по написанному (Прит. 1, 17).

Гл. VIII, ст. 9. Постыдѣшася премудріи.

Подъ премудрыми здѣсь, повидимому, разумѣетъ лучшихъ греческихъ поэтовъ и историковъ. Они обладаютъ прекраснымъ и обработаннымъ языкомъ и въ тонкостяхъ рѣчи отдѣланнымъ до изящества, но имѣютъ сердце, не причастное истинной мудрости; ибо, какъ пишетъ премудрый Павелъ: осуетишася помышленіи своими, и омрачися неразумное ихъ сердце: глаголющеся быти мудри, объюродѣша и далѣе (Рим. 1, 21-22). Итакъ, что касается звука и языка, они мудры, но въ сердцѣ они неразумны; премудрость бо міра сего, буйство у Бога есть, по написанному (1 Кор. 3, 19).

Гл. XI, 16. Маслину благосѣнну, красну зракомъ.

Ибо удаленіе отъ Бога и всецѣлое лишеніе Его благодати и помощи дѣлаетъ душу человѣка ни къ чему негодною; ибо страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31).

Гл. XVI, 19. Къ тебѣ языцы.

Ибо хотя они сдѣлались своевольными и непокорными и имѣющими умъ, исполненный неразумія; но Христомъ спасаются и прославляются. Начатками же ихъ были достигшіе побѣдныхъ наградъ мученики, блескъ славы которыхъ осіяваетъ всю поднебесную.

Гл. XVII, 8. И будетъ яко древо.

Ибо онъ не превозносится богатствомъ и отрѣшившись отъ пустой славы, не поднимаетъ высоко бровь свою. Ибо все это не болѣе, какъ ничтожество. Надежнымъ же ручательствомъ спасенія служитъ упованіе на всемогущаго Бога; возлагать же надежду на что либо другое — суетно и безполезно.

Гл. XVIII, 6. Се якоже бреніе...

Ибо то, что произошло отъ Него, Онъ безъ всякаго затрудненія преобразуетъ во что Ему угодно.

Гл. XXIII, 29. Еда словеса Моя не суть огнь горящій, рече Господь, и яко млатъ сотрыющій камень.

Огнемъ называетъ евангельскую и спасительную проповѣдь, или самое полученіе Святаго Духа, Который и уподобляется огню. Посему премудрый Іоаннъ Креститель о Самомъ Спасителѣ всѣхъ насъ Іисусѣ Христѣ такъ говоритъ: азъ крещаю вы водою въ покаяніе: Грядый же по мнѣ, крѣплій мене есть, Емуже нѣсмь достоинъ сапоги понести: Той вы креститъ Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 11). Посему правильно сказалъ Христосъ: огня пріидохъ воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгорѣся (Лук. 12, 49).

Гл. XXXIV, 16. И отвратистеся, и осквернисте завѣтъ Мой, еже возвратити комуждо раба своего, и комуждо рабу свою, ихже отпустисте свободны душею ихъ.

Видишь ли, какъ Богъ не терпитъ пренебреженія къ образамъ, лучше же къ самой истинѣ, оскорбленной какъ бы въ тѣняхъ? Нераскаянна бо дарованія и званіе Божіе (Рим. 11, 29), по написанному. А Іудеи, возвращая себѣ и подчиняя опять игу рабства тѣхъ, которые однажды были отпущены на свободу, не соблюдали этой нераскаянности — и симъ оскорбляли Бога, безчестя силу таинства, хотя оно было въ образахъ. Потому что мы оправдываемся даромъ, благодатію, не принося никакого выкупа за жизнь во Христѣ; но не пріобрѣтши славы свободы выкупомъ, получаемъ это отъ благости и человѣколюбія Господня.

Гл. XLII, 15-16. Аще вы дадите лице ваше во Египетъ, и внидете тамо жити, и будеть, мечь, егоже вы боитеся отъ лица его, обрящетъ вы во Египтѣ.

Когда преслѣдуетъ Богъ, то никто не спасетъ того, кому угрожаетъ опасность; но вездѣ, гдѣ бы онъ ни находился, встрѣтится съ проявленіемъ гнѣва (божественнаго).

Гл. XLVI, 25. Се Азъ посѣщу на Аммона, сына ея, и на Фараона и на Египетъ, и на боги его, и на цари его, и на Фараона, и на уповающія нань.

Объясненіе сихъ словъ Кирилла и Аполлинарія одинаково. Одни подъ Аммономъ разумѣютъ Александрію, которая въ древности такъ называлась, какъ объ этомъ говорится въ (книгѣ) Наума: лучши ли ты еси Аммона, живущаго въ рѣкахъ: вода окрестъ его, емуже начало море, и вода забрала его: и Еѳіопія крѣпость его, и Египетъ, и нѣсть конца бѣгству твоему: и Фудъ и Ливіане быша помощницы его и сія въ преселеніе пойдетъ (Наум. 3, 8-9). Но настоящія (о которыхъ идетъ рѣчь теперь) обстоятельства древнѣе созданія Александрова. Итакъ можетъ быть тамъ прежде Александра существовалъ городъ и онъ возстановилъ его изъ развалинъ. Нѣкоторые же говорятъ, что Египтяне называютъ Аммономъ Зевса, отъ котораго и страна называется Аммонійскою. Его-то и называютъ сыномъ ея, какъ причисленнаго ею къ богамъ. Ибо это — рукотворенное изображеніе, которое, говорятъ, возьмутъ Вавилоняне, и другихъ ихъ боговъ, о которыхъ упоминаетъ. Слова же: на Фараона и на Египетъ находятся въ связи съ словомъ: посѣщу.

Гл. XLIX, 14. Пословъ во языки посла.

Обложеніе Іеремія назвалъ послами, и Симмахъ перевелъ словомъ: посольство; но можетъ быть понимаемо въ смыслѣ: осада. Божественное повелѣніе созываетъ многіе народы противъ Идумеи и вызванное имъ движеніе назвалъ послами. Ибо подвигнутые Богомъ къ войнѣ возбуждали другъ друга, какъ говоритъ Авдій (ст. 1), ибо на Идумею вмѣстѣ съ Израильтянами напали и сосѣдніе народы. Обратившись же къ Идумеѣ, говоритъ: се мала дахъ тя во языцѣхъ, «но будучи ничтожнымъ ты высоко мечталъ о себѣ среди скорбей, не зная, что ты будешь плѣненъ, хотя ты, какъ орелъ, высоко поставилъ свое жилище» (Іер. 49, 15-16). За симъ: и будетъ Идумея въ запустѣніе и подобное дальнѣйшимъ словамъ сказалъ Авдій: и будетъ домъ Исавовъ въ тростіе, и возгорятся на нихъ и не будетъ огненосца въ домѣ Исавовѣ [2]. Подобное же изрѣченіе: «не осталось даже и огненосца» употребляется и у свѣтскихъ писателей о людяхъ, въ конецъ истребленныхъ. Ибо нѣкоторый огненосецъ шелъ впереди и очищалъ войска предъ битвой, и былъ законъ, чтобъ никто не дѣлалъ вражескаго нападенія на него.

Гл. LI, 9. Врачевахомъ Вавилона, и не исцѣлѣ.

Вавилономъ здѣсь называютъ Іерусалимъ за то, что онъ старался подражать тому и ничѣмъ не отличался отъ страны языческой ни въ обычномъ образѣ жизни, ни въ непочтительности къ закону, ни въ непризнаніи пользы пророческаго руководства.

На книгу Варуха.

Гл. III, 8. Яко ты пребываяй во вѣкъ, мы же погибающіи во вѣкъ.

Ибо сотворенная природа всегда и во всякое время подвержена тлѣнію, и въ этомъ заключается мѣра всему сотворенному. Но Премудрость, все произведшая и устроившая, пребываетъ, то есть неизмѣнно остается въ одномъ и томъ же состояніи. И опять, пребываніе здѣсь указываетъ намъ на незыблемость и прочность существованія и жизни высочайшаго Существа, слова же: мы погибающіи во вѣкъ означаютъ, что мы во всякое время подвержены тлѣнію вслѣдствіе того, что мы сотворены, потому что не подлежитъ сомнѣнію, что все, рожденное и перешедшее изъ небытія въ бытіе, необходимо подлежитъ тлѣнію.

На Іезекіиля.

Гл. I, 6. И четыре крила единому.

Ибо умныя и высшія силы всегда пребываютъ неизмѣнными, не склонны ни къ чему постыдному, но текутъ прямою и непорочною стезею подобаюшей имъ жизни.

Гл. VII, 16. И будутъ на горахъ яко голубицы.

Это — блаженные ученики; ибо они обошли всю вселенную, возвѣщая таинство Христово и имѣя его какъ бы пѣснь и лиру.

Гл. XIV, 14. И аще будутъ сіи тріе мужи среди ея, Ное, и Даніилъ, и Іовъ, тіи въ правдѣ своей спасутся.

Поелику думаю, что не слѣдуетъ оставить безъ изслѣдованія сихъ словъ пророка, то мы постараемся изъяснить, почему, когда уже умерли и Ной, и Іовъ и Даніилъ, вѣроятно (умеръ) и самъ Даніилъ, говоритъ о нихъ, что они спасутся въ правдѣ своей, хотя бы подверглась растлѣнію вся земля, надъ которой произнесенъ былъ смертный приговоръ. Кажется, Ною онъ уподобляетъ тѣхъ, которые по вѣрѣ въ Бога благоугождаютъ Ему; Даніилу же — тѣхъ, которые обладаютъ мудростью и проницательностью; наконецъ Іову — тѣхъ, которые благоугождаютъ Ему терпѣніемъ, конечно, во всемъ, что достойно похвалы.

Гл. XVII, 22. И возму азъ отъ избранныхъ кедра высокаго отъ верха.

Съ кедрами высокими и весьма красивыми сравниваетъ Израильтянъ, среди которыхъ избранною частью и какъ бы нѣкоторымъ сердцемъ былъ блаженный Давидъ; изъ него взявши Богъ и Отецъ насадилъ Еммануила, Который выросши сталъ кедромъ великимъ и принялъ подъ свою тѣнь всѣхъ. Тогда вся вселенная познала силу и власть всемогущаго Бога. Ибо Онъ смирилъ дерево роскошное и сдѣлалъ способнымъ къ рожденію и произрастанію дерево сухое (то есть церковь изъ язычниковъ), увядшее подъ владычествомъ діавола.

Гл. XX, 25. И дахъ имъ заповѣди не добры.

Что касается духовнаго знанія, то законъ святъ и заповѣдь свята и праведна и добра (Рим. 7, 12). Что же касается безполезности дѣлъ и служенія только въ тѣняхъ, то заповѣди недобры и не доставляли вѣчной жизни; ибо въ законѣ никтоже оправдается, по написанному (Гал. 3, 11).

Гл. XXXIV, 3. Се млеко ядите. Ибо тѣ, которые требовали закономъ установленныхъ десятинъ, начатковъ и благодарственныхъ приношеній и роскошно наслаждались дарами, получаемыми отъ народа, не имѣли никакого попеченія о спасеніи его.

Гл. XXXIV, 18. И не довольно ли вамъ, яко на благой пажити пасостеся.

Ибо потомки Левія, будучи свѣдущи въ законѣ и пользуясь какъ бы прекраснымъ пастбищемъ и пріятною и прозрачною водою — ученіемъ Моѵсея, способнымъ въ достаточной мѣрѣ руководить къ познанію истины, нѣкоторымъ образомъ попирали пастбище и возмущали воду, предлагая грубое и вещественное и исполненное земной нечистоты ученіе тѣмъ, которые подобно овцамъ слѣдовали за ними, какъ за овнами.

Гл. XXXIV, 23. И возставлю имъ пастыря единаго... раба Моего Давида.

Не трудно видѣть, что это говоритъ о Христѣ. Ибо блаженный Іезекіиль пророчествовалъ въ то время, какъ блаженный Давидъ уже умеръ и лежалъ во гробѣ. Богъ же Отецъ давалъ обѣтованіе какъ имѣющее исполниться нѣкогда, а не какъ уже совершившееся; ибо обѣтованія относятся къ будущимъ, а не къ прошедшимъ событіямъ.

На пророка Даніила.

Гл. V, 2. И пія Валтасаръ рече при вкушеніи вина, еже принести сосуды златы и сребряны, яже изнесе Навуходоносоръ отецъ его изъ храма, иже во Іерусалимѣ, и да піютъ въ нихъ царь и вельможи его, и наложницы его, и возлежащія окрестъ его.

Это было не что иное, какъ пренебреженіе къ славѣ Божіей и превозношеніе предъ Тѣмъ, Кто управлялъ Израильтянами, какъ будто Онъ не можетъ сдѣлать ничего полезнаго своему народу.

VII, 10. И книги отверзошася.

Ибо когда Единородный (Сынъ) явился въ подобномъ нашему видѣ; тогда Отецъ отверзъ и книги и освободилъ отъ суда виновныхъ во грѣхахъ и тѣмъ, которые мужественно подвизаются, далъ возможность быть вписанными въ нихъ и причисленными къ небеснымъ хорамъ и какъ бы внесенными въ памятную книгу.

VII, 13. Что значитъ: и даже до Ветхаго денми дойде?

Не о мѣстѣ ли здѣсь говорится? Но думать такъ было бы невѣжественно; потому что Божество неограничено мѣстомъ, но все наполняетъ. Итакъ что же значитъ: до Ветхаго денми дойде? Очевидно, Сынъ достигъ славы Отца. И чтобъ можно было видѣть это, Онъ опять сказалъ далѣе: ему дадеся и честь и царство. Ибо Онъ слышалъ Отца говорящаго: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Псал. 109, 1).

Примѣчанія:
[1] Въ Слав. вмѣсто ихъ стоитъ: нашея.
[2] Въ Слав.: и не будетъ избѣгаяй дому Исавову.

Печатается по изданію: Творенiя святаго Кирилла Александрiйскаго. Часть восьмая. / [Переводъ П. И. Казанскаго и И. Н. Корсунскаго подъ редакцiею М. Д. Муретова]. – М.: Типографiя М. Г. Волчанинова, 1890. – С. 521-531. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 57.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0