Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 113-го.

Аллилуія. И сія пѣснь исчисляетъ благодѣянія, оказанныя Богомъ Іудеямъ, изображаетъ Божіе могущество и осмѣиваетъ безсиліе идоловъ. Приличествуетъ же пѣснь эта увѣровавшимъ изъ язычниковъ и освободившимся отъ идольской прелести; потому что дознаютъ они, какое разстояніе отъ не сущихъ до сущаго Бога.

(1). Во исходѣ Израилевѣ отъ Египта, дому Іаковля изъ людей варваръ, (2). Бысть Іудея святыня Его, Израиль область Его. Владыка, освободивъ Израиль изъ Египта и избавивъ отъ рабства иноплеменникамъ и варварамъ, призналъ народъ сей Своимъ собственнымъ, и построилъ въ Іудеи собственный Свой храмъ. Ибо святынею Пророкъ назвалъ храмъ.

(3). Море видѣ и побѣже, Іорданъ возвратися вспять: (4). Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы, овчіи. Пророкъ олицетворяетъ поименованныя имъ вещи, и провозглашая въ словѣ своемъ Божіе могущество, неодушевленнымъ приписываетъ чувство. Когда предводительствовалъ Ты народомъ, говоритъ онъ Богу; тогда море убоявшись отступило туда и сюда, и доставило безпрепятственное шествіе, рѣка остановилась, удержавъ стремленіе токовъ, подобно нѣкоему словесному существу, представляя себѣ въ кивотѣ могущество Твое, и холмы и горы подвиглись, и казались ликующими, какъ пріявшіе на себя Владыку небесъ. Разумѣетъ же горы Синай и Хоривъ, потому что на нихъ явилъ Богъ присутствіе Свое. Потомъ къ сказанному предъ симъ Пророкъ присоединяетъ и вопросъ:

(5). Что ти есть море, яко побѣгло еси, и тебѣ Іордане, яко возвратился еси вспять? (6). Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчіи? И поелику они безсловесны и неодушевленны; то Пророкъ самъ даетъ за нихъ отвѣтъ.

(7). Отъ лица Господня подвижеся земля, отъ лица Бога Іаковля, (8). Обращшаго камень во озера водная, и несѣкомый во источники водныя. Все сіе, говоритъ Пророкъ, совершилось ради явившагося Господа; — вотъ причина и колебанія земли и раздѣленія моря. Безплодный камень, лишенный всякой влаги, и по твердости недопускающій сѣченія, наполнилъ Онъ множествомъ водъ, повелѣвъ дать изъ себя обильные источники. Поэтому ни мало сіе не удивительно, говоритъ Пророкъ. Творецъ повелѣлъ, и раздѣлилось море, несѣкомый камень источилъ воду, небо ниспослало манну, вѣтры собрали во едино крастелей, и все прочее совершилось по Его мановенію.

(9). Не намъ Господи, не намъ, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истинѣ Твоей: (10). Да не когда рекутъ языцы: гдѣ есть Богъ ихъ? Сущимъ древле отъ обрѣзанія, прося Божіей помощи и воспоминая прежніе дары, прилично было говорить это: не отврати отъ насъ взора Твоего, Владыка, и не презри насъ по многимъ прегрѣшеніямъ нашимъ; потому что невѣдущіе справедливости наказанія въ рабствѣ нашемъ будутъ предполагать Твое безсиліе, и скажутъ: гдѣ есть Богъ ихъ?

(11). Богъ нашъ на небеси и на земли: вся елика восхотѣ, сотвори. Они говорятъ: гдѣ есть Богъ ихъ? Но мы знаемъ, что Ты — Богъ, Творецъ всего, что жилище Твое — небо, что могущество Твое соразмѣрно изволенію. Потомъ Пророкъ, по сравненію, дѣлаетъ обличеніе идоловъ.

(12). Идоли языкъ сребро и злато, дѣла рукъ человѣческихъ. Ты творишь все, что угодно Тебѣ; а идолы, которымъ покланяются язычники, не созидаютъ, но созидаются, и цѣнятся по веществу; потому что уготовляются изъ золота, серебра и красокъ, получаютъ благообразіе отъ искусства; ихъ пріуготовляютъ серебренники, золотари и живописцы; поэтому отъ вещества и искусства заимствуютъ идолы составъ свой. Потомъ Пророкъ во многихъ чертахъ представляетъ ихъ безсиліе, говоря:

(13). Уста имутъ, и не возглаголютъ: очи имутъ, и не узрятъ: (14). Уши имутъ, и не услышатъ: ноздри имутъ, и не обоняютъ: (15). Руцѣ имутъ, и не осяжутъ: нозѣ имутъ, и не пойдутъ. Приданы имъ изображенія чувствилищъ, но лишены они дѣятельности; поэтому малоцѣннѣе не только ихъ сдѣлавшихъ, но и самомалѣйшихъ животныхъ. Мухи, комары и другія еще болѣе мелкія твари, одарены дѣятельностію чувствилищъ, — видятъ, слышатъ, летаютъ, ходятъ; но идолы, которымъ кланяются какъ Богамъ, не имѣютъ дѣятельности безсловесныхъ [1] и мелкихъ животныхъ.

И не возгласятъ гортанемъ своимъ. Поелику дѣйствовавшіе въ идолахъ демоны, дававшіе ложныя прорицанія, произносили ихъ не съ помощію идоловъ, но съ помощію словесныхъ тварей, людей, или выражали иное какими-либо знаками; то Пророкъ справедливо сказалъ: не возгласятъ гортанемъ своимъ; потому что идолы совершенно недвижимы и неодушевленны.

(16). Подобни имъ да будутъ творящіи я, и вси надѣющіися на ня. Но имъ да уподобятся и кланяюшіеся и дѣлающіе; потому что тѣмъ, которые одарены разумомъ и впали въ такое неразуміе, справедливо принять на себя безчувственность удостоенныхъ ими поклоненія.

(17). Домъ Израилевъ упова на Господа: помощникъ и защититель имъ есть. (18). Домъ Ааронь упова на Господа: помощникъ и защититель имъ есть. Они отъ поклоненія идоламъ получили вредъ, а не пользу; а домъ Израилевъ, пріобрѣтя упованіе на сущаго Бога, всегда пользуется промышленіемъ Его. Раздѣльно же Пророкъ сдѣлалъ сіе упоминаніе, воздавая симъ честь священству, и научая жившихъ тогда, какое отличіе имѣютъ священники предъ прочими.

(19). Боящіися Господа уповаша на Господа: помощникъ и защититель имъ есть. Это — иный чинъ отличный отъ прежнихъ. Показываетъ же пророческое слово, что, если кто и не имѣетъ сана священства, не принадлежитъ къ сродству израильскому, но, украшаясь Божіимъ страхомъ, прилагаетъ попеченіе о добродѣтели, то и онъ отъ Бога всяческихъ сподобится такого же промышленія. У Іудеевъ же и древле было много таковыхъ, не отъ Авраамова произшедшихъ корня, но пришедшихъ отъ другихъ народовъ, которые назывались пришельцами, и высоко чтили Божественное. И нынѣ язычники не имѣютъ сродства съ Авраамомъ по плоти, но, стяжавъ вѣру Авраамову, именуются Авраамовыми чадами.

(20). Господь помянувъ ны, благословилъ есть насъ: благословилъ есть домъ Израилевъ: благословилъ есть домъ Ааронь: (21). Благословилъ есть боящіяся Господа. И здѣсь Пророкъ сдѣлалъ тоже раздѣленіе, и показалъ плодъ упованія; потому что съ упованіемъ совокупилъ благословеніе и сказалъ, что передается оное не только дому Израилеву и дому Ааронову, но и боящимся Господа. Потомъ опять дѣлаетъ раздѣленія по возрастамъ и по достоинству.

Малыя съ великими; потому что благословилъ не только юныхъ, но и престарѣлыхъ, не только изобилующихъ богатствомъ, но и живущихъ въ нищетѣ, не только отличенныхъ свободою, но и принужденныхъ влачить иго рабства.

(22). Да приложитъ Господь на вы, на вы, и на сыны ваши. Стяжавшимъ упованіе на Бога пророческое слово желаетъ приращенія и множества.

(23). Благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Всего же этого сподобились вы, говоритъ Пророкъ, какъ пріявшіе благословеніе отъ Творца всяческихъ.

(24). Небо небесе Господеви: землю же даде сыновомъ человѣческимъ. Селеніе Его на небѣ, не на этомъ видимомъ, но превысшемъ онаго, которое видимому служитъ кровомъ, какъ намъ видимое. Обитаетъ же на небѣ Господь всяческихъ, не какъ имѣющій описуемое естество, но какъ веселящійся о жительствующихъ тамъ ликахъ святыхъ Ангеловъ. А землю удѣлилъ Онъ человѣческому роду. Поэтому промышляетъ не объ Іудеяхъ токмо, но и о всѣхъ человѣкахъ, которымъ далъ въ жилище землю.

(25). Не мертвіи восхвалятъ Тя, Господи, ниже вси нисходящіи во адъ: (26). Но мы живіи благословимъ Господа, отъ нынѣ и до вѣка. Мертвыми назвалъ Пророкъ служащихъ неодушевленнымъ идоламъ. Ибо что безчувственнѣе ихъ? А живыми называетъ поклоняющихся живому Богу, которымъ и предоставилъ сію божественную пѣснь. Сверхъ сего учитъ, что служителямъ Божiимъ надлежитъ пѣснословить Бога, находясь еще въ сей жизни; потому что смерть препятствуетъ дѣлать это. А посему и въ другомъ псалмѣ сказуетъ: восхвалю Господа въ животѣ моемъ, пою Богу моему дондеже есмь (Псал. 146, 2).

Примѣчаніе:
[1] Здѣсь вмѣсто ὀλίγων приличнѣе читать, согласно съ иными списками, ἀλόγων.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 273-278. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0