Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Левъ I, Великій, папа Римскій († 461 г.)

Святитель Левъ I, Великій, папа Римскій († 461 г.), родился въ Италіи въ христіанской благочестивой семьѣ. Отца его звали Квинтіаномъ. Святитель Левъ получилъ прекрасное воспитаніе и свѣтское образованіе. Но, стремясь къ духовной жизни, предпочелъ міру служеніе Церкви и сталъ архидіакономъ при святомъ папѣ Сикстѣ III (432-440). По смерти послѣдняго святитель Левъ за чистоту и цѣломудріе своей жизни былъ единодушно избранъ въ сентябрѣ 440 года первосвятителемъ Римской Церкви. Это было трудное время, когда еретики осаждали твердыню Православія своими соблазнительными лжеученіями. Въ святителѣ Львѣ пастырская мягкость и доброта соединялись съ несокрушимой твердостью въ вопросахъ вѣроисповѣданія. Ему дано было Господомъ стать защитникомъ Православія противъ ереси Евтихія и Діоскора, учившихъ объ одномъ естествѣ въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, и ереси Несторія. Узнавъ объ еретическомъ «разбойничьемъ» соборѣ въ Ефесѣ (449), во время котораго пострадалъ святой Патріархъ Царьградскій Флавіанъ (память 18 февраля), святитель Левъ обращался съ посланіями къ императорамъ Ѳеодосію II (408-450) и Маркіану (450-451) о созывѣ IV Вселенскаго Собора для осужденія ереси монофизитовъ. Соборъ этотъ состоялся въ Халкидонѣ въ 451 году. далѣе>>

Творенія

Свт. Левъ, папа Римскій († 461 г.)
Второе посланіе къ клиру и народу города Константинополя.

Епископъ Левъ и святой соборъ, который составился въ городѣ Римѣ, клиру, достопочтеннымъ мужамъ и народу, находящемуся въ Константинополѣ.

Хотя великая скорбь поражаетъ насъ, при воспоминаніи тото, чтó сдѣлано въ Ефесѣ на соборѣ священниковъ, потому что, какъ повѣдаетъ единогласная молва и какъ подтверждаетъ самое положеніе дѣлъ, тамъ не было соблюдено ни правило справедливости, ни благочестіе вѣры: впрочемъ мы радуемся за ревность вашего благочестія и въ возгласахъ святаго народа, образцы которыхъ дошли до насъ, похваляемъ общее усердіе всѣхъ васъ; ибо у добрыхъ сыновъ пребываетъ и живетъ справедливая любовь къ своему наилучшему отцу; и вы не допустите, чтобы съ какой либо стороны было повреждено просвѣщеніе каѳолическаго ученія. Безъ всякаго сомнѣнія, какъ открылъ вамъ Духъ Святый, тѣ пріобщаются заблужденію манихеевъ, которые отрицаютъ, что единородный Сынъ Божій воспринялъ истиннаго человѣка нашего естества и всѣ Его тѣлесныя дѣйствія хотятъ принимать за призракъ одного подобія. Дабы вы не имѣли сочувствія этому нечестію въ комъ бы то ни было, мы отправили уже къ вашей любви, чрезъ сына моего Епифанія и Діонисія — нотаріусовъ римской церкви, увѣщательныя посланія, въ которыхъ мы охотно представили вамъ требуемое вами утвержденіе, дабы вы не сомнѣвались, будто мы отказываемъ вамъ въ нашей отеческой заботливости, и что мы всѣми мѣрами стараемся о томъ, чтобы, при содѣйствіи милосердаго Бога, низложить всѣ соблазны, которые произведены людьми нечестивыми и безразсудными. И пусть не дерзаетъ обольщать себя своею священническою почестію тотъ, кто побѣжденъ нечестіемъ мысли, достойной проклятія. Ибо, ежели невѣдѣніе едва терпимо въ простыхъ людяхъ: то во сколько разъ болѣе оно является незаслуживающимъ ни извиненія, ни снисхожденія въ тѣхъ, которые начальствуютъ, особенно же, когда они начинаютъ защищать вымыслы превратныхъ мнѣній и вовлекаютъ въ единомысліе съ собою, или обманомъ, или ласковостію, нѣкоторыхъ неразсудительныхъ? Такого рода люди отвергаются отъ святыхъ членовъ тѣла Христова, и каѳолическая свобода не должна допустить, чтобы на нее возложено было иго невѣрныхъ. Ибо должны считаться внѣ дара благодати Божіей и внѣ таинства спасенія человѣческаго — тѣ, которые, отрицая во Христѣ естество нашей плоти, и противорѣчатъ евангелію и протиборствуютъ символу. И не понимаютъ они того, что по своему ослѣпленію впадаютъ въ ту опасность, что не стоя́тъ твердо въ истинахъ ни страданія Господа, ни Его воскресенія: потому что то и другое упраздняется въ Спасителѣ, если не признается въ Немъ плоть нашего рода. И въ какой тьмѣ невѣдѣнія, въ какомъ закоснѣніи нерадѣнія находятся они, когда ни отъ слуха не научились, ни чрезъ чтеніе не вразумились относительно того, чтó въ Церкви Божіей такъ единогласно пребываетъ въ устахъ всѣхъ, что, между прочими таинствами нашей вѣры, объ истинѣ плоти и крови во Христѣ не молчитъ даже и языкъ младенцевъ! Ибо въ таинственномъ раздаяніи духовной пищи преподается и пріемлется то, что мы, получая существо небеснаго хлѣба, и сами переходимь въ плоть Того, кто самъ сталъ нашею плотію. Поэтому и для утвержденія любви вашей, которая похвальною вѣрою противодѣйствуетъ врагамъ истины, пристойно и благовременно воспользуюсь и выражусь апостольскимъ изреченіемъ и смысломъ: сего ради и азъ, слышавъ вашу вѣру о Христѣ Іисусѣ, и любовь, яже ко всѣмъ святымъ, непрестаю благодаря о васъ, поминаніе о васъ творя въ молитвахъ моихъ: да Богъ Господа нашего Іисуса Христа, Отецъ славы, дастъ вамъ духа премудрости и откровенія, въ познаніе Его: просвѣщенна очеса сердца вашего, яко увѣдѣти вамъ, кое есть упованіе званія Его, и кое богатство славы достоянія Его во святыхъ, и кое преспѣющее величество силы Его въ насъ вѣрующихъ по дѣйству державы крѣпости Его, юже содѣя о Христѣ, воскресивъ Его отъ мертвыхъ, и посадивъ одесную Себе на небесныхъ, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене, именуемаго не точію въ вѣцѣ семъ, но и во грядущемъ. И вся покори подъ нозѣ Его: и Того даде главу выше всѣхъ Церкви, яже есть тѣло Его, исполненіе исполняющаго всяческая во всѣхъ (Ефес. 1, 15-23).

Пусть скажутъ намъ эти противники истины, когда всемогущій Отецъ, или по какой природѣ превознесъ Сына своего превыше всего, или какому существу покорилъ все! Ибо божество Слова во всемъ равно и сосущественно Отцу, и Рожденный довременно — отъ вѣчности одинаковое имѣетъ могущество съ Родившимъ. Подлинно Творецъ всѣхъ естествъ, чрезъ котораго все произошло и безъ котораго ничто не состоялось (Іоан. 1, 3), выше всего, чтó Имъ сотворено, и сотворенное никогда не было неподчинено своему Творцу, которому отъ вѣчности принадлежитъ — быть не иначе, какъ отъ Отца, и не инымъ, какъ самъ Отецъ. Если же Ему придана власть, если прославлено Его достоинство, если превознесена высота: то, значитъ, менѣе превозносящаго былъ Тотъ, кто превознесенъ, и не обладалъ богатствомъ того естества, въ полнотѣ котораго имѣлъ нужду. Но думающаго такимъ образомъ увлекаетъ въ сообщество съ собою Арій, развращенію котораго много благопріятствуетъ это нечестіе, отрицающее естество человѣчестое въ Богѣ Словѣ; потому что, когда таковый считаетъ за постыдное признавать въ величіи Божіемъ Его уничиженіе, то симъ самымъ или признаетъ ложнымъ во Христѣ образъ Его тѣла, или всѣ Его дѣйствія и страданія тѣлесныя скорѣе отнесетъ къ божеству, нежели къ плоти. А если онъ дерзнетъ защищать что либо подобное, это будетъ совершенно безумно; потому что ни благочестіе вѣры, ни смыслъ таинства не допускаютъ, чтобы или божество потерпѣло нѣчто, или въ чемъ нибудь солгала истина. Итакъ безстрастный Сынъ Божій есть Богъ, у котораго со Отцемъ и Святымъ Духомъ одна неизмѣняемая сущность Троицы, т. е. то, чтó Онъ есть по бытію, всегда есть; но по исполненіи того времени, которое предназначено было въ вѣчномъ совѣтѣ и предсказано знаменованіемъ пророческихъ словъ и дѣйствій, содѣлавшись сыномъ человѣческимъ, не чрезъ превращеніе своего существа, но чрезъ воспринятіе нашей природы, пришелъ взыскать и спасти то, чтó погибало (Лук. 19, 10). Пришелъ же не мѣстнымъ приближеніемъ, ни чувственнымъ движеніемъ, такъ какъ-бы сталь присутствовать тамъ, гдѣ прежде не былъ, или отступилъ оттуда, откуда прибылъ; но пришелъ чрезъ то самое, чѣмъ Онъ долженъ былъ показать Себя, и чтó въ Немъ было видимо и обще съ видящими Его, т. е. воспринявъ во чревѣ Матери человѣческую плоть и душу, такъ что Тотъ, кто былъ по образѣ Божіемъ, соединилъ въ Себѣ и образъ раба и подобіе плоти грѣха (Рим. 8, 3), чрезъ что божественное не умалилъ человѣческимъ, но божественнымъ возвеличилъ человѣческое. Ибо такова была вина всѣхъ смертныхъ, перешедшая отъ первыхь родителей, что, при сообщеніи первороднаго грѣха погомкамъ, никто не избѣжалъ бы осужденія наказанія, если бы Слово не сдѣлалось плотію и не вселилось въ насъ (Іоан. 1, 14), т. е. въ томъ естествѣ, которое было одного съ нами рода и одной крови. Поэтому апостолъ говоритъ: якоже единаго прегрѣшеніемъ во вся человѣки вниде осужденіе: такожде и Единаго оправданіемъ во вся яеловѣки вниде оправданіе жизни. Якоже бо ослушаніемъ единаго человѣка грѣшни быша мнози, сице и послушаніемъ Единаго праведни будутъ мнози (Рим. 5, 18-19). И опять: понеже бо человѣкомъ смерть бысть, и человѣкомъ воскресеніе мертвыхъ. Якоже бо о Адамѣ вси умираютъ, такожде и о Христѣ вси оживутъ (1 Кор. 15, 21-22). Такимъ образомъ всѣ тѣ, которые родились отъ Адама, во Христѣ получили возрожденіе, имѣя свидѣтельство вѣры и объ оправданіи благодати и о сродствъ естества. Кто не признаетъ этого естества, воспринятаго единороднымъ Сыномъ Божіимъ во чревѣ дщери Давидовой, тотъ отлучаетъ себя отъ всякаго таинства вѣры христіанской, и не зная Жениха, не разумѣя и невѣсты, не можетъ быть участникомъ въ брачномъ пиршествѣ. Ибо плоть Христа есть покровъ Слова, которымъ облекается всякій, кто истинно исповѣдуетъ сіе Слово. А кто стыдится Его и отвергаетъ какъ-бы недостойное, тотъ не можетъ получить отъ Него никакого украшенія, и хотя бы такой приступилъ къ царскому торжеству и присоединился нагло къ священной вечери, впрочемъ, какъ безчестный собесѣдникъ, не можетъ утаиться отъ разборчивости Царя; но, какъ засвидѣтельствовалъ самъ Господь, будетъ взятъ, и связанный по рукамъ и ногамъ отошлется въ кромѣшную тьму, гдѣ будетъ плачь и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 22, 13). Поэтому, кто не исповѣдуетъ во Христѣ человѣческаго тѣла, тотъ самъ призналъ себя недостойнымъ таинства воплощенія и не можетъ имѣть участія въ этомъ таинствѣ; о чемъ возвѣщаетъ апостолъ, говоря: зане уди есмы тѣла Его, отъ плоти Его и отъ костей Его: сего ради оставитъ человѣкъ отца своего и матерь, и прилѣпится къ женѣ своей, и будета два въ плоть едину (Ефес. 5, 30-31), и изъясняя, чтó это означаетъ, присовокупилъ: тайна сія велика есть: азъ же глаголю во Христа и во Церковь. Итакъ отъ самаго начала рода человѣческаго всѣмъ людямь возвѣщенъ Христосъ, имѣющій придти по плоти, въ которой, какъ написано, и будутъ два въ одной плоти; — эти два суть: Богъ и человѣкъ, Христосъ и Церковь, которая произошла отъ плоти Жениха въ то время, когда она, при истеченіи изъ ребра Распятаго крови и воды, получила таинство искупленія и возрожденія. Въ этомъ и заключается новое состояніе твари, которая въ крещеніи совлекается не одежды истинной плоти, но порчи осужденной ветхости, для того, чтобы человѣкъ сдѣлался тѣломъ Христовымъ, такъ какъ и Христосъ есть тѣло человѣка. Почему мы называемъ Христа не Богомъ только, какъ еритики манихеи, — и не человѣкомъ только, какъ еретики фотиніане, — и человѣкомъ не въ такомъ смыслѣ, будто у Него чего нибудь недостаетъ изъ того, чтó безъ всякаго сомнѣнія принадлежитъ человѣческой природѣ, напримѣръ, или души, или мысли разумной, или плоти, которая не была бы заимствована отъ жены, но которая составилась отъ Слова чрезъ превращеніе Его и измѣненіе въ плоть, каковыя три ложныя и пустыя мысли высказаны тремя различиыми партіями еретиковъ аполлинаристовъ, — и не говоримъ, что блаженная Дѣва Марія зачала человѣка безъ божества, который, бывъ произведенъ Святымъ Духомъ, послѣ былъ воспринятъ Словомъ, за что достойно и справедливо осудили мы Несторія, который проповѣдовалъ это; — но говоримъ, что Христосъ Сынъ Божій есть истинный Богъ, рожденный отъ Бога Отца безъ всякаго начала времени, и что Онъ же есть истинный человѣкъ, рожденный отъ Матери человѣка, по истеченіи извѣстной полноты времени, и что Его человъчество, по отношенію къ которому Отецъ больше Его есть, ничѣмъ не умалило Его естества, которымъ Онъ равенъ Отцу; но то и другое вмѣстѣ есть одинъ Христосъ, который весьма истинно сказалъ — по божеству: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), — и по человѣчеству: Отецъ болій Мене есть (Іоан. 14, 28).

Эту вѣру, возлюбленнѣйшіе, истинную и несокрушимую, которая одна образуетъ истинныхъ христіанъ и которую, какъ мы понимаемъ и одобряемъ, вы защищаете благочестивымъ усердіемъ и похвальною любовію, держи́те весьма твердо и всегда доказывайте. И такъ какъ послѣ Божественной помощи вамъ должно снискать еще благосклонность христіанскихъ императоровъ: то со смиреніемъ и мудростію испросите, чтобы милостивѣйшій императоръ благоволилъ согласиться на наше прошеніе, — объявить полнѣйшій соборъ, дабы такимъ образомъ, при помощи милосердаго Бога, и здоровые получили бóльшую силу, и больнымъ доставлено было врачевство, если бы только они согласились врачеваться.

Дано въ началѣ октября, въ консульство славнѣйшихъ мужей Астерія и Протогена.

Источникъ: Дѣянія Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академіи. Томъ третій: Соборъ Халкидонскій, Вселенскій четвертый (начало). — Казань: Въ Университетской типографіи, 1863. — С. 80-88.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0