Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 22 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 117-го.

Аллилуія. И сію пѣснь приносятъ въ даръ Богу улучившіе спасеніе. Ибо когда, по возвращеніи Іудеевъ, всѣ сосѣдніе народы собрались вмѣстѣ, завидуя прежнему ихъ благоденствію, призвали себѣ на помощь и другіе народы, даже варварскіе, но по пророчеству Іоиля, Іезекіиля, Михея и Захаріи ниспосланными отъ Бога казнями были истреблены; тогда спасенные принесли Богу сію благодарственную пѣснь. Поелику же въ томъ, что было съ Іудеями, преднаписано совершившееся съ нами; то пѣснопѣніе сіе приличествуетъ паче увѣровавшимъ изъ язычниковъ, которые, многими начальствующими и подначальными, народами и народоправителями, царями и военачальниками, бывъ гонимы, мучимы и терзаемы, претерпѣвъ тысячи различныхъ смертей, оказались побѣдителями враждуюшихъ. И Іудеямъ и симъ увѣровавшимъ благодать Духа въ пѣснопѣніи семъ предложила ученіе.

(1) Исповѣдайтеся Господеви, яко благъ, яко въ вѣкъ милость Его. Воспойте Благаго и Подателя благъ; потому что милость Его непреложна, и всегда оказываетъ Онъ милость имѣюшимъ въ ней нужду.

(2). Да речетъ убо домъ Израилевъ: яко благъ, яко въ вѣкъ милость Его. (3). Да речетъ убо домъ Ааронь: яко благъ, яко въ вѣкъ милость Его: Объ Іудеяхъ упомянувъ раздѣльно, объ увѣровавшихъ изъ язычниковъ дѣлаетъ общее упоминаніе.

(4). Да рекутъ убо вси боящіися Господа: яко благъ, яко въ вѣкъ милость Его. Божіе человѣколюбіе, говоритъ Пророкъ, всѣ пѣснословьте: и отъ Израиля ведущіе родъ, хвалящіеся прародительскимъ благочестіемъ, даже сподобившіеся между ними священства, и вы, происшедшіе отъ различныхъ народовъ, но избавившіеся нечестія предковъ; потому что Богъ всѣхъ одинъ, и всѣмъ оказываетъ различныя благодѣянія, и просящимъ являетъ милость. Потомъ Пророкъ яснѣе говоритъ о Божіем промыслѣ.

(5). Отъ скорби призвахъ Господа, и услыша мя въ пространство. Ибо не воспрепятствовалъ приразиться ко мнѣ бѣдствіямъ, но показалъ опасности, и немедленно разсѣялъ ихъ. Сіе сказалъ Пророкъ и въ четвертомъ псалмѣ: въ скорби распространилъ мя еси (Псал. 4, 2), то-есть, доставилъ мнѣ утѣшеніе большее и самой скорби.

(6). Господь мнѣ помощникъ, и не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣкъ. (7). Господь мнѣ помощникъ, и азъ воззрю на враги моя; потому что, Владыку всяческихъ имѣя помощникомъ, не боюсь нападенія враговъ. Надѣюсь же, что, пользуясь Его помощію, весьма скоро увижу погибель ихъ. Потомъ Пророкъ благочестивую мысль сію подкрѣпляетъ благими помыслами.

(8). Благо есть надѣятися на Господа, нежели надѣятися на человѣка. (9). Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Онъ благъ, человѣколюбивъ, хощетъ добра, можетъ сдѣлать все, что хощетъ, и власть Его негиблема. А люди и по природѣ тлѣнны, и въ мысляхъ превратны, часто не хотятъ добра; а иногда хотятъ, но не могутъ защитить обиженныхъ; если и начальствуютъ, то начальство ихъ временно; и царская власть у людей не прочна, но продолжается малое время. Поэтому лучше оставить человѣческую помощь, и взыскать помощи Божіей.

(10). Вси языцы обыдоша мя, и именемъ Господнимъ противляхся имъ. На Церковь нападали всѣ народы, а на Iерусалимъ не всѣ, только нѣкоторые. Посему объ Іудеяхъ слово сіе произносится преувеличенно, о Церкви же истинно; потому что во всякомъ народѣ увѣровавшіе терпѣли отъ невѣрныхъ возстанія и бѣды. Впрочемъ и Іудеи и увѣровавшіе, возложивъ упованіе на Бога, препобѣждали сопротивниковъ.

(11). Обышедше обыдоша мя, и именемъ Господнимъ противляхся имъ. А Симмахъ перевелъ такъ: окружили меня, и снова вокругъ обступили меня, то-есть, непрестанныя дѣлали нападенія, осаждали со всѣхъ сторонъ. Но, оградившись призываніемъ имени Божія, разсыпалъ я полчище ихъ.

(12). Обыдоша мя яко пчелы сотъ. Какъ пчелы, нашедши сотъ, высасываютъ медовую влагу: такъ и они, говоритъ Пророкъ, покушались отнять у меня бывшую во мнѣ сладость благочестія.

И разгорѣшася яко огнь въ терніи. Надѣялись же; что весьма легко преодолѣютъ меня, какъ огонь скоро истребляетъ терніе.

И именемъ Господнимъ противляхся имъ. Но ожидая сего, обманулись въ надеждѣ, побѣжденные моею надеждою; потому что всѣмъ имъ противопоставилъ я Своего Владыку, и Имъ пріобрѣлъ побѣду.

(13). Отриновенъ превратихся пасти, и Господь пріятъ мя. Сіе приличествуетъ и увѣровавшимъ и Іудеямъ. Ибо и первые подверглись бы совершенной гибели, если бы не пользовались Божіею благодатію; и послѣдніе впали бы въ нечестіе, если бы не поддержала ихъ Божественная сила.

(14). Крѣпость моя и пѣніе мое Господь, и бысть мнѣ во спасеніе. Поэтому Богъ для насъ — и сила, и побѣда, и источникъ пѣснопѣнія; потому что, отъ Него пріявъ блага, съ благодушіемъ приносимъ въ даръ Ему пѣснь.

(15). Гласъ радости и спасенія въ селеніихъ праведныхъ; потому что послѣ побѣды, избавившись отъ прежняго плача, предались веселію и благохваленіямъ, пѣснословя Бога.

Десница Господня сотвори силу. (16). Десница Господня вознесе мя. Десницею, какъ говорили мы многократно, Пророкъ называетъ благую дѣйственность. Дѣлающіе же добро не себѣ самимъ приписываютъ побѣду, не на свою ревность и силу возлагаютъ надежду, но взываютъ, что пріяли это по Божіей благодати.

Десница Господня сотвори силу. (17). Не умру, но живъ буду, и повѣмъ дѣла Господня. Посему, воспользовавшись помощію свыше и препобѣдивъ смерть, благодѣянія Божіи повѣдаю незнающимъ, и напомяну знающимъ, а напоминаніемъ оныхъ воспламеню любовь къ Богу.

(18). Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Господь, отечески вразумляя меня, попустилъ приразиться ко мнѣ горестямъ, но разсѣялъ мрачное ихъ облако, и совершенно избавилъ меня отъ угрожавшаго мнѣ вреда.

(19). Отверзите мнѣ врата правды: вшедъ въ ня исповѣмся Господеви. Пророкъ вратами правды называетъ не врата храма, но различные виды добродѣтели, при которыхъ можно достойнымъ образомъ пѣснословить Бога всяческихъ. И сіе яснѣе далъ видѣть въ присовокупляемомъ; потому что какъ бы даетъ отвѣтъ на вопросъ, и говоритъ:

(20). Сія врата Господня: праведніи внидутъ въ ня. Такъ и юношѣ, пожелавшему узнать путь къ вѣчной жизни, Господь сказалъ: заповѣди вѣси: не прелюбы твори: не укради, чти отца твоего и матерь твою (Лук. 18, 20); возлюбиши искренняго твоего, яко самъ себе (Матѳ. 19, 19). Такъ и Себя, какъ путеводителя и учителя добродѣтели, Владыка наименовалъ дверію. Ибо говоритъ: Азъ есмь дверь овцамъ: Мною аще кто внидетъ, и внидетъ и изыдетъ, и пажить обрящетъ (Іоан. 10. 9). Сіе и здѣсь изрекло пророческое слово: сія врата Господня: праведніи внидутъ въ ня.

(21). Исповѣмся Тебѣ, яко услышалъ мя еси, и былъ еси мнѣ во спасеніе. Посему воспѣваю Тебя, пріявшаго прошеніе мое и даровавшаго спасеніе.

(22). Камень, егоже небрегоша зиждущіи, сей бысть во главу угла. Хотя бы тысящекратно съ безстыдствомъ утверждали Іудеи, но сіе не можетъ приложено быть къ кому либо иному. Ибо, если раздѣленными колѣнами древле и управлялъ Зоровавель; то правленіе его было не продолжительно. А Владыка Христосъ двѣ стѣны, стоявшія прямо одна противъ другой, — разумѣю увѣровавшихъ, какъ изъ Іудеевъ, такъ и изъ язычниковъ, и однихъ порабощенныхъ злочестію, а другихъ влекущихъ иго закона, сведя во едино, совокупилъ разстоявшее, и изъ тѣхъ и другихъ составилъ единую Церковь, подобно нѣкоему углу, связуюшему и одну съ другою взаимно совокупляющему двѣ сіи стѣны. Сей-то Камень бывшіе древле зиждущими, фарисеи и саддукеи, іереи и книжники, пренебрегли и распяли: но бысть во главу угла, или по переводу Симмаха, сталъ краеугольнымъ. О семъ-то Камнѣ и устами Пророка Исаіи предвозвѣстилъ Богъ: се полагаю въ Сіонѣ камень многоцѣненъ, избранъ, краеуголенъ, честень, въ основанiе ему, и всякъ вѣруяй въ онь, не постыдится (Ис. 28, 16). Сіе сказалъ и блаженный Павелъ: наздани бывше на основаніи Апостолъ и Пророкъ, сущу краеугольну самому Іисусу Христу (Ефес. 2, 20). Сей-то Камень и Блаженный Даніилъ видѣлъ отсѣченнымъ безъ рукъ, научаемый симъ неискусомужному рожденію Дѣвы, — видѣлъ, что Онъ сокрушилъ тѣло, то-есть, суету жизни, и бысть гора велика, и покрылъ Собою вселенную (Дан. 2, 34-35).

(23). Отъ Господа бысть сей и есть дивенъ во очесѣхъ нашихъ. Податель же сей благодати — Богъ; и мы дивимся неизглаголанному Его человѣколюбію.

(24). Сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся въ онь. Пророкъ называетъ отъ Бога сотвореннымъ тотъ день, въ который Камень сей, по страданіи, воскресъ; потому что вскорѣ по воскресеніи повелѣлъ священнымъ Апостоламъ идти и научить всѣ народы. Но Пророкъ сказалъ, что день сей преимущественно созданъ Богомъ; потому что въ оный въ началѣ сотворилъ Богъ свѣтъ; и онъ же, пріявъ воскресеніе нашего Спасителя, лучи Солнца правды изліялъ на цѣлую вселенную. Богъ, создавъ свѣтъ, назвалъ свѣтъ — днемъ, и ничего инаго не творилъ въ тотъ день. По этому и сей единый день, подобно дню первому, пріялъ созданіе свѣта. Ибо въ день вторый сотворилъ Богъ твердь, въ день третій растенія и сѣмена, и также въ дни другіе создалъ все прочее: но въ первый день сотворилъ свѣтъ, и свѣтъ назвалъ днемъ. По этому справедливо сказалъ Пророкъ: сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся въ онь, какъ пріявшіе въ оный источники благъ.

(25) О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же. И въ послѣдующее время подавай спасеніе, Владыка, и ведущій къ Тебѣ путь содѣлывай легкимъ и удобошественнымъ.

(26). Благословенъ грядый во имя Господне. Сіе и отроки восклицали Владыкѣ въ обличеніе тѣхъ, которые увѣряли о себѣ, что изучили словеса Божіи, но не хотѣли уразумѣть истиннаго смысла. Ибо, когда книжники и фарисеи называли Владыку Самаряниномъ, отроки взывали, что Онъ — и грядый и благословенный. Подобно сему и слово: осанна встрѣчается въ семъ же пророчествѣ. Ибо находимъ, что сказанное: спаси, у Евреевъ читается: осанна. Отсюда же заимствуя и блаженный Іоаннъ Креститель, руководствуя къ истинѣ учениковъ своихъ, спрашиваетъ черезъ нихъ Господа: Ты ли еси грядый, или иного чаемъ (Матѳ. 11, 3)? Но тотъ, кто Господь, пришелъ во имя Господне. Такъ сказалъ Іудеямъ: Азъ пріидохъ во имя Отца Моего, и не пріемлете Мене; инъ пріидетъ во имя свое, того пріимете (Іоан. 5, 43). Тотъ, кто есть Благословенный, есть также и Сынъ Благословеннаго. Такъ и первосвященникъ спрашивалъ: Ты ли еси Сынъ благословеннаго (Марк. 14, 61)?

Благословихомъ вы изъ дому Господня. Такъ говорятъ побѣдившіе возлюбленнымъ ими: приносимъ вамъ благословеніе отъ того Камня, который содѣлался домомъ сущаго въ немъ Бога Слова. Ибо сказано: и Слово плоть бысть, и вселися въ ны (Іоан. 1, 14). И Господь сказалъ Іудеямъ: разорите церковь сію, и треми денми воздвигну ю (Іоан. 2, 19).

(27). Богъ Господь, и явися намъ. Здѣсь Пророкъ Владыку Христа ясно исповѣдалъ Богомъ. Ибо Кого нарекъ выше Камнемъ, и потомъ благословеннымъ и грядущимъ во имя Господне, Того же наименовалъ и Господомъ и Богомъ, совершившимъ пришествіе Свое и даровавшимъ спасеніе увѣровавшимъ.

Составите праздникъ во учащающихъ до рогъ олтаревыхъ. Поэтому соберитесь всѣ, и празднуя собственное свое спасеніе, совершите такое великое торжество, чтобы стѣснившееся множество достигало до самаго жертвенника. Пророкъ сказалъ: во учащающихъ, то-есть, столпившись и тѣснясь отъ многолюдства.

(28). Богъ мой еси Ты, и исповѣмся Тебѣ: Богъ мой еси Ты, и вознесу Тя. Тебя знаю Бога моего, Тебя знаю Владыку моего, Тебя Благодѣтеля буду пѣснословить во всю жизнь.

Исповѣмся Тебѣ, яко услышалъ мя еси, и былъ еси мнѣ во спасеніе. (29). Исповѣдайтеся Господеви, яко благъ, яко въ вѣкъ милость Его. Себя самихъ, какъ предпоставленные другимъ, первыхъ подвигнувъ къ славословію, потомъ и другихъ убѣждаютъ пѣснословить благаго Владыку, какъ всѣмъ обильно отверзающаго источники милости. Надлежитъ же знать, что и Іудеямъ, когда окружили ихъ оные народы, спасительно было познать Того, Кто отъ нихъ произойдетъ по плоти, и всѣмъ даруетъ спасеніе. Ибо сіе дѣлало ихъ болѣе отважными противъ нападаюшихъ, ободряя вѣрою въ скрывавшееся въ нихъ благословеніе.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 290-298. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0