Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 56-го.

(1). Въ конецъ, да не растлиши, Давиду въ столпописаніе, внегда ему отбѣгати отъ лица Саулова въ пещеру. Избѣжавъ первой и второй опасности, Давидъ, какъ бы на нѣкоемъ столпѣ, въ памяти своей написалъ Божіе благодѣяніе. Тотъ же и другой псаломъ отсылаетъ читателей къ концу, потому что оба содержатъ въ себѣ предреченіе о будущемъ. Предыдущій псаломъ предвѣщалъ, что будетъ съ народомъ Божіимъ, а сей предвозвѣщаетъ призваніе язычниковъ. Приложено же къ надписанію: да не растлиши; и сіе открываетъ намъ Давидовъ помыслъ. Поелику, имѣя возможность умертвить Саула, не рѣшился убійствомъ истребить врага и пріобрѣсти царскую власть, какъ бы такъ сказавъ самъ себѣ: да не растлиши добродѣтель непамятозлобія (ибо говоритъ: да не будетъ мнѣ еже нанести руку мою нань, яко христосъ Господень есть сей (1 Цар. 24, 7); то справедливо къ надписанію присовокупилъ: да не растлиши, показывая тѣмъ, какими помыслами водясь, не умертвилъ непріязненнаго ему.

(2). Помилуй мя Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сѣнь крилу Твоею надѣюся, дондеже прейдетъ беззаконіе. Будучи заключенъ въ пещерѣ и враговъ видя заключенными, Пророкъ возвѣщаетъ Божіе милосердіе, и обнаруживаетъ, какое упованіе имѣетъ на Бога. Сѣнію крилъ, какъ неоднократно было объясняемо, называетъ Божію попечительность; а двукратное испрашиваніе помилованія указываетъ на чрезмѣрность опасности. Слова: дондеже прейдетъ беззаконіе, Акила перевелъ яснѣе: пока пройдетъ злоумышленіе, а Симмахъ: пока пройдетъ обидчикъ. Итакъ, говоритъ Пророкъ, не перестану умолять, пока не избавлюсь отъ злоумышляющихъ. Ибо злоумышляющихъ, какъ дѣло ихъ беззаконно, семьдесять наименовали беззаконіемъ.

(3). Воззову къ Богу вышнему, Богу благодѣявшему мнѣ. Имѣя наставникомъ опытное извѣданіе Божіей помощи, прошу о томъ, чтобы пользоваться ею стало для меня обычнымъ дѣломъ. Воззваніемъ же называеть Пророкъ усердіе души.

(4). Посла съ небесе и спасе мя, даде въ поношеніе попирающiя мя. Издавна сподобивъ меня Своего промышленія, достойными смѣха содѣлалъ враговъ моихъ. И исторія показываетъ, что, когда Саулъ всталъ, Давидъ послѣдовалъ за нимъ, и издали объявилъ ему о благодѣяніи, какое оказалъ ему ночью, то есть, имѣя его въ рукахъ, не нанесъ ему удара. Весьма же великимъ поношеніемъ было сіе для спасеннаго, который преслѣдовалъ войною спасшаго.

Посла Богъ милость свою и истину Свою. (5). И избави душу мою отъ среды скѵмновъ. Воспользовавшись справедливымъ человѣколюбіемъ, избавился я, говоритъ Пророкъ, отъ звѣрской жестокости враговъ; потому что подобно львамъ напали на меня, намѣреваясь растерзать. Истину же присовокупилъ къ милости, показывая тѣмъ справедливость человѣколюбія.

Поспахъ смущенъ. Ѳеодотіонъ перевелъ сіе такъ: спалъ съ истребляющими; Акила: съ пожирающими; а Симмахъ: съ пожигающими. Посему Пророкъ справедливо былъ смущенъ, окруженный такими людьми и принужденный среди нихъ спать. Ибо Саула назвалъ онъ и истребляющими, и пожигающими, и скимнами, выражая тѣмъ звѣрство его души и склонность къ убійству. Сіе яснѣе открываетъ въ слѣдующихъ словахъ.

Сынове человѣчестіи, зубы ихъ оружія и стрѣлы, и языкъ ихъ мечь остръ. Назвавъ ихъ скимнами, кстати упомянулъ и о зубахъ, уподобляя ихъ копьямъ и стрѣламъ, и языкъ — изощренному мечу. А всѣмъ этимъ означаетъ убійственные ихъ замыслы.

(6). Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. Повсюду должно пѣснословить Тебя, Который, хотя и представляешься живущимъ на небѣ, но и всю землю наполняешь славою. Сіе сказалъ и блаженный Аввакумъ: покры небеса добродѣтель Его, и хваленія Его исполнь земля (Авв. 3, 3). Сказано же: вознесися вмѣсто: покажи всѣмъ людямъ высоту Твою.

(7). Сѣть уготоваша ногамъ моимъ и слякоша душу мою: ископаша предъ лицемъ моимъ яму, и впадоша въ ню. Устроивъ мнѣ козни и поставивъ засады, говоритъ Пророкъ, сами уловлены были нами, и запутались въ собственныхъ сѣтяхъ.

(8). Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славѣ моей. Симмахь перевелъ сіе такъ: твердо сердце мое. Ибо, видя явное Твое промышленіе, не боюсь уже всѣхъ вражескихъ ухищреній, но готовъ и усердно расположенъ слѣдовать словамъ Твоимъ и воспѣвать Твои благодѣянія.

(9). Востани слава моя, востани, псалтирю и гусли. Наконецъ самъ себѣ повелѣваетъ сложить Божественную пѣснь. Славою же своею называетъ пророчественный даръ, а псалтирью и гуслями — себя, какъ содѣлавшагося орудіемъ Духа.

Востану рано. (10). Исповѣмся Тебѣ въ людехъ Господи, воспою Тебѣ во языцѣхъ. Не теперь только и не одно сіе пѣснопѣніе принесу Тебѣ, говоритъ Пророкъ; но, когда возсіяетъ истинный свѣтъ, разсѣетъ долгую ночь невѣдѣнія и покажетъ утро ожиданнаго дня, буду ликонаставникомъ всѣхъ языковъ и народовъ, и устами ихъ, какъ бы на нѣкіихъ струнахъ, возглашу благодарственную пѣснь.

(11). Яко возвеличися до небесъ милость Твоя, и даже до облакъ истина Твоя. Ибо не одно небо и живущіе на немъ Ангелы познали милость Твою, но и посредствомъ облаковъ открылъ Ты истину Свою. Облаками же Божественное Писаніе называетъ сподобившихся Божественной благодати. Сему научаетъ насъ Богъ всяческихъ и чрезъ Пророка Исаію. Ибо, сказавъ объ Израилѣ: оставлю виноградъ Мой, и ктому не обрѣжется, ниже покопается, — присовокупилъ: и облакомъ заповѣмъ, еже не одождити на него дождя (Ис. 5, 6). Какъ облако отъинуду пріемлетъ то, изъ чего составляются дожди, такъ Пророки и Апостолы, по дѣйствію Божіей благодати, принесли душамъ человѣческимъ духовное орошеніе.

(12). Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. Послѣ того какъ духовными облаками, разумѣю Пророками и Апостолами, явлена истина, явленъ сталъ и всевышній Господь всяческихъ, Творецъ неба и земли, по всей землѣ и на морѣ пріемля отъ людей пѣснопѣніе.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 316-320. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0