Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 6-го.

(1). Въ конецъ, въ пѣснехъ о осмомъ, псаломъ Давиду. Осмымъ пророческое слово называетъ будущее состояніе. Поелику настоящая жизнь круговращается въ седми дняхъ недѣли; время, начинаясь первымъ днемъ седмицы и оканчиваясь седьмымъ, снова возвращается къ первому дню, и такимъ образомъ доходитъ до седмаго; то вѣкъ, который внѣ сего седмидневнаго числа, слово Божіе справедливо наименовало осмымъ. Упоминается же въ семъ псалмѣ о смерти и о судѣ. Почему Пророкъ и сдѣлалъ такое надписаніе. Ибо говоритъ: 6) нѣсть въ смерти поминаяй Тебе, во адѣ же кто исповѣстся Тебѣ? То есть, дверь покаянія заключена для отшедшихъ отсюда. И тѣмъ, которые въ настоящей жизни не воспользовались врачевствомъ покаянія, невозможно исповѣданіе о грѣхѣ своемъ принести Богу тамъ. Слова сіи подтверждаетъ и притча о дѣвахъ. Ибо узнаемъ изъ оной, что юродивыя дѣвы съ угасшими свѣтильниками остались внѣ дверей брачнаго чертога, и хотя ударяли въ двери, но были отосланы и лишены входа въ чертогъ. Женихъ сказалъ имъ: идите прочь, не вѣмъ васъ (Матѳ. 25, 12). Посему-то блаженный Давидъ, по совершеніи сугубаго онаго грѣха, приноситъ Богу сію молитву, прося исцѣлить его, потому что въ той жизни не имѣетъ уже мѣста врачевство покаянія.

(2). Господи, да не яростію Твоею обличиши мене, ниже гнѣвомъ Твоимъ накажеши мене. Умоляетъ не о томъ, чтобы не быть обличеннымъ, но чтобы не яростію обличилъ его Богъ, проситъ не о томъ, чтобы не быть наказаннымъ, но чтобы не отъ гнѣва Божія терпѣть наказаніе. Накажи меня, говоритъ, отечески, а не какъ судія, какъ врачъ, а не какъ истязатель. Не соразмѣряй наказанія со грѣхомъ, но раствори правосудіе человѣколюбіемъ.

(3). Помилуй мя Господи, яко немощенъ есмь. Подобныя слова приличны согрѣшившимъ. Если предшествуетъ немощь; то преодолѣваетъ насъ грѣхъ. Если не будетъ немоществовать нашъ разумъ: то не возмятутся страсти. Когда возница крѣпокъ, искусно поворачиваетъ и правитъ коней; они не будутъ метаться въ стороны.

Исцѣли мя Господи, яко смятошася кости моя, (4). И душа моя смятеся зѣло. Костями Пророкъ называетъ здѣсь помыслы. Поелику кости по природѣ тверды и поддерживаютъ собою тѣло; то въ переносномъ смыслѣ наименовалъ костями помыслы, которыми водится живое существо. Смятеніе ихъ, говоритъ Давидъ, возмутило и поколебало меня. Потому умоляю, даруй мнѣ извѣдать Твое человѣколюбіе и отъ Него получить исцѣленіе.

И Ты, Господи доколѣ? (5). Обратися Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея. Не въ видѣ жалобы говоритъ: доколѣ, а какъ страждущій умоляетъ поспѣшить помощію. Но весьма прилично присовокупилъ: ради милости Твоея. Не на себя уповаю, говоритъ онъ, не своей праведности приписываю Твою помощь, но молю сподобить ея по милости Твоей. Сказано же: обратися Господи въ значеніи: внемли мнѣ, и не отвращай лица Твоего отъ меня. Образъ рѣчи заимствованъ отъ тѣхъ, которые, когда гнѣваются, отвращаются и не хотятъ смотрѣть на провинившихся.

(6). Яко нѣсть въ смерти поминай Тебе, во адѣ же кто исповѣстся Тебѣ? Посему умоляю сподобить меня врачеванія въ настоящей жизни. Ибо знаю, что отшедшимъ изъ сей жизни въ язвахъ не будетъ уже подано никакого врачеванія; потому что для нихъ не имѣетъ мѣста врачевство покаянія.

(7). Утрудихся воздыханіемъ моимъ, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Знаю, что велико и тяжко, въ чемъ прегрѣшилъ я, но непрестанно проливаю слезы, и оплакиваю грѣхи, на которые отважился, и оскверненное беззаконіемъ ложе мое омываю всегда слезами, стараясь очистить оное ими, даже, если получу и прощеніе, не перестану дѣлать сего. Ибо это значатъ слова: измыю и омочу на всяку нощь ложе мое.

(8). Смятеся отъ ярости око мое. Отъ негодованія Твоего, Господи, помутилось самое зрѣніе ума моего. Ибо окомъ наименовалъ здѣсь разумъ, почему и упомянулъ объ одномъ окѣ.

Обетшахъ во всѣхъ вразѣхъ моихъ. Всего тягостнѣе для меня, говоритъ Пророкъ, укоризны враговъ. Онѣ-то изнуряютъ, разслабляютъ меня, причиняютъ мнѣ преждевременную старость.

(9). Отступите отъ мене вси дѣлающіи беззаконіе, яко услыша Господь гласъ плача моего. (10). Услыша Господь моленіе мое. Господь молитву мою пріятъ. Да не издѣваются болѣе надо мною тѣ, которые не видятъ собственныхъ своихъ беззаконій, но посмѣваются моимъ прегрѣшеніямъ. Ибо сподобился я Божія благоволенія, и чтò испрошено мною, тѣмъ удостовѣренъ, что Богь не воззритъ на прегрѣшенія мои, но даруетъ мнѣ прощеніе.

(11). Да постыдятся и смятутся вси врази Мои, да возвратятся и устыдятся зѣло вскорѣ. Поэтому зная сіе, перестаньте наносить мнѣ укоризны, но, приведя себѣ на мысль собственныя свои беззаконія, исполнитесь стыда, смущенія и смятенія; потому что судъ Божій праведенъ и весьма страшенъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 36-39. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0