Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 33-го.

(1). Псаломъ Давиду, внегда измѣни лице свое предъ Авимелехомъ, и отпусти его, и отыде. Божественый Давидъ, усмотрѣвъ злобу и не доброжелательное намѣреніе Саула, и послушавшись чуднаго совѣтника Іонаѳана, спасся бѣгствомъ и прибылъ въ городъ Номву. Тамъ, свидѣвшись съ священникомъ Авимелехомъ, скрылъ свое бѣгство, сказалъ же, что посланъ царемъ по одной важной надобности; потомъ попросивъ хлѣбовь, не нашелъ иныхъ, кромѣ отдѣленныхъ для священниковъ, и взялъ оные, когда далъ іерей, вопреки постановленію закона; потому что таковая пища была удѣляема однимъ священникамъ. Впрочемъ симъ предъизображены таинства благодати, и предварительно отверзлась дверь Божіей щедроты; потому что не однимъ іереямъ отдѣляется божественная снѣдь, но всѣмъ желающимъ предлагается причастіе Божественныхъ Даровъ. Въ то время великій Давидъ взялъ и мечь Голіаѳовъ, который, послѣ сего единоборства, принесъ онъ въ даръ Богу, какъ наилучшую добычу. Авимелехомъ же назвалъ Пророкъ Авіаѳара, какъ имѣвшаго два имени. Итакъ, поелику Давидъ, бѣжавъ не открылъ о семъ бѣгствѣ іерею, но сказалъ, что исполняетъ одну царскую надобность; то говорится, что измѣни лице, какъ поступившій не по обычной ему правдѣ. Нѣкоторые писатели придавали псалму сему иное содержаніе. Они говорили, что Давидъ измѣнилъ лице, когда пришелъ къ Анхусу; а потомъ убоявшись злоумышленія иноплеменниковъ, притворился неистовымъ, и симъ способомъ спасъ себя. Но въ реченіяхъ псалма нѣтъ никакого согласія съ симъ содержаніемъ; приличествуютъ же оныя сказанному нами, какъ, при помощи Божіей, и будетъ теперь сіе показано.

(2). Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устѣхъ моихъ. И бѣгствомъ спасаясь, говоритъ Пророкъ, и преслѣдуя враговъ, и въ благополучіи, и въ злосчастіи, пѣснословлю Владыку моего.

(3). О Господѣ похвалится душа моя. Онъ содѣлалъ уже меня именитымъ, и еще содѣлаетъ славнымъ.

Да услышатъ кротціи и возвеселятся. (4). Возвеличите Господа со мною, и вознесемъ имя Его вкупѣ. Не довольствуется тѣмъ, чтобы одному слагать пѣснь, но сообщниковъ въ кротости дѣлаетъ сообщниками и въ пѣснопѣніи. Потомъ показываетъ причину благодаренія.

(5). Взыскахъ Господа, и услыша мя и отъ всѣхъ скорбей моихъ избави мя. Помолился я Господу, говоритъ Пророкъ; и превозмогъ всѣ бѣдствія.

(6). Приступите къ Нему и просвѣтитеся, и лица ваша не постыдятся. Ибо кто приступаетъ къ Нему съ вѣрою, тотъ пріемлетъ на себя лучи умнаго свѣта. Такъ и у великаго Моѵсея прославилось его видимое лице. Сіе сказалъ уже Давидъ и выше: знаменася на насъ свѣтъ лица Твоего Господи (Псал. 4, 7). Такъ, сдѣлавъ воззваніе къ единонравнымъ, во образецъ имъ предлагаетъ себя самаго.

(7). Сей нищій воззва, и Господь услыша и, и отъ всѣхъ скорбей его спасе и. Изъ того, что совершилось со мною, говоритъ Пророкъ, научитесь возлагать упованіе на Бога всяческихъ; потому что меня, человѣка незначительнаго и пастыря овецъ, сподобилъ Своего промышленія, и сдѣлалъ, что превозмогъ я враговъ.

(8). Ополчится Ангелъ Господень окрестъ боящихся Его и избавитъ ихъ. Съ симъ согласны и слова Апостола; потому что такъ говоритъ объ Ангелахъ: не вси ли суть служебніи дуси, въ служеніе посылаеми за хотящихъ наслѣдовати спасеніе (Евр. 1, 14)? Такъ и блаженный Іаковъ, молясь, сказалъ: Ангелъ, иже мя избавляетъ отъ всѣхъ золъ (Быт. 48, 16). Такъ и патріархъ Авраамъ говорилъ чудному рабу: Господь Богъ послетъ Ангела Своего предъ лицемъ твоимъ, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду (Быт. 24, 7). Такъ и блаженный Захарія сказуетъ: Ангелъ, глаголяй во мнѣ (Зах. 1, 9).

(9). Вкусите и видите, яко благъ Господь: блаженъ мужъ, иже уповаетъ на-Нь. Сказавъ: приступите къ Нему и просвѣтитеся, еще убѣждаетъ: и вкусите, то есть, опытомъ дознайте Владычнюю благость; потому что плодомъ сего будетъ для васъ блаженство. Но должно знать, что сказанный нами смыслъ пригоденъ для древнихъ Іудеевъ; скрывающаяся же во глубинѣ буквы мысль даетъ разумѣть благодать Божественныхъ Таинъ; потому что всесвятымъ крещеніемъ подается приступающимъ истинное просвѣтленіе, и вкушеніе животворящей снѣди явственно показываетъ благость Спасителя. Ибо, что такъ ясно доказываетъ Его человѣколюбіе? не крестъ ли? не страданіе ли? не воспріятая ли за насъ смерть? не то ли, что для овецъ Своихъ содѣлался Онъ вмѣстѣ и снѣдію и источникомъ?

(10). Бойтеся Господа, вси святіи Его, яко нѣсть лишенія боящимся Его. (11). Богатіи обнищаша и взалкаша: взыскающіи же Господа не лишатся всякаго блага. И сіе согласно съ сказаннымъ выше. Ибо пріявшимъ уже освященіе посредствомъ крещенія даетъ совѣтъ срастворять любовь страхомъ, и отъ единаго Бога ожидать обилія благъ; потому что богатство подлежить многимъ превратностямъ, и сегодня богатый чрезъ нѣсколько времени впадаетъ въ нищету. И Іудеи, богатѣйшіе древле Божіею о нихъ попечительностію, обнищали. А увѣровавшіе язычники пріяли отъ Бога обиліе благъ.

(12). Пріидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу васъ. (13). Кто есть человѣкъ хотяй животъ, любяй дни видѣти благи? И какъ нѣкую достолюбезную награду, предложивъ безпечальную и превожделенную жизнь, возбуждаетъ къ подвигамъ.

(14). Удержи языкъ твой отъ зла и устнѣ твои, еже не глаголати льсти. (15). Уклонися отъ зла, и сотвори благо: взыщи мира и пожени и. Сперва внушаетъ отвращеніе къ пороку, а потомъ повелѣваетъ проходить разные виды добродѣтели; и во-первыхъ предписываетъ отъ всякой лести и отъ лукавства очистить языкъ, какъ удобопоползновенный членъ; къ языку же присоединяетъ и уста; потому что и они содѣйствуютъ его движеніямъ. Во-вторыхъ запрещаетъ дѣянія порочныя; ибо говоритъ: уклонися отъ зла. Потомъ узаконяетъ дѣятельность добрую; ибо говоритъ: сотвори благо. Что же главное въ добрыхъ дѣлахъ? Взыщи мира, и пожени и; потому что человѣкъ мирный, любя миръ со всѣми, не похищяетъ тайно принадлежащаго ближнему, не отваживается на убійства, не злоумышляетъ нарушить супружескую вѣрность, не говоритъ худаго, и не дѣлаетъ худаго, благодѣтельствуетъ, промышляетъ, дѣлится съ другими, защищаетъ другихъ, вмѣстѣ съ ними бѣдствуетъ, вмѣстѣ подвизается. Таковы нелицемѣрная любовь и искренняя дружба. Послѣ сего Пророкъ показываетъ опять плодъ всего этого.

(16). Очи Господни на праведныя, и уши Его въ молитву ихъ. Дѣлающіе это, говоритъ Пророкъ, находятся подъ бдительнымъ надзоромъ Владыки Бога, и прося благъ, получаютъ просимое. Потомъ отъ противнаго подтверждаетъ сказанное.

(17). Лице же Господне на творящія злая, еже потребити отъ земли память ихъ. Богъ видитъ также, говоритъ Пророкъ, и тѣхъ, которые отваживаются дѣлать противное сему, и произноситъ на нихъ приговоръ конечной гибели.

(18). Воззваша праведніи, и Господь услыша ихъ и отъ всѣхъ скорбей ихъ избави ихъ. (19). Близъ Господь сокрушенныхъ сердцемъ, и смиренныя духомъ спасетъ. Съ праведными, говоритъ Пророкъ, пребываетъ Самъ Владыка, и съ благоволеніемъ пріемлетъ ихъ молитвы, особенно же печется о тѣхъ, которые водятся скромными о себѣ мыслями. Ибо ихъ назвалъ сокрушенными сердцемъ. Сіе же говоритъ онъ и въ другомъ псалмѣ: сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Псал. 50, 19).

(20). Многи скорби праведнымъ, и отъ всѣхъ ихъ избавитъ я Господь. (21). Хранитъ Господь вся кости ихъ, и ни едина отъ нихъ сокрушится. Хотя попускаетъ имъ вступать въ борьбу съ скорбями: но Самъ вспомоществуетъ и являетъ ихъ превозмогающими встрѣчающіяся съ ними напасти, подкрѣпляя и дѣлая твердыми ихъ помышленія. Ибо костями назвалъ Пророкъ помыслы. Какъ на костяхъ, которые тверды, держится все остальное тѣло: такъ душа помыслами пріобрѣтаетъ себѣ спасеніе.

(22). Смерть грѣшниковъ люта, и ненавидящiи праведнаго прегрѣшатъ. (23). Избавитъ Господь души рабъ Своихъ, и не прегрѣшатъ вси уповающіи на Него. Посему, какъ любители добродѣтели насладятся столькими благами, такъ живущіе порочно пріимутъ сообразную жизни кончину; и худой жизни лютый будетъ конецъ. Но избравшіе для себя служеніе Богу, и стяжавшіе упованіе на Него, улучатъ даруемое имъ спасеніе, какъ рѣшительно не восхотѣвшіе погрѣшать противъ постановленныхъ Богомъ законовъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 183-188. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0