Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 27-го.

Псаломъ Давиду. (1). Къ Тебѣ Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши отъ мене: да не когда премолчиши отъ мене, и уподоблюся низходящимъ въ ровъ. Псаломъ сей изреченъ Давидомъ, когда былъ онъ гонимъ Сауломъ, и злоумышляли противъ него мнимые друзья, доносили на него, и покушались открыть его Саулу. Таковъ былъ Доикъ, таковы были Зифеи и кромѣ нихъ многіе другіе. Приличествуютъ же, какъ сей псаломъ, такъ и предшествующіе ему псалмы, всякому впадшему въ подобныя бѣдствія. Ибо кто хочетъ, тому возможно, подобно блаженному Давиду, и быть терпѣливымъ, и умолять Бога, и сподобиться Его промышленія. Слово воззову Пророкъ употребилъ, разумѣя не голосъ, но усердіе, усильную и ревностную молитву. Оборотъ же рѣчи: не премолчиши отъ мене заимствованъ отъ тѣхъ, которыхъ просятъ, но они не хотятъ ничего отвѣчать. Поэтому, если премолчиши отъ мене, и лишишь меня Своей помощи, говоритъ Пророкъ, то немедленно преданъ буду смерти. Ее назвалъ онъ рвомъ; потому что на подобіе рва искапывается могила.

(2). Услыши Господи гласъ моленія моего, внегда молитимися къ Тебѣ, внегда воздѣти ми руцѣ мои къ храму святому Твоему. Храмъ не былъ еще построенъ; храмомъ же именуетъ Пророкъ скинію, въ которой молился, будучи далекъ отъ нея тѣломъ, но устремляя туда умъ. Такъ и блаженный Даніилъ, молясь въ Вавилонѣ, открывалъ окна, обращенныя къ Іерусалиму, не въ томъ предположеніи, что Божество описуется тамъ мѣстомъ, но зная бывшее тамъ Божественное явленіе.

(3). Не привлецы мене со грѣшники, и съ дѣлающими неправду не погуби мене, глаголющими миръ съ ближними своими, злая же въ сердцахъ своихъ. Блаженный Давидъ молится, чтобы не имѣть ему никакого общенія съ поступающими двоедушно; онъ говоритъ: гнусны для меня тѣ, которые одно говорятъ, а другое думаютъ. По сей-то причинѣ желаетъ, чтобы пожали они возмездія, соотвѣтственныя ихъ начинаніямъ. Ибо говоритъ:

(4). Даждь имъ, Господи, по дѣломъ ихъ и по лукавству начинаній ихъ, по дѣломъ руку ихъ даждь имъ, воздаждь воздаяніе ихъ имъ. Никто да не подумаетъ, что праведникъ желаетъ зла врагамъ; потому что сказанное имъ есть не зложеланіе, но справедливый приговоръ. Ибо говоритъ: воздаждь воздаяніе ихъ имъ, то-есть, пусть впадутъ въ собственныя козни, какія устрояютъ другимъ. Сіе сказалъ онъ и въ седмомъ псалмѣ: обратися болѣзнь его на главу его, и на верхъ его неправда его снидетъ (17). Потомъ объясняетъ причину наказанія.

(5). Яко не разумѣша въ дѣла Господня и въ дѣла руку Его. Такъ поступали они, говоритъ Пророкъ, не пожелавъ изучить ни слова, ни дѣла Божія. Посему разориша я, и не созиждеши я: потому что для худыхъ домостроителей полезно разореніе лукаваго домостроительства. Изъ сего также видно, что сказанное выше изрекъ пророчественно, не зложелательствуя имъ, но предрекая будущее. Ибо не сказалъ: разори, но: разориши и не созиждеши. Потомъ, научаемый божественнымъ откровеніемъ, и издалека предусмотрѣвъ будущую помощь, подвигнулъ языкъ къ пѣснопѣнію.

(6). Благословенъ Господь, яко услыша гласъ моленiя моего. (7). Господь помощникъ мой, и защититель мой. И показывая причину скорой помощи, присовокупилъ: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвѣте плоть моя. Надежда на Бога была причиною сего о мнѣ промышленія. Почему, избавившись отъ злостраданій въ бѣгствѣ, ожилъ я, разцвѣлъ и возвратилъ себѣ прежнее здравіе вслѣдствіе благодушія.

И волею моею исповѣмся Ему, то-есть, не принужденное, но добровольное, приношу Ему пѣснопѣніе. Такъ и въ другомъ мѣстѣ говоритъ: волею пожру Тебѣ (Псал. 53, 8); и еще: вольная устъ моихъ благоволи же, Господи (Псал. 118, 108).

(8). Господь утвержденіе людей Своихъ и защититель спасеній христа Своего есть. Пѣснословлю же Его, какъ благаго Владыку, щедро подающаго крѣпость, силу и спасеніе царю и народу. Ибо называетъ себя христомъ, какъ царя; потому что имя сіе было общее царямъ, Пророкамъ и священникамъ.

(9). Спаси люди Твоя, и благослови достояніе Твое, и упаси я, и возми я до вѣка. Посему преподай, говоритъ, сіе благословеніе и спасеніе народу Твоему, управляя имъ, пася и дѣлая его побѣдителемъ враговъ. И молитва сія о народѣ прилична царю. Достойно же удивленія въ великомъ Давидѣ, что и гонимый народомъ, (потому что и народъ вмѣстѣ съ Сауломъ вооружался на Давида), приноситъ за него молитву Богу. Ибо предвидѣлъ онъ будущую перемѣну въ народѣ, и взиралъ не на обиду, а на будущую покорность.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 149-152. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0