Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 111-го.

Аллилуія. И сей псаломъ въ надписаніи называется пѣснію; предлагаетъ же онъ желающимъ ученіе благочестія.

(1). Блаженъ мужъ бояйся Господа, въ заповѣдехъ Его восхощетъ зѣло. Кто украшенъ такимъ благоговѣніемъ, и огражденъ Божіимъ страхомъ, тотъ всѣ думы свои обращаетъ на исполненіе Божіихъ словесъ, и со всѣмъ усердіемъ спѣшитъ исполнять сіе. Потомъ Пророкъ показываетъ плодъ таковыхъ сѣменъ.

(2). Силно на земли будетъ сѣмя Его. Поелику жившимъ тогда людямъ казалось сіе вожделѣннымъ; то обѣщаетъ, что дано будетъ это хранящимъ заповѣди. И Богъ далъ сіе ради Авраама Израилю, ради Давида происшедшимъ отъ него, и ради Израиля потомкамъ, которые были даже и беззаконны.

Родъ правыхъ благословится. Прилагающіе попеченіе о наблюденіи равенства и о правдѣ пожнутъ плоды Божія благословенія.

(3). Слава и богатство въ дому его. И сіе обѣтованіе даетъ какъ еще несовершеннымъ, неспособнымъ постигнуть совершенное. А совершенныхъ Владыка Христосъ учитъ противному, говоря: не стяжите злата, ни сребра, ни мѣди при поясѣхъ вашихъ, ни пиры въ путь, ни сапогъ, ни жезла (Матѳ. 10, 9-10): и еще: иже не отречется всего своего имѣнія, не можетъ быти Мой ученикь (Лук. 14, 33); и: аще хощеши совершенъ быти, продаждь имѣніе Твое, и даждь нищимъ (Матѳ. 19, 21). Впрочемъ, узаконяя послѣднее, несовершеннымъ и обѣщаетъ и даетъ первое: такъ Соломону приложилъ и славу и богатство; такъ сынамъ израилевымъ даровалъ богатство Египтянъ.

И правда его пребываетъ въ вѣкъ вѣка; потому что Богъ всяческихъ имѣетъ не забывчивую память, и славу Свою хранитъ приснопамятною.

(4). Возсія во тмѣ свѣтъ языкамъ [1]. Тмою именуетъ Пророкъ, иногда невѣдѣніе, а иногда бѣдствія, а также и свѣтомъ называетъ, иногда вѣдѣніе, а иногда избавленіе отъ золъ. Посему говоритъ, что и невѣдущимъ покажетъ истину, и когда приразится что скорбное, подастъ помощь Свою; такъ Іосифа исхитилъ изъ братоубійственныхъ рукъ, такъ содѣлалъ его побѣдителемъ клеветы; такъ при похищеніи Сарры оказалъ помощь Свою Аврааму; такъ устрашилъ Лавана, и спасающагося бѣгствомъ отъ преслѣдующаго явилъ сильнѣйшимъ. Посему, вотъ признакъ божественной силы — попустить, чтобы и къ праведнымъ, для упражненія ихъ, приразилось скорбное, но разсѣять сію тучу, и даровать благоведріе.

Милостивъ и щедръ и праведенъ. Опредѣляетъ же сіе, водясь правдою, милостію и благостію; потому что печется какъ человѣколюбивый, но, когда угодно Ему увѣнчать праведныхъ, попускаетъ подвиги, и, какъ можно скорѣе, прекращаетъ ихъ по безмѣрной благости.

(5). Благъ мужъ щедря и дая: устроитъ словеса своя на судѣ. А Симмахъ перевелъ такъ: добръ, благотворителенъ, готовъ служить, устрояетъ дѣла свои съ разсужденіемъ; потому что, подражая Владыкѣ Своему, щедро врачуетъ нужды подобныхъ ему рабовъ, оказывая имъ милосердіе, какъ причастный того же съ ними естества, и охотно ихъ снабжая, какъ ожидающій воздаянія отъ общаго Владыки. А таковый ничего не дѣлаетъ безразсудно, но право водясь разсудкомъ, располагаетъ и слова и дѣла свои.

Яко въ вѣкъ не подвижится; потому что такой человѣкъ имѣетъ твердую волю, не допускающую никакой перемѣны въ затруднительныхъ обстоятельствахъ.

(6). Въ память вѣчную будетъ праведникъ. Таковый будетъ славенъ, всѣми восхваляемъ, и оставитъ по себѣ приснопамятную славу.

(7). Отъ слуха зла не убоится. Не устрашится ни угрозъ, ни извѣстій, достаточныхъ внушить страхъ.

(8). Готово сердце его уповати на Господа. А Симмахъ вмѣсто: готово перевелъ опять: твердо; то-есть, имѣетъ непоколебимую и твердую надежду на Бога, и потому пренебрегаетъ подобныя молвы.

Утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззритъ на враги своя. Ибо не только не боится непріязненныхъ, но по надеждѣ на Бога ожидаетъ ихъ низложенія.

(9). Расточи, даде убогимъ: правда его пребываетъ въ вѣкъ вѣка. Въ каждомъ изъ сихъ реченій предлагается желающимъ ученіе добродѣтели. Говоритъ же Пророкъ, что украшающійся благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ не просто оказываетъ милость нуждающимся, но дѣлаетъ сіе съ великою щедростію, и подражаетъ тѣмъ, которые не щадя сѣютъ и расточаютъ сѣмена въ надеждѣ собрать рукояти. Ибо подобно сему и онъ ожидаетъ пріобрѣтеній правды.

Рогъ его вознесется въ славѣ. Рогомъ называетъ Пророкъ крѣпость, взявъ образъ отъ животныхъ, которые вооружены рогами, и ими отражаютъ нападающихъ. Посему сказуетъ, что стяжавшій богатство добродѣтели будетъ и силенъ и знаменитъ.

(10). Грѣшникъ узритъ и прогнѣвается, зубы своими поскрежещетъ и растаетъ. Желаніе грѣшника погибнетъ. Вознамѣрившіеся жить порочно, видя прославленіе праведныхъ, будутъ истаевать отъ зависти, и составлять убійственные замыслы, но не достигнутъ замышляемаго, и не удовлетворятъ пожеланія; потому что оно несправедливо и крайне богоненавистно.

Примѣчаніе:
[1] Ѳеодоритъ читаетъ: τοῖς ἔϑνεσιν вмѣсто τοῖς ἐυϑέσιν правымъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 266-269. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0