Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 22 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 45-го.

(1). Въ конецъ, о сынѣхъ Кореовыхъ, о тайныхъ. Предвѣщая, что будетъ по истеченіи многаго времени, пророческое слово и сему псалму даетъ опять надписаніе: въ конецъ, повелѣвая тѣмъ ожидать событія пророчества. Предсказываетъ же бывшія на Церковь востанія и послѣ оныхъ ниспосланную съ Неба помощь, и водворяющійся нынѣ міръ. Должно же знать, что, по предположенію иныхъ, настоящій псаломъ изреченъ о Гогѣ и Магогѣ, а по мнѣнію другихъ, объ Ахазѣ и Факеѣ, и еще, по мнѣнію иныхъ, объ Езекіи и царѣ ассирійскомъ. Но подробное истолкованіе (скажемъ такъ съ Богомъ) покажетъ, что ни къ кому изъ исчисленныхъ не примѣнима заключающаяся въ псалмѣ мысль.

(2). Богъ намъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбѣхъ, обрѣтшихъ ны зѣло. Предыдущій псаломъ предвозвѣщалъ о Церкви, собранной изъ злочестивыхъ язычниковъ и содѣлавшейся царицею, и показалъ, что сыны ея будутъ князьями цѣлой земли; а здѣсь Пророкъ изображаетъ мятежи, бывшіе при началѣ проповѣди, при востаніи прекословящихъ, при нападеніи ихъ на вѣрующихъ. Потомъ преднаписуетъ словомъ, какъ сонмъ гонимыхъ, ограждаясь упованіемъ на Бога, пренебрежетъ приражающіяся къ нему волны; потому что, крѣпкою оградою имѣя Бога всяческихъ, говоритъ Пророкъ, не ощущаемъ скорбей, каковы бы онѣ ни были.

(3). Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы въ сердца морская. Здѣсь пророческое слово представляетъ увѣровавшихъ въ Спасителя взывающими: никакой бури страха не пріимемъ въ душу, видя, что мятется земля и изгоняются въ бездну демоны, покушавшіеся возмущать одержимыхъ ими людей. И вмѣстѣ также предсказываетъ слово сіе, что господствовавшее древле демонское нечестіе, уподоблявшееся высотѣ горъ и долгое время обладавшее во вселенной, какъ бы посланное въ нѣкую бездну, содѣлается не дѣйственнымъ.

(4). Возшумѣша и смятошася воды ихъ, смятошася горы крѣпостію его. Научаетъ же насъ и исторія Дѣяній, какъ въ то время, когда священные Апостолы проходили вселенную, бури и смятенія исполнялись города; потому что въ Ефесѣ Димитрій возмутилъ весь городъ, а тоже самое было въ Листрахъ и Дервіи, и еще въ Филиппахъ, въ Солунѣ, въ Аѳинахъ и Коринѳѣ, гдѣ духи прелести воздвигали таковыя волненія. Иные, будучи одержимы сими духами, вопіяли на священныхъ Апостоловъ: иже развратиша вселенную, сіи и здѣ прiидоша (Дѣян. 17, 6). Сіе предвозвѣстилъ и блаженный Аввакумъ; ибо говоритъ: навелъ еси на море кони Твоя, смущающія воды многи (Авв. 3, 15). Конями же назвалъ священныхъ Апостоловъ, содѣлавшихся какъ бы Божественною колесницею, потому что на нихъ возсѣдши Владыка, подобно нѣкіимъ водамъ, разсѣялъ многія и различныя ученія нечестія. Такъ и здѣсь пророческое слово изрекаетъ, что и воды взволновались и горы пришли въ колебаніе при распространеніи евангельской проповѣди. Горами же наименовалъ здѣсь Пророкъ полчище демоновъ за надменіе высокомѣрія и высоту кичливости, а водами — сердца человѣческія, которыя подобно водамъ увлекаются туда и сюда, возмущаемыя духами прелести.

(5). Рѣчная устремленiя веселятъ градъ Божій. Рѣкою назвалъ здѣсь Пророкъ евангельскую проповѣдь, а градомъ — общество благочестивыхъ, напаяемое потоками сей рѣки для плодоношенія. Сіе яснѣе перевели три толковника: «раздѣленія рѣки веселятъ градъ Божій». Ибо какъ источникъ райскій раздѣлялся на четыре рѣки: такъ и сія рѣка Божія имѣла тысячи и безчисленное множество протоковъ, простирающихся ко всѣмъ племенамъ рода человѣческаго. Одинъ потекъ къ Индамъ, другой — къ Испанцамъ; иный наводнилъ Египетъ, а другой — Елладу; однимъ назначено орошать Іудею, а другимъ — Сирію и Киликію; инымъ же предоставлены для воздѣлыванія другіе народы. Сіе же предвозвѣстилъ и блаженный Аввакумъ; ибо говоритъ: рѣками разсядется земля (Авв. 3, 9), то есть протоками раздѣлена будетъ земля, пріявъ струи великой рѣки; потому что отдѣльные протоки Пророкъ назвалъ рѣками.

Освятилъ есть селеніе свое Вышній. Что назвалъ Пророкъ градомъ, тоже самое наименовалъ селеніемъ. Ибо сказано: вселюся въ нихъ, и похожду, и буду имъ Богь, и тіи будутъ Мнѣ людіе глаголетъ Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 16. 18). Посему Пророкъ сказалъ, что одни и тѣже напаяваются и освящаются Богомъ всяческихъ.

(6). Богъ посредѣ его, и не подвижится. Сіе и Господь обѣтовалъ въ священномъ Евангеліи. Се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанiя вѣка (Матѳ. 28, 20); и: идѣже еста два или тріе сóбрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20).

Поможетъ ему Богъ утро заутра, т. е. Господь всяческихъ подастъ скорую и немедленную помощь граду Своему. Ибо словами: утро заутра Пророкъ изобразилъ скорость и незакоснительность.

(7). Смятошася языцы, уклонишася царствія: даде гласъ Свой Вышнiй, подвижеся земля. Какъ скоро явлена была Божественная помощь, говоритъ Пророкъ, враги обратили хребетъ, царства, древле замышлявшія противленіе, преклонили выю и приняли спасительное иго; потому что истиною, свидѣтельствомъ самыхъ дѣлъ и разными чудотвореніями, какъ бы нѣкіимъ вѣщаніемъ, Богъ доказалъ людямъ высоту Свою, и души ихъ исполнилъ страха.

(8). Господь силъ съ нами, заступникъ нашъ Богъ Іаковль. Поэтому содѣлались побѣдителями враговъ, имѣя помощникомъ Господа небесныхъ силъ, который гонимаго Іакова содѣлалъ побѣдителемъ враждующихъ и освободилъ отъ злоумышленій Исава и Лавана. Объ Іаковѣ же не просто упомянуло пророческое слово, но потому что онъ первый предвозвѣстилъ призваніе язычниковъ. Ибо говоритъ: не оскудѣетъ князь отъ Іуды, и вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидутъ отложенная ему: и Той чаяніе языковъ (Быт. 49, 10). Посему и здѣсь, предвозвѣщая обращеніе язычниковъ, кстати сказалъ Пророкъ, что совершилъ это Богъ предрекшаго о семъ Iакова.

(9). Пріидите и видите дѣла Божія, яже положи чудеса на земли: (10). Отъемля брани до конецъ земли, лукъ сокрушитъ и сломитъ оружіе, и щиты сожжетъ огнемъ. (11). Упразднитеся и разумѣйте, яко Азъ есмь Богъ: вознесуся во языцѣхъ, вознесуся на земли. Посему видя таковую силу Мою, узрѣвъ внезапное измѣненіе вещей, послѣ великой бури наставшую тишину, прекращеніе браней, даръ мира, изъ самыхъ событій дознайте человѣки, что Я Богъ всяческихъ и Зиждитель всего, показавшій высоту Своего могущества не однимъ Іудеямъ, но и всѣмъ народамъ. И ликъ Апостоловъ, выслушавъ слова сіи, съ торжествомъ взываетъ сопротивникамъ:

(12). Господь силъ съ нами, заступникъ нашъ Богъ Іаковль. Посему разумѣвшіе псаломъ сей о Гогѣ, или утверждавшіе, что относится онъ къ Ахазу, пусть скажутъ: примѣнимо ли къ тѣмъ событіямъ сказанное: отъемля брани до конецъ земли? Ибо въ тѣ времена не прекратилъ Богъ всѣхъ браней; но при Гогѣ и Магогѣ наслаждалась миромъ одна Палестина; а при Ахазѣ даже не вся Палестина, а только колѣно Іудино; потому что Факей, сынъ Ромеліинъ, подвергся нападенію Ассиріянъ. Но при Владыкѣ Христѣ пророчество сіе исполнилось. Во первыхъ пали малыя владѣнія и удѣльныя царства, по причинѣ которыхъ люди не наслаждались и кратковременнымъ миромъ, но всякій городъ былъ вооруженъ, страшась внезапныхъ нападеній. При Спасителѣ же нашемъ Христѣ царство Римское, разрушивъ удѣльныя царства, приготовило всѣхъ людей къ слышанію проповѣдниковъ. Ибо небоязненно, какъ въ одномъ царствѣ, проходили они всюду, и приносили людямъ спасительное ученіе. Такъ и въ буквальномъ смыслѣ сбылись слова сіи: отъемля брани до конецъ земли, лукъ сокрушитъ, и сломитъ оружіе, и щиты сожжетъ огнемъ. Если же кто хочетъ понимать сіе въ смыслѣ иносказательномъ, то пусть обратитъ вниманіе на прекращеніе браней, воздвигнутыхъ противъ Церкви, и на дарованный людямъ свыше миръ, и тогда увидитъ истинность пророчества.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 258-263. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0