Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненiе псалма 110-го.

Аллилуія. Древле Аммонитяне, Моавитяне, Идумеи, собравъ, сколько возможно, великое множество, ополчились однажды противъ колѣна Іудова; а царствовалъ тогда надъ нимъ Іоасафатъ, потомокъ Давидовъ, мужъ, котораго благочестіе засвидѣтельствовано. Онъ, узнавъ о множествѣ враговъ, со всѣмъ народомъ притекъ къ Богу, прося неодолимой Его помощи, и получилъ просимое; потому что Богъ всяческихъ повелѣлъ имъ смѣло идти на враговъ, какъ бы подъ Его водительствомъ. Съ наступленіемъ дня, враги устремились другъ противъ друга, и сами себя стали убивать какъ противниковъ, такъ что ни одинъ не избѣгъ этой гибели. Воинство Іудеевъ, усмотрѣвъ сіе съ одного подзорнаго мѣста, устремилось какъ на готовую добычу; обобрали враговъ, и возвратились съ великими корыстями, и, какъ показываетъ исторія Паралипоменонъ, съ мусикійскими орудіями вошли въ божественный домъ, пѣснословя Подателя побѣды (2 Пар. 20, 28). Сіе провидя, Пророкъ написалъ псаломъ сей, какъ бы нѣкую пѣснь, возглашаемую благочестивымъ Іосафатомъ. И въ надписаніи называется онъ пѣснію; потому что слово: аллилуіа, какъ уже объяснили мы, переводится словами: хвалите Господа; такъ какъ аллилу значитъ: хвалите, а Іа — Господа, или Сущего.

(1). Исповѣмся Тебѣ Господи всѣмъ сердцемъ моимъ. Отъ всего помышленія приношу Тебѣ, Владыка, благодарственную пѣснь.

Въ совѣтѣ правыхъ и сонмѣ. Не я одинъ, но со мною и собраніе благочестивыхъ; потому что въ это время народъ освободился отъ идольской прелести, царь всѣхъ обучилъ благочестію. Посему совѣтомъ правыхъ Пророкъ называетъ собраніе благочестивыхъ.

(2). Велiя дѣла Господня. Подлинно чудно и достоудивительно совершаемое силою Господнею.

Изыскана во всѣхъ воляхъ Его. Все, что угодно Господу, творитъ Онъ; каждое изъ произведеній Его исполнено премудрости, и привлекаетъ отъ всѣхъ хвалу.

(3). Исповѣданіе и великолѣпіе дѣло Его. Все, производимое Имъ, и созданіе, и домостроительство, и величественно, и преестественно, и, достойно пѣснопѣнія всѣхъ людей. Исповѣданіемъ Пророкъ называетъ здѣсь благодареніе.

И правда Его пребываетъ въ вѣкъ вѣка. Нѣтъ ничего неправеднаго въ совершаемомъ Имъ, но все украшается правдою; потому что всѣмъ управляетъ, вѣчно водясь правдою.

(4). Память сотворилъ есть чудесъ Своихъ. Поелику явно совершилъ гибель враговъ, а сіе же самое творилъ и при предкахъ, то скрывъ подъ водами Египтянъ, то воздѣяніемъ рукъ Моѵсеевыхъ поразивъ Амаликитянъ, и чрезъ Іисуса Навина сокрушивъ Хананеевъ и иные народы; то наказаніе враговъ Пророкъ назвалъ напоминаніемъ чудесъ: то-есть, что истинны славныя чудеса Твои, которыя у невѣрныхъ почитаются ложными, доказалъ Ты новымъ чудотвореніемъ, и напомнилъ намъ, что совершилъ Ты при нашихъ предкахъ.

Милостивъ и щедръ Господь. (5). Пищу даде боящимся Его. Слово пищу другіе переводчики замѣнили словомъ: добычу. То и другое вѣрно; потому что Іудеи, какъ на готовую добычу, устремились на богатство враговъ, и принесли оттуда обильную пищу.

Помянетъ въ вѣкъ завѣтъ Свой. Симмахъ же перевелъ такъ: добычу далъ боящимся Его, памятуя вѣчный завѣтъ Свой; потому что хранитъ незабвенную память о данныхъ отцамъ обѣтованіяхъ, и ради оной сообщаетъ намъ блага.

(6). Крѣпость дѣлъ Своихъ возвѣсти людемъ Своимъ, дати имь достояніе языкъ. Намъ наипаче явною содѣлалъ силу Свою, даровавъ намъ богатство посрамленія ими, но и имущество ихъ обратилъ въ нашу собственность.

(7). Дѣла рукъ Его истина и судъ. Совершилъ же сіе не вопреки справедливости, но весьма законно; потому что враги, ни въ чемъ не имѣя права жаловаться на насъ, покушались истребить насъ совершенно. А поэтому произнесъ на нихъ истинный и правдивый приговоръ.

Вѣрны вся заповѣди Его, (8). Утвержены въ вѣкъ вѣка, сотворены во истинѣ и правотѣ. Богъ, законополагая, обѣщалъ благоволеніе Свое хранящимъ законъ. Сіе говоритъ Пророкъ и здѣсь, а именно, что не лживы обѣтованія о храненіи заповѣдей, и рѣшившіеся исполнять ихъ всегда пользуются промышленіемъ Его. Ибо и мы, искренно умолявшіе Его, оказались побѣдителями непріязненыхъ. Сіе выразилъ Пророкъ и въ присовокупляемомъ.

(9). Избавленіе посла людемъ Своимъ: заповѣда въ вѣкъ завѣтъ Свой. Обѣтованія Божіи не только не лживы, но и навсегда непреложны.

Свято и страшно имя Его. Для вѣрующихъ оно свято, превожделѣнно, и источаетъ обиліе благъ, а невѣрующихъ и живущихъ беззаконно мучитъ и наказуетъ.

(10). Начало премудрости страхъ Господень. Посему необходимо страшиться и трепетать Его. Это — первое основаніе божественнаго ученія. Ибо премудростію Пророкъ называетъ не искусство въ словѣ, но познаніе божественнаго. Посему необходимы, для начинающихъ страхъ, а для совершенныхъ пріобрѣтеніе любви.

Разумъ же благъ всѣмъ творящимъ ѝ. Для совершенства недостаточно вѣдѣнія; и созерцаніе имѣетъ нужду въ дѣятельности; сподобившемуся божественнаго разумѣнія надлежитъ вѣдѣніе украшать дѣлами, и служить имъ Подателю разумѣнія.

Хвала Его пребываетъ въ вѣкъ вѣка. Кстати присовокупилъ Пророкъ и сіе, научая, какъ любитель добродѣтели самъ для себя извлекаетъ изъ сего пользу; потому что Богъ, еслибы и никто не восхотѣлъ пѣснословить Его, имѣетъ вѣчное и непрекращающееся пѣснопѣніе. У Евреевъ, сказываютъ, псаломъ сей написанъ по азбукѣ, и составленъ по порядку буквъ. Подобно ему составленъ и слѣдующій за нимъ псаломъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 262-265. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0