Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 112-го.

Аллилуія. Другая пѣснь, написанная также намъ на пользу, и возбуждающая людей къ пѣснопѣнію Благодѣтеля.

(1). Хвалите отроцы Господа. Отроками называетъ здѣсь Пророкъ не юныхъ, какъ предполагали иные, но рабовъ. Ибо такъ перевели и Акила, и Симмахъ, и Ѳеодотіонъ; да и въ еврейскомъ сказано: авди; а тоже и у сирскаго переводчика. И слово: хвалите въ еврейскомъ читается: аллилуія: откуда явствуетъ, что аллилуія толкуется: хвалите Господа.

Хвалите имя Господне. (2). Буди имя Господне благословенно отнынѣ и до вѣка. Вамъ, какъ рабамъ и получившимъ бытіе отъ Бога, говоритъ Пророкъ, надлежитъ пѣснословить имя Его, хотя не знаете естества; потому что имѣетъ безначальное и вѣчное благословеніе и благохваленіе. Сіе означаютъ слова: отъ вѣка и до вѣка. Должны же и мы возносить Ему, какъ Творцу, благодарственную пѣснь.

(3). Отъ востокъ солнца до западъ хвально имя Господне. Псаломъ предвозвѣщаетъ Боговѣдѣніе, сообщенное язычникамъ по вочеловѣченіи Единороднаго. Ибо древле Богъ всяческихъ пѣснословимъ былъ даже не всѣми Іудеями, а только не многими живущими благочестиво. Но по рожденіи отъ Дѣвы, и по спасительномъ страданіи, во всю землю изыде вѣщаніе проповѣдниковъ истины, и въ концы вселенныя глаголы ихъ (Псал. 18, 5), и наполнилась вся земля вѣдѣнія Господня, яко же вода многа для покрытія морей (Авв. 2, 14). Сіе Богъ всяческихъ изрекъ устами и другаго Пророка: нѣсть воля Моя въ васъ, и жертвы не пріиму отъ рукъ вашихъ. Зане отъ востокъ солнца и до западъ велiе имя Мое во языцѣхъ, и на всякомъ мѣстѣ ѳимiамъ приносится имени Моему, и жертва чиста (Мал. 1, 10-11). Согласно съ симъ предрекаетъ и сіе духовное сладкопѣніе.

(4). Высокъ надъ всѣми языки Господь: надъ небесы слава Его. Всѣ народы дознали, что Онъ есть Вышній и Богъ, Создатель всѣхъ, пѣснословимый небесными Ангелами.

(5). Кто яко Господь Богъ нашъ? Божественное Писаніе многократно повторяетъ сіе. И блаженный Моѵсей говоритъ: кто подобенъ Тебѣ въ бозѣхь Господи, кто подобенъ Тебѣ? прославленъ во Святыхъ (Исх. 15, 11); и блаженный Давидъ сказалъ: кто во облацѣхъ уравнится Господеви? Уподобится Господеви въ сынѣхъ Божіихъ (Исх. 88, 7)? И еще: яко кто Богъ развѣ Господа? Или кто Богъ развѣ Бога нашего (Псал. 17, 32)? Изъ всѣхъ сихъ изреченій дознаемъ, что Богъ всяческихъ несравнимъ, и что никакое существо не можетъ сравняться съ Божіимъ естествомъ, или силою, или дѣятельностію.

На высокихъ живый, (6). И на смиренныя призираяй на небеси и на земли. Ибо почитаемый живущимъ на небесахъ все назираетъ, и ничего существующаго не оставляетъ безъ Своего о томъ попеченія.

(7). Воздвизаяй отъ земли нища, и отъ гноища возвышаяй убога: (8). Посадити его съ князи, съ князи людей Своихъ. Сіе изрекла и блаженная Анна, слагая Богу благодарственную пѣснь (1 Цар. 2, 8). Сіе же, какъ видимъ, и всегда творитъ Богъ всяческихъ; такъ блаженнаго Давида, бывшаго пастыремъ, содѣлалъ царемъ; такъ Іосифа, впадшаго въ рабство, посадилъ на царскій престолъ; такъ Моѵсея, бывшаго пастыремъ овецъ, содѣлалъ народоправителемъ людей Своихъ, и поставилъ въ Бога Фараону; такъ народы, порабощенные нищетѣ нечестія и сѣдящіе на гноищѣ грѣха, сподобилъ благъ дарованныхъ Израилю; такъ естество человѣческое, ниспадшее на самое дно смерти, воспріялъ, возвелъ и посадилъ превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точію въ вѣцѣ семъ, но и во грядущемъ (Ефес. 1, 21).

(9). Вселяяй неплодовь въ домъ, матерь о чадѣхъ веселящуюся. И сіе можно также видѣть совершившимся на людяхъ. Ибо и Сарру, и Ревекку, и Рахиль, и Анну, и Сампсонову матерь, и Елисавету, бывшихъ безплодными, содѣлалъ матерями чадъ. Въ болѣе же собственномъ и истинномъ смыслѣ можно видѣть сіе на Церкви; потому что ее, древле неплодную и безчадную, содѣлалъ матерью веселящеюся о безчисленныхъ чадахъ, по пророчеству, въ которомъ сказано: возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопій не чревоболѣвшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущія мужа (Ис. 54, 1).

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 270-272. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0