Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 24-го.

Въ конецъ, псаломъ Давиду. Псаломъ сей имѣетъ видъ молитвы. Посему, вѣроятно, надписаніе не именуетъ его и псалмомъ. Нѣкоторые писатели утверждали, что въ немъ предсказывается плѣнъ, и изъясняли оный, какъ изреченный плѣнными, имѣя при семъ въ виду одно окончаніе псалма, гдѣ сказано: избави Боже Израиля отъ всѣхъ скорбей его. Но думаю, что псаломъ сей изреченъ блаженнымъ Давидомъ, когда видѣлъ онъ многія востанія враговъ. Посему и приводитъ себѣ на память прежніе и новые грѣхи, и умоляетъ объ избавленіи отъ нихъ. Преподаетъ же и полезный для людей совѣтъ.

(1). Къ Тебѣ Господи воздвигохъ душу мою. Боже мой, на Тя уповахъ, да не постыжуся во вѣкъ, ниже да посмѣютмися врази мои. Отвсюду окруженный тысячами непріязненныхъ мнѣ, Тебѣ, Владыка, приношу душу мою, и на Твою полагаюсь помощь, умоляя о томъ, чтобы не проводить мнѣ жизнь въ непрестанномъ стыдѣ и не быть посмѣшищемъ для враговъ.

(2). Ибо вси терпящіи Тя не постыдятся. (3) Да постыдятся беззаконнующіи вотще. У меня есть, говоритъ Пророкъ, достаточное ручательсто въ надеждѣ — увѣровавшіе уже въ Тебя и воспользовавшіеся Твоею помощію. Ибо Тебѣ обычно промышлять о нихъ, постыждать же живущихъ беззаконно. Надлежитъ же замѣтить: не просто о согрѣшающихъ, но о беззаконнующихъ вотще Пророкъ сказалъ, что исполнятся они стыда; потому что не всѣ одинаково прегрѣшаютъ, но одни поползаются по какому либо обстоятельству, или по естественной немощи, а другіе услаждаются беззаконіями, и придумываютъ новыя.

(4). Пути Твоя Господи скажи ми, и стезямъ Твоимь научи мя. (5) Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Богъ Спасъ мой, и Тебе тѣрпѣхъ весь день. А я прежде всего испрашиваю того, чтобы распознавать мнѣ пути Твои, изучать стези къ Тебѣ ведущія и постоянно ходить путемъ непогрѣшительнымъ и истиннымъ; а потомъ испрашиваю и того, чтобы на самомъ дѣлѣ дознать, что Ты мой Спаситель; потому что непрестанно ожидаю отъ Тебя человѣколюбія. Пророкъ сказалъ: весь день въ значеніи: всегда, и хочетъ показать, что не въ его обычаѣ иногда имѣть такое намѣреніе, а иногда вмѣсто него принимать другое.

(6). Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко отъ вѣка суть. (7) Грѣхъ юности моея, и невѣдѣнія моего не помяни: по милости Твоей помяни мя. Всегда кротко и человѣколюбиво, говоритъ Пророкъ, управляешь Ты людьми; умоляю и теперь дать мнѣ извѣдать сію благость, и памятовать человѣколюбіе Твое, а не грѣхъ мой; и о мнѣ памятуя, Владыка, поступи со мною по щедротамъ, а не по правдѣ. Ибо сего испрашивалъ въ приведенныхъ словахъ: по великой милости Твоей помяни мя Ты; не грѣхъ мой, но меня помяни человѣколюбиво. Ради благости Твоея Господи. Умоляю, сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человѣколюбію.

(8). Благъ и правъ Господь. Не безъ причины употребилъ я слова сіи, говоритъ Пророкъ, но зная, что Владыка не только правдивъ, но и человѣколюбивъ. Сему вездѣ научаетъ насъ божественное Писаніе. Таково слѣдующее изрѣченіе: милость и судъ воспою Тебѣ Господи (Псал. 100, 1); и другое: милостивъ и щедръ Господь и праведенъ (Псал. 111, 4); и: Богъ нашъ милуетъ (Псал. 114, 4); и еще: Богъ судитель праведенъ, и крѣпокъ, и долготерпѣливъ, и не гнѣвъ наводяй на всякъ день (Псал. 7, 12).

Сего ради законоположитъ согрѣшающимъ на пути. (9) Наставитъ кроткія на судъ, научитъ кроткія путемъ Своимъ. Яснѣе перевелъ это Симмахъ: посему укажетъ согрѣшающимъ путь; потому что, водясь благостію, не вдругъ наказываетъ согрѣшающихъ, но указуетъ имъ правый путь и обучаетъ ихъ закону покаянія, и тѣхъ, которые водятся кротостію и простотою, научаетъ различать свойство вещей, и ведетъ къ познанію всякаго своего домостроительства, чтобы простота, ставъ напутствіемъ къ невѣдѣнію, не причинила имъ великаго вреда. Потомъ Пророкъ показываетъ свойство упомянутыхъ имъ путей.

(10). Вси путіе Господни милость и истина, взыскающимъ завѣта Его, и свѣдѣнія Его. Ибо непрестанно поучающіеся въ священныхъ словесахъ въ точности дознаютъ изъ оныхъ, что всякое домостроительство Бога и Спасителя нашего срастворено милостію и истиною. Кающимся, въ чемъ прегрѣшили, даруетъ Онъ милость и прощеніе; непобѣдимыхъ подвижниковъ добродѣтели провозглашаетъ и вѣнчаетъ, произнося приговоръ Свой съ истиною; а на живущихъ беззаконно и неприносящихъ покаянія налагаетъ наказанія по уставамъ истины.

(11). Ради имене Твоего Господи, и очисти грѣхь мой: многъ бо есть. Посему, говоритъ Пророкъ, умоляю Тебя быть снисходительнымъ къ грѣхамъ моимъ, не ради ревностнаго моего покаянія, но ради того именованія, какое имѣешь Ты по человѣколюбію, и потому что на имени Твоемъ основалъ я надежды свои.

(12). Кто есть человѣкъ бояйся Господа? законоположитъ ему на пути, его же изволи. (13) Душа его во благихъ водворится, и сѣмя его наслѣдитъ землю. Отсюда начинаетъ Пророкъ наставленіе, предлагаетъ полезный совѣтъ, и боящимся Господа обѣщаетъ всякое о нихъ промышленіе. И поелику много различныхъ родовъ жизни благочестивой, жизнь монашеская и обшежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь частная и военная, царственная и промышленная, мореходная, земледѣльческая и другіе многіе и разные роды жизни; въ каждомъ же родѣ жизни можно угождать Богу: то не безъ причины изрекло пророческое слово: кто есть человѣкъ бояйся Господа? законоположитъ ему на пути, его же изволи, то-есть, въ томъ родѣ жизни, какой рѣшился человѣкъ проводить, дасть ему приличные и сообразные законы. Такъ божественный Іоаннъ Креститель вопрошавшимъ мытарямъ, что имъ дѣлать, совѣтовалъ, не брать больше установленнаго, и воинамъ — никого не обижать, довольствоваться оброками, то-есть, опредѣленною пищею (Лук. 3, 12-14). Такъ божественный Апостолъ предписалъ въ отношеніи другъ къ другу законы рабамъ и господамъ, дѣтямъ и родителямъ, мужьямъ и женамъ (Ефес. 6). Посему исполнившимъ сіи законы пророческое слово обѣщаетъ и наслажденіе души благами, и благословеніе сѣмени. Ибо душа его во благихъ водворится, и сѣмя его наслѣдитъ землю. И поелику чадородіе и то, чтобы оставить по себѣ наслѣдниковъ, всего вожделѣннѣе Іудеямъ, а тоже самое желательно и нынѣ избирающимъ жизнь общественную; то Пророкъ побуждаетъ съ сего восходить къ дѣланію добродѣтели.

(14). Держава Господь боящихся Его, и завѣтъ Его явитъ имъ. Яснѣе перевели это Симмахъ и Ѳеодотіонъ: тайна Господня боящимся Господа, и завѣтъ Его объявитъ имъ. Слышимъ же, что Самъ Владыка говоритъ чрезъ Пророка Исаію: таинства Мои Мнѣ и Моимъ [1]. Ибо не просто всѣмъ, но боящимся открываетъ сіе, и указуетъ цѣль божественныхъ словесъ Его. Да и по переводу Седмидесяти, держава Господь боящихся Его, содѣлывая ихъ непобѣдимыми и превозмогающими враговъ.

(15). Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнетъ отъ сѣти нозѣ мои. Очами и здѣсь опять называетъ очи ума, которыя Пророкъ, по словамъ его, возводитъ ко Господу, ясно зная, что при Его попечительности избѣжитъ козней устрояемыхъ врагами.

(16). Призри на мя и помилуй мя, яко единородъ и нищь есмь азъ. Слово: единородъ прочіе переводчики перевели: одинокъ. Говоритъ же Пророкъ: я лишенъ всякой помощи; потому умоляю сподобить меня Твоего заступленія. Весьма же трогательно выразился: призри на мя и помилуй мя, то-есть, воззри на мое одиночество и на множество осаждающихъ меня враговъ; ибо, увидѣвъ сіе, безъ сомнѣнія сжалишься.

(17). Скорби сердца моего умножишася, отъ нуждъ моихъ изведи мя. (18) Виждь смиреніе мое, и трудъ мои, и остави вся беззаконія моя. Отвсюду, говоритъ Пророкъ, окружаютъ меня многія горести; поэтому, сіе смиреніе и бѣдствованіе мое противоположивъ на вѣсахъ беззаконіямъ моимъ, даруй оставленіе грѣховъ, и прости меня.

(19) Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидѣніемъ неправеднымъ возненавидѣша мя. Если, говоритъ Пророкъ, и недостойнымъ человѣколюбія представляюсь я, борясь съ столькими бѣдствіями, то воззрѣвъ на несправедливую непріязнь враговъ, удѣли мнѣ Своего человѣколюбія. Ибо предъ Тобою прегрѣшилъ я, преступивъ Твои заповѣди; они же враждуютъ противъ меня несправедливо, ничего не имѣя, въ чемъ бы обвинить меня.

(20). Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко призвахъ Тя. Если и преступилъ я нѣкоторые изъ законовъ Твоихъ; то не отдѣлялъ себя отъ Твоего промышленія; потому и умоляю сохранить и спасти меня отъ враждующихъ.

(21). Незлобивіи и правіи прилѣпляхуся мнѣ, яко потерпѣхъ Тя Господи. Добродѣтели свойственно и сіе — ненавидѣть обращеніе съ людьми худыми, имѣть же близкими къ себѣ и друзьями уважающихъ безпристрастіе, водящихся правотою и свободныхъ отъ порока. Пророкъ сказалъ о себѣ, что и онъ дѣлалъ это, думая угодить тѣмъ Владыкѣ.

(22). Избави Боже Израиля отъ всѣхъ скорбей его. Прилична царю сія принесенная имъ Богу молитва. Ибо тому, кто поставленъ правителемъ, надлежитъ прилагать всякое попеченіе о подданныхъ. Посему-то и блаженный Давидъ приносилъ молитву не о себѣ только, но и о ввѣренномъ ему народѣ. Сверхъ того спасеніе царствующаго правдиво и благоуспѣшно составляетъ общую пользу народа. Но слова сіи имѣютъ и иный смыслъ. Израиль раздѣлялся и при Саулѣ, и при Мемфивосѳеѣ, и при Авессаломѣ. Посему Пророкъ говоритъ: если буду пользоваться Твоею помощію, и превозмогу непріязненныхъ мнѣ; то и самый Израиль, прекративъ междуусобную войну, пріобрѣтетъ миръ, и насладятся Твоими благами.

Примѣчаніе:
[1] Словъ сихъ не читается въ извѣстныхъ нынѣ изданіяхъ, но по Concord. Gr. 70 vers. Interpr. Abrahami Trommii указываются оныя Исаіи въ гл. 24, ст. 17.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 133-140. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0