Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 64-го.

(1). Въ конецъ, псаломь Давиду, пѣснь Іереміева и Іезекіилева, людій преселенiя, егда хотяху исходити. Сіи слова: пѣснь Іереміева и Іезекiилева, людiй преселенія, егда хотяху исходити, — прилагаются въ нѣкоторыхъ спискахъ, но ихъ нѣтъ въ еврейскомъ, нѣтъ у другихъ переводчиковъ, даже у семидесяти въ экзаплахъ. И кажется надписаніе сіе прибавилъ кто нибудь, не вникнувъ въ мысль псалма и не изучивъ исторіи. Ибо во первыхъ, Іеремія не участвовалъ въ плѣнѣ, но, получивъ дозволеніе жить, гдѣ хочетъ, избралъ пребываніе въ отечествѣ. Притомъ псаломъ сей приличенъ вовсе не отходящимъ въ плѣненіе, но живущимъ въ плѣну. Будучи вдали отъ отечества и желая воспѣвать Бога, но воспящаемые закономъ дѣлать сіе (ибо разсуждали: како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей (Псал. 136, 4) въ Вавилонѣ произнесли они, умоляя Бога: Тебѣ подобаетъ пѣснь Боже въ Сiонѣ, и Тебѣ воздастся молитва во Іерусалимѣ. Услыши молитву мою: къ Тебѣ всяка плоть прiидетъ. И всѣ изреченія псалма приличны живущимъ въ Вавилонѣ. Желая возвращенія, возносили они пѣснопѣніе сіе Богу. Къ предреченію же о нихъ присоединяется въ псалмѣ пророчество о спасенiи язычниковъ.

(2). Тебѣ подобаетъ пѣснь Боже въ Сіонѣ, и Тебѣ воздастся молитва моя во Іерусалимѣ. Въ этомъ городѣ повелѣлъ Ты возносить Тебѣ пѣснь: посему умоляю, чтобы тамъ была возсылаема Тебѣ молитва.

(3). Услыши молитву мою. Пріими моленіе мое и освободи меня отъ узъ плѣна.

Тебѣ всяка плоть пріидетъ. Сіе заключаетъ въ себѣ ясное предреченіе о Боговѣдѣніи язычниковъ. Теперь, говоритъ Пророкъ, умоляемъ о томъ, чтобы возвратиться и возносить пѣснь въ освященномъ Тебѣ храмѣ; а чрезъ нѣсколько времени весь родъ человѣческій, избавившись отъ прелести многобожія, притечетъ къ Тебѣ, истинному Богу.

(4). Словеса беззаконникъ премогоша насъ. Симмахъ переводитъ такъ: слова беззаконныхъ возобладали мною, то есть, принужденъ я быть въ рабствѣ у людей злочестивыхъ и живущихъ въ беззаконiи. Потомъ Пророкъ открываетъ причину рабства.

И нечестія наша Ты очистиши, то есть, не несправедливо осужденъ я на рабство, но за нечестіе, на какое я издавна отваживался, отъ котораго умоляю избавить меня по Твоему человѣколюбію. Послѣ сего плѣнники начинаютъ ублажать пребываніе въ отечествѣ; потому что оно наставляетъ въ благочестіи и руководитъ къ оному.

(5). Блаженъ, егоже избралъ еси и пріялъ, вселится во дворѣхъ Твоихъ: исполнимся во благихъ дому Твоего; то есть, счастливъ и блаженъ народъ, предпочтенный Тобою другимъ народамъ. Ибо, пребывая въ священныхъ дворахъ Твоихъ, пользуется пріобрѣтаемою тамъ пользою и благословеніемъ.

Святъ храмъ Твой, (6). Дивенъ въ правдѣ. Храмъ Твой исполненъ святыни и входящихъ Твоими словесами поучаетъ правдѣ Твоей.

Услыши ны Боже Спасителю нашъ, упованіе всѣхъ концей земли и сущихъ въ мори далече. Здѣсь опять Пророкъ предсказываетъ спасеніе вселенной, и напоминаетъ предреченіе патріарха Іакова; ибо имъ изречено: не оскудѣетъ князь отъ Іуды, вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидутъ отложенная ему: и Той чаяніе языковъ (Быт. 49, 10). Его-то и здѣсь Пророкъ назвалъ упованіемъ всѣхъ концей земли и сущихъ мори далече. А чрезъ сіе означаетъ какъ жителей острововъ, такъ и тѣхъ, которымъ досталось въ удѣлъ населять по ту сторону лежащую сушу и предѣлы вселенной. Посему Пророкъ говоритъ: услыши насъ Ты, Который въ скоромъ послѣ сего времени озаришь весь родъ человѣческій свѣтомъ Боговѣдѣнія. А потомъ изображаетъ, сколько можно, силу Божію.

(7). Уготовляяй горы крѣпостію Своею, препоясанъ силою: (8). Смущаяй глубину морскую, шуму волнъ его кто постоитъ. Слово: уготовляяй Симмахъ перевелъ: утверждающій, и слово: смущаяй Ѳеодотіонъ замѣнилъ словомъ: укрощающій. Разумѣетъ же Пророкъ слѣдующее: горы дѣлаешь Ты твердыми и неподвижными, а море, какъ угодно Тебѣ, приводишь въ движеніе и снова утишаешь, такъ что не слышно и шума его; совершаешь же все сіе неизреченною и неизмѣримою силою, которою облагаешься какъ бы нѣкіимъ поясомъ. Поелику, препоясанный съ большимъ удобствомъ дѣлаетъ, что хочетъ; то Пророкъ и Божію силу въ переносномъ смыслѣ наименовалъ поясомъ. А послѣ сего начинаетъ уже по порядку описывать благія дѣйствія новаго завѣта.

Смятутся языцы. Симъ указываеть на проповѣдь Апостоловъ, которая мгновенно произвела въ людяхъ смятеніе и волненіе, по изреченію Господа. Ибо Онъ сказалъ: пріидохъ разлучити человѣка съ ближнимъ его, сына на отца своего, дщерь на матерь свою, невѣсту на свекровь свою (Матѳ. 10, 35). А потомъ уже утишилъ бурю, и даровалъ миръ.

(9). И убоятся живущіи въ концахъ отъ знаменій Твоихъ. Предшествовало смятеніе, а послѣдовалъ страхъ, произведенный величіемъ чудесъ, и научилъ благочестію.

Исходы утра и вечера украсиши. Человѣки, пораженные страхомъ, при видѣ чудесъ, оставивъ прежнее заблужденіе и познавъ истиннаго Бога, при наступленіи и окончаніи дня, возносятъ пріятное и угодное Богу пѣснопѣніе. Сіе выразилъ и Симмахъ: пѣснословятъ при наступленіи утра и вечеромъ.

(10). Посѣтилъ еси землю, и упоилъ еси ю, умножилъ еси обогатити ю. Симмахъ перевелъ такъ: многоплодіемъ обогати ее. Уже не намъ однимъ приносишь духовное напоеніе, но до сытости напаяешь и цѣлую вселенную: умножилъ еси обогатити ю.

Рѣка Божія наполнися водъ. Симмахъ всѣ три дѣйствія представилъ, какъ нѣчто желаемое: посѣти землю и напой ее и обогати ее многоплодіемъ изъ потоковъ Божіихъ, наполненныхъ водами. Неплодную же древле вселенную Владыка содѣлалъ и благоплод-ною и многоплодною, напоивъ ее изъ Божествен-ныхъ потоковъ. А сіи потоки Божіи, исполненные водъ, кто иные, какъ не божественные Апостолы, о которыхъ сказалъ Владыка Христосъ: вѣруй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 38); и еще: иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки: но вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ источникъ воды живыя текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 14)? А рѣка Божія, по переводу седмидесяти, есть благодать Духа, раздѣляемая на потоки; и на одного изливаетъ она слово премудрости, другому сообщаетъ вѣдѣніе, иному дарованіе исцѣленій, а иному роды языковъ, и чрезъ нихъ напаяетъ вселенную.

Уготовалъ еси пищу имъ, яко тако (есть) уготованіе. Симмахъ перевелъ такъ: плодотворнымъ содѣлаешь всякое сѣмя ея, такъ основалъ Ты ее. Ибо, освободивъ ее отъ прежняго заблужденія, содѣлаешь способною приносить зрѣлые плоды добродѣтели, которые и Тебя возвеселятъ, и произращающихъ препитаютъ. А по переводу седмидесяти, приносимый плодъ служитъ пищею самимъ приносящимъ оный. Ибо сказано уготовалъ еси пищу имъ, яко тако уготованіе Твое; то есть, для того содѣлалъ Ты ихъ приносящими плодъ, чтобы питались имъ.

(11). Бразды ея упой. Изъ сего видно, что это есть предреченіе будущаго, а не описаніе бывшаго.

Умножи жита ея; то есть, продолжай, Владыка, подобно браздамъ нѣкіимъ, напоевать ихъ умы и возбуждать къ плодоношенію.

Въ капляхъ ея возвеселится возсiяющи. Возвеселятъ же и содѣлаютъ ее процвѣтающею благовременно приносимыя учителями капли росы.

(12). Благословиши вѣнецъ лѣта благости Твоея. Лѣто благости есть наименованное у Исаіи лѣто Господне пріятно. Ибо сказано: Духъ Господень на Мнѣ, Его же ради помаза мя, благовѣстити нищимъ посла мя, исцѣлити сокрушенныя сердцемъ, проповѣдати плѣнникомъ отпущеніе, и слѣпымъ прозрѣніе, нарещи лето Господне пріятно (Ис. 61, 1-2). Посему лѣтомъ благости именуетъ Пророкъ время по вочеловѣченіи Спасителя нашего, какъ приносящее Ему единый плодъ — благочестіе. Сему-то времени пророческое слово испрашиваетъ благословенія.

И поля твоя исполнятся тука (13). Разботѣютъ красная пустыни, и радостію холми препояшутся. По явленіи сей благости прежняя пустыня дастъ зрѣлый плодъ, и холмы, оскверненные бѣсовскими жертвами, пріявъ на себя непрестанно пѣснословящихъ Бога и возлюбившихъ ангельскую жизнь, содѣлаются какъ бы свѣтлыми и знаменитыми. И сказанное подтверждается самымъ дѣломъ. Ибо видимъ, что всѣ притекаютъ къ поселившимся на вершинахъ горъ и упражняющимся въ самой высокой добродѣтели.

(14). Одѣяшася овни овчіи. Овнами овчіими и Пророкъ Іезекіиль именуетъ сильныхъ. Но Пророкъ обвиняетъ ихъ, что паслись они на благой пажити, а останокъ ногами попирали, пили чистую воду, а останокъ ногами возмущали (Іез. 34, 18); но здѣсь и имъ предрекается доброе. Ибо Давидъ говоритъ, что одѣялись и облеклись они: качество одежды сей показываетъ божественный Павелъ. Ибо говоритъ елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Поелику Владыка Христосъ первоначально избралъ рыбарей, живущихъ трудами рукъ и въ бѣдности; то благодать Духа предвѣщаетъ также спасеніе богатыхъ и властелиновъ. Посему говоритъ: одѣяшася овни овчіи. Ибо, не другія только овцы, но и самые овцы приступаютъ къ спасительному крещенію.

И удолія умножатъ пшеницу. И получившіе въ удѣлъ бѣдность, избравъ жизнь благочестивую, принесутъ Богу плодъ свой, кто — тридцать, кто — шестдесятъ, кто — сто.

Воззовутъ, ибо воспоютъ. Всѣ же поименованные выше со всѣмъ усердіемъ воспоютъ Бога, даровавшаго роду человѣческому такое премѣненіе.

Знаемъ, что иные писатели, поверхностно выразумѣвъ сказанное въ псалмѣ, утверждали, будто бы все сказанное въ немъ совершилось по возвращеніи изъ плѣна, и сверхъ свободы дарованы были іудеямъ плодородіе и обильные дожди, такъ что наводнился Iорданъ, который, по словамъ ихъ, и названъ рѣкою Божіею. Но дознавъ изъ исторіи, что ничего подобнаго не было, что іудеи долгое время жили въ великой бѣдности, какъ показалъ это Эздра; а притомъ нашедши въ псалмѣ ясное предреченіе о спасеніи язычниковъ (въ немъ сказано: къ Тебѣ всяка плоть пріидетъ, и: услыши ны Боже Спасителю нашъ, упованiе всѣхъ концей земли, и сущихъ въ мори далече), — сообразнымъ съ сими изреченіями призналъ я данный мною псалму сему смыслъ. А любители басенъ, мечтая о построеніи Іерусалима и разсказывая свои подобные сновидѣніямъ вымыслы, говорили, что сего еще не было, но будетъ по призваніи іудеевъ: такъ къ искаженію иныхъ догматовъ приложили они и эту баснь. Но мы, предоставляя имъ суесловить, будемъ держаться Божественныхъ словесъ, взывая съ Давидомъ: свѣтильникъ ногама моима законъ Твой, и свѣтъ стезямъ моимъ (Псал. 118, 105).

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 352-359. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0