Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Северіанъ, еп. Гавальскій (ок. † 415 г.)
Слово на текстъ: Огонь пришелъ Я низвесть на землю: какъ желалъ бы, чтобъ онъ уже возгорѣлся (Лук. 12, 49). — Не думайте, что Я пришелъ принести миръ на землю; не миръ пришелъ Я принести, но мечъ (Матѳ. 10, 34).

Природа изъ одного источника утоляетъ жажду многоразличныхъ животныхъ: стада воловъ и овецъ, прибѣгая къ нему, находятъ себѣ въ немъ питіе; стаи четвероногихъ ненасытныхъ звѣрей, приходя къ нему, удовлетворяютъ своей потребности; многочисленныя породы птицъ пьютъ изъ него и имъ охлаждаютъ жгучесть жажды. Источникъ восполняетъ нужду не безсловесныхъ только (животныхъ), но и разумныхъ людей онъ щедро исполняетъ желаніе; словомъ, всѣ виды животныхъ пьютъ изъ одного источника, и онъ напаяетъ ихъ не оскудѣвая.

Таково, возлюбленные, и ученіе божественныхъ писаній. Оно едино, потому что оно, имѣя свое истеченіе изъ всесовершенной премудрости Божіей, умудряетъ сердца многихъ и разныхъ людей: учениковъ наставляетъ, церкви наполняетъ благоуханіемъ. Жаждущіе пьютъ (изъ него), омраченные просвѣщаются [1]...

Плотники лѣсомѣромъ предварительно обмѣриваютъ лѣсъ, искусно со всѣхъ сторонъ тешутъ, строгаютъ топоромъ или рубаномъ искривленія (и такимъ образомъ) приспособляютъ его для предназначенной цѣли. Но Господь нашъ, который есть исправитель искривившихся душъ нашихъ, не вѣскомъ и не лѣсомѣромъ выравниваетъ души наши, а словомъ и назиданіемъ наставляя въ истинѣ, приводитъ насъ къ благочестію различными притчами. Такъ и теперь онъ посредствомъ притчъ научаетъ насъ.

Пока дѣти — въ слабомъ младенческомъ возрастѣ, чадолюбивыя матери, поддерживая силу источника молокомъ питающихъ сосцевъ своихъ, безъ особеннаго труда предлагаютъ имъ молочную пищу: Но когда они начинаютъ расти и быть въ силахъ разжевать зубами мягкую пищу, тогда матери, искрошивъ твердый хлѣбъ, готовятъ мягкую пищу на подобіе мозговъ и предлагаютъ ее имъ изъ устъ своихъ.

Такими представляются и нѣкоторые учители церкви. Ибо тѣмъ, у коихъ умъ дѣтскій, они не предлагаютъ трудныхъ и нелегкодоступныхъ мыслей; но, подобно матерямъ, сосцы склоняютъ къ нимъ, приказывая имъ смиренной душой всасывать въ себя молоко чистаго ученія. Когда же они разумомъ дорастутъ до пониманія высшаго ученія, тогда уразумѣютъ смыслъ великихъ таинъ. Такъ поступалъ и Павелъ. Онъ писалъ къ тѣмъ, кои душею были еще младенцы: я питалъ васъ молокомъ, а не твердой пищею. Такъ теперь дѣлаетъ и Господь. Ибо смыслъ евангельскихъ изреченій Онъ соразмѣряетъ со степенью способностей слушателей: прежде наступленія дня Онъ предлагаетъ намъ, какъ младенцамъ, мягкую удобоваримую пищу ученія. Теперь видя силу разумѣнія нашего, Онъ даетъ намъ наслаждаться величайшими откровеніями — и чтó же говоритъ?

Огонь пришелъ Я низвесть на землю; не миръ пришелъ Я принести, но мечъ.

Нѣкоторые дѣтскимъ умомъ (своимъ) думали, что Господь пришелъ истребить всѣхъ огнемъ, и мечемъ умертвить твари. — Давайте и мы, какъ младенцы, такими же словами то же самое скажемъ Господу:

Грѣхъ возсталъ на насъ; смерть овладѣла нами, геенна и огонь всегда грозятъ намъ; толпы скверныхъ духовъ низлагаютъ насъ; мы надѣялись имѣть въ Тебѣ помощника, (надѣялись), что Ты, по предвѣщанію пророковъ, придешь и спасешь насъ, но Ты, благодѣтель, пришедъ говоришь: огонь пришелъ Я низвесть на землю; не миръ пришелъ Я принести, но мечъ.

Мы оказались безсильными въ брани противъ діавола, потому что у насъ не было оружія вѣры, потому что мы не имѣли побѣдной печати — щита праведности. Когда еще Адамъ былъ въ раю, діаволъ ограбилъ его и обнажилъ отъ свѣта безсмертія. Почему всѣ мы, лишившись помощи, къ Тебѣ взывали: Господи! будь преслѣдователемъ моихъ преслѣдователей; возьми оружіе и щитъ и возстань на помощь мнѣ; обнажи мечъ противъ преслѣдующихъ, останови ихъ; скажи душѣ моей — Я твое спасеніе (Псал. 34, 2-3). — Но Ты пришедъ говоришь: не миръ пришелъ Я принести, но мечъ.

Чтó сталось съ мольбами святыхъ, которые молятъ о мирѣ, просятъ тишины, не желаютъ войны, отворачиваются отъ меча? а Ты, пришедъ, говоришь: не миръ пришелъ Я принести, но мечъ.

Врагъ праведности вооружилъ противъ насъ своихъ воиновъ, злыхъ духовъ; обоюдуострымъ мечемъ изранилъ всѣхъ насъ посредствомъ грѣха отторгъ насъ отъ жизни, низринулъ въ адъ. Поэтому сонмъ всѣхъ святыхъ, прося Твоей милости, хоромъ взывалъ къ Тебѣ: Пастырь Израиля! взгляни какъ на овецъ Іосифа, яви Себя; возбуди силу Твою и пріиди спасти насъ (Псал. 79, 1.3). А Ты говоришь: не миръ пришелъ Я принести, но мечъ.

Гдѣ же Твое благовѣстіе ученикамъ Твоимъ: приклоню къ вамъ миръ Мой, какъ рѣку, и онъ стремительнымъ потокомъ покроетъ славу язычниковъ? Гдѣ же предвѣщаніе святыхъ отцевъ, которые говорили: вотъ выступитъ Господь и сокрушитъ брань? ибо по прекращеніи брани мы ожидали глубокаго мира, а Ты пришедъ говоришь: не миръ пришелъ Я принести, а мечъ.

Первоначально Ты послалъ пророковъ, предвѣщалъ посредствомъ патріарховъ, вооружилъ ихъ оружіемъ праведности, дабы они могли выдержать бой съ діаволомъ, сокрушить брань и даровать миръ міру, какъ одинъ изъ нихъ (пророковъ) говорилъ: благословенъ Господь, научающій руки мои битвѣ и персты мои брани (Псал. 143, 1), — они побѣжденные обратили тылъ и громко взывали къ тебѣ: Господи! приклони небеса и сойди (Псал. 143, 5). И Ты, приклонивъ (небеса), сошелъ, чтобы миромъ спасти родъ человѣческій, а говоришь: не миръ пришелъ Я принести, а мечъ.

Зачѣмъ же послѣ этого Ты ублажаешь миротворцевъ, говоря: блаженны миротворцы, ибо они будутъ наречены сынами Божіими (Матѳ. 5, 9)? Что же? другихъ учищь творить миръ, а о Себѣ говоришь: не миръ пришелъ Я принести, а мечъ. Зачѣмъ же и ты, Павелъ, говоришь о Христѣ: Онъ есть миръ нашъ (Ефес. 12, 4)? развѣ не слышишь, что Онъ товоритъ: не миръ пришелъ Я принести?

По причинѣ грѣховъ нашихъ Богъ сталъ нашимъ врагомъ; мы нуждались въ посредникѣ, въ разрѣшителѣ вражды царящей посреди насъ, въ дарователѣ сладкаго мира. О такомъ-то посредникѣ и отецъ нашъ Іовъ молился и говорилъ прося: О! еслибъ былъ посредникъ, который явился бы посредникомъ и положилъ бы конецъ враждѣ (Іов. 9, 33), а Ты на перекоръ этому говоришь: не миръ пришелъ Я принести, а мечъ. — Отъ кого отнынѣ можемъ мы надѣяться получить просимое?

Въ иномъ смыслѣ говоритъ Онъ: огонь пришелъ Я низвесть — не на землю, которую вы попираете ногами вашими, но на землю, которую Я создалъ Моею десницей. Такъ какъ діаволъ посѣялъ въ сердцахъ людей терніе и волчецъ, поэтому пришелъ Я низвесть огонь на сожженіе терній и на обновленіе душъ. Вотъ почему я говорю — огонь пришелъ Я низвесть: какъ желалъ бы, чтобъ онъ уже возгорѣлся. Ибо Мнѣ надлежитъ очистить землю Мою; Мнѣ подобаетъ огнемъ истребить вредоносное растеніе діавола, приносящее горькій плодъ, чтобы она (земля) могла принять въ себя чистое небесное сѣмя. Поэтому Я говорю — огонь пришелъ Я низвесть.

Изъ праха создавъ человѣка добрымъ, Я вложилъ въ его сердце искру божественнаго огня, дабы онъ пламенѣлъ любовію къ Богу. И такъ какъ клеветникъ, потокомъ золъ покрывъ, погасилъ ту божественную искру; то надлежитъ Мнѣ, пришедъ на землю, снова сдѣлать людей обладателями той же искры, той же теплоты, дабы всѣ они блистали прекрасными ея лучами.

Діаволъ умертвилъ души людей стужею нечестія: слѣдуетъ Мнѣ огонь низвесть на землю, чтобы, разрѣшая и смягчая зиму невѣрія діаволомъ навѣянную на души, обезопасить и успокоить мысли, дабы онѣ распустившись покрывались зеленью и приносили сѣмена праведности: вотъ почему пришелъ Я принести не миръ, а мечъ.

Возвѣстите это, апостолы Мои! благовѣстите всѣмъ; соберите духовную Мою паству въ священную овчарню. Скажите ей, чтобы она не страшилась львинаго рыканія противника, ибо Я пришелъ принести ему не миръ, а мечъ.

Онъ уже замѣтилъ, что на него воздвигается брань, и потому возглашаетъ со своими полчищами: что тебѣ до насъ, Сынъ Вышняго? пришелъ Ты прежде времени мучить насъ.

Вы спрашиваете: что Тебѣ до насъ? — до васъ, которые всѣхъ умертвили мечемъ грѣха, соблазнили обманчивымъ ученіемъ, омрачили умственныя ихъ очи тмою невѣдѣнія. Вы говорите — что Тебѣ до насъ, Сынъ Бога Всевышняго? — Надлежитъ Мнѣ наточить противъ (васъ) мечъ, подобаетъ Мнѣ низойти въ адъ, оставить силу креста Моего воинамъ и военачальникамъ [2]. Мнѣ надлежитъ сойти въ адъ съ божественной силой Моего креста; и тамъ мечемъ разсѣчь чрево дракона и заключенныя въ немъ души вознести къ жизни. Не миръ пришелъ Я принесть, но мечъ.

Укрѣпитесь ослабѣвшія руки и колѣна дрожащія. Утѣшайте малодушныхъ; скажите (имъ): укрѣпитесь, не страшитесь. Развѣ не слышали, что говоритъ пророкъ: въ тотъ день занесетъ Господь свой мечъ надъ обратившимся въ бѣгство дракономъ и убьетъ дракона скрывающагося въ морѣ. Скажите это людямъ. Утѣшайте, пророки, малодушныхъ, говоря: пришелъ онъ принести врагу не миръ, но мечъ; ибо Мой мечъ для него мечъ погибели, а для васъ якорь вѣры. Въ продолженіе многихъ коловращеній годовъ вы служили діаволу, долгое время дружбой были связаны съ нимъ, исполняли его волю. Отнынѣ надлежитъ Мнѣ посѣять вражду между имъ и вами. Въ правѣ Я (теперь) сдѣлать васъ изъ друзей врагами ему, дабы вы тѣми же перстами, которыми образовали дерево и камень и называли ихъ богами, сокрушили ихъ. Слѣдуетъ Мнѣ принести между васъ и діавола мечъ, дабы вы съ омерзѣніемъ отступились отъ чуждыхъ боговъ, которыхъ вы чествовали своими языками. Не миръ Я пришелъ принести между васъ, но мечъ. Если Я не преклоню надъ врагами вашими меча Моего, не будетъ вамъ мира.

Слѣдуетъ еще иначе разумѣть сказанное: не миръ пришелъ Я принести, но мечъ и раздѣленіе. Ты видѣлъ какъ Ѳекла [3] бывшая нѣкогда язычницей... [4] когда услышала проповѣдь Павла, немедленно отдѣлилась отъ племени, отъ родныхъ и друзей, отъ родственниковъ и служителей, отъ супруга и отъ нѣги. Кстати вспомнимъ и Савла, бывшаго нѣкогда врагомъ и гонителемъ; но когда онъ услышалъ голосъ, пришедшій свыше, остановился, превратилъ (оное) упорство, почему и былъ названъ Павломъ. И тотъ, кто прежде по невѣдѣнію терзалъ церковь Христову и былъ мышцею неблагодарному еврейскому народу, впослѣдствіи сталъ противникомъ своему племени и съ горячей любовью проповѣдывалъ слово Христово. Посмотри, какъ слово Божіе, подобно мечу, отдѣляетъ вѣрующихъ въ евангельское ученіе отъ родныхъ и домашнихъ. Вотъ почему пророкъ взываетъ, говоря: Онъ очиститъ его огнемъ. Поэтому и Іоаннъ возглашаетъ: Онъ окреститъ насъ огнемъ. И Исаакъ, видя этотъ огонь и этотъ мечъ, сказалъ: отецъ! вотъ огонь и вотъ мечъ, гдѣ же овца для всесожженія? — Силу этого огня и Моисей уразумѣлъ на горѣ, увидѣвъ горящую, (но) несгараемую купину: отцы наши повѣдали намъ это, понимая относительно Дѣвы Маріи, которая родила и осталась нетлѣнною.

Перевелъ съ древне-армянскаго языка Н. Эминъ.       

Примѣчанія:
[1] Здѣсь не достаетъ въ подлинникѣ нѣсколько словъ.
[2] Не совсѣмъ ясно.
[3] Рѣчь идетъ о первомученицѣ Ѳеклѣ, память которой празднуется арм. и греч. церквами 24 сентября.
[4] Тутъ пропускъ въ подлинникѣ.

Источникъ: Н. Эминъ. Слово Северіана Гавальскаго, IV вѣка. // Журналъ «Православное обозрѣніе». — М.: Въ Университетской типографіи. — 1878 г. — Томъ II. — С. 639-644.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0