Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 33.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 36-го.

Псаломъ Давиду. (1). Не ревнуй лукавнующимъ, ниже завиди творящимъ беззаконіе. Божественный Давидъ, дознавъ опытомъ, что много благъ доставляетъ кротость, конецъ же живущихъ неправдою и предающихся кичливости печаленъ и сообразенъ съ ихъ жизнію (дозналъ же сіе изъ жизни Саула, Авессалома и другихъ поступавшихъ подобно имъ), предлагаетъ увѣщаніе всѣмъ людямъ, убѣждая, встрѣчающіяся скорби переносить благодушно, благоденствіе же и благоуспѣшность людей лукавыхъ не признавать достойными ублаженія, а паче называть бѣдственными. А потому въ самомъ началѣ псалма говоритъ: не ревнуй лукавнующимъ, ниже завиди творящимъ беззаконіе. Слово: не ревнуй, Симмахь перевелъ: не входи въ состязаніе, а Ѳеодотіонъ: не раздражайся, въ смыслѣ: не поощряй себя къ подражанію живущимъ беззаконно, видя доставшійся имъ благій жребій. И, показавъ кратковременность сего благополучія, Пророкъ немедленно присовокупилъ:

(2). Зане яко трава скоро изсшутъ, и яко зеліе злака скоро отпадутъ. Это сказалъ и блаженный Исаія: всяка плоть сѣно и всяка слава человѣча яко цвѣтъ травный. Изсше трава, и цвѣтъ ея отпаде, глаголъ же Господень пребываетъ во вѣки (Ис. 40, 6-8). Тоже изрекъ и блаженный Давидъ.

(3). Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися въ богатствѣ ея. (4). Насладися Господеви, и дастъ ти прошенія сердца твоего. Пророкъ всѣмъ поучалъ пользѣ упованія на Бога. Кто на Бога уповаетъ, говоритъ онъ, и кого Богъ пасетъ, тотъ насладится и подаваемымъ отъ Бога. Преимущественно же получатъ блага сіи тѣ, которые въ услажденіе себѣ вмѣняютъ непрестанное собесѣдованіе съ Богомъ.

(5). Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворитъ. (6). И изведетъ яко свѣтъ правду твою, и судьбу твою яко полудне. И себя самаго, и дѣла свои, говоритъ Пророкъ, посвяти Богу, и отъ Него ожидай помощи. Онъ, какъ Судія, произнесетъ правдивый приговоръ, провозвѣститъ о тебѣ, содѣлаетъ тебя славнымъ; для всѣхъ будешь виденъ, какъ полуденный свѣтъ.

(7). Повинися Господеви, и умоли Его. Поэтому, зная сіе, повинуйся правящему тобою Богу, и не преставай просить у Него благъ.

Не ревнуй спѣющему въ пути своемъ, человѣку творящему законопреступленіе. Если и видишь, что иный избралъ лукавое, и не остается безуспѣшнымъ въ намѣреніи, но достигаетъ цѣли; не огорчайся, не негодуй, предаваясь той мысли, будто бы никто не управляетъ тварію. Ибо сіе выражаетъ присовокупленное у Пророка:

(8). Престани отъ гнѣва, и остави ярость, не ревнуй, еже лукавновати. (9). Зане лукавнующіи потребятся. Не смотри на ихъ благоденствіе, но ожидай конца, и увидишь гибель.

Терпящіи же Господа, тіи наслѣдятъ землю. (10). И еще мало, и не будетъ грѣшника: и взыщеши мѣсто его, и не обрящеши. (11). Кротціи же наслѣдятъ землю, и насладятся о множествѣ мира. Ибо будь увѣренъ, что утвердившіеся на божественномъ упованіи, и избравшіе жизнь скромную, проведутъ ее въ спокойствіи и мирѣ, находя для себя постоянное услажденіе въ чистотѣ совѣсти, а полагающіеся на кратковременное благоденствіе испытаютъ скорую превратность, и преданы будутъ конечному забвенію.

(12). Назираетъ грѣшный праведнаго, и поскрежещетъ нань зубы своими. (13). Господь же посмѣется ему, зане прозираетъ, яко пріидетъ день его. Пророкъ и симъ подаетъ утѣшеніе обидимымъ. Ибо даетъ видѣть, какъ беззаконникъ приходитъ въ неистовство и ярость на возлюбившихъ спокойную жизнь, Праведный же Судія посмѣвается его предпріятію; потому что провидитъ скорый конецъ беззаконныхъ.

(14). Мечь извлекоша грѣшницы, напрягоша лукъ свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцемъ. (15). Мечь ихъ да внидетъ въ сердца ихъ, и луцы ихъ да сокрушатся. И сіе имѣетъ одинъ и тотъ же смыслъ съ сказаннымъ выше. Ибо показываетъ, что грѣшникъ, хотя всякіе способы употребляетъ противъ не сдѣлавшихъ ему никакой обиды, однако же запутается въ собственныхъ своихъ сѣтяхъ. Ибо мечемъ и лукомъ Пророкъ назвалъ различныя казни. Это подобно сказанному въ седмомъ псалмѣ: ровъ изры, и ископа и, и падетъ въ яму, юже содѣла (Псал. 7, 16).

(16). Лучше малое праведнику, паче богатства грѣшныхъ многа. Имѣть у себя одно необходимое и быть правдивымъ, говоритъ Пророкъ, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилія. Потомъ, показывая плоды того и другаго, говоритъ:

(17). Зане мышцы грѣшныхъ сокрушатся, утверждаетъ же праведныя Господь. Мышцами въ переносномъ смыслѣ Пророкъ назвалъ силу; потому что посредствомъ мышцъ обыкновенно дѣйствуютъ люди. Весьма же прилично употребилъ выраженіе: утверждаетъ праведныя; потому что, приводимые въ колебаніе демонами и людьми, но поддерживаемые Божественною благодатію, они стоятъ и превозмогаютъ встрѣчающіяся съ ними напасти.

(18). Вѣсть Господь пути непорочныхъ, и достояніе ихъ во вѣкъ будетъ. (19). Не постыдятся во время лютое, и во днехъ глада насытятся. Избравшіе неукоризненную жизнь, воспользуются всякимъ о нихъ промышленіемъ; потому что, если и въ бѣдствія впадутъ, то преодолѣютъ оныя, и во время общей скудости, необходимо нужное пріимутъ отъ Бога, а сверхъ того насладятся вѣчными благами. Думаю же, что Пророкъ предъизображаетъ здѣсь голодъ, угрожавшій древнимъ Іудеямъ: послю гладъ на землю, не гладъ хлѣба, ни жажду воды, но гладъ слышанія слова Господня (Ам. 8, 11).

Яко грѣшницы погибнутъ. (20). Врази же Господни, купно прославитися имъ и вознестися, исчезающе яко дымъ исчезоша. Противоположность союза же производитъ различіе лицъ, и подаетъ поводъ представлять иныхъ подъ именемъ грѣшниковъ, и иныхъ подъ именемъ враговъ Господнихъ. Но Акила и Симмахъ, вмѣсто же поставивъ союзъ и, показали чрезъ это, что одни и тѣже суть и грѣшники и враги Господни. Пророкъ же говоритъ, что люди, богоненавистные по своимъ беззаконіямъ, послѣ того, какъ цвѣли они нѣсколько времени, и казались знаменитыми и славными, исчезли на подобіе дыма.

(21). Заемлетъ грѣшный, и не возвратитъ, праведный же щедритъ и даетъ. Таковъ былъ Саулъ, которому всегда благодѣтельствовалъ божественный Давидъ, и который не хотѣлъ воздать добромъ благодѣтелю, тогда какъ блаженный Давидъ, уподобляясь своему Владыкѣ, сіяющему солнце Свое на злыя и благія (Матѳ. 5, 45), не переставалъ благодѣтельствовать. Таковы были Іудеи, о которыхъ всѣ возможныя попеченія прилагали священные Апостолы, и которые оказывали къ нимъ кровожадное расположеніе, между тѣмъ какъ божественные Апостолы щедро удѣляли имъ Божественные дары.

(22). Яко благословящіи Его наслѣдятъ землю, кленущіи же Его потребятся. Сіе Богъ всяческихъ обѣтовалъ патріарху Аврааму: благословлю благословящія тя, и кленущія тя проклену (Быт. 12, 3).

(23). Отъ Господа стопы человѣку исправляются, и пути его восхощетъ зѣло. (24). Егда падетъ, не разбіется: яко Господь подкрѣпляетъ руку его. Господь благословляетъ благословляющаго праведника, и кленущему его воздаетъ равнымъ; потому что Самъ управляетъ путями праведныхъ. Ибо безъ Его благодати никому невозможно неукоризненно шествовать, какимъ бы то ни было, путемъ добродѣтели. Но кто имѣетъ сію цѣль, тому Онъ содѣйствуетъ; и для пріобрѣтенія добродѣтели необходимо вмѣстѣ стекаться и человѣческому усердію и Божественному промышленію. Такимъ образомъ, если и поползнется когда совершающій путь сей, будетъ имѣть Божественную помощь. Такъ и блаженный Давидъ, преткнувшись и подвергшись опасности пасть на землю, возставленъ былъ Божественною благодатію.

(25). Юнѣйшій быхъ, ибо состарѣхся, и не видѣхъ праведника оставлена, ниже сѣмене его просяща хлѣбы. (26). Весь день милуетъ, и взаимъ даетъ праведный, и сѣмя его во благословеніе будетъ. И бывъ молодъ, и достигнувъ старости, сколько знаю, не видалъ я праведника, лишеннаго Божія о немъ промышленія, потому что правдивый Судія не о нихъ только, но и о рожденныхъ ими, прилагаетъ все Свое попеченіе. Такъ объ Израилѣ, даже преступившемъ законъ, промышлялъ Онъ за праотеческую добродѣтель. Такъ Соломона впадшаго въ нечестіе, терпѣлъ за отцево боголюбіе. Выраженіе же: весь день милуетъ, и взаимъ даетъ праведный означаетъ оказываемыя праведнымъ всякаго рода благотворенія, деньгами, вещами, словомъ, совѣтомъ. Дѣлая сіе, милуетъ онъ пользующихся благотвореніемъ, и взаимъ даетъ Богу ихъ. Ибо сказано: милуяй нища, взаимъ даетъ Богови (Прит. 19, 17); потому что одно и тоже есть и милость и даяніе взаймы.

(27). Уклонися отъ зла, и сотвори благо, и вселися въ вѣкъ вѣка. Поэтому всякій человѣкъ, зная сіе, извѣстившись, какая награда и добродѣтели и пороку, пусть избѣгаетъ всѣхъ видовъ порока, идетъ же путемъ противоположнымъ, чтобы насладиться вѣчными благами.

(28). Яко Господь любитъ судъ, и не оставитъ преподобныхъ Своихъ: во вѣкъ сохранятся: беззаконницы же изженутся, и сѣмя нечестивыхъ потребится. (29). Праведницы же наслѣдятъ землю, и вселятся въ вѣкъ вѣка на ней. Соблюдая судъ правый и правдивый, Господь всяческихъ сотворитъ воздаянія, сообразныя съ начинаніями, и любителей праведности сподобитъ всякаго о нихъ попеченія, а избравшихъ противное исторгнетъ съ корнемъ. Такъ, показавъ плоды того и другаго, Пророкъ учитъ потомъ, какъ можно преуспѣвать въ богоугодной праведности.

(30). Уста праведнаго поучатся премудрости, и языкъ его возглаголетъ судъ. (31). Законъ Бога его въ сердцѣ его, и не запнутся стопы его. И на языкѣ и въ мысли, говоритъ Пророкъ, надлежитъ имѣть словеса Божіи, и непрестанно поучаться онымъ. Ибо такимъ образомъ любитель добродѣтели, дознавая, что ему должно дѣлать, пребываетъ безтрепетнымъ, непоколебимымъ, препобѣждая предпріемлющихъ низложить его. Это сказалъ Давидъ и въ первомъ псалмѣ: но въ законѣ Господни воля его, и въ законѣ Его поучится день и нощь (Псал. 1, 2), и такъ далѣе.

(32). Смотряетъ грѣшный праведнаго, и ищетъ, еже умертвити его: (33). Господь же не оставитъ его въ руку его, ниже осудитъ его, егда судитъ ему. Одно и тоже выражаетъ Пророкъ различно, чтобы болѣе утвердилось въ памяти то, надъ чѣмъ долѣе утруждалось вниманіе. Говоритъ же, что Владыка не оставляетъ безъ надзора праведника, когда злоумышляютъ противъ него люди лукавые, и не даетъ Своего согласія, когда отваживаются на это, но устрояетъ такъ, что праведникъ прескочитъ сѣти. Симъ пользовался Авраамъ въ двукратное похищеніе Сарры. Пользовался симъ и Исаакъ, потерпѣвъ то же самое; пользовался Іаковъ, когда позавидовали ему братъ и тесть; пользовался Іосифъ, когда нападали на него зависть и клевета. И должно ли перечислять все? Любовѣдущимъ не трудно и собрать древнее, и усмотрѣть новое.

(34). Потерпи Господа, и сохрани путь Его, и вознесетъ тя, еже наслѣдити землю: внегда потреблятися грѣшникомъ узриши. Посему, дознавъ это, ожидай Божественнаго опредѣленія, и сохраняй постановленные законы. Въ такомъ случаѣ, и въ настоящей жизни будешь славенъ, и въ будущей насладишься постоянными благами, и увидишь злосчастный конецъ грѣшныхъ. Потомъ, поелику многихъ огорчаетъ то, что не видятъ теперь наказанія неправеднымъ, и ждутъ сего долгое время, Пророкъ весьма кстати въ будущемъ увѣряетъ тѣмъ, что уже было.

(35). Видѣхъ нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанскія: (36). И мимо идохъ, и се не бѣ, и взыскахъ его, и не обрѣтеся мѣсто его. Ибо великій Давидъ видѣлъ и конецъ царствованія Саулова, и паденія самовластія Авессаломова, а также и гордыню и гибель Амманитянина Нааса, и при кичливости смерть иноплеменника Голіаѳа, кромѣ же сихъ высокомѣріе, гордыню и конечную гибель многихъ другихъ. Посему благоденствіе ихъ справедливо уподобилъ безплоднымъ деревамъ, и замѣтилъ, что не только сами они, но и мѣста ихъ изчезли. Подъ словомъ же: мѣсто далъ разумѣть память о нихъ. Потомъ опять предлагаетъ увѣщаніе и совѣтъ.

(37). Храни незлобіе, и виждь правоту, яко есть останокъ человѣку мирну. Симмахъ же выразилъ это такъ: храни простоту, и взирай на правое; потому что для человѣка мирнаго есть будущее, то-есть, не обращай взора на скорби настоящія, но ожидай будущаго; настанетъ время, въ которое водящимся простотою и правотою воздана будетъ надлежащая награда.

(38). Беззаконницы же потребятся вкупѣ: останцы же нечестивыхъ потребятся. Сіе Симмахъ выразилъ опять такъ: уничижающіе будутъ вкупѣ изглаждены, и послѣднее беззаконныхъ будетъ истреблено, то-есть, въ оное время они пріимутъ воздаяніе, и потерпятъ общую гибель.

(39). Спасенiе же праведныхъ отъ Господа, и Защититель ихъ есть во время скорби: (40). И поможетъ имъ Господь, и избавитъ ихъ, и изметъ ихъ отъ грѣшникъ, и спасетъ ихъ, яко уповаша на Него. Дѣлатели же правды воспользуются Божественнымъ вспоможеніемъ, улучатъ спасеніе, восторжествуютъ надъ покушающимися дѣлать обиды, какъ пріобрѣтшіе единственную для себя надежду.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 201-210. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0