Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 50-го.

(1). Въ конецъ. Псаломъ Давиду, внегда внити къ нему Наѳану Пророку, (2). внегда вниде къ Вирсавіи женѣ Уріевѣ. Надписаніе псалма ясно показываетъ намъ его содержаніе, и самыя реченія въ псалмѣ достаточно открываютъ глубину его смысла. Надлежитъ же знать, что псаломъ заключаетъ въ себѣ и предвѣщаніе будущаго; почему и надписывается: въ конецъ, — чѣмъ дается знать, что пророчество будетъ имѣть исполненіе. Но никто да не затрудняетъ себя вопросомъ: ужели великій Давидъ во время покаянія сподобленъ былъ пророчественной благодати? Сіе можно дознать и изъ другихъ псалмовъ, въ которыхъ приноситъ онъ исповѣданіе. Ибо и въ шестомъ псалмѣ предвозвѣстилъ будушій судъ, и говоритъ: нѣсть въ смерти поминаяй Тебе, во адѣ же кто исповѣется Тебѣ (Псал. 6, 6)? И въ псалмѣ тридцать первомъ ублажаетъ безъ труда пріявшихъ оставленіе грѣховъ, что даруетъ обыкновенно единая благодать крешенія. И въ предлежащемь псалмѣ точными словами даетъ намъ видѣть, что не лишенъ былъ благодати Духа; ибо говоритъ: Духа Твого благаго не отъими отъ мене. Не о томъ проситъ Давидъ, чтобы подана ему была благодать Духа, но молитъ, чтобы не была у него отъята оная. Посему, просвѣщаемый лучемъ благодати и провидя пророческими очами, что и народъ, надъ которымъ онъ царствуетъ, впадетъ въ беззаконія, и въ наказаніе за оныя будетъ порабощенъ и преселенъ въ Вавилонъ, написалъ онъ настоящій псаломъ, и собственныя врачуя имъ язвы, и уготовляя въ немъ приличное врачество, какъ народу своему, такъ и всякому изъ насъ, кто только уязвленъ, и имѣетъ нужду во врачеваніи.

(3). Помилуй мя Боже по велицѣй милости Твоей, и по множеству щедротъ Твоихъ очисти беззаконіе мое. И божественному Давиду, и плѣненному народу, и всякому изъ насъ, если только болѣзнуетъ кто, приличны предложенныя реченія; потому что великія язвы имѣютъ нужду въ соразмѣрныхъ врачествахъ, и кто впалъ въ тяжкій недугъ, тотъ требуетъ большаго о немъ попеченія; кто много прегрѣшилъ, для того нужно великое человѣколюбіе. Посему-то великій Давидъ умоляетъ явить ему великую милость, весь источникъ щедротъ излить на грѣховный струпъ; потому что иначе и не могли быть изглажены слѣды грѣха. Справедливо же прегрѣшеніе называетъ беззаконіемъ; потому что въ немъ заключается сугубое преступленіе закона.

(4). Наипаче омый мя отъ беззаконія моего, и отъ грѣха моего очисти мя. Ты даровалъ уже мнѣ оставленіе грѣховъ чрезъ Пророка Наѳана, говоритъ Давидъ, и какъ бы нѣкіимъ прижиганіямъ и сѣченіямъ, подвергъ меня всякаго рода бѣдствіямъ; но пріявъ въ себя великое зловоніе грѣха, еще требую чистительныхъ врачествъ. Посему снова омой меня, Владыка, чтобы стереть всю грѣховную скверну.

(5). Яко беззаконіе мое азъ знаю, и грѣхъ мой предо мною есть выну. И по оставленіи Тобою грѣха моего, не предаю его забвенію, но непрестанно вижу образы худыхъ моихъ дѣлъ, и тѣ беззаконія, на которыя я отважился, и ночью мечтаются во снѣ, и днемъ представляются въ мысли. Такъ поступать согрѣшающимъ повелѣваетъ и самъ Богь чрезъ Пророка Исаію; ибо говоритъ; Азъ есмь заглаждаяй беззаконія твоя, и не помяну неправдъ твоихъ, Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззаконія твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 25-26). Согласно съ симъ и самъ блаженный Давидъ написалъ въ тридцать первомъ псалмѣ: рѣхъ, исповѣмъ на мя беззаконіе мое Господеви: и Ты оставилъ еси нечестіе сердца моего (Псал. 31, 5).

(6). Тебѣ единому согрѣшихъ, и лукавое предъ Тобою сотворихъ. Многихъ и великихъ даровъ насладившись отъ Тебя, говоритъ Пророкъ, воздалъ я за нихъ противнымъ, отважившись сдѣлать воспрещенное закономъ. Не то разумѣетъ онъ, что не сдѣлалъ обиды Уріи (потому что причинилъ обиду и ему и женѣ его), но что величайшее беззаконіе учинено имъ противъ самаго Бога, который избралъ его, изъ пастыря овецъ содѣлалъ царемъ, явилъ побѣдителемъ враговъ и преизобильно надѣлилъ благами всякаго рода. Хорошо присовокуплено имъ: лукавое предъ Тобою сотворихъ. О семъ упоминаетъ и исторія; ибо сказано: содѣланное оказалось злымъ предъ Господемъ (2 Цар. 11, 27). Представляя же, что говоритъ сіе народъ въ плѣненіи, должно понимать такъ: Тебѣ единому согрѣшихъ, то-есть, неблагодарнымъ оказался я за дары Твои, преступилъ данные мнѣ законы, насладившись благами всякаго рода, не былъ за то признателенъ; не сдѣлавъ же никакой обиды Вавилонянамъ, великія терплю отъ нихъ обиды.

Яко да оправдишися во словесѣхъ Твоихъ, и побѣдиши внегда судити Ти; то-есть, самъ я для себя сталъ виновникомъ золъ; а Твоя правда просiяваетъ во всемъ. Ибо, если такъ разсудить, предложить на среду, что Тобою для меня сдѣлано и сравнить съ этимъ то, на что я отважился, то явишься Ты и правдивымъ и человѣколюбивымъ, а я окажусь и беззаконнымъ и неблагодарнымъ. Поэтому реченіе: яко не означаеть здѣсь причины: не для того согрѣшилъ самъ Давидъ, или потомъ и народъ, да оправдится Богъ; а напротивъ того, и по учиненіи ими грѣха, открывается Божія правда; потому что Богъ всячески промышляетъ и о Давидѣ, и о народѣ его, и о всѣхъ человѣкахъ.

(7). Се бо въ беззаконіихъ зачатъ есмь, и во грѣсѣхъ роди мя мати моя. Издревле и съ самаго начала, говоритъ Пророкъ, грѣхъ возобладалъ естествомъ нашимъ, потому что преступленіе заповѣди предшествовало Евину зачатію. По преступленіи, по произнесеніи Божія приговора, лишившись уже рая, Адамъ позна Еву жену свою, и заченши, роди Каина (Быт. 4, 1). Поэтому Пророкъ хочетъ сказать, что грѣхъ, возобладавъ надъ нашими прародителями, въ родѣ нашемъ проложилъ себѣ нѣкій путь и стезю. Сіе говоритъ и блаженный Павелъ: единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде, и грѣхомъ смерть, въ немъ же вси согрѣшиша (Рим. 5, 12). Сіе и Богъ всяческихъ изрекъ досточудному Ною: прилежитъ помышленіе человѣку прилѣжно на злая отъ юности во всѣ дни (Быт. 8, 21). Все же это научаетъ насъ, что сила грѣха не есть сила естественная (а если бы дѣйствительно такъ было, то мы были бы свободны отъ наказанія); но что естество, смущаемое страстями, склонно къ паденію. Посему не бракъ обвиняетъ Пророкъ, какъ предполагали нѣкоторые, и беззаконіемъ называетъ не брачное общеніе, какъ неразумно полагали иные, въ такомъ именно смыслѣ понимая слова: въ беззаконіихъ зачатъ есмь, и во грѣсѣхъ роди мя мати моя. Напротивъ того, выставляетъ онъ на видъ то беззаконіе, на которое древле отважились прародители человѣковъ, и говоритъ, что оно содѣлалось источникомъ сихъ потоковъ, то-есть, если бы они не согрѣшили, то не подпали бы и смерти въ наказаніе за грѣхъ; а не бывъ смертными, не подлежали бы тлѣнію; съ нетлѣніемъ же, безъ сомнѣнія, было бы соединено безстрастіе; а пока водворялось бы безстрастіе, не имѣлъ бы мѣста и грѣхъ. Но поелику прародители согрѣшили, то преданы они тлѣнію; а сдѣлавшись тлѣнными, таковыхъ родили и дѣтей; и ихъ, какъ тлѣнныхъ, сопровождаютъ вожделѣнія и страхъ, удовольствія и скорби, гнѣвъ и зависть. Со всѣмъ этимъ и съ тѣмъ, что отъ сего раждается, борется разсудокъ, и побѣдивъ, прославляется и украшается побѣдными вѣнцами; а уступивъ надъ собою побѣду, подвергается стыду и наказанію. Вмѣсто: роди Симмахъ выразился: носила во чревѣ.

(8). Се бо истину возлюбилъ еси. Судишь же Ты такъ, говоритъ Пророкъ, и однихъ наказываешь, а другихъ увѣнчиваешь, потому что любишь истину. Но любя истину и вѣдая немощь естества, окажи снисхожденіе просящимъ врачествъ.

Безвѣстная и тайная премудрости Твоея явилъ ми еси. Не почитаю себя достойнымъ какого-либо извиненія, послѣ столькихъ даровъ содѣлавшись неблагодарнымъ, Не только утвердилъ Ты меня на царскомъ престолѣ, но сподобилъ и пророчественной благодати, открылъ мнѣ, что будетъ по прошествіи долгаго времени, безвѣстное для другихъ содѣлалъ извѣстнымъ для меня, такъ что и другимъ возвѣстилъ я вочеловѣченіе, спасительное страданіе и воскресеніе единороднаго Сына Твоего, спасеніе вселенной, щедрое оставленіе грѣховъ, велелѣпные и божественные дары святаго крещенія. Всему этому предварительно наученный всесвятымъ Духомъ Твоимъ, умоляю о томъ, чтобы и мнѣ причастнымъ быть той благодати, о которой вопію и предвозвѣщаю другимъ.

(9). Окропиши мя ѵссопомъ, и очищуся: омыеши мя, и паче снѣга убѣлюся. Ибо единой даръ крещенія можетъ произвести сіе очищеніе. Дать же очищеніе сіе Господь всяческихъ обѣщалъ чрезъ Пророка Исаію. Сказавъ: измыйтеся, чисти будете, отъимите лукавства отъ сердецъ вашихъ, чрезъ нѣсколько словъ изрекъ Онъ: аще будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю (Ис. 1, 16. 18). И самъ великій Давидъ въ шестьдесятъ седьмомъ псалмѣ предвѣщаетъ это; ибо говоритъ; внегда разнствитъ Небесный цари, оснѣжатся въ Селмонѣ (Псал. 67, 15). Посему это же говоритъ и здѣсь, а именно: имѣю нужду въ той благодати, которая будетъ дана всѣмъ человѣкамъ; потому что она одна можетъ вполнѣ содѣлать меня чистымъ и дать мнѣ бѣлизну снѣга. А что ѵссопъ ни мало не даетъ отпущенія грѣховъ, не трудно дознать сіе изъ Моѵсеевыхъ писаній; ибо человѣкоубійцу и похитителя чуждаго ложа не окропленіями очищалъ законъ, но подвергалъ смертному наказанію. Посему ѵссопъ служитъ указаніемъ на что-либо другое. Ибо въ Египтѣ ѵссопомъ воскропивъ овчую кровь на праги, избѣгли руки Погубляющаго; и это было образомъ спасительныхъ страданій. И здѣсь указуются кровь, спасительное древо и спасеніе, подаваемое приступающимъ съ вѣрою.

(10). Слуху моему даси радость и веселіе: возрадуются кости смиренныя, то-есть, сего веселія исполни слухъ мой, обѣтовавъ совершенное очищеніе, чтобы радость объяла у меня всѣ тѣлесные члены, и кости, смиренныя нынѣ злостраданіемъ, снова процвѣли и воспріяли свою крѣпость.

(11). Отврати лице Твое отъ грѣхъ моихъ, и вся беззаконія моя очисти. Воззри, говоритъ Пророкъ, не на совершенныя мною беззаконія, но на меня, оплакивающаго оныя.

(12). Сердце чисто созижди во мнъ Боже, и духъ правъ обнови во утробѣ моей. Поелику постигла меня грѣховная старость; то обнови меня человѣколюбіемъ Твоимъ. Сіе чрезъ Пророка Іезекіиля обѣщалъ Владыка и плѣнникамъ въ Вавилонѣ; ибо говоритъ: дамъ имъ сердце ново, и духъ новъ (Іез. 36, 26), разумѣетъ же не всесвятаго Духа, но возбужденіе разумной силы, то-есть: обучивъ васъ продолжительнымъ симъ вразумленіемъ, и показавъ вамъ, какіе плоды приноситъ грѣхъ, сдѣлаю, что изберете добродѣтель. Сего и здѣсь испрашивалъ блаженный Давидъ, то-есть, просилъ обновить поврежденное сердце его и укрѣпить разумную силу, чтобы идти ему путемъ Божественнымъ.

(13). Не отвержи мене отъ лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими отъ мене. Изъ словъ сихъ ясно дознаемъ, что Давидъ не былъ лишенъ благодати всесвятаго Духа; ибо не проситъ о томъ, чтобы воспріять Духа, какъ лишенному, но умоляетъ не лишать его Духа и не удалять отъ него Божественнаго о немъ попеченія. Ибо лицемъ назвалъ здѣсь промыслительность.

(14). Воздаждь ми радость спасенія Твоего, и духомъ владычнимъ утверди мя. Умоляетъ о томъ чтобы и впредь имѣть ему то, чего не утратилъ, то-есть, благодать Духа; а что утратилъ, о томъ проситъ, чтобы снова воспріять сіе; утрачено же было радованіе о Богѣ. Всякимъ веселіемъ наслаждался я, говоритъ Пророкъ, когда имѣлъ великое дерзновеніе предъ Тобою, Владыка; а теперь, лишившись онаго, утратилъ и благодушіе. Лишило же меня дерзновенія рабство сластолюбію. Посему умоляю, чтобы умъ мой воспріялъ прежнее владычество, и, порабощенный страстямъ, снова возвратилъ себѣ власть надъ ними.

(15). Научу беззаконныя путемъ Твоимъ, и нечестивiи къ Тебѣ обратятся. Снова пользуясь Твоимъ человѣколюбіемъ, буду я образцемъ покаянія для любящихъ жизнь беззаконную; буду же и провозвѣстникомъ Твоей благости, людей злочестивыхъ и беззаконныхъ убѣжду прибѣгнуть къ Тебѣ съ моленіемъ.

(16). Избави мя отъ кровей Боже, Боже спасенія моего. Давидъ непрестанно содержитъ въ памяти убіеніе Уріи. Сіе далъ видѣть и въ самомъ началѣ псалма: грѣхъ мой предо мною есть выну.

Возрадуется языкъ мой правдѣ Твоей. Симмахъ перевелъ сіе такъ: возглаголетъ языкъ мой милость Твою. Не буду молчать, получивъ оставленіе грѣховъ, но не престану пѣснословить Тебя, повѣдая милости Твои.

(17). Господи, устнѣ мои отверзиши, и уста моя возвѣстятъ хвалу Твою. Грѣхъ обыкновенно связываетъ языкъ, заграждаетъ уста, гнететъ и принуждаетъ молчать. Посему Пророкъ умоляетъ, чтобы ему, получивъ оставленіе грѣховъ, возъимѣть прежнее дерзновеніе, и подвигнуть языкъ къ пѣснопѣнію.

(18). Яко аще бы восхотѣлъ еси жертвы, далъ быхъ убо: всесожженія не благоволиши. Согласно и сіе съ сказаннымъ въ предыдущемъ псалмѣ. Тамъ слышали мы, глаголетъ Богъ всяческихъ: не пріиму отъ дому Твоего тельцевъ, ниже отъ стадъ Твоихъ козловъ (Псал. 49, 9). И божественный Давидъ, внявъ сему Божію слову, справедливо сказалъ: яко аще бы восхотѣлъ еси жертвы, далъ быхъ убо: всесожженія не благоволиши. Ты изрекъ, говоритъ Пророкъ, что не угодны Тебѣ жертвы безсловесныхъ; посему принесу Тебѣ жертву угодную.

(19). Жертва Богу духъ сокрушенъ: сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ. Угодная и пріятная Тебѣ, Богу нашему, жертва, говоритъ Пророкъ, — смиренный образъ мыслей. Посему много смиривъ сердце, и какъ бы сокрушивъ, и до крайности истончивъ оное, принесу Тебѣ угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки въ пещи; ибо сказали: сердцемъ сокрушеннымъ, и духомъ смиреннымъ, да пріяты будемъ предъ Тобою, яко во всесожженіяхъ овновъ и юнцевъ тучныхъ (Дан. 3, 39-40). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознавъ, какая жертва угодна Богу, принесли въ даръ Владыкѣ смиреніе въ образѣ мыслей и сокрушеніе сердца.

(20). Ублажи Господи благоволеніемъ Твоимъ Сіона, и да созиждутся стѣны Іерусалимскія. (21). Тогда благоволиши жертву правды, возношеніе и всесожигаемая: тогда возложатъ на олтарь Твой тельцы. Изъ сихъ реченій видимъ, что псаломъ исполненъ пророчества. Ибо слова сіи приличны тѣмъ, которые принуждены были жить въ Вавилонѣ, желали освобожденія отъ рабства и оплакивали запустѣніе города. Они умоляютъ, чтобы городъ сподобился помилованія и возвратилъ себѣ прежнее благополучіе, когда исправлены будутъ его ограды и возобновится въ немъ Богослуженіе по закону. Ибо теперь, говорятъ они, живя въ чужой странѣ, не можемъ приносить установленныя Тебѣ жертвы: потому что законъ повелѣваетъ приносить жертвы въ ономъ одномъ городѣ. Но если дано будетъ намъ возвратиться и снова воздвигнуть храмъ, то будемъ тогда приносить Тебѣ жертвы установленныя закономъ. Весьма приличны имъ и сіи слова: Господи устнѣ мои отверзеши, и уста моя возвѣстятъ хвалу Твою. Ибо ихъ это изреченіе: како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей (Псал. 136, 4)? Но конецъ псалма сего заключаетъ въ себѣ и другое пророчество. Поелику выше говорилъ Пророкъ о дарахъ всесвятаго Духа, а потомъ, простираясь далѣе, показалъ, что Богъ всяческихъ не благоугождается жертвами по закону; то умоляетъ, чтобы явленъ былъ новый Сіонъ, соградился на землѣ Іерусалимъ небесный, и какъ можно скорѣе, установилось новое жительство, приносящее Богу не безсловесныя жертвы, но возношеніе и жертву правды, всесожженія разумныя и живыя, о которыхъ говоритъ блаженный Павелъ: молю васъ, братія, щедротами Божіими, представите тѣлеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служеніе ваше (Рим. 12, 1). Ибо божественный Давидъ, какъ дознавшій безвѣстная и тайная премудрости Божіей, говоритъ сіе, зная, что въ новомъ завѣтѣ будетъ совершенное оставленіе грѣховъ, а потому и самъ желая достигнуть скорѣйшаго и совершеннаго освобожденія отъ грѣховъ, вожделѣвая мгновеннаго и рѣшительнаго очищенія.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 286-296. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0