Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Преп. Маркъ Подвижникъ († ок. 450 г.)
Нравственно-подвижническія слова.

Слово осьмое.
О постѣ и смиреніи.

Подвизающимся надобно, начавъ (подвигъ добродѣтели), доводить его и до конца. Молодымъ же и старымъ, имѣющимъ здоровое тѣло и не боящимся ни труда, ни озлобленія, полезнѣе и тверже со всѣмъ усердіемъ любить всегдашній постъ: мѣрою вкушать хлѣбъ, и отъ времени до времени (мѣрою же) пить воду, такъ, чтобы оканчивать ужинъ, чувствуя еще нѣкоторый голодъ и жажду, дабы наслажденіе (пищею и питіемъ) не было препятствіемъ необходимому служенію Богу. Ибо, если мы, вкушая какую-либо пищу, захотимъ насыщаться ею: то скоро, предавшись унынію, пожелаемъ другой; когда же получимъ сію, и ею насытимся: то и эту подобно первой отвергнемъ, и обратимся къ желанію болѣе пріятному; если же и это получимъ и имъ насытимся, то и сіе послѣднее, подобно прочему, отвергнемъ и оставимъ. И невозможно, чтобы мы, если предадимся желанію утѣшать себя (пищею) болѣе, нежели посту, (когда-либо) насытились. Какая пища была драгоцѣннѣе манны? Но когда Израильтяне, вкушая ее, насытились, и не могли пожелать ничего лучшаго; тогда пожелали худшаго — чесноку и червленаго луку (Числ. 11, 5). — Изъ чего явно, что въ насыщеніи заключается желаніе чего-либо другаго. Итакъ, если мы, насыщаясь хлѣбомъ, пожелаемъ другихъ (снѣдей); то и его вкушая, не будемъ насыщаться, чтобы всегда, бывъ голодны, желали мы насытиться и хлѣбомъ, дабы и вреда, происходящаго отъ желанія, избѣжать, и пріобрѣсти правду сердечную. Но можетъ быть кто-либо изъ тѣхъ, которые лѣнивѣе (другихъ) расположены къ посту, скажетъ: развѣ грѣхъ человѣку вкушать пишу? Но и мы совѣтуемъ беречься этого не какъ грѣха, но какъ имѣющаго слѣдствіемъ грѣхъ; ибо Израильтяне не тѣмъ согрѣшили, что пожелали, но тѣмъ, что вслѣдствіе желанія, клеветали на Бога, и впали въ нечестіе, говоря: еда возможетъ Богъ уготовати трапезу въ пустыни сей? и послѣ того, какъ Онъ уготовалъ имъ ее, гнѣвъ Божій поразилъ многихъ и изъ сильныхъ ихъ (Псал. 77, 19. 21. 22. 31), дабы они, оставшись въ живыхъ и пожелавъ еще иной пищи, не произнесли словъ (ропота) на Вышняго, и (за то) не истребились бы и послѣдніе изъ нихъ. — Не легко овладѣть безстыднымъ чревомъ: ибо оно есть богъ для побѣждаемыхъ имъ, и невозможно быть невиновнымъ, кто повинуется ему. И не только отъ насыщенія, но и отъ невкушенія пищи вижу (бывающее) бѣдствіе: ибо когда мы въ теченіе многихъ дней не вкушаемъ пищи, то уныніе, найдя себѣ въ насъ мѣсто, возстанетъ и будетъ бороть насъ, и ночное бдѣніе наше низвергаетъ въ сонъ, а дневную молитву въ плотскіе помыслы, такъ что мы никакой не получаемъ пользы по причинѣ сна, и подвергаемся большему вреду отъ плотскихъ помысловъ: ибо какъ болѣе другихъ постящіеся, мы начинаемъ высокомудрствовать и уничижать меньшихъ, а такое (мнѣніе о себѣ и оближнихъ) тяжелѣе всякаго грѣха. — Какъ неразумный земледѣлецъ, если онъ со многими издержками обработалъ свое поле, и оставилъ его незасѣяннымъ, потрудился въ убытокъ себѣ: такъ и мы, если поработивъ тѣло свое, большимъ вниманіемъ къ себѣ, не будемъ сѣять сѣмена молитвы; то выйдетъ, что мы потрудились противъ самихъ себя. Но можетъ быть кто-нибудь скажетъ: если въ молитвѣ заключается главное дѣло правды; то какая надобность въ постѣ? Всячески большая: ибо какъ бѣдный земледѣлецъ, если посѣетъ на полѣ, заросшемъ дурною травою, не обработавъ вновь земли, то вмѣсто пшеницы пожнетъ терніе: такъ и мы, если будемъ сѣять сѣмя молитвы, не удручивъ прежде тѣло свое постомъ; то вмѣсто правды принесемъ плоды грѣха. Ибо тѣло сіе — изъ той же земли, и если не будетъ воздѣлано съ такимъ же прилежаніемъ, какъ и земля, то никогда не произраститъ плода правды. Сказанное же нами предъ симъ сказано не для того, чтобы удержать желающихъ получить пользу отъ поста, но въ предостереженіе нежелающимъ повредить себѣ имъ: ибо какъ постъ приноситъ пользу тѣмъ, которые разумно къ нему приступаютъ, такъ и вредитъ неразумно его начинающихъ. Посему заботящіеся о пользѣ поста, должны беречься вреда его, то-есть тщеславія, и хлѣбъ, который вкушаемъ, по окончаніи назначеннаго себѣ поста, должны мы раздѣлять на дни невкушенія пищи, чтобы, вкушая ежедневно по малой части, мы могли покорить мудрованіе своей плоти и имѣть сердце твердымъ въ полезнѣйшей молитвѣ, дабы такимъ образомъ, силою Божіею бывъ сохранены отъ возношенія, мы имѣли попеченіе всѣ дни жизни нашей пребывать во смиренномудріи, безъ котораго никто никогда не можетъ благоугодить Богу. Если бы мы старались о смиренномудріи: то не было бы нужды въ наказаніи насъ; ибо все злое и скорбное, случающееся съ нами, приключается намъ за возношеніе наше. Если на Апостола, чтобы онъ не превозносился, попущенъ былъ ангелъ сатанинъ, да пакости ему дѣетъ; тѣмъ болѣе на насъ, когда превознесемся, самъ сатана попущенъ будетъ попирать насъ, пока мы не смиримся. Праотцы наши владѣли домами, имѣли богатство, имѣли женъ, заботились о дѣтяхъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ по причинѣ своего ненасытимаго смиренномудрія, бесѣдовали съ Богомъ, а мы удалились отъ міра, презрѣли богатство, оставили домы, и думая, что пребываемъ съ Богомъ, бываемъ поруганы бѣсами за возношеніе наше. Превозносящійся не знаетъ себя самого; ибо если бы онъ видѣлъ свое безуміе и немощь: то не превозносился бы, а незнающій себя, какъ можетъ познать Бога? Если онъ не могъ познать своего безумія, въ которомъ пребываетъ: то какъ возможетъ познать премудрость Божію, отъ которой онъ далекъ, и которой чуждъ? Знающій Бога, созерцаетъ величіе Его, и укоряя себя, говоритъ подобно блаженному Іову: даже до слуха слышахъ Тя первѣе, нынѣ же око мое видѣ Тя. Тѣмже укорихъ себе самъ и истаяхъ: и мню себе землю и пепелъ (Іов. 42, 6). Итакъ, подражающіе Іову, знаютъ Его. Посему, если и мы возжелаемъ видѣть Бога, будемъ укорять себя и смиренномудрствовать, чтобы намъ не только видѣть Его предъ собою, но имѣя Его живущимъ и почивающимъ въ насъ, наслаждаться Имъ; ибо такимъ образомъ безуміе наше Его премудростію упремудрится и немощь наша Его силою укрѣпится о Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, въ изобиліи сподобившемъ насъ сего дара, чтобы Ему прославиться въ насъ, и врага нашего сатану, соперника нашего, наиболѣе посрамить нами. Ибо Ему (Іисусу Христу) подобаетъ слава и поклоненіе со Отцемъ и Пресвятымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Марка Подвижника Нравственно-подвижническія слова въ русскомъ переводѣ. — М.: Въ Университетской типографіи, 1858. — С. 261-265.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0