Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 28-го.

Псаломъ Давиду, исхода Скиніи. И сего надписанія не нашелъ я въ Екзаплахъ, но оно есть въ нѣкоторыхъ спискахъ. На основаніи же онаго нѣкоторые изъ писателей заключали, что блаженный Давидъ изрекъ псаломъ сей, когда переносилъ кивотъ. Но подобной мысли вовсе не заключается въ изреченіяхъ псалма; потому что псаломъ предвѣщаетъ нѣчто иное. Содержитъ же въ себѣ два совокупно пророчества, изъ которыхъ одно примѣнимо къ царю Езекіи, а другое къ общему нашему Царю, который, разсѣявъ идольскую прелесть, просвѣтилъ вселенную лучами Боговѣдѣнія. И я скажу кратко о пророчествѣ, относящемся къ Езекіи, и пространнѣе о пророчествѣ насъ касающемся, какъ болѣе требующемъ нашего вниманія. Чудный Езекія, одержавъ верхъ надъ Сиріянами, и обрадованный необычайностію побѣды, даетъ повелѣніе, чтобы народъ воздалъ за сіе Богу жертвами, принесъ Ему пѣснопѣнія и славословіе, и совершилъ служеніе по закону во дворѣ Его святомъ; потому что храмъ для многихъ былъ недоступенъ, и входъ въ него дозволялся только священникамъ. Потомъ объясняетъ причину сего, указуя на пораженіе Богомъ Ассиріянъ, упоминая вмѣстѣ о громѣ и молніи, и множество враговъ въ переносномъ смыслѣ именуя множествомъ водъ. Послѣ сего называетъ ихъ еще кедрами, давая тѣмъ видѣть ихъ гордость и многочисленность; и говоритъ, что они сокрушены, а возлюбленный народъ уподобился сыну единорога, какъ поклоняющійся единому Богу, и Имъ разсыпавшій многія тьмы наступавшихъ непріятелей. При семъ внушаетъ, что враговъ, подобно пламени, Богъ пресѣкъ и разсѣялъ, поколебалъ дружину невѣдующую Бога, и мѣсто, по множеству ополчившихся на немъ уподоблявшееся дубравѣ, очистилъ отъ расположившихся тамъ станомъ, а насъ, которые предавались боязливости еленей, укрѣпилъ и сдѣлалъ, что не въ бѣгство обратились мы, но устояли на мѣстѣ. Посему-то справедливость требуетъ, чтобы мы притекли во храмъ, и въ пѣснопѣніяхъ возблагодарили Бога; потому что, освободивъ насъ отъ враговъ, даетъ намъ возможность, и то, чтó внѣ оградъ разорено врагами и какъ бы смыто потопомъ, вновь соорудить и заселить. Ибо удобно исправимъ все, имѣя вѣчнаго Царя, Который далъ намъ побѣду, даровалъ и миръ. Итакъ, что настоящій псаломъ изреченъ о блаженномъ Езекіи, сіе ясно даетъ намъ видѣть истолкованіе онаго. Поелику же ветхій завѣтъ есть образъ новаго; то, сличивъ тѣло съ тѣнію, покажемъ ихъ сходство. Тамъ царь благочестивый; а здѣсь Учитель благочестія Христосъ: тамъ народъ покорный царю, а здѣсь народъ спасаемый Христомъ; тамъ брань воздвигнутая Ассиріянами и ихъ погибель, а здѣсь востаніе демоновъ и ихъ сокрушеніе. Посему-то благодать Духа даетъ повелѣніе, чтобы священные Апостолы проповѣдали язычникамъ спасеніе, и увѣровавшихъ привели къ Богу. Ибо сынами Божіими называетъ Пророкъ Апостоловъ, какъ нареченныхъ братіями Христовыми. Сказано: скажите братіи Моей, что предварю васъ въ Галилеи (Матѳ. 28, 10); а сынами овними названы увѣровавшіе изъ язычниковъ, какъ родившіеся отъ отцевъ, не имѣющихъ разума.

(1). Принесите Господеви, сынове Божіи, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: (2). Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворѣ святѣмъ Его. Вы, говоритъ Пророкъ, увѣровавшіе въ божественную проповѣдь и нареченные сынами Божіими, со всѣмъ усердіемъ пронесите повсюду божественную проповѣдь, воспитанныхъ въ неразуміи содѣлайте разумными, и ихъ первыхъ принесите въ даръ Богу. Потомъ чрезъ нихъ воздайте чествованіе и возгласите пѣснопѣнія въ домахъ Божіихъ, прославляя Благодѣтеля. Сіе сходно съ тѣмъ, что и Спаситель сказалъ священнымъ Апостоламъ: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Ибо и псаломъ, въ слѣдъ за сказаннымъ выше, упомянулъ о священныхъ водахъ.

(3). Гласъ Господень на водахъ, Богъ славы возгремѣ. Слово сіе предрекаетъ пришедшій съ неба на Іорданѣ гласъ: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ (Матѳ. 3, 17). Пророкъ же наименовалъ его громомъ, какъ несущійся по цѣлой вселенной въ священномъ Евангеліи. Такъ сынами громовыми назвалъ Господь чету Апостоловъ за сверхъестественное и божественное изглашеніе ими Богословія.

Господь на водахъ многихъ. Ибо не одинъ только Іорданъ пріялъ оную благодать; но по всей землѣ и на морѣ совершается таинство крещенія, при освященіи воднаго естества божественнымъ призываніемъ. За симъ псаломъ предвозвѣщаетъ данную Апостоламъ силу.

(4). Гласъ Господень въ крѣпости, гласъ Господень въ великолѣпіи. Согласно съ симъ научаетъ насъ и исторія Дѣяній. Ибо изъ оной узнаемъ, что Владыка Христосъ, предъ вознесеніемъ Своимъ на небо, повелѣвалъ святымъ Своимъ ученикамъ, говоря: вы же пребывайте во градѣ семъ, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49); и, по прошествіи десяти дней, въ праздникъ Пятьдесятницы, бысть гласъ съ небеси, якоже носиму дыханію бурну, и исполни домъ, идѣже бяху сѣдяще: и были имъ раздѣлени языцы яко огненни, и сѣде на единомъ коемждо ихъ (Дѣян. гл. 2). Гласомъ же называетъ Пророкъ благодать Духа, исполнившую Апостоловъ крѣпости и силы, и бѣднымъ давшую великолѣпіе. Потомъ показываетъ онъ, что совершили укрѣпленные симъ гласомъ.

(5). Гласъ Господа, сокрушающаго кедры: и стрыетъ Господь кедры ливанскія. Сими словами означаетъ Пророкъ истребленіе идоловъ. Поелику высоки были въ древности идольскія капища, не доставлявшія никакого плода чествовавшимъ; то Пророкъ уподобилъ ихъ кедрамъ ливанскимъ, которые высоки, но не приносятъ годнаго въ снѣдь плода.

(6). И истнитъ я яко тельца Ливанска. Ливаномъ Писаніе неоднократно называетъ и Іерусалимъ. Ибо сказано: отверзи Ливане двери твоя, и да поястъ огнь кедри твоя (Зах. 11, 1). А телецъ ливанскій есть слитый Израильтянами при Хоривѣ. Ибо сказано: сотвориша тельца въ Хоривѣ, и поклонишася истуканному (Псал. 105, 19). Но законодатель Моѵсей сокрушилъ и истнилъ его. Посему говоритъ Пророкъ, что, подобно ему, будутъ стерты въ прахъ и уничтожены всѣ идолы во вселенной.

И возлюбленный яко сынъ единорожь. Народъ увѣровавшій, избавившійся отъ оной прелести, и потому названный возлюбленнымъ, будетъ непобѣдимъ и не преоборимъ, какъ освободившійся отъ многобожія и чествующій единое Божество.

(7). Гласъ Господа, пресѣцающаго пламень огня: потому что ликъ священныхъ Апостоловъ, пріявъ огневидную благодать Всесвятаго Духа, просвѣтился, но не былъ попаленъ. А будущей жизни удѣлена двоякая дѣйственность огня: подвижниковъ добродѣтели будетъ онъ просвѣщать, а дѣлателей порока — сожигать. Почему наказаніе беззаконныхъ и огнемъ именуется, и называется тмою, по неявленію тамъ свѣтоносной силы огня.

(8). Гласъ Господа, стрясающаго пустыню: и стрясетъ Господь пустыню Каддійскую. Симмахъ перевелъ: не стрясающаго, но пораждающаго; а Акила — болѣзнующаго родами. О сей же пустынѣ предвозвѣщаетъ и Исаія, говоря: радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цвѣтетъ яко кринъ (Ис. 35, 1). Пустынею же называетъ Пророкъ язычниковъ, какъ лишенныхъ древле вѣдѣнія о Богѣ. И о нихъ-то божественный Исаія сказалъ, что процвѣтутъ, а блаженный Давидъ, что поболятъ и родятъ. Подобно же сему сказанное у Исаіи въ другомъ мѣстѣ: возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопій не чревоболѣвшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущія мужа (Ис. гл. 54). Сію же пустыню стрясаюшій Владыка (стрясеніе означаетъ пришествіе Божіе) уготовитъ къ рожденію спасенія, согласно съ пророчествомъ, вѣщающимъ: страха ради Твоего, Господи, во чревѣ пріяхомъ, и поболѣхомъ, и родихомъ Духъ спасенія Твоего, егоже сотворилъ еси на земли (Ис. 26, 18). Посему-то называетъ Пророкъ пустыню Каддійскою, то-есть, святою; потому что сіе значитъ въ переводѣ слово Кадисъ.

(9). Гласъ Господень, свершающій елени, и открыетъ дубравы. Еленямъ свойственно пренебрегать пресмыкающихся животныхъ. Сію же власть даровалъ Владыка и священннымъ Апостоламъ. Ибо говоритъ: се даю вамъ власть наступати на змію, и на скорпію, и на всю силу вражію (Лук. 10, 19). Укрѣпившись словомъ симъ, изгнали они обольстителей вселенной демоновъ, и обнаружили идольскую немощь. И сіе предвозвѣстило пророческое слово: гласъ Господень, свершающій елени, и открыетъ дубравы. Ибо то и необычайно, что посредствомъ еленей истребилъ множество всякаго рода звѣрей, посредствомъ людей некнижныхъ обличилъ безплодіе философовъ, посредствомъ рыбарей прекратилъ мучительство діавола. Дубравами же наименовалъ Пророкъ идольскія капища, какъ совершенно безплодныя. Ибо таковы чащи, или дубравы, которыя у хорошихъ земледѣльцевъ въ обычаѣ вырубать, чтобы, очистивъ занимаемую ими землю, насадить на ней плодовитыя дерева, или засѣять ее годными въ снѣдь сѣменами. Сіе-то совершили и земледѣлатели вселенной; потому что, съ корнемъ исторгнувъ идольскія капища, вмѣсто нихъ насадили божественныя церкви. Посему-то въ храмѣ Его всякій глаголеть славу, необычайно великимъ дѣломъ симъ возбуждаемый къ пѣснопѣнію.

(10). Господь потопъ населяетъ, и сядетъ Господь царь въ вѣкъ; потому что вселенную, наводненную потокомъ беззаконія, возсоздастъ, обновитъ и содѣлаетъ новою тварію. Почему и блаженный Павелъ взываетъ: аще кто во Христѣ, нова тварь (2 Кор. 5, 17). Совершивъ же сіе, говоритъ Пророкъ, не попуститъ уже имѣть мѣсто нечестію, но будетъ царствовать въ вѣкъ.

(11). Господь крѣпость людемъ Своимъ дастъ, Господь благословитъ люди Своя миромъ. А симъ предвозвѣстилъ Пророкъ и востанія нечестивыхъ, и одолѣніе побѣдоносныхъ мучениковъ, и дарованный послѣ сего миръ Церкви: Господь крѣпость людемъ Своимъ дастъ, то-есть, во время брани, и благословитъ люди Своя миромъ, прекративъ долговременную брань.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 153-159. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0