Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 31-го.

Псаломъ Давиду, разума. И сей псаломъ содержитъ въ себѣ туже мысль: потому что и онъ изреченъ по грѣхопаденіи среди постигшихъ бѣдствій. Пророческими же очами провидя благодать Новаго Завѣта и оставленіе грѣховъ, посредствомъ всесвятаго крещенія даруемое вѣрующимъ, Давидъ ублажаетъ ихъ, какъ безъ трудовъ пріемлющихъ избавленіе отъ грѣховъ, и говоритъ въ началѣ псалма:

(1) Блажени, ихже оставишася беззаконія, и ихже прикрышася грѣси. (2). Блаженъ мужъ, емуже не вмѣнитъ Господь грѣха, ниже есть во устѣхъ его лесть. Истощившись въ сѣтованіяхъ и непрестанныхъ слезахъ о грѣхѣ, и впадши за оный въ бѣдствія всякаго рода, достойными удивленія и блаженными называю тѣхъ, которые, по человѣколюбію Владыки, безъ труда пріяли оставленіе согрѣшеній. Ибо столько щедръ къ нимъ Богъ, что не только оставляетъ, но и покрываетъ грѣхи, и не остается даже слѣдовъ ихъ.

(3). Яко умолчахъ, обетшаша кости моя, отъ еже звати ми весь день. Давидъ, когда содѣлалъ оный грѣхъ, не тотчасъ воспользовался врачевствомъ покаянія, но по обличеніи Наѳаномъ. Потому и взываетъ здѣсь: поелику не показалъ я врачу струпа въ туже минуту, какъ былъ уязвленъ, но умолчалъ, покушаясь его скрыть; то состарѣлся, вопія и обвиняя грѣхъ.

(4). Яко день и нощь отяготѣ на мнѣ рука Твоя. Сѣтую же и плачу, подвергшись истязаніямъ и наказаніямъ всякаго рода. Ибо выраженіе: отяготѣ на мнѣ рука Твоя, Пророкъ въ переносномъ смыслѣ беретъ съ человѣка, который рукою наносить удары, и долго не перестаетъ наносить.

Возвратихся на страсть, егда унзе ми тернъ. Но наказаніе Твое, говоритъ Пророкъ, не несправедливо, а напротивъ того весьма справедливо; потому что причиною бѣдъ моихъ грѣхъ, который возрастилъ я вмѣсто грозда, и уязвляюсь имъ непрестанно. Ибо грѣхъ назвалъ онъ терномъ, какъ произрастеніе негодное, для того и возрасшее, чтобы язвить.

(5). Грѣхъ мой познахъ, и беззаконія моего не покрыхъ, рѣхъ: исповѣмъ на мя беззаконіе мое Господеви: и Ты оставилъ еси нечестіе грѣха моего. Хотя и умолчалъ я, какъ скоро согрѣшилъ; но послѣ того день и ночь обвиняю самъ себя. И пожалъ уже великіе плоды сего обвиненія; потому что даровалъ Ты мнѣ оставленіе грѣховъ. Надлежитъ же замѣтить, что не сказалъ Пророкъ: оставилъ еси мнѣ грѣхъ, но оставилъ еси нечестіе грѣха, то-есть, не наказалъ по достоинству беззаконія, но чрезмѣрность грѣха простилъ и соразмѣрнымъ наказаніемъ уврачевалъ оный. Сіе показываетъ и исторія. Ибо Давиду, когда сказалъ онъ: согрѣшихъ ко Господу, отвѣтствовалъ Наѳанъ: и Господь отъя согрѣшеніе твое, не умреши (2 Цар. 12, 13); хотя и угрожалъ, что домъ его наполнитъ Господь бѣдствіями всякаго рода. Такъ и здѣсь говоритъ: и Ты оставилъ еси нечестіе грѣха моего, то-есть, меня, отважившагося на это, по закону должно было немедленно предать смерти: но Ты, явивъ человѣколюбіе, смерти меня не предалъ, уврачевалъ же умѣренными наказаніями.

(6). За то помолится къ Тебѣ всякъ преподобный во время блогопотребно. Пророкъ временемъ благопотребнымъ называетъ жизнь новозавѣтную, въ которой увѣровавшіе по всей землѣ и на морѣ чествуютъ Бога Давидовыми пѣснопѣніями. Посему предвѣщаетъ здѣсь это, и говоритъ Владыкѣ: не одинъ умоляю Тебя о грѣхѣ семъ, но и всѣ во вселенной пріявшіе Боговѣдѣніе, принесутъ о мнѣ молитву сію; потому что, произнося Давидовы изреченія, какъ будто и Давидовъ языкъ усвояемъ себѣ, чтобы пѣснословить Бога.

Обаче въ потопѣ водъ многихъ къ нему не приближатся. Симмахъ перевелъ сіе такъ: о семъ помолится всякій преподобный, улучивъ время, чтобы не приблизились къ нему многія потопляющія воды. Кто приноситъ Тебѣ усердное моленіе, тотъ воспользуется всевозможнымъ о немъ промышленіемъ, такъ что, если и впадаетъ въ различныя бѣдствія, на подобіе водъ его потопляющія, то преодолѣетъ ихъ и препобѣдитъ все скорбное.

(7). Ты еси прибѣжище мое отъ скорби обдержащiя мя: Радосте моя, избави мя отъ обышедшихъ мя. Сказавъ выше о грѣхѣ, умоляетъ объ избавленіи отъ нанесенныхъ имъ бѣдствій, и удостоивается отвѣта; потому что говоритъ ему Господь:

(8). Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, въ онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. То-есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблужденіе, снова изведу на правый путь, и вложу въ тебя познаніе и вѣдѣніе онаго; возвращу и прежнее къ тебѣ благоволеніе. А сіе выраженіе: утвержу на тя очи Мои, — взялъ Пророкъ съ человѣка, который расположенъ къ кому нибудь благопріязненно, и желаеть непрестанно смотрѣть на него. Ибо, какъ гнѣвающійся отвращаетъ, повидимому, лице, такъ и благосклонность свою изъявляетъ человѣкъ внимательностію. Посему и въ другомъ мѣстѣ Пророкъ сказалъ: призри на мя, и помилуй мя (Псал. 85, 16); и еще: не отврати лица Твоего отъ мене (Псал. 26, 9). И самъ Богъ говорить чрезъ пророка Іеремію: обратитеся ко Мнѣ, и обращуся къ вамъ (Зах. 1, 3). Послѣ сего пророческое слово предлагаетъ совѣтъ, живущимъ беззаконно не подражать неразумію скотовъ, а праведнымъ — имѣть всегда божественное веселіе. Говоритъ же такъ:

(9). Не будите яко конь и мескъ, имже нѣсть разума: броздами и уздою челюсти ихъ востягнеши, не приближающихся къ Тебѣ; то-есть, даю вамъ совѣтъ не соревновать въ неразуміи коню и мску. А если не послушаетесь; то, подобно имъ, и вы будете имѣть на себѣ брозды и узду. Означаетъ же ими наказаніе, почему и присовокупилъ:

(10). Многи раны грѣшному. Такъ, предложивъ имъ сіе наставленіе, переходитъ къ другому сонму.

Уповающаго же на Господа милость обыдетъ; потому что всякій человѣкъ, хотя и украшенъ преспѣяніемъ въ добродѣтели, имѣетъ нужду въ Божіей благодати. Почему и божественный Апостолъ взываетъ: благодатію есте спасени чрезъ вѣру: и сіе не отъ васъ, Божій даръ (Ефес. 2, 8).

(11). Веселитеся о Господѣ и радуйтеся праведніи, и хвалитеся, вси правіи сердцемъ. Посему никто да не радуется собственнымъ своимъ преспѣяніямъ, но да высокомудрствуетъ о Богѣ, и въ семъ почерпаетъ для себя услажденіе. И сіе подобно апостольскимъ изреченіямъ: хваляйся же, о Господѣ да хвалится (2 Кор. 10, 17); и: мняйся стояти, да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Посему и вразумлять повелѣваетъ Апостолъ духомъ кротости. Блюдый себе, говоритъ, да не и ты искушенъ будеши (Гал. 6, 1).

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 172-176. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0