Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 114-го.

Аллилуія. Сынъ Селевковъ Антіохъ, по прозванію Епифанъ, обременилъ Іудеевъ многими всякаго рода бѣдствіями, и проводившихъ жизнь разсѣянную привелъ къ тому, что преступили они Божій законъ; а любители благочестія, ревностно подвизавшіеся за оный, воспріяли добропобѣдные вѣнцы. Сіе-то мужество ихъ предсказывается въ настоящемъ сладкопѣніи, а вмѣстѣ описываются приразившіяся къ нимъ бѣдствія и поданная имъ помощь Богомъ всяческихъ.

(1). Возлюбихъ, яко услышитъ Господь гласъ моленія моего. (2). Яко приклони ухо Свое мнѣ. Пророчество научаетъ ихъ говорить слѣдующее: всего пріятнѣе для меня Божественное, всего инаго достолюбезнѣе служить Богу; потому что пріемлетъ моленія мои, и удостоиваетъ Своей помощи.

И во дни моя призову. Посему-то во всю жизнь мою буду Его пѣснословить, и просить у Него споборничества. Послѣ сего Пророкъ описываетъ множество горестей.

(3). Объяша мя болѣзни смертныя, бѣды адовы обрѣтоша мя. Подъ болѣзнями въ собственномъ смыслѣ разумѣются болѣзни раждающей при рожденіи. Посему въ переносномъ смыслѣ болѣзнями адовыми называются бѣдствія, которыя доводятъ до близости къ самой смерти. Поэтому Пророкъ сказуетъ, что окружены многими всякаго рода опасностями, какъ бы находясь близъ самой смерти, и достигнувъ до самыхъ вратъ адовыхъ.

Скорбь и болѣзнь обрѣтохъ: и имя Господне призвахъ. Но, подпавъ симъ опасностямъ, не покою и разсѣянности предался я, и не другія утѣшенія въ жизни избралъ для себя; но сѣтуя проливалъ слезы, и непрестанно молясь, взыскалъ Божіей помощи. Сіе всякій точнѣе можетъ дознать изъ исторіи Маккавеевъ; потому что питомцы благочестія, удалившись въ пустыню, томимые голодомъ и жаждою, умоляли Бога, и получили отъ Него помощь.

(4). О, Господи, избави душу мою. Слезно молясь, говорилъ я слѣдующее: защити, Владыка, и избавь души наши отъ облежащихъ золъ. Впрочемъ, дознавъ опытомъ великое Его человѣколюбіе, зналъ я моляся, что получу просимое. Ибо и сіе присовокупилъ Пророкъ.

Милостивъ Господь и праведенъ, и Богъ нашъ милуетъ, потому что изливаетъ на людей потоки милости. Но Онъ и правдивъ, наказываетъ обидчиковъ, если не хотятъ прибѣгнуть къ раскаянію. Пророкъ, дважды упомянувъ о милости, однажды упоминаетъ о правдѣ; потому что человѣколюбіе Божіе препобѣждаетъ опредѣленіе правды.

(5). Храняй младенцы Господь. Ибо столько прилагаетъ попеченія о всѣхъ людяхъ, что и грудныхъ младенцевъ удостоиваетъ всякаго промышленія. Не только печется о родившихся, но и тѣхъ, которые сокрыты еще во чревѣ матернемъ, погружены въ зловонныхъ водахъ, заключены въ мрачномъ и темномъ мѣстѣ, блюдетъ, спасаетъ, совершенствуетъ, изводитъ на свѣтъ, подаетъ имъ источники млека, избавляетъ ихъ отъ злоумышленій демонскихъ, и кратко сказать, пріемлетъ ихъ подъ Свое отеческое промышленіе. Не безъ намѣренія же упомянуло о семъ пророческое слово, а въ наученіе, что Богъ всяческихъ не только вознаграждаетъ плоды праведныхъ, но Самъ предначинаетъ благодѣяніемъ, созидаетъ несуществующихъ, создавъ, печется о нихъ, по достиженіи ими совершеннаго возраста, ожидаетъ отъ нихъ плодовъ правды, и тогда добрыхъ снова ущедряетъ благодѣяніями.

Смирихся, и спасе мя. Симмахъ же перевелъ такъ: изнемогъ я, и Ты спасъ меня. Ибо, если младенцы, не получившіе еще вѣдѣнія о Немъ, пользуются такимъ Его попеченіемъ; тѣмъ паче даруетъ Онъ спасеніе искренно призывающимъ Его. Посему, какъ скоро узрѣлъ, что смирены мы бѣдствіями, сподобилъ насъ помощи Своей.

(6). Обратися душе моя въ покой твой, яко Господь благодѣйствова тя. Сами себя ободряютъ и поощряютъ къ мужеству, указуя множество Божіихъ благодѣяній, и научая самихъ себя, что, если и смерть пріимутъ за благочестіе, то преставятся къ жизни радостной и безпечальной. Ибо такую жизнь Пророкъ назвалъ покоемъ, даетъ же сіе видѣть слѣдуюшими словами:

(7). Яко изъятъ душу мою отъ смерти, очи отъ слезъ, и нозѣ мои отъ поползновенія. (8). Благоугожду предъ Господемъ во странѣ живыхъ. Страною живыхъ Пророкъ называетъ жизнь не настоящую, въ которой и плачь, и сѣтованіе, и болѣзни, и смерть, и грѣхи, и бѣдствія, но жизнь отъ всего этого свободную, въ которой не трудно стяжаніе добродѣтели, безъ усилій прибываетъ богатство правды: потому что возжелавшіе трудами собрать оное здѣсь во много кратъ пріумножатъ тамъ безъ трудовъ. Посему и возносятъ благодарственное пѣснопѣніе; потому что очи ихъ избавились отъ слезъ, ноги избѣгли поползновенной жизни, душа пришла въ состояніе не подпадать грѣховной смерти; и они самихъ себя поучаютъ мужественно переносить прираженія скорбей и презирать смерть; потому что за смертію слѣдуетъ безпечальная жизнь.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 279-282. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0