Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
Изъясненіе трудныхъ мѣстъ Божественнаго Писанія, по выбору.

Толкованіе на книгу Числъ.

Вопросъ 1. Для чего Богъ повелѣлъ исчислить народъ (Числ. 1, 2)?

Чтобы показать истину Своего обѣтованія. Ибо въ обѣтованіи сказалъ Аврааму: умножая умножу сѣмя твое, яко звѣзды небесныя, и яко песокъ вскрай моря (Быт. 22, 17). Доказалъ же истину обѣтованія тѣмъ, что отъ седмидесяти пяти человѣкъ, вошедшихъ въ Египетъ, чрезъ небольшое число лѣтъ, исчислено шестьсотъ три тысячи пятьсотъ пятьдесятъ мужей способныхъ къ войнѣ, за исключеніемъ престарѣлаго и несовершеннолѣтняго возраста, такъ же женскаго пола и колѣна Левіина (Числ. 1, 45-47); потому что оно не было исчисляемо съ прочими колѣнами. На сіе-то Свое могущество указуя, Владыка Богъ сказалъ и чрезъ Пророка Исаію: воззрите на Авраама отца вашего, и на Сарру породившую вы: яко единъ бѣ, и призвахъ его, и благословихъ его, и умножихъ его (Исх. 51, 2).

Вопросъ 2. Почему число Левитовъ мало (Лев. 3, 39)?

Потому что они начальники; а начальствующихъ должно быть меньше, нежели подначальныхъ. Сверхъ того они освобождены были отъ военнаго дѣла, и заняты только божественною службою.

Вопросъ 3. Почему же колѣно Іудино, будучи и царственнымъ, превосходило числомъ всѣ прочія (Числ. 2, 9)?

Изъ царственнаго колѣна царствовалъ только одинъ; а въ колѣнѣ Левіиномъ всѣ священнослужительствовали, одни священствуя, а другіе имъ служа. Но колѣну царственному и слѣдовало превышать числомъ, какъ ради благословенія Владыки Христа, Который отъ сего колѣна имѣлъ произойдти по плоти, такъ и для того, чтобы поставляемые изъ него царями въ единоплеменникахъ имѣли достаточное себѣ пособіе. Еще же и въ семъ сблизилъ іереевъ съ колѣномъ царственнымъ; колѣну Іудину давъ мѣсто къ восходу солнца, присоединилъ къ нему іереевъ съ кивотомъ, а Дану отдѣлилъ сѣверъ. Ибо сказано: отъ лица сѣвера возгорятся злая на всѣхъ обитающихъ на земли (Іер. 1, 14). Въ изъясненіи же благословенія Іаковлева сказано было, что отъ колѣна Данова родится губитель, который наименуетъ себя христомъ, но будетъ поступать вопреки сему именованію, и присвоять себѣ нимало ему непринадлежащее. А Іудѣ весьма справедливо удѣлилъ востокъ; потому что и о Владыкѣ Христѣ взываютъ божественные Пророки: се мужъ, Востокъ имя Ему (Зах. 6, 11); и: бояшимся Меня возсіяетъ Солнце правды, и исцѣленіе въ крилѣхъ его (Мал. 4, 2). и: сѣдящимъ во тмѣ и сѣни смертнѣй, свѣтъ возсіяетъ имъ (Матѳ. 4, 16).

Вопросъ 4. Какія были обязанности жрецовъ, и какія Левитовъ?

Сему научаетъ Самъ Господь всяческихъ. Ибо сказано: рече Господь къ Моисею: поими племя Левіино, и поставиши я предъ Аарономъ жерцемъ, и да служатъ ему: и да стрегутъ стражбы его, и стражбы сыновъ Израилевыхъ предъ скиніею свидѣнія, дѣлати дѣла скиніи: и да хранятъ всѣ сосуды скиніи свидѣнія, и стражбы сыновъ Израилевыхъ и всѣ дѣла скиніи: и да даси Левиты Аарону брату твоему, и сыномъ его жерцемъ: въ даръ даны сіи Мнѣ суть отъ сыновъ Израилевыхъ. И Аарона и сыны его поставиши надъ скиніею свидѣнія, и да хранятъ жречество свое, и вся яже у олтаря и внутрь завѣсы, иноплеменникъ же прикасаяйся умретъ (Числ. 3, 5-10). Поэтому дознаемъ изъ сего, что жрецы приносили жертвы, а Левиты были поставлены служителями при жрецахъ и стражами при скиніи. Въ послѣдующемъ же Моисей показываетъ, что должно было носить поколѣнію Кааѳову, что Гирсонову и что Мерарину.

Вопросъ 5. Для чего повелѣлъ Богъ исчислить въ народѣ первородныхъ (Числ. 3, 40)?

Поелику все колѣно Левіино освятилъ Богъ на божественныя службы, и освободилъ отъ военнаго дѣла; то естественно было инымъ изъ другихъ колѣнъ негодовать на ихъ предпочтеніе. Посему владыка Богъ увѣряетъ негодующихъ, что не повелѣлъ Онъ ничего несправедливаго. Ибо говоритъ: «когда ради васъ умерщвлены были первенцы египетскіе; тогда спасены ваши первенцы. Посему вмѣсто ихъ на божественныя службы отдѣлилъ Я колѣно Левіино, и вмѣсто первородныхъ скотовъ вашихъ — первородныхъ у Левитовъ». Но поелику первородныхъ въ другихъ колѣнахъ оказалось больше, нежели Левитовъ; то за каждаго, сверхъ равнаго имъ числа, повелѣлъ давать священникамъ по пяти сиклей (Числ. 3, 46-48), опредѣливъ сикль въ двадцать пѣнязей, и таковое число наименовавъ святымъ, какъ отдѣляемое на дѣло божественное, и ненаходящееся у всѣхъ въ обращеніи. Въ другомъ мѣстѣ сіи двадцать пѣнязей Моисей именуетъ дидрахмою (Лев. 27, 25). Сея-то дидрахмы требовали и у Господа, какъ у первороднаго (Матѳ. 17, 24)?

Вопросъ 6. Почему на нѣкоторые свяшенные сосуды повелѣлъ Богъ возлагать покровы синіе, а на другіе багряные (Числ. 4, 6-14)?

У сосудовъ драгоцѣнныхъ были только синіе покровы, указуютъ же они на цвѣтъ неба. Посему-то что было внутри завѣсы, то повелѣлъ Богъ покрывать пеленами синими, а что внѣ, — то багряными и тому подобными; потому что нѣтъ наказанія небу, а земля, за преступленіе законовъ, несетъ и казни. Багряница знаменуетъ царство, Божіе же царство и безначально и незыблемо. Посему-то, что было внѣ скиніи, покрывалось и багряными и синими пеленами. Промышляя же о племени Каафовомъ, повелѣлъ Богъ, чтобы сперва іереи, войдя во святилище, покрыли кивотъ и другіе сосуды сказанными выше покровами, а потомъ уже сыны Каафовы приступали къ перенесенію, чтобы иначе, если увидятъ неприкосновенное и незримое, не потерпѣть имъ гибели отъ сего необычайнаго зрѣлища.

Вопросъ 7. Кого Моисей называетъ нечистымъ душею (Числ. 5, 2)?

Того, кто прикасался къ мертвому, или приближался къ костямъ мертвеца.

Вопросъ 8. Почему и симъ нечистымъ, и прокаженнымъ, и изливающимъ сѣмя повелѣлъ законъ жить внѣ полка (Числ. 5, 2)?

Малымъ научаетъ великому. Ибо если нечистъ прикасающійся къ мертвому; тѣмъ паче нечистъ, кто гнуснымъ убійствомъ причиняетъ смерть. И если нечистъ прокаженный, тѣмъ паче нечистъ, кто предается порокамъ разнаго рода. Такъ въ лицѣ изливающаго сѣмя осуждается прелюбодѣйство. Ибо если скверно и непроизвольное, тѣмъ паче гнусно дѣлаемое намѣренно.

Вопросъ 9. Что значитъ сказанное: мужъ или жена, иже аще сотворитъ отъ всѣхъ грѣховъ человѣческихъ (Числ. 5, 6)?

Легчайшіе грѣхи назвалъ человѣческими, потому что естеству человѣческому, какъ удобоизмѣняемому, невозможно быть свободнымъ отъ всѣхъ грѣховъ. Сказано: никтоже чистъ отъ скверны, аще и единъ день житіе его (Іов. 14, 4. 5). Посему-то и божественный Давидъ взываетъ: не вниди въ судъ съ рабомъ Твоимъ, яко не оправдится предъ Тобою всякъ человѣкъ (Псал. 142, 2). Единъ Владыка Христосъ, и какъ человѣкъ, и какъ Богъ, не имѣетъ порока. И провидя сіе, Пророкъ Исаія взывалъ: Иже грѣха не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Ис. 53, 9; 1 Петр. 2, 22). Посему не имѣя собственныхъ грѣховъ, пріялъ на Себя грѣхи другихъ. Ибо Сей грѣхи наша носитъ и о насъ болѣзнуетъ (Ис. 53, 4). И великій Іоаннъ взываетъ: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29). Посему и въ мертвыхъ свободь (Псал. 87, 6), какъ неправедно претерпѣвшій смерть. Итакъ, божественный законъ учитъ, какъ должно врачевать прегрѣшившихъ нетяжко. Ибо нарушившему какое-либо условіе повелѣваетъ сперва исповѣдать грѣхъ, а потомъ взятое у обиженнаго возвратить ему сполна, приложивъ еще пятую часть (Числ. 4, 7). А если бы случилось, что обиженный, прежде нежели обидѣвшій раскается, кончитъ жизнь, то отдать это ужику. Ужикомъ же называетъ принадлежащаго къ роду, и порядокъ рода былъ слѣдующій: первый — сынъ, потомъ дочь, потомъ братъ отцевъ, а потомъ братъ дѣдовъ. Если бы не было никого изъ таковыхъ, заступаетъ мѣсто ближайшій сродникъ. А если бы не нашлось сродника, то законъ повелѣвалъ сказанное выше приносить Богу. Ибо сказано такъ: аще же нѣсть человѣку ужика, яко отдати ему преступленіе, отдаемое Господу, жерцу да будетъ, кромѣ овна очищенія, имже помолится о немъ (Числ. 4, 8). Постановлено же и приносимые начатки снѣдать жрецамъ; потому что начаткомъ народа были левиты, а начаткомъ левитовъ — архіерей. Посему, какъ начатки, пользовались они начатками.

Вопросъ 10. Почему подозрѣваемою въ прелюбодѣйствѣ приносима была ячная мука?

Объяснилъ сіе самъ Владыка. Ибо сказалъ: жертва ревнованія есть, жертва памяти, жертва воспоминающая грѣхъ (Числ. 5, 15). Посему повелѣлъ, чтобы не было при ней ни елея, ни ливана; потому что жертва сія лишена благоуханія и свѣта правды. Узаконилъ же быть сему Владыка Богъ, зная ихъ склонность къ убійству. И чтобы не умерщвляли супругъ по подозрѣнію, повелѣлъ подозрѣваемую приводить къ Нему, какъ премудро все знающему даже и содѣваемое въ тайнѣ. Сказано: и приведетъ жену жрецъ, и поставитъ предъ Господемъ: и да возметъ жрецъ воду живу чисту предъ Господемъ въ сосудѣ глинянѣ, и отъ персти на земли сущія у скиніи свидѣнія, и вземъ жрецъ да всыплетъ въ воду: и да поставитъ жрецъ жену предъ Господемъ, и да открыетъ главу женѣ, и да дастъ въ руцѣ ея жертву памяти, жертву ревнованія, въ руцѣ же жреца да будетъ вода обличенія клятвеныя сея (Числ. 5, 16-18). Всему этому повелѣлъ быть, устрашая подозрѣваемую жену, чтобы покаялась, если согрѣшила, и за раскаяніе получила прощеніе. Посему-то повелѣваетъ привести ее предъ Бога съ открытою главою, научая, что вся нага и объявлена предъ Нимъ (Евр. 4, 13), и ничто, дѣлаемое нами, не сокрыто отъ Него. А что въ устрашеніе женѣ повелѣлъ Богъ дѣлать сіе, явствуетъ изъ послѣдующаго: и да закленетъ ю жрецъ, и речетъ женѣ: аще никто же бысть съ тобою, и нѣси преступила осквернитися подъ мужемъ твоимъ, невинна буди отъ воды обличенія клятвенныя сея: аще же преступила еси, мужата сущи, или осквернена еси, и даде кто тебѣ ложе свое, кромѣ мужа твоего, да дастъ тя Господь въ клятву и проклятіе среди людей твоихъ, внегда дати Господу стегну твоему отпасти и чреву твоему разсѣстися (Числ. 5, 19-21). Повелѣлъ же и женѣ подтвердить клятву, и сказать: буди, буди (Числ. 5, 22). Постановилъ также, чтобы клятва была написана, изглаждена въ водѣ, и жена выпила воду (Числ. 5, 23), а прежде сего принесена была жертва, то-есть, мука ячная. Потомъ даетъ знать, что жена невинная останется здоровою, а виновная и таящая грѣхъ опытомъ дознаетъ силу клятвы, когда чрево разсядется и стегно отпадетъ. Ибо что служило ко грѣху, въ томъ потерпитъ и наказаніе. Заклятіе же должно разумѣть такъ: если кто потерпитъ что-либо тяжкое и неудобоносимое, то иные клянясь имѣютъ обычай говорить: чтобы не потерпѣть и мнѣ того же, что потерпѣлъ такой-то!

Вопросъ 11. Что значитъ сказанное: иже аще обѣщается зѣло обѣтомъ, еже очиститися чистотою Господу (Числ. 6, 2)?

Много есть видовъ обѣщаній. Иные обѣщали жертвы, другіе — деньги, а иные — самихъ себя, иные же обѣщались уреченное число дней не пить вина, не стричь волосовъ на головѣ. Таковы были тѣ, о которыхъ божественный Іаковъ говорилъ богомудрому Павлу: суть у насъ нѣкіи обѣщавше себе Богу: сія поимь очистися съ ними, и иждиви на нихъ (Дѣян. 21, 23-24), то-есть, чтобы разсѣять подозрѣніе, ты представь за нихъ приносимыя по закону жертвы. О нихъ-то постановляетъ здѣсь законъ, и повелѣваетъ, чтобы давшіе сіе обѣщаніе, во всѣ дни обѣта (обѣтомъ же называетъ обѣщаніе) воздерживались отъ уксуса, гроздовъ и выжимковъ виноградныхъ, и не стригли волосовъ на головѣ, дондеже скончаются дніе, елики обѣщалъ есть Господу (Числ. 6, 5). А растящаго волосы, какъ посвящающаго ихъ Богу, называетъ святымъ. Ибо сказалъ: святъ будетъ растяй власы главы своея во вся дни обѣта своего Господу (Числ. 6, 5-6), то-есть, власы, посвященные Богу не остригай, пока не кончишь обѣщанія. Повелѣваетъ же ему не приближаться ни къ отцу умершему, ни къ брату, ни къ кому-либо другому. Ибо говоритъ: если случится ему нечаянно быть при чьей-либо смерти, то необходимо остричь всѣ волосы, и не въ первый только день, но и въ седмый, чтобы сняты были и тѣ волосы, которые избѣжали бритвы и выросли въ продолженіе седми дней, а потомъ и въ осьмый день принести двухъ горлицъ, одну ради грѣха, а другую во всесожженіе, и одного агнца ради преступленія (Числ. 6, 12). А изъ сего точнѣе дознаемъ, что жертвою ради преступленія называетъ жертву за грѣхъ невольный; потому что случившееся съ нимъ было непроизвольно, отъ внезапной чьей-либо смерти. Число же дней обѣтныхъ повелѣваетъ считать ему снова. Ибо говоритъ: дніе прежніи да не будутъ ему въ число, понеже осквернися глава обѣта его (Числ. 6, 12). Научилъ же и тому, какія жертвы надобно принести исполнившему обѣтъ очищенія, а именно: агнца во всесожженіе и агницу грѣха ради; женскаго же пола жертвы приносятся за грѣхъ, потому что человѣкъ отваживается на грѣхъ при разслабленіи разума. Сверхъ сего законъ постановилъ приносить непорочнаго овна во спасеніе (Числ. 6, 14) и кошницу опрѣсноковъ; потомъ, при совершеніи жертвы, возложить остриженные власы на жертву спасенія. Рамо же варено (Числ. 6, 19), взятое жрецомъ и возложенное на руки обѣщавшемуся, означало, что обѣтное дѣло совершено; потому что рамо варено знаменуетъ совершеніе дѣла. Узаконилъ же сіе не напрасно, но уча заботиться о точности, не дѣлать обѣтовъ необдуманно, и обѣщавшись, исполнять обѣщанное. А чрезъ сіе даетъ урокъ и намъ, хранить святыню неоскверненною; потому что пріявшій на себя нечистоту имѣетъ нужду въ очищеніи свыше и въ отъятіи сквернъ посредствомъ покаянія. Сіе и блаженный Павелъ сказалъ въ посланіи къ Галатамъ: чадца моя, имиже паки болѣзную, дондеже вообразится Христосъ въ васъ (Гал. 4, 19). Послѣ сего законъ научаетъ іереевъ, какъ надлежитъ благословлять, и показываетъ, что имя Божіе сообщаетъ благословеніе приступающимъ. Ибо сказано: да возложатъ имя Мое на сыны Израилевы, и Азъ Господь благословлю я (Числ. 6, 27). Передаетъ же и самыя слова благословенія: да благословитъ тя Господь, и сохранитъ тя; Да просвѣтитъ Господь лице Свое на тя, и помилуетъ тя; да воздвигнетъ Господь лице Свое на тя, и дастъ ти миръ (Числ. 6, 24-26). А изъ сего научаемся, что благословляемымъ прежде всего надлежитъ испрашивать божественныхъ даровъ, потому что сіе означаютъ слова: да благословитъ тя; потомъ сохранять данное, потому что присовокуплено: и сохранитъ тя. Во второмъ благословеніи предрекается пришествіе Бога и Спасителя нашего. Ибо сказано: да просвѣтитъ Господь лице Свое на тя, и помилуетъ тя. А домостроительство по плоти Бога и Спасителя нашего исполнено милосердія; почему даровано намъ примиреніе съ Богомъ. Ибо сему научаетъ послѣдующее благословеніе: да воздвигнетъ Господь лице Свое на тя и дастъ ти миръ. О семъ мирѣ и блаженный Павелъ сказалъ: Той бо есть миръ нашъ, сотворивый обоя едино, и средостѣніе ограды разоривый: вражду плотію Своею (Ефес. 2, 14). Пророкъ, преподавъ сіе о благословеніи, и описавъ, какъ помазалъ онъ скинію, и какія приношенія сдѣлали начальники колѣнъ, извѣщаетъ, какъ слышалъ онъ ушами своими божественный гласъ, пришедшій отъ очистилища, которое было надъ кивотомъ и осѣнялось крылами херувимовъ (Числ. 7, 1-29). Написалъ же сіе не по любочестію, но научая, что входящимъ туда однажды въ годъ архіереямъ тамъ Владыка Богъ являлъ славу Свою, сколько можно было видѣть ее естеству человѣческому.

Вопросъ 12. Для чего, повелѣвъ освящать Левитовъ, постановилъ Богъ не оставлять у нихъ на всѣмъ тѣлѣ волосовъ (Числ. 8, 4)?

Волосы — знакъ мертвости, потому что они мертвы и неспособны чувствовать боль. Посему повелѣваетъ, чтобы священнослужащіе Богу имѣли истинную жизнь, и не имѣли ничего мертваго и зловоннаго. Ибо сему учитъ насъ и богомудрый Павелъ. Христови, говоритъ, сраспяхся: живу же не ктому азъ, но живетъ во Мнѣ Христосъ (Гал. 2, 20); то-есть, посвятилъ я себя божественнымъ дѣйствованіямъ.

Вопросъ 13. Почему Левитамъ повелѣлъ Богъ служить въ скиніи съ двадцати пяти лѣтъ до пятидесяти (Числ. 8, 24. 26)?

Потому что первый человѣческій возрастъ не имѣетъ совершенной разсудительности къ различенію добраго и худаго, а послѣдній имѣетъ немощное тѣло. Посему Богъ освобождаетъ отъ служенія юность и старость, — первую по душевному несовершенству, вторую по тѣлесной немощи.

Вопросъ 14. Почему не могли совершать пасхи нечистые о души (Числ. 9, 6)?

Съ запрещеніемъ показана и причина. Какъ бывшіе на похоронахъ и предававшіе гробу кого-либо изъ близкихъ имъ, по опредѣленію закона, были они нечисты. Посему убоявшись, чтобы, совершая пасху, не нарушить заповѣди, данной касательно нечистыхъ, и не поступить противозаконно, объяснили они причину сію законодателю. Но и онъ не осмѣлился дать отвѣта, пока не вопросилъ Владыку. Ибо въ такую погрѣшность впалъ Іисусъ Навинъ, принявъ Гаваонитянъ прежде, нежели вопросилъ Господа. Посему Владыка Богъ постановилъ, чтобы тѣ, которые подверглись сему оскверненію, или живутъ далеко, и потому не могутъ совершать пасху въ четырнадцатый день перваго мѣсяца, совершали пасху въ четырнадцатый день втораго мѣсяца. Повелѣваетъ же и пришельцамъ водиться тѣми же правилами. Ибо говоритъ: законъ единъ да будетъ вамъ, и пришельцу и туземцу (Числ. 9, 14). А симъ предвозвѣщаетъ призваніе язычниковъ.

Вопросъ 15. Какъ должно разумѣть сказанное: знаменіемъ вострубите въ воздвиженіе ваше. И егда соберете сонмъ вострубите, не въ знаменіе (Числ. 10, 6-7)?

Всепремудрый Павелъ говоритъ: аще безвѣстенъ гласъ труба дастъ, кто уготовится на брань (1 Кор. 14, 8)? Поэтому въ трубномъ звукѣ была разность, и давалъ онъ знать, то остановку въ пути, то отшествіе въ путь. Одна труба звукомъ своимъ призывала князей, а двѣ и народъ и князей. Трубить предоставлено было однимъ іереямъ, потому что труба означала Божіе призваніе. Сіе и присовокупилъ Моисей: аще же изыдете на брань въ земли вашей къ супостатомъ супротивящимся вамъ, и вострубите и назнаменуйте трубами, и воспомянетеся предъ Господемъ, и избавитеся отъ врагъ вашихъ. И во днехъ веселія вашего, и въ праздницѣхъ вашихъ, и въ новомѣсячіихъ вашихъ, вострубите трубами на всесожженія, и на жертвы всесожженій вашихъ, и будетъ вамъ воспоминаніе предъ Богомъ вашимъ: Азъ Господь Богъ вашъ (Числ. 10, 9-10). Поелику Богъ, давая законъ на горѣ Синаѣ, поразилъ слухъ ихъ сильнымъ звукомъ трубъ: то всякій трубный звукъ напоминалъ имъ объ ономъ Богоявленіи. Почему блаженный Давидъ пѣсненно изрекъ: вострубите въ новомѣсячіи трубою, въ благознаменитый день праздника вашего (Псал. 80, 4). А симъ и мы научаемся на всякое собраніе созывать народъ трубою, и не въ знаменіе; потому что о божественныхъ тайнахъ, по причинѣ непосвященныхъ, бесѣдуемъ прикровенно; по удаленіи же таковыхъ, которые сподобились тайноводства, тѣхъ учимъ ясно.

Вопросъ 16. Почему божественный Моисей, въ книгѣ Исхода наименовавъ тестя своего Іоѳоромъ, теперь назвалъ его Рагуиломъ (Числ. 10, 29)?

Имѣлъ онъ два имени, какъ Іаковъ и Израиль, какъ Симонъ Петръ, какъ Ѳома, называемый Дидимъ, какъ Ѳаддей и Леввій. Іовавъ же былъ сынъ Іоѳоровъ.

Вопросъ 17. Въ чемъ состоялъ народный ропотъ (Числ. 11, 1)?

Огорчились трудностію путешествія.

Вопросъ 18. Почему Богъ немедленно наказываетъ согрѣшающихъ (Числ. 11, 1)?

Законъ едва былъ данъ; посему наказаніемъ нарушителей онаго надлежало уцѣломудрить прочихъ. Ибо подчиненнымъ приличенъ страхъ. Впрочемъ съ наказаніемъ сопряжено было человѣколюбіе. Покаявшіеся удостоились благоволенія. Какъ скоро огонь отъ Господа потреби часть нѣкую отъ полка (Числ. 11, 1), а потомъ всѣ собрались на молитву; законодатель проситъ прощенія, и человѣколюбивый Богъ даруетъ оное. А что наказанія были налагаемы на нихъ по необходимости, о семъ свидѣтельствуетъ послѣдующее. Ибо вскорѣ по прекращеніи наказанія возобновили воспоминаніе объ Египтѣ, о червленомъ лукѣ, о чеснокѣ, и о прочемъ, и страсть чревоугодія возжгла въ нихъ пожеланіе всего этого. Почему писатель весьма кстати, сказавъ о неблагодарности ихъ, изобразилъ и Божію щедрость, повѣствуя о маннѣ и о томъ, что она замѣняла не только хлѣбъ, но и овощь. Ибо говоритъ: меляху въ жерновахъ, и толцаху въ ступахъ, и варяху въ горшкахъ, и творяху потребники (Числ. 11, 8). Поелику же Израильтяне жаловались; то и Владыка Богъ раздражается, и Пророкъ негодуетъ и вопіетъ: вскую озлобилъ еси раба Твоего, еже возложити устремленіе людей сихъ на мя? Еда азъ во утробѣ зачахъ вся люди сія, или азъ родихъ я? яко глаголеши ми: возми ихъ въ нѣдра твоя, якоже доилица носитъ доимыя, въ землю, ею же клялся еси отцемъ ихъ (Числ. 11, 11-12). А симъ выразилъ ихъ несовершенство и дѣтство, потому что уподобилъ ихъ питающемуся сосцами, и неспособному ничего инаго дѣлать, но желающему только сосать молоко. Но поелику слова сіи показывали сильное негодованіе, а тоже означали и послѣдующія; то Владыка Богъ учитъ Моисея управлять народомъ съ помощію не человѣческой силы, но Божіей благодати. Ибо изрекъ ему: собери Ми седмдесятъ мужей отъ старецъ Израилевыхъ, ихже ты самъ вѣси, яко тіи суть старцы людстіи и книгочія ихъ: и да приведеши я ко скиніи свидѣнія, и да станутъ тамо предъ тобою. И сниду, и возглаголю тамо съ тобою, и уйму отъ Духа, Иже въ тебѣ, и возложу на ня: и подъимутъ съ тобою устремленіе людей сихъ, и не будеши водити ихъ ты единъ (Числ. 11, 16-17). Изъ сихъ-то словъ законодатель дозналъ, что пріялъ онъ достаточную, по домостроительству, благодать; почему и сказалъ Богъ: уйму отъ Духа, Иже въ тебѣ. Ибо говоритъ сіе, не скуднѣе его дѣлая въ какой-либо силѣ или въ благодати, но научая, что и та сила, какую пріялъ, достаточна для настоящей потребности. А что сообщая благодать седмидесяти, не умалилъ благодати въ Моисеѣ, о семъ свидѣтельствуютъ дѣла. Ибо Моисей и въ управленіи народомъ и въ чудотвореніяхъ производилъ то же, что совершалъ и прежде. Какъ иной отъ одной свѣтильни зажигаетъ тысячи, и свѣтъ первой не умаляетъ, и сообщаетъ свѣтъ послѣднимъ, такъ и Богъ всяческихъ, удѣляя седмидесяти отъ Моисеевой благодати, не уменьшилъ благодати, данной Моисею. И сіе, какъ видимъ, совершается и нынѣ. Ибо многіе тысячи людей, крещаемыхъ однимъ іереемъ, и пріемлющихъ божественный даръ, не уменьшаютъ благодати въ іереѣ, и весьма многіе, рукополагаемые архіереемъ, и пріемлющіе санъ священства, не умаляютъ даръ у рукополагающаго. Впрочемъ Владыка даетъ согласіе на судъ раба; ибо говоритъ ему: избери, ихже ты самъ вѣси.

Вопросъ 19. Почему, когда Богъ обѣщалъ дать мяса, Пророкъ усумнился (Числ. 11, 21-22)?

Потому что былъ онъ не Пророкъ только, но и человѣкъ. Впрочемъ наученъ Владыкою Богомъ не предаваться сомнѣнію, когда обѣщаетъ Богъ. Ибо сказано ему было: еда рука Господня не довольна будетъ? И нынѣ уразумѣеши, аще постигнетъ тя слово Мое, или ни (Числ. 11, 23). Но обѣщая дать, съ щедростію соединилъ Богъ и наказаніе. Ибо сказавъ: до мѣсяца ясти будете мяса, дондеже изыдетъ изъ ноздрей вашихъ, присовокупилъ: и будетъ вамъ въ мерзость (χολέραν), или, какъ перевелъ Симмахъ, въ несвареніе (Числ. 11, 20); потому что жадность произвела болѣзнь, а многимъ и причинила и смерть, какъ ниспосланный Богомъ бичъ. Посему и божественный Давидъ сказалъ: еще брашну сущу во устѣхъ ихъ, и гнѣвъ Божій взыде на ня, и уби множайшая ихъ (Псал. 70, 30-31). Поэтому справедливо увѣщаваетъ всепремудрый Павелъ: и плоти угодія не творите въ похоти (Рим. 13, 14).

Вопросъ 20. Почему седмьдесятъ, едва только возведены были въ должность, пророчествовали, а послѣ того нѣтъ (Числ. 11, 25)?

Потому что введены были въ должность свою не для пророчества, но для правленія; а и сіе есть одно изъ дарованій духовныхъ. Посему блаженный Павелъ на ряду съ Апостолами, Пророками, учителями, дарованіями исцѣленій, поставилъ заступленія, правленія (1 Кор. 12, 28). Сего-то дарованія сподобились седмьдесятъ: а чтобы ясно было народу, что пріяли они божественный даръ, въ началѣ предрекли нѣчто.

Вопросъ 21. Почему Елдадъ и Модадъ стали пророчествовать, не бывъ еще сопричислены къ седмидесяти (Числ. 11, 26)?

Вѣроятно были они равнаго достоинства съ седмидесятью, а потому и пріяли даръ. Писаніе же даетъ разумѣть, что нерѣдко почитаемыхъ у людей неискусными Вѣдущій сокровенное признаетъ благоискусными. Такъ на Корниліѣ человѣческое служеніе предварено Божіею щедростію; потому что еще до крещенія дарована ему благодать Духа. Усматривается же здѣсь независтливый нравъ Законодателя. Ибо, когда сказалъ Іисусъ: Господи Моисею, запрети имъ (Числ. 11, 28), отвѣтствовалъ ему Моисей: еда ревнуеши ты мнѣ? И кто дастъ всѣмъ людемъ Господнимъ Пророки, егда дастъ Господь Духа Своего на нихъ (Числ. 11, 29)? Да и достойный великихъ похвалъ Іисусъ не питалъ въ себѣ страсти зависти, но выразился такимъ образомъ, предполагая въ семъ дѣлѣ высокомѣріе и непозволенное присвоеніе власти. А что свободенъ онъ былъ отъ этой страсти, свидѣтельствуетъ похвала; потому что сказано о немъ: и отвѣщавъ Іисусъ Навинъ, предстояй Моисею избранный ему, рече: Господи Моисею, запрети имъ.

Вопросъ 22. Кого должно разумѣть подъ женою Эѳіоплянкою, юже поя Моисей (Числ. 12, 1)?

Іосифъ говоритъ, что Моисей, когда воспитывался въ царскомъ домѣ, былъ избранъ военачальникомъ на войнѣ съ Эѳіоплянами, и потомъ, одержавъ побѣду, женился на дочери эѳіопскаго царя. Аполлинарій же сложилъ еще баснословное сказаніе. Ибо говоритъ, что Моисей послѣ Сепфоры женился на другой Эѳіоплянкѣ, чтобы содѣлаться образомъ Владыки Христа, Который послѣ Церкви израильской обручилъ Себѣ Церковь изъ язычниковъ. Но и Сепфора была иноплеменница. Поэтому сочинять басни — дѣло не Божія, но противнаго, духа. Законодатель же, по призваніи своемъ, столько заботился о чистотѣ, что, входя во Египетъ, оставилъ и Сепфору; ибо, по исшествіи его оттуда, пришелъ къ нему тесть, приведя съ собою жену и дѣтей, и присовокупилъ, что привелъ ее по отпущеніи ея (Исх. 18, 2). Посему Моисей Сепфору назвалъ здѣсь Эѳіоплянкою; потому что Сава былъ народъ эѳіопскій. У Евангелиста сказано: царица эѳіопская востанетъ и осудитъ родъ сей (Лук. 11, 31), а исторія Царствъ назвала ее царицею савскою (3 Цар. 10, 1). Савою же называется народъ Омиритскій, а съ нимъ смежны Мадіаниты. Итакъ, поелику Ааронъ женатъ былъ на Израильтянкѣ, а Моисей на иноплеменницѣ, то по малодушію произнесли на него сію укоризну. Но самое поруганіе сіе отъ брата и сестры свидѣтельствуетъ о совершеннѣйшей добродѣтели законодателя. Ибо очевидно, не находя другаго обвиненія, хотѣли укорить ею, укоряя жену. Мое мнѣніе подтверждается приговоромъ правдивѣйшаго Судіи. Ибо сказано: аще будетъ въ васъ пророкъ, въ видѣніи ему познаюся, и во снѣ возглаголю ему: не тако, якоже рабъ Мой Моисей, во всемъ дому Моемъ вѣренъ есть: усты ко устомъ возглаголю ему явѣ, и не гаданіемъ, и славу Господню видѣ: и почто не убоястеся глаголати на раба Моего Моисея (Числ. 12, 6-8)? Итакъ, истинно слово это: Мнѣ отмщеніе, Азъ воздамъ, глаголетъ Господь (Рим. 12, 19). А изъ того и другаго научаемся, не мстить обижающимъ, но ждать Божія суда, особенно промышляющаго объ обиженныхъ, какъ и тогда наказалъ проказою Маріамъ, между тѣмъ какъ Моисей молчалъ.

Вопросъ 23. Почему изъ двоихъ, укорявшихъ Моисея, одна Маріамъ наказана (Числ. 12, 10)?

Во-первыхъ потому, что проступокъ жены сей былъ больше. Ибо природа и законъ подчиняетъ женскій полъ мужскому. А потомъ Ааронъ имѣлъ нѣкое малое извиненіе, какъ и лѣтами старшій и сподобившійся архіерейства. Сверхъ того, поелику прокаженный по закону признаваемъ былъ нечистымъ, а Ааронъ былъ корень и основаніе священниковъ, то, чтобы укоризна не пала на весь родъ, не подвергъ его Богъ равному наказанію, но устрашилъ и вразумилъ наказаніемъ сестры. Ибо болѣзнь ея столько опечалила Аарона, что сталъ умолять обиженнаго за понесшую сей ударъ, чтобы ходатайствомъ своимъ избавилъ ее отъ бѣдствія. И Моисей не оставилъ сей просьбы безъ вниманія, но немедленно принесъ молитву. Потомъ человѣколюбивый Господь научилъ, что наказалъ онъ Маріамъ не со строгостію судіи, но отечески. Ибо сказалъ: аще бы отецъ ея плюя заплевалъ въ лице ея, не посрамится ли? Седмь дней да отлучится внѣ полка, и по сихъ да внидетъ (Числ. 12, 14). Но съ безчестіемъ сопряжена и честь; потому что народъ не подвигся въ путь, пока не освободилась Маріамъ отъ болѣзни.

Вопросъ 24. Для чего повелѣлъ Богъ послать соглядатаевъ (Числ. 13, 3)?

Чтобы, предварительно узнавъ плодородіе земли, возжелали воспользоваться сими обильными плодами; а если будутъ лѣниться и упадутъ духомъ, то, наказываемые за сіе, не имѣли никакого извиненія.

Вопросъ 25. Почему Авсія, когда посланъ соглядатаемъ, наименовалъ Моисей Іисусомъ (Числ. 13, 17)?

Потому что былъ онъ образомъ истиннаго Іисуса, Который, домостроительствуя наше спасеніе, уподоблялся наружно соглядатаямъ. Ибо какъ соглядатаи употребляли и одежду и рѣчь тѣхъ народовъ, которыхъ соглядали, такъ Богъ-Слово, облекшись въ естество человѣческое, и говоря его языкомъ, домостроительствовалъ наше спасеніе.

Вопросъ 26. О какомъ Енаковомъ родѣ говоритъ Моисей (Числ. 13, 29)?

Самъ Енакъ, какъ вѣроятно, былъ именитъ и славенъ по великому тѣлесному росту; да и родъ его, безъ сомнѣнія, походилъ на своего прародителя.

Вопросъ 27. Что значитъ сказанное: наполнитъ слава Господня всю землю (Числ. 14, 21)?

Предсказываетъ Богъ отверженіе Іудеевъ и спасеніе вселенной, и къ предсказанію присовокупляетъ клятву. Ибо говоритъ: живу Азъ, и присно живетъ имя Мое, и наполнитъ слава Господня всю землю. Потомъ произноситъ приговоръ на всѣхъ исчисленныхъ, кромѣ Халева, сына Іефоніина, и Іисуса, сына Навина, которые сверхъ того, что открыли истину, и народу дали благочестивый совѣтъ. Съ симъ приговоромъ прилично сравнить изреченный въ Евангеліи: отнимается отъ васъ царствіе Божіе, и дастся языку, творящему плоды его (Матѳ. 21, 43): потому что образомъ неувѣровавшихъ Іудеевъ были падшіе за невѣріе въ пустыни, а образомъ увѣровавшихъ язычниковъ — необрѣзанные дѣти, которые вмѣсто отцовъ, подъ водительствомъ Іисуса, овладѣли землею, обѣтованною ихъ предкамъ.

Вопросъ 28. Для чего объ однѣхъ и тѣхъ же жертвахъ не одинъ разъ давалъ Богъ законы (Числ. 15, 1 и сл.).

Чтобы частымъ повтореніемъ законодательства содѣлать твердымъ памятованіе законовъ.

Вопросъ 29. Что значитъ сказанное: душа яже сотворитъ рукою гордость (Числ. 15, 30)?

Касательно согрѣшавшихъ непроизвольно постановивъ закономъ, какую жертву надлежитъ приносить имъ, даетъ законы и касательно согрѣшавшихъ произвольно. Грѣхи же бываютъ разные. Ибо одни по душевной немощи не выносятъ востанія страсти, и уступая имъ преодолѣваются, другіе же впадаютъ въ грѣхи по иному обстоятельству; а есть и такіе люди, которые съ пренебреженіемъ взираютъ на Божественные законы. Послѣднихъ назвалъ согрѣшающими по гордости, какъ произвольно пренебрегающихъ законы. О таковомъ сказалъ, что будетъ истребленъ, и присовокупилъ причину тому: яко слово Господне презрѣ, и заповѣди Его разсыпа, сотреніемъ да сотрется душа та: ибо грѣхъ ея на ней (Числ. 15, 31). Кто по немощи препобѣждается страстями, а потомъ воздыхаетъ и сѣтуетъ, тотъ имѣетъ нѣкое малое извиненіе. А кто любитъ лукавое, и пренебрегаетъ Божіи заповѣди, тотъ лишенъ всякаго оправданія.

Вопросъ 30. Для чего повелѣлъ Богъ побить камнями собиравшаго дрова въ субботу (Числ. 15, 35)?

Чтобы не послужилъ онъ образцомъ въ беззаконіи, какъ первый преступившій законъ сей. Ибо наказаніе его внушало страхъ всѣмъ.

Вопросъ 31. Для чего повелѣлъ Богъ Израильтянамъ на рясны ризъ возлагать пряденіе синее (Числ. 15, 38)?

Синяя пряжа уподобляется цвѣту неба. Посему напоминала имъ Законоположника, Который все наполняетъ, обитаетъ же, повидимому, на небѣ. Ибо сказано: небо небесе Господеви (Псал. 113, 23); и: Живый на небесѣхъ посмѣется имъ (Псал. 2, 4). Сему учитъ и законъ; ибо говоритъ: узрите рясны, и воспомянете еся заповѣди Господни, творити я, и не возвратитеся въ слѣдъ мыслей своихъ и очесъ, ими же вы соблудисте въ слѣдъ ихъ (Числ. 15, 39).

Вопросъ 32. Корей еще имѣлъ нѣкое основаніе возстать противъ Законодателя, потому что былъ изъ колѣна Левіина; но какой предлогъ къ мятежу имѣли Даѳанъ, Авиронъ и Еліавъ, которые вели родъ отъ Рувима (Числ. 16, 1-2)?

Рувимъ былъ первородный, и они думали, что священство прилично первороднымъ, не обратили же вниманія на то, что предокъ ихъ лишенъ правъ первородства за беззаконіе.

Вопросъ 33. Что значитъ сказанное: не внемли на жертву ихъ (Числ. 16, 15)?

Произошелъ споръ о священствѣ; тѣ и другіе изъ спорившихъ, готовясь принести ѳиміамъ, въ рѣшеніи спора избрали Судіею Владыку Бога. Пророкъ, огорченный начальниками мятежа, умоляетъ Судію не принимать приносимаго беззаконно мятежниками, и призываетъ Его во свидѣтельство о собственной своей правдивости. Ибо говоритъ: не внемли на жертву ихъ: ни единого похотѣнія отъ нихъ пріяхъ, ниже озлобихъ кого отъ нихъ. Судія же самымъ дѣломъ подтверждаетъ свидѣтельство о нихъ. Ибо говоритъ: отступите отъ среды сонма сего, и потреблю я абіе (Числ. 16, 21). А достохвальный Моисей снова изъявляетъ свою кротость. Ибо, повергшись предъ Судіею, вопіетъ: Боже духовъ и всякія плоти, аще человѣкъ единъ согрѣши, на весь ли сонмъ гнѣвъ Господень (Числ. 16, 22)? И человѣколюбивый Господь, пріявъ моленіе раба Своего, повелѣваетъ прочимъ отдѣлиться отъ мятежниковъ, повелѣвъ же разверзнуться землѣ, дѣлаетъ, что кущи ихъ поглощены вмѣстѣ съ живущими въ нихъ, и прошедшіе посреди моря, пожраны землею; потому что Творцу не трудно и въ морѣ проложить сухой путь, а также въ наказаніе изъ суши содѣлать море; и Египтянъ погубилъ Онъ водою, а Даѳана, Авирона и прочихъ покрылъ земными волнами, и ихъ живыхъ низвелъ во адъ, а сонмъ Кореевъ истребилъ огнемъ.

Вопросъ 34. Для чего повелѣлъ Богъ изъ кадильниковъ жертвоприносителей сдѣлать обложеніе олтаря (Числ. 16, 39)?

Въ обличеніе дерзнувшихъ возставать противъ священства, и къ утвержденію поставленныхъ священнодѣйствовать. Ибо присовокупилъ слѣдующее: въ память сыномъ Израилевымъ, яко да никто же пріидетъ иноплеменникъ, иже нѣсть отъ сѣмене Аароня, еже возложити ѳиміамъ предъ Господемъ (Числ. 16, 40). Посему-то повелѣлъ и прозябшій жезлъ положить въ кивотъ, и снова узаконилъ, чтобы іереи священнодѣйствовали, а левиты прислуживали, не приближаясь ни къ алтарю, ни къ священнымъ сосудамъ. Потомъ научаетъ, что должны брать себѣ іереи; ибо повелѣлъ имъ питаться приносимыми начатками вина, пшеницы, елея и хлѣбовъ. Снова постановилъ также брать священныя приношенія и первородныхъ, опредѣлилъ цѣну искупленія за нечистыхъ скотовъ. Ибо говоритъ: искупъ его отъ единаго мѣсяца, оцѣненіе пять сикль, по сиклю святому: двадесять мѣдницъ есть (Числ. 18, 16). А отъ первородныхъ чистыхъ повелѣлъ кровь изливать на основаніе алтаря, тукъ приносить въ жертву, мяса же брать іереямъ, какъ и отъ прочихъ жертвъ берутъ грудь и рамо. Сіе общеніе назвалъ завѣтомъ соли (Числ. 18, 19), потому что, какъ говоритъ божественный Апостолъ, служащіи олтарю со олтаремъ дѣлятся (1 Кор. 9, 13). Иные же говорятъ, что, поелику жертвы повелѣлъ посыпать солію, то освящаемое іереямъ наименовалъ завѣтомъ соли. Потомъ даетъ знать іереямъ и левитамъ, что неугодно Ему, чтобы получили они особый жребій, какъ другія колѣна, но повелѣваетъ левитамъ какъ со всего народа брать десятину и приносимаго землею, и прибыли въ стадахъ мелкаго и крупнаго скота, и прибытка отъ торговли, или всякаго другаго промысла; такъ отъ себя десятину десятины приносить іереямъ. И симъ повелѣваетъ пользоваться на всякомъ мѣстѣ, отдѣляемое же отъ жертвъ ѣсть въ самомъ храмѣ. При семъ десятины называетъ наградою за доставляемую народу пользу. Ибо говоритъ: «воздѣлываете ли вы землю, или торгуете, или живете дома, левиты за всѣхъ васъ предстоятъ мнѣ въ священнослуженіи»; сіе-то самое и выразилъ словами: мзда сія вамъ есть за службы ваша, яже въ скиніи свидѣнія (Числ. 18, 31).

Вопросъ 35. Какъ должно разумѣть постановленное о юницѣ рыжей (Числ. 19, 2 и слѣд.)?

Богъ узаконилъ приносить ее за грѣхъ всего народа; прообразуетъ же она спасительное страданіе, вземшее грѣхъ цѣлаго міра. Богъ повелѣваетъ приносить юницу рыжую, чтобы прообразовала земное тѣло; потому что и имя Адама служитъ указаніемъ на ту красную землю, изъ которой образовано тѣло его. А непорочность юницы предъизображаетъ безгрѣшность Владыки Христа. На юницу не было возложено иго; сіе даетъ разумѣть свободу нашего Спасителя; потому что иго означаетъ рабство, а Господь, когда требовали дидрахмы, сказалъ: убо свободни суть сынове (Матѳ. 17, 26). Закланіе юницы внѣ полка означаетъ страданіе Спасителя внѣ вратъ. То же самое яснѣе представляетъ божественный Апостолъ въ посланіи къ Евреямъ (Евр. 13, 12-13). Повелѣлъ же сожигать юницу всю съ кожею и со всѣмъ прочимъ; потому что во Владыкѣ Христѣ все чисто. А древо кедрово (Числ. 19, 6) было знаменованіемъ креста. Ибо, какъ онъ есть негніющее, такъ крестъ животворящъ. Сосканіе червленое знаменовало Владычнюю кровь, а иссопъ изображалъ то, что жизненная теплота уничтожала хладъ смерти. О сожигающемъ юницу сказано, что онъ нечистъ до вечера во образъ распявшихъ Владыку Христа. Окропляя же симъ пепломъ съ водою, повелѣлъ Богъ очищать приближавшихся къ умершему, или прикасавшихся къ костямъ, или оскверненныхъ чѣмъ-либо подобнымъ сему. Сказано: и человѣкъ, иже аще осквернится, потребится душа та отъ среды сонма: яко вода окропленія не воскропися на-нь (Числ. 19, 20). Такъ и Господь въ священномъ Евангеліи сказалъ: аще кто не родится водою и духомъ, не можетъ внити вь царствіе Божіе (Іоан. 3, 5).

Вопросъ 36. Почему говоритъ Моисей, что и окропляющій и окропляемый нечистъ до вечера (Числ. 19, 21)?

Потому что, по закону, нечистъ прикасающійся къ мертвой кости. Слѣдовательно, очищеніе приличествуетъ истинѣ (потому что очищеніе чрезъ Христа); а быть нечистымъ — закону, законъ же прообразовалъ благодать. И они были нечисты до вечера, то-есть до скончанія закона, потому что Владычнее пришествіе подобно утру. Сѣдящимъ во тмѣ и сѣни смертной свѣтъ возсіялъ, какъ говоритъ Пророкъ Исаія (Ис. 9, 2); и въ другомъ мѣстѣ изрекъ Самъ Богъ: боящимся Меня возсіяетъ Солнце правды и исцѣленіе въ крилѣхь его (Мал. 4, 3). И еще се Мужъ, Востокъ имя Ему (Зах. 6. 12).

Вопросъ 37. Почему Владыка Богъ разгнѣвался на Моисея и Аарона, когда изводили воду изъ камня (Числ. 20, 12)?

Когда Моисей и Ааронъ сѣтовали о смерти сестры, мятежно возсталъ на нихъ народъ по недостатку воды. Посему, негодуя на безчиніе Израильтянъ, когда изводили воду, употребили они слова, выражающія сомнѣніе. Ибо законодатель сказалъ такъ: послушайте мене непокоривіи, еда изъ камене сего изведемъ вамъ воду (Числ. 20, 10)? Посему-то Владыка Богъ произнесъ на нихъ приговоръ, и сказалъ: понеже не вѣровасте освятити Мя предъ сынами Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего въ землю, юже дахъ имъ (Числ. 20, 12). Сіе же и божественный Давидъ изрекъ пѣсненно: и озлобленъ бысть Моисей ихъ ради: яко преогорчиша духъ его, и разнствова устнама своима (Псал. 105, 32-33); потому что, гнѣваясь на нихъ, произнесъ слово съ сомнѣніемъ. И сомнѣніе это было не въ душѣ, но на языкѣ. Ибо сіе выразилъ Давидъ: разнствова устнама своима. Должно, впрочемъ, знать, что Богъ произнесъ приговоръ сей, домостроительствуя нѣчто иное, какъ объяснимъ это въ свое время.

Вопросъ 38. Почему отъ угрызенія змѣй повелѣлъ Богъ врачевать мѣднымъ зміемъ (Числ. 21, 9)?

И сіе прообразовало спасительное страданіе; потому что чрезъ змія прозябъ грѣхъ; почему змій и понесъ на себѣ проклятіе отъ Бога всяческихъ. Поэтому змій есть образъ грѣха и клятвы. А поелику Владыка Христосъ, какъ говоритъ божественный Апостолъ, пришелъ въ подобіи плоти грѣха (Рим. 8, 3); потому что дѣйствительно пріялъ на Себя тѣло, грѣха же не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (1 Петр. 2, 24); то спасительное страданіе прообразуется мѣднымъ зміемъ. Ибо, какъ мѣдный змій былъ изображеніемъ зміевъ, но не имѣлъ зміинаго яда, такъ и единородный Сынъ имѣлъ человѣческое тѣло, но не имѣлъ грѣховной скверны. И какъ угрызаемые змѣями, взирая на мѣднаго змія, получали спасеніе; такъ уязвляемые грѣхомъ, несомнѣнно вѣруя въ страданіе Спасителя нашего, оказываются побѣдителями смерти, и пріобрѣтаютъ вѣчную жизнь.

Вопросъ 39. Если Валаамъ былъ волхвъ (Нав. 13, 22); то для чего вопрошалъ онъ Господа?

Онъ не вопрошалъ истиннаго Бога; но отвѣтствовалъ ему Богъ не призываемый, даже невѣдомый имъ. Ибо сказано: пріиде Богъ Валааму, и рече ему: что человѣцы сіи у тебе (Числ. 22, 9)? Спрашиваетъ же о семъ не потому, что не зналъ причины ихъ пришествія, но чтобы по отвѣту волхва приказать, что ему дѣлать.

Вопросъ 40. Почему Богъ, повелѣвъ Валааму не идти, потомъ повелѣлъ идти (Числ. 22, 19-20)?

Поелику Валаамъ, обольстившись обѣщанными деньгами, и думая, что Владыка Богъ перемѣнитъ Свою волю, снова вопрошалъ: «надобно ли идти ему съ посланными»; то Богъ дозволилъ идти, какъ бы такъ говоря: «иди, потому что желаешь этого; но знай: ты будешь говорить, что Я восхощу».

Вопросъ 41. Почему Богъ, повелѣвъ Валааму идти, чрезъ Ангела останавливаетъ его въ шествіи (Числ. 22, 22)?

Устрашаетъ его и сверхъестественною рѣчью ослицы и видѣніемъ Ангела, чтобы узналъ Валаамъ, какое попеченіе прилагаетъ Богъ о народѣ израильскомъ. Иные же говорятъ, что Ангелъ сей есть Михаилъ, предстоятель народа израильскаго.

Вопросъ 42. Какую силу имѣло бы проклятіе волхва, безъ Божія на то соизволенія?

Оно не имѣло бы никакой силы; потому что ложно было господствовавшее о семъ мнѣніе. Но поелику народъ израильскій, часто впадая въ беззаконія, терпѣлъ ниспосылаемыя отъ Бога казни; то Владыка Богъ, по немощи ихъ, устроилъ бывшее съ Валаамомъ. Чтобы, наказываемые Богомъ, не подумали, будто бы подвергаются бѣдствіямъ отъ проклятій волхва, не попустилъ волхву проклинать, отъемля чрезъ это у неразумныхъ поводъ къ ложной мысли. Да если бы проклятія волхва и имѣли какую-либо силу, то Создавшему все нетрудно было бы содѣлать ихъ недѣйствительными; какъ это явно для изучившихъ божественное. Ибо сказано: Господь разоряетъ совѣты языковъ, отметаетъ же мысли людей, и отметаетъ совѣты князей: совѣтъ же Господень во вѣкъ пребываетъ (Псал. 32, 10-11). Впрочемъ Валаамъ, и дознавъ попеченіе Божіе объ Израильтянахъ, покушается преклонить Бога жертвами, полагая, что и Онъ есть одинъ изъ боговъ лжеименныхъ, которыхъ служители ихъ именовали измѣнчивыми. Сказанное же: иде прямо (Числ. 23, 4) показываетъ, что дѣйствительно хотѣлъ онъ дознать, что ему дѣлать. Посему-то нечистыя уста пріемлютъ въ себя силу Всесвятаго Духа, и изрекаютъ, чего не хотѣли бы изречь, и взываютъ: что проклену, егоже не кленетъ Господь? или что зло реку, егоже не злословитъ Богъ (Числ. 23, 8)? а также предрекаютъ будущее: се людіе едини населятся, и се языки не вмѣнятся. Кто изслѣдитъ сѣмя Іаковле? и кто изочтетъ сонмы Израиля (Числ. 23, 9-10)? Потомъ Валаамъ проситъ, чтобы и ему имѣть общеніе съ Израильтянами: да умретъ душа моя въ душахъ праведныхъ, и буди сѣмя мое, якоже сѣмя ихъ (Числ. 23, 10). Поелику же Валакъ вознегодовалъ, и думая, что Валаамъ, видя множество Евреевъ, произнесъ благословеніе, отводитъ его на другое мѣсто, съ котораго можно было видѣть только часть народа: то Всесвятый Духъ снова говоритъ чрезъ Валаама: не яко человѣкъ Богъ колеблется, ниже яко сынъ человѣческій измѣняется: Той глаголаше, не сотворитъ ли? речетъ, и не пребудетъ ли (Числ. 23, 19)? Естество Божіе, Валакъ, непреложно и неизмѣняемо. Воля Божія не премѣняется, подобно человѣческой. Се благословяяти приведенъ есмь: благословлю, и не отвращу (Числ. 23, 20).

Вопросъ 43. Что значитъ сказанное: якоже слава единорога въ немъ (Числ. 28, 22)?

Единорогъ есть животное съ однимъ рогомъ на головѣ. О немъ и Іову сказалъ Владыка Богъ: похощетъ же ли ти единорогъ работати (Іов. 29, 9)? А симъ показалъ и силу и непоработимость животнаго. Посему нѣкоторые уподобляли единорогу Владыку Бога. Но думаю, что сказано сіе о народѣ Божіемъ. Какъ единорогъ имѣетъ одинъ рогъ, такъ благочестивый народъ поклоняется единому Богу. Посему и блаженный Давидъ говоритъ: о тебѣ враги наша избодемъ роги (Псал. 43, 6). А какъ разумѣть должно единаго Бога, о семъ говорили мы неоднократно. Слова же: нѣсть вражбы во Іаковѣ. ниже волхвованія во Израили: во время наречется Іакову и Израилю, что совершитъ Богъ (Числ. 23, 23), должно разумѣть такъ: что совершитъ Богъ съ Израилемъ, того не въ силахъ предсказать ни волшебство, ни наблюденіе птицегадателей; потому что Владыка Богъ чрезъ собственныхъ Своихъ Пророковъ и будущее ему предрекаетъ, и внушаетъ, что ему дѣлать.

Вопросъ 44. Что значитъ сказанное: не иде Валаамъ по обычаю своему въ срѣтеніе волхвованіемъ (Числ. 24, 1)?

Дознавъ опытомъ, что ни мало не помогаетъ волшебное искусство; потому что безъ мѣры сильнѣе Тотъ, Кто заставляетъ языкъ его произносить, что Ему угодно, пересталъ Валаамъ пользоваться обычными знаменіями, и посвятилъ языкъ свой на служеніе Богу. Должно же знать, что нѣкоторымъ представлялось, будто бы Валаамъ ничего не предрекъ о Спасителѣ нашемъ. Но имъ надлежало принять къ свѣдѣнію, что и крайне злочестивому Навуходоносору было откровеніе о Богѣ и Спасителѣ нашемъ. Ибо видѣлъ онъ камень, который отторжеся безъ рукъ, удари тѣло, сокрушилъ золото, серебро, мѣдь, желѣзо, скудель, и бысть гора велика, и покрылъ всю землю (Дан. 2, 34-35). Посему предвозвѣстившій сіе чрезъ Навуходоносора, и чрезъ Валаама предрекъ спасеніе вселенной, чтобы и у язычниковъ сохранялись таковыя предреченія. О семъ же предреченіи свидѣтельствуетъ исполненіе на самомъ дѣлѣ. Ибо происшедшій отъ Іуды по плоти плѣнилъ не князей только моавитскихъ, но и вся сыны сиѳовы (Числ. 24, 17). А сыны Сиѳовы — всѣ человѣки; потому что Сиѳовъ потомокъ — Ной, отъ Ноя же — весь родъ человѣческій. Но Валаамъ предсказалъ и побѣду Македонянъ надъ Персами. Ибо говоритъ: изыдутъ изъ рукъ Китіейскихъ, и озлобятъ Ассура, и озлобятъ Евреевъ (Числ. 24, 24). Александръ разрушилъ царство Персовъ, Антіохъ же, ополчившись противъ Іудеевъ, и столицу ихъ взялъ, и Божій храмъ привелъ въ запустѣніе. И сіи предреченія совершены не лживымъ волшебствомъ, но силою Всесвятаго Духа. Ибо Кто ослицѣ повелѣлъ преестественно говорить человѣческимъ голосомъ, Тотъ и языкомъ волхва провозвѣстилъ будущее. Ибо сказано: и бысть Духъ Божій на немъ (Числ. 24, 2). Сіе было и съ беззаконнымъ Сауломъ; отчего, по необычайности происшествія, составилась притча: еда и Саулъ во Пророцѣхъ (1 Цар. 10, 11). Впрочемъ лживый волхвъ, и послѣ таковаго опыта, устроялъ противъ Бога новыя козни. Сознавъ, что Израильтяне, остѣняемые Богомъ, имѣютъ необоримую силу, измыслилъ довести ихъ до нечестія невоздержаніемъ, чтобы, лишившись Божіей помощи за нечестіе, содѣлались удобоуловимыми. И внушилъ Мадіанитянамъ вооружить противъ нихъ не мужей, но женъ, а вмѣсто оружія употребить имъ тѣлесную красоту и приманчивыя рѣчи, чтобы уловленные красотою и обольщенные рѣчами Израильтяне послужили ихъ идоламъ. И о семъ извѣщаетъ насъ блаженный Моисей, послѣ побѣды надъ Мадіанитянами, укоряя тѣхъ, которые сохранили жизнь взятымъ въ плѣнъ женамъ. Ибо говоритъ такъ: вскую живъ остависте весь женскъ полъ? Тыя бо быша сыномъ Израилевымъ, по словеси Валаамлю, еже отступити и презрѣти слово Господне Фогора ради, и бысть язва въ сонмѣ Господни (Числ. 15, 16). А Фогоръ есть имя идола. О семъ нечестіи упомянулъ и божественный Давидъ: и причастишася Веелфегору, и снѣдоша жертвы мертвыхъ (Псал. 105, 28). Посему-то повелѣлъ Богъ быть во враждѣ съ Мадіанитами. Зане враждуютъ вамъ сіи лестію, прельщая Фогоромъ (Числ. 25, 18). Когда народъ согрѣшилъ, тогда князи, какъ выразился Симмахъ (Числ. 24, 4), были повѣшены за то, что не отвратили ихъ отъ злаго дѣла. Слова же: и возвысится паче Гога царство его (Числ. 24, 7), Симмахъ перевелъ такъ: и возвысится надъ Огомъ царь его. А сіе означаетъ, что и ополчившагося противъ нихъ Ога преодолѣютъ силою царя, который произойдетъ отъ нихъ по плоти.

Вопросъ 45. Для чего повелѣлъ Богъ снова исчислить народъ (Числ. 26, 1 и слѣд.)?

Поелику приговоръ произнесъ уже надъ исчисленными, въ землю же обѣтованную имѣлъ ввести дѣтей ихъ, о которыхъ сказали они, что сдѣлаются плѣнниками (Числ. 14, 3); то повелѣлъ исчислить и дѣтей, чтобы показать силу Своего благословенія, такъ что и по смерти отцевъ число осталось то же.

Вопросъ 46. Для чего повелѣлъ Богъ раздѣлить землю по жребію (Числ. 26, 55)?

Чтобы всѣ споры и состязанія прекратить тѣмъ, что земля раздѣлена по жребію самимъ Богомъ, а не судьбѣ какой-то повѣрено дѣло. Такъ поступили и божественные Апостолы до сошествія на нихъ Всесвятаго Духа; потому что, бросивъ жребій, помолились все премудро Вѣдущему, показать достойнѣйшаго. Такъ и божественный Павелъ сказалъ о насъ: въ Немъ же и наслѣдницы сотворихомся, прежде наречени бывше по прозрѣнію вся дѣйствующаго по совѣту воли Своея (Ефес. 1, 11).

Вопросъ 47. Для чего Владыка Богъ, засвидѣтельствовавъ объ Іисусѣ, что имать Духа Божія въ себѣ, повелѣлъ Моисею возложить руцѣ на него (Числ. 27, 18)?

Сіе было и съ домомъ Корнилія. Ибо по принятіи уже благодати сподобились крещенія. Да и Владыка Христосъ, по человѣчеству прежде рожденія пріявъ всѣ дарованія Духа, приступилъ къ крещенію Іоаннову, и на главу Свою повелѣлъ рабу возложить руку, и показалъ въ видѣ голубя сходящаго на Него Всесвятаго Духа. И Апостолы, пріявъ уже Святаго Духа чрезъ Владычнее дуновеніе, потомъ и свыше пріяли снисшедшую на нихъ благодать. Тоже было и съ Іисусомъ Навиномъ. Имѣлъ онъ благодать Духа, но, чтобы и народъ увѣрился, что отъ Бога поставленъ онъ въ вождя народу, возложены были на него руки законодателя, и Моисей совершилъ сіе по Божію повелѣнію. Ибо сказано: да возложиши руцѣ твои на него: и поставиши его предъ Елеазаромъ жерцемъ, и заповѣждь ему предъ всѣмъ сонмомъ, и заповѣждь о немъ предъ ними: и даси на него отъ славы твоея, яко да послушаютъ его вси сынове Израилевы. И предъ Елеазаромъ жерцемъ да станетъ (Числ. 27, 18-21), то-есть будетъ имѣть равную съ нимъ честь, и по средствомъ слова суднаго, которое возложено на персяхъ Елеазара, дознаетъ, что ему дѣлать. А изъ сего познаемъ, что пріемлющіе рукоположеніе отъ архіереевъ дѣлаются причастниками духовной благодати. Ибо и здѣсь Владыка Богъ сказалъ: даси на него отъ славы твоея. Достойно же удивленія въ Пророкѣ, что имѣлъ дѣтей, брата и племянника, но никого изъ нихъ не назначилъ въ вождя, вопросилъ же Бога, и постановилъ нареченнаго Богомъ. Послѣ сего Моисей, сдѣлавъ напоминаніе о праздникахъ и жертвахъ, даетъ законы о давшихъ обѣтъ принести что-либо въ даръ Владыкѣ Богу (Числ. 30, 3). И во-первыхъ постановилъ, чтобы всякій обѣщающійся исполнялъ обѣтъ свой самымъ дѣломъ. Если обѣщающаяся живетъ подъ властію отца, обѣтъ ея долженъ быть подтвержденъ отцемъ. И если отецъ не согласенъ на ея обѣщаніе, обѣщавшаяся не подлежитъ обвиненію. А если, по объявленіи ею обѣта, отецъ или согласится, или промолчитъ; то обѣщаніе должно быть исполнено. Тоже узаконилъ и о живущей въ замужествѣ, и повелѣлъ, чтобы обѣтъ утверждаемъ былъ согласіемъ мужа.

Вопросъ 48. Почему законодатель повелѣлъ избить Мадіанитянокъ, бывшихъ въ замужествѣ (Числ. 31, 17)?

Потому что онѣ наставлены были въ ученіи нечестія, и могли развратить взявшихъ ихъ въ плѣнъ.

Вопросъ 49. Для чего законодатель перечислилъ мѣста становъ (Числ. 33, 1-49)?

Чтобы послѣдующіе роды знали Божію попечительность. Ибо, водя Израильтянъ по мѣстамъ непроходимымъ и безводнымъ, обильно подавалъ имъ все необходимо нужное.

Вопросъ 50. Почему учинившему невольное убійство назначаетъ время возвращенія по кончинѣ архіерея (Числ. 35, 28)?

Потому что разрѣшеніемъ грѣха человѣческаго содѣлалась смерть архіерея по чину Мелхиседекову. Онъ ввелъ въ рай изгнаннаго изъ рая. До смерти же архіерея бѣгство совершившаго убійство умягчало гнѣвъ сродниковъ и обуздывало ихъ убійственное стремленіе. Того-же, что наказаніе спасавшемуся бѣгствомъ отмѣнялось по смерти архіерея, достаточно было къ убѣжденію родственниковъ угасить уже гнѣвъ, потому что умеръ архіерей, при которомъ совершено преступленіе; и законодатель постановилъ сей предѣлъ и преступленію и наказанію.

Вопросъ 51. Для чего повелѣлъ Богъ колѣнамъ не смѣшиваться между собою (Числ. 36, 99)?

Чтобы безпримѣснымъ сохранялось сѣмя Іудино, въ которомъ Богъ обѣтовалъ благословеніе язычникамъ. Впрочемъ имѣли между собою взаимное общеніе колѣна царское и священическое; потому что Владыка Христосъ по человѣчеству и Архіерей и Царь.

Источникъ: Творенія блаженнаго Ѳеодорита, епископа Киррскаго. Часть первая. — Изданіе второе. — [Сергіевъ Посадъ:] Типографія Свято-Троицкой Сергіевой Лавры, 1905. — С. 165-195. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, томъ 26.)

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0