Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 108-го.

Въ конецъ, псаломъ Давиду. Псаломъ сей предвозвѣщаетъ спасительное страданіе, неистовство Іудеевъ и предательство Іуды. Къ сему же разумѣнію приводитъ насъ и великій Петръ, когда, говоря народу, объявляетъ предательство Іуды, и отсюда заимствуетъ указаніе пророчества. И никто, слыша, что Господь даетъ законъ благословлять гонителей, да не почитаетъ пророчества сего противорѣчущимъ Законоположнику, потому что пророческое слово не клятву здѣсь изрекаетъ, но предсказываетъ Іудеямъ и Іудѣ будущія ихъ наказанія. Представлено же предвѣщаніе сіе въ видѣ молитвы, какъ большею частію вездѣ обычно сіе божественному Писанію.

(1). Боже хвалы моея не премолчи: (2). Яко уста грѣшнича и уста льстиваго на Мя отверзошася. Владыка Христосъ говоритъ сіе по человѣчеству; потому что молится, какъ человѣкъ, исполняя мѣры естества человѣческаго; а какъ Богъ, пріемлетъ Онъ молитвы искренно молящихся. Хвалебнымъ же пѣснопѣніемъ называетъ страданіе. Ибо и въ божественномъ евангеліи нарицаетъ оное славою, и говоритъ: пріиде часъ, да прославится Сынъ человѣческій (Іоан. 12, 53). А устами грѣшника и устами льстиваго наименовалъ Іуду; потому что тайно договаривался онъ съ Іудеями о предательствѣ.

Глаголаша на Мя языкомъ льстивымъ: (3). И словесы ненавистными обыдоша Мя. Отъ Іуды обращаетъ слово на все сомнище Іудеевъ; потому что они, поработившись зависти, умыслили несправедливую смерть.

И брашася со Мною туне. (4). Вмѣсто еже любити Мя оболгаху Мя. Ибо не только не испытали отъ Меня какого-либо зла, но еще пользовались тысячами благъ; и будучи обязаны любить Меня за блага сіи, поступили непріязненно.

Азъ же моляхся. Свидѣтелемъ сего исторія священныхъ евангелій; потому что Пригвожденный къ крестному древу взывалъ: Отче отпусти имъ: не вѣдятъ бо чтó творятъ (Лук. 23, 34).

(5). И положиша на Мя злая за благая, и ненависть за возлюбленіе Мое. Я осыпалъ ихъ благодѣяніями: а они воздали Мнѣ противнымъ.

(6). Постави на него грѣшника, и діаволъ да станетъ одесную его. Сказано: постави вмѣсто: поставишь, и: да станетъ вмѣсто: будетъ стоять. И сіе ясно показалъ намъ божественный Евангелистъ. Ибо богомудрый Іоаннъ вопросилъ: кто есть предатель? А Господь отвѣтствовалъ: ему же омочивъ хлѣбъ подамъ, той есть. И омочь, сказано, даде его Іудѣ. И по хлѣбѣ вниде вь онь сатана (Іоан. 13, 25-27), нашедши входы себѣ уготованными; потому что Іуда по собственной волѣ пошелъ къ Іудеямъ, условился съ ними о предательствѣ, и многими послѣ сего осыпанный благодѣяніями, пребылъ неблагодарнымъ. Поэтому добровольно принялъ въ сожительство врага.

(7). Внегда судитися ему да изыдетъ (вмѣсто: изыдетъ) осужденъ и молитва его да будетъ (вмѣсто: будетъ) въ грѣхъ; потому что предатель не имѣетъ никакого извиненія; почему судимый будетъ осужденъ, и приносимая имъ молитва увеличитъ вину. Не не зналъ онъ Благодѣтеля, но и божественными словесами пользовался, и пріявъ отъ Него власть, былъ не только самовидцемъ, но и совершителемъ вели-кихъ чудесъ.

(8). Да будутъ дніе его мали, и епископство его да пріиметъ инъ. И сіе предреченіе пришло въ исполненіе; потому что самъ Іуда вскорѣ пріялъ смерть удавленіемъ, и мѣсто него поставленный Матѳій восполнилъ число Апостоловъ.

(9). Да будутъ сынове его сири, и жена его вдова. Сіе сбылось не съ Іудою только, но и со всѣми невѣрными Іудеями. Ибо, по прошествіи не многихъ лѣтъ отъ распятія, весь родъ былъ преселенъ, и иные умерщвлены, а жены ихъ съ дѣтьми отведены въ рабство. Сіе въ молитвѣ предрекло имъ пророческое слово.

(10). Движущеся да преселятся сынове его и вопросятъ, да изгнани будутъ изъ домовъ своихъ, или, по переводу другихъ, изъ развалинъ своихъ; потому что, по сожженіи домовъ и дворовъ, когда оставались развалины, одни изъ жителей умерщвлены, а другіе отведены плѣнными.

(11). Да взыщетъ заимодавецъ вся, елика суть его. А Симмахъ перевелъ такъ: сборщикъ захватитъ все имѣніе его. Подъ сборщиками же разумѣются римскіе цари, собирающіе наложенную дань. Они все расхитили у Іудеевъ, тщательно довѣдываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себѣ.

И да восхитятъ чуждіи труды его. (12). Да не будетъ ему заступника, ниже да будетъ ущедряяй сироты его. Когда же совершится сіе, и враги станутъ дѣлить принадлежащее имъ: тогда никто не будетъ ихъ помощникомъ, и дѣти ихъ не удостоятся пощады.

(13). Да будутъ чада его въ погубленіе, въ родѣ единомъ да потребится имя его. Ибо не прошло сорока лѣтъ, какъ народъ іудейскій подвергся конечной гибели. Уже не сами собою управляются Іудеи, не имѣютъ ни собственныхъ царей и князей, ни пресловутой этой столицы, не совершаютъ Богослуженія по закону; напротивъ того изчезло все это, и кивотъ и скрижали, и изображеніе Херувимовъ, и очистилище, и свѣтильники, и жертвенникъ, и первосвященническая риза, и все прочее, что было у нихъ Богоданнаго и славнаго.

(14). Да воспомянется беззаконіе отецъ его предъ Господемъ, и грѣхъ матере его да не очистится. Добродѣтель отцевъ многократно служила въ пользу и прегрѣшавшимъ дѣтямъ, какъ Іудеямъ Авраамова вѣра, какъ Соломону Давидово благочестіе. Но лукавство отцевъ увеличиваетъ наказанія подобнымъ дѣтямъ; потому что ни въ чемъ не обрѣтается никакого повода къ пощадѣ. Посему и пророческое слово изрекло сіе, а именно, что Іудеи, подвергшись конечной гибели, сверхъ собственныхъ своихъ нечестій окажутся еще болѣе мерзкими при воспоминаніи отеческихъ злыхъ дѣлъ. Отцами же называетъ Пророкъ предававшихся злочестію въ пустынѣ, и въ беззаконіи жившихъ при судіяхъ, при царяхъ и по возвращеніи изъ Вавилона. А матерью назвалъ Іерусалимъ, въ которомъ отважились на ужасное злодѣяніе, предать смерти Владыку Христа. Ибо сіе изрекъ Господь въ евангеліи: яко да пріидетъ на родъ сей всяка кровь неповинная, проливаемая на земли, отъ крове Авеля праведнаго, до крове Захарiи, его же убиша между церковію и олтаремъ (Матѳ. 29, 35). За все сіе понесутъ казнь въ одно и тоже время.

(15). Да будутъ предъ Господемъ выну, и да потребится отъ земли память ихъ; потому что Богъ, имѣя всегда предъ очами всѣ беззаконія, на какія отваживались они, не удостоитъ ихъ никакой пощады, но предастъ конечной гибели. И изъ сего также явствуетъ, что сказалъ сіе Пророкъ не объ Іудѣ только, но и о всѣхъ не увѣровавшихъ; потому что рѣчь объ одномъ лицѣ превращаетъ въ рѣчь о многихъ, и сказалъ уже не: его, но: ихъ.

(16). Занеже не помяну сотворити милость, и погна человѣка нища и убога и умилена сердцемъ умертвити. Подвергнутся же сему, говоритъ Пророкъ; потому что жестоко и звѣрски совершили убійство, и до смерти преслѣдовали Того, Кто обращался съ ними со всякимъ смиреніемъ и съ кротостію. Слова сіи засвидѣтельствовали и Апостолъ и Самъ Владыка. Апотолъ взываетъ: насъ ради обнища богатъ сый, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9); и еще: Иже во образѣ Божiи сый, не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, но Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ (Флп. 2, 6-7). И Господь въ одномъ мѣстѣ говоритъ; научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29); и въ другомъ: лиси язвины имутъ, и птицы небесныя гнѣзда: Сынъ же человѣческій не имать гдѣ главы подклонити (Матѳ. 8, 20).

(17). И возлюби клятву, и пріидетъ ему: и не восхотѣ благослвеенія, и удалится отъ него. Здѣсь Пророкъ ясно измѣнилъ молитвенный образъ рѣчи, и выразилъ то и другое пророчески, а именно, что пріимутъ клятву, которую возлюбили, и лишены будутъ благословенія, котораго не пожелали пріять.

(18). И облечеся въ клятву яко въ ризу, то есть, отвсюду остѣненъ ею.

И вниде яко вода во утробу его. Не только совнѣ, но и внутри обстоятъ бѣды, какъ водою окружены ими. Потомъ, поелику вода сія, хотя орошаетъ и увлаживаетъ тѣло, но не сообщаетъ ему постоянной влажности, Пророкъ присовокупилъ:

И яко елей въ кости его; потому что елей долго остается на тѣлѣ. Разумѣетъ же Пророкъ слѣдующее: наложится такое бремя бѣдъ, которое будетъ угнетать сильнѣе воды, постоянствомъ же уподобляться елею.

(19). Да будетъ ему яко риза, въ нюже облачится, и яко поясъ, имже выну опоясуется. Сказанными выше бѣдствіями, говоритъ Пророкъ, пусть будетъ отвсюду покрытъ, какъ одеждою, и сжатъ, какъ препоясаніемъ.

(20). Сіе дѣло оболгающихъ Мя у Господа. Другіе же перевели: сопротивниковъ Моихъ.

И глаголющихъ лукавая на душу Мою. Плоды сіи пожнутъ, и оказавшіе мнѣ ненависть, и послужившій имъ предатель. А поелику называли Его безбожнымъ и беззаконнымъ; то справедливо сказалъ: оболгающихъ Мя у Господа.

(21). И Ты Господи Господи сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. И сіе Владыка Христосъ сказалъ по человѣчеству; потому что исполнилъ все человѣческое, кромѣ грѣха. Онъ рожденъ и по естественному закону и превыше естественнаго закона; потому что родиться отъ жены свойственно естеству человѣческому, но превыше онаго родиться отъ дѣвы. Пріялъ пелены, и обрѣзаніе, и питаніе млекомъ; приносилъ жертвы, постился, алкалъ, жаждалъ, утруждался. Такъ и молящимся изображается всегда въ священномъ евангеліи. Посему и здѣсь по человѣчеству призываетъ Божію помощь.

(22). Избави Мя, яко нищь и убогъ есмь Азъ, и сердце Мое смятеся внутрь Мене. Сіе, какъ находимъ, сказано имъ и въ священномъ евангеліи. Ибо, уготовляясь идти на страданіе, сказалъ; нынѣ душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя отъ часа сего, но сего ради пріидохъ на часъ сей (Іоан. 12, 27).

(23). Яко сѣнь, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи. Симъ изобразилъ смерть; потому что пріялъ конецъ жизни на подобіе уклонившейся и исчезнувшей тѣни; да и жилъ, какъ пруги возвѣваемые, туда и сюда носимые вѣтромъ, не имѣя ни города, ни веси, ни дома, но переходя то въ тотъ, то въ другой, а иногда въ горы и пустыню.

(24). Колѣна Моя изнемогоста отъ поста, и плоть Моя измѣнися елея ради; потому что жилъ Я не въ нѣгѣ и довольствѣ, но проводилъ жизнь недопускавшую никакихъ излишествъ, строгую и суровую. И свидѣтели сему сподобившіеся быть священными Его учениками, и тѣ ячменные хлѣбы, которые носили они, и тѣ исторгаемые ими класы, которые взалкавъ стирали руками. Сказанное же: плоть Моя измѣнися елея ради, Симмахъ перевелъ такъ: и плоть Моя измѣнилась отъ неумащенія.

(25). И Азъ быхъ поношеніе имъ, видѣша Мя, покиваша главами своими. И сіе пришло въ исполненіе. Видя Его на крестѣ, покивающе главами, говорили: уа разоряяй церковь, и треми денми созидаяй, сниди со креста; другіе же говорили: ины спасе, Себе ли не можетъ спасти (Марк. 15, 30-31)?

(26). Помози Ми Господи Боже Мой, и спаси Мя по милости Твоей: (27). И да разумѣютъ, яко рука Твоя сія, и Ты Господи сотворилъ еси ю. Пусть дознаютъ, говоритъ, что предали Меня распятію не противъ Моей воли; но сіе было дѣломъ Твоего домостроительства; потому что угодно было Тебѣ страданіемъ Моимъ даровать людямъ избавленіе отъ страданій. Рукою же называетъ Божію дѣйственность.

(28). Прокленутъ тіи, и Ты благословиши, Іудеи и до сего дня продолжаютъ хулить Спасителя, но при ихъ хуленіяхъ проповѣдь съ каждымъ днемъ дѣлается славнѣе.

Востающіи на Мя да постыдятся, Рабъ же Твой возвеселится. И сіе изреченіе не принуждаетъ насъ принимать псаломъ сей въ иномъ зваченіи. Ибо слышимъ, что и божественный Павелъ говоритъ: Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ (Флп. 2, 7); и Самъ, устами Исаіи взывая, говоритъ такъ: Создавый Мя отъ чрева раба Себѣ (Ис. 49, 5), и чрезъ нѣсколько словъ: положихъ Тя въ завѣтъ рода; во свѣтъ языкомъ; еже быти Тебѣ во спасеніе, даже до послѣднихь земли (8). И въ священномъ Евангеліи сказалъ: яко же Сынъ человѣческій не пріиде, да послужатъ Ему, но послужити, и дати душу Свою избавленіе за многихъ (Матѳ. 20, 28). Посему рабъ есть именованіе воспринятаго естества, не то означающее, что оно служебно (ибо какъ быть служебнымъ естеству, соединившемуся съ Богомъ-Словомъ и пріявшему владычество надъ всѣмъ?), но показывающее, что свойственно естеству. Поэтому словомъ: рабъ означается здѣсь не достоинство, но естество.

(29). Да облекутся оболгающіи Мя въ срамоту, и одеждутся яко одеждою студомъ своимъ. Слово: оболгающіе прочими переводчиками переведено опять: сопротивные. Подтверждають же пророчество и дѣла; потому что Іудеи во всегдашнемъ студѣ, облечены имъ, какъ одеждою.

(30). Исповѣмся Господеви зѣло усты Моими, и посредѣ многихъ восхвалю Его. Владыка Христосъ называется главою Церкви, а церковный соборъ нарицается тѣломъ Его; и пѣснопѣніе Церкви Господь именуетъ собственнымъ Своимъ пѣснопѣніемъ.

(31). Яко предста одесную убогаго, еже спасти отъ гонящихь душу Мою. Сіе изрекъ и въ псалмѣ пятнадцатомъ: предзрѣхъ Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся (Псал. 15, 8). Ибо естество Божіе, вступивъ въ неразлучное единеніе, хотя было присуще естеству человѣческому, однако же попустило ему пострадать, устрояя тѣмъ спасеніе человѣковъ. Ему не трудно было и самое воспріятое Имъ естество содѣлать безсмертнымъ; но, поелику страданіе было спасеніемъ міру, то попустило совершиться страданію, и по страданіи сообщило безсмертіе и нетлѣніе. Господь не потерпѣлъ вреда отъ страданій воспринятаго Имъ естества, но исполнилъ его собственной Своей славы, и съ нимъ царствуетъ, и всѣмъ обладаетъ. Пока же естество сіе было тлѣнно, попускалъ ему и страдать и творить все по человѣчеству, кромѣ грѣха.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 246-255. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0