Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 14-го.

Псаломъ Давиду. Поелику предыдущій псаломъ предрекъ спасеніе живущимъ во Іерусалимѣ, и предвозвѣстилъ возвращеніе взятымъ уже въ плѣнъ; то въ настоящемъ псалмѣ Пророкъ кстати предлагаетъ увѣщаніе и представляетъ образъ жизни, какую должны вести благопокорные Богу и сподобившіеся такой отъ Него помощи; располагаетъ же рѣчь свою въ видѣ вопроса и отвѣта.

(1). Господи, кто обитаетъ въ жилищи Твоемъ? и кто вселится во святую гору Твою? Кто достоинъ, Владыка, всегда быть при храмѣ Твоемъ? Какимъ надлежитъ ему быть? и въ какихъ занятіяхъ проводить время? Ибо жилищемъ Божіимъ Пророкъ называетъ храмъ, а святою горою — Іерусалимъ; и предложивъ этотъ вопросъ, получаетъ онъ отвѣтъ:

(2). Ходяй непороченъ, и дѣлаяй правду; то есть, таковому должно быть далекимъ отъ порока и свободнымъ отъ всякой укоризны и прилежно упражняться во всякой добродѣтели; потому что правдою Пророкъ именуетъ здѣсь совершенную добродѣтель, и изсчисляетъ ея виды:

Глаголяй истину въ сердцѣ своемъ. (3). Иже не ульсти языкомъ своимъ, и не сотвори искреннему своему зла. Надобно, чтобы у него, не только языкъ, но и самый умъ, свободны были отъ лжи, совершенно далеки отъ льсти и двоедушія, такъ чтобы отъ сего не могло быть никакого вреда ближнему. Соблюдая же строгую послѣдовательнось, Пророкъ упомянулъ сперва о сердцѣ, потомъ объ языкѣ, и за тѣмъ уже о самомъ дѣйствіи; потому что дѣлу предшествуетъ слово, а слову мысль.

И поношенія не пріятъ на ближнія своя. Если иные и впадутъ въ какое-либо бѣдстіе, должно не посмѣваться и ругаться надъ ними, но паче принимать участіе въ ихъ печали, по апостольскому закону, которымъ повелѣвается плакати съ плачущими (Рим. 12, 15).

(4). Уничиженъ есть предъ нимъ всякъ лукавнуяй. Если же кто избралъ беззаконую жизнь, да почитаетъ его самымъ жалкимъ, хотя бы онъ и во всемъ успѣвалъ, наслаждаясь высочайшимъ благоденствіемъ. А поелику Пророкъ запретилъ порицать, то весьма кстати, показывая различіе между людьми добрыми и худыми, присовокупилъ и сіе:

Боящіяжеся Господа, славитъ. Справедливо же чествовать и удостоивать всякаго уваженія и почести всѣхъ тѣхъ, которые сами уважаютъ божественное.

Кленыйся искреннему своему и не отметаяся: (5). Сребра своего не даде въ лихву, и мзды на неповинныхъ не пріятъ. Клятвы да подтверждаетъ самая дѣйствительность, и богатства да не оскверняетъ лихоимство; одинъ же изъ видовъ его есть взиманіе роста. Кто судитъ, тотъ да будетъ немздоименъ, и да произноситъ приговоръ не купленный дарами; потому что пріятіе даровъ искажаетъ справедливость.

Творяй сіе, не подвижится во вѣкъ. А наградою за сію добродѣтель то, что человѣкъ постоянно пользуется Божественною помощію, живетъ въ изобиліи многихъ благъ и ожидаетъ жизни вѣчной. Сіе идетъ и къ намъ не менѣе, какъ и къ древнимъ; потому что, сверхъ древняго законоположенія, пріяли мы новое, и сподобились большей благодати.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 73-75. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0