Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 37-го.

(1). Псаломъ Давиду, въ воспоминаніе о субботѣ. О ревностномъ покаяніи божественнаго Давида возвѣщаетъ самое превосходство исповѣданія. Ибо какъ во многихъ псалмахъ, не терпя грѣховнаго струпа, упоминаетъ онъ о грѣхѣ, а вмѣстѣ выставляетъ на видъ и болѣзнь, и врачеваніе, обращая сіе въ поводъ сдѣлать наставленіе людямъ; такъ и въ семъ псалмѣ упоминаетъ и о грѣхѣ, и о наказаніи, наложенномъ для уврачеванія грѣха. Постигли же его многія и различныя огорченія: убіеніе Амнона, самовластіе Авессалома, совѣтъ, поданнный противъ него Ахитофелемъ, злословіе Семея, и все прочее, о чемъ извѣщаетъ насъ исторія.

(2). Господи да не яростію Твоею обличиши мене, ниже гнѣвомъ Твоимъ накажеши мене. Сими словами началъ онъ шестый псаломъ, умоляя вразумить его какъ свойственно врачу, а не Судіи, и уврачевать, не сильно, но легко дѣйствующими врачевствами.

(3). Яко стрѣлы Твоя унзоша во мнѣ, и утвердилъ еси на мнѣ руку Твою. Прошу о семъ, говоритъ Пророкъ, не безъ причины, но видя, что падаетъ на меня градъ стрѣлъ, что рука Твоя крайне тяготѣетъ на мнѣ и сильно поражаетъ меня. Слова: утвердилъ еси на мнѣ руку Твою, въ смыслѣ переносномъ взяты съ человѣка, который не оказываетъ пощады и наноситъ многіе удары.

(4). Нѣсть исцѣленія въ плоти моей отъ лица гнѣва Твоего, нѣсть мира въ костехъ моихъ отъ лица грѣхъ моихъ. Поражаемый наказаніемъ, воспоминаю о грѣхѣ; а воспоминаніе о грѣхѣ производитъ, что проливаю слезы и сѣтую; отъ этаго же увеличивается мое злостраданіе и бѣдствіе.

(5). Яко беззаконія моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготѣша на мнѣ. (6). Возсмердѣша и согниша раны моя отъ лица безумія моего. (7). Пострадахъ и слякохся до конца, весь день сѣтуя хождахъ. Согбеннымъ сдѣлало меня, говоритъ Пророкъ, тяжкое бремя грѣха; печалитъ меня зловоніе тѣхъ согнившихъ язвъ, какія пріялъ я, отложивъ благоразуміе и поработившись неразумію. Почему, лишенный всякой радости, непрестанно скорблю, безпокоюсь и не нахожу никакой перемѣны въ скорбномъ моемъ положеніи.

(8). Яко лядвія моя наполнишася поруганій, и нѣсть исцѣленія въ плоти моей. Подъ словомъ лядвія [1] даетъ разумѣть похотѣніе; потому что въ чреслахъ находятся почки, въ которыхъ естественно возбуждаются пожеланія. Посему говоритъ: причиною сихъ бѣдствій было то, что обращалъ я вожделѣніе не на то, на что должно, но на похотливость.

(9). Озлобленъ быхъ, и смирихся до зѣла: рыкахъ отъ воздыханія сердца моего. Слѣдствіемъ сего вожделѣнія, говоритъ Пророкъ, стало для меня то, что согбенъ я до земли, и непрестанно сѣтую по причинѣ жестокихъ мученій сердца. Посему-то, давъ иное направленіе вожделѣнію, содѣлалъ я оное служителемъ Божіей воли. Ибо присовокупилъ Пророкъ:

(10). Господи предъ Тобою все желаніе мое. Поелику однажды худо употребилъ его; то всегда буду подчинять Твоимъ повелѣніямъ.

И воздыханіе мое отъ Тебе не утаишася. (11). Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свѣтъ очію моею, и той нѣсть со мною. Видишь, Владыка, мои рыданія и слезы, говоритъ Пророкъ, видишь, что я смущенъ, утратилъ крѣпость, лишенъ обычнаго свѣта, и среди дня пребываю какъ во тмѣ. А симъ означаетъ какъ чрезмѣрную боязнь, по причинѣ которой и свѣтъ ему кажется не свѣтомъ, такъ и оставленіе безъ Божественнаго попеченія, которое справедливо наименовано свѣтомъ очей.

(12). Друзи мои и искренніи мои прямо мнѣ приблизишася и сташа. (13). И ближніи мои отдалече мене сташа. Симмахъ перевелъ сіе такъ: друзья и искренніе мои, во время поразившаго меня удара, стали противъ меня, т. е. одни изъ друзей, видя поразившій ударъ, стали поступать враждебно и явно мнѣ противостали, а другіе изъ страха отдѣлились отъ меня, не подавъ мнѣ своей помощи. И въ числѣ первыхъ даетъ разумѣть Ахитофела, который не только отдѣлился, но и предлагалъ пагубные совѣты. Но и другіе вѣроятно также поступили съ Давидомъ, вѣрнѣе же сказать, большая часть Израиля, и самое Іудино колѣно, вооружились на него съ Авессаломомъ. А потому, вскорѣ по убіеніи покушавшагося на жизнь отца, стали совѣтовать другъ другу, предупредить другія колѣна и возвратить Царя Давида въ царскій домъ.

И нуждахуся ищущіи душу мою, и ищущiи злая мнѣ глаголаху суетная, и льстивнымъ весь день поучахуся. Враги, видя меня оставшимся безъ друзей, продолжали строить мнѣ козни, желая моей смерти.

(14). Азъ же яко глухъ не слышахъ, и яко нѣмъ, не отверзаяй устъ своихъ. (15). И быхъ яко человѣкъ не слышай, и не имый во устѣхъ своихъ обличенія. Сіе яснѣе показываетъ исторія. Ибо, когда Авессаломъ осуждалъ приговоры отца, и привлекалъ къ себѣ искавшихъ суда у Давида и не успѣвшихъ въ судѣ, блаженный Давидъ сносилъ сіе великодушно. И когда злословилъ Семей, поражая Давида и языкомъ и руками, молча принялъ сіи оскорбленія, и Авессѣ, который покушался наказать преступника, воспретилъ сіе, сказавъ: оставите его, и тако да проклинаетъ, яко Господь рече ему проклинати Давида (2 Цар. 16, 10).

(16). Яко на Тя Господи уповахъ, Ты услышиши Господи Боже мой. (17). Яко рѣхъ, да не когда порадуютмися врази мои: и внегда подвизатися ногамъ моимъ, на Мя велерѣчеваша. Продолжалъ я, говоритъ Пророкъ, оказывать сіе терпѣніе, на Тебя имѣя надежду, Тебѣ предоставивъ судъ надо мною, и прося о томъ, чтобы не стать мнѣ посмѣшищемъ для враговъ, и чтобы пораженіе мое не обратилось для нихъ въ поводъ къ высокомѣрію.

(18). Яко азъ на раны готовъ, и болѣзнь моя предо мною есть выну. Грѣхъ содѣлалъ меня достойнымъ ранъ. Посему подвергаю себя наказаніямъ; ибо желаю уврачеванія отъ болѣзней, какими мучитъ меня грѣхъ.

(19). Яко беззаконіе мое азъ возвѣщу, и попекуся о грѣсѣ моемъ. Посему-то самъ себя обвиняю, и приложу все попеченіе о здравіи.

(20). Врази же мои живутъ, и укрѣпишася паче мене, и умножишася ненавидящiи мя безъ правды. (21). Воздающіи ми злая возблагая. Противъ Тебя одного согрѣшилъ я, Владыка, и предъ Тобою сотворилъ лукавое. Они же, многократно видѣвъ отъ меня много благодѣяній, воздаютъ мнѣ противнымъ, и пріобрѣли большую нежели я силу.

Оболгаху мя, зане гоняхъ благостыню. Симъ опять указываетъ на Авессалома, который въ худомъ видѣ представлялъ судебныя Давидовы опредѣленія, и называлъ ихъ несправедливыми. И поелику онъ былъ сынъ, злоумышлявшій отцеубійство, то справедливо присовокупилъ Пророкъ: и отринули меня возлюбленнаго, какъ мертвецемъ возгнушались [2]. Ибо кого по естественнымъ законамъ должно было любить, того возненавидѣли какъ смердящаго мертвеца. Сіе можно прилагать и къ неблагодарному народу, который, получивъ отъ Давида тысячи благодѣяній и многократно бывъ чрезъ него побѣдителемъ иноплеменниковъ, оказался неблагодарнымъ къ благодѣтелю. (22). Не остави мене Господи Боже мой, не отступи отъ мене. (23). Вонми въ помощь мою, Господи спасенія моего. Утопая въ столь многихъ скорбяхъ, умоляю Тебя Бога и Владыку моего, не лишить меня обычнаго Твоего о мнѣ промышленія, но оказать мнѣ помощь и даровать спасеніе.

Примѣчанія:
[1] Лядвія по греч. ψόαι – чресла.
[2] Словъ сихъ не читается ни въ греч. переводѣ 70-ти, ни въ еврейскомъ текстѣ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 211-216. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0