Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 131-го.

Пѣснь степеней. Псаломъ сей имѣетъ великую близость съ псалмомъ восемьдесятъ-осьмымъ; потому что и здѣсь, какъ и въ томъ, плѣнные въ Вавилонѣ умоляютъ Бога всяческихъ, вмѣсто молитвы представляя обѣтованія, данныя Богомъ великому Давиду, и прося сподобить прощенія. Псаломъ содержитъ въ себѣ и пророчество о Спасителѣ вселенной, по плоти происшедшемъ отъ рода Давидова.

(1). Помяни Господи Давида и всю кротость его. Поелику, во многомъ прегрѣшивъ, лишились мы всякаго дерзновенія; то просимъ Тебя, Владыка, воспомянуть Давида, его кротость и благочестіе. О сей кротости упоминалъ и предъидущій псаломъ, и ясно показалъ смиренный его образъ мыслей.

(2). Яко клятся Господеви, обѣщая Богу Іаковлю: (3). Аще вниду въ селеніе дому моего, или взыду на одръ постели моея. (4). Аще дамъ сонъ очима моима, и вѣждома моима дреманіе, и покой скраніама моима, (5). Дондеже обрящу мѣсто Господеви, селеніе Богу Іаковлю. Сіе яснѣе открываетъ исторія Паралипоменонъ. Ибо сперва умолялъ, чтобы ему построить божественный храмъ. Но, поелику Богъ воспретилъ сіе чрезъ Пророка Наѳана, и предрекъ, что построеніе совершитъ Соломонъ, Давидъ отложилъ сіе построеніе, впрочемъ не возлюбилъ бездѣйствія, напротивъ же того сталъ собирать золото, серебро, желѣзо, мѣдь, дерева и камни. И все это, какъ сказалъ я, желающимъ прочесть открываетъ упомянутая книга.

(6). Се слышахомъ я во Евфраѳѣ, обрѣтохомъ я въ поляхъ дубравы. Давидъ просилъ построить храмъ Богу; Единородное же Слово Божіе обѣтовало отъ плода чреслъ его создать Себѣ одушевленный и словесный храмъ. Посему пророчество говоритъ: се слышахомъ я во Евфраѳѣ, обрѣтохомъ я въ поляхъ дубравы. Евфраѳою же именовался называемый нынѣ Виѳлеемъ: ибо тамъ родился Владыка Христосъ, Который, указывая на тѣло Свое, сказалъ Іудеямъ: разорите церковь сію (Іоан. 2, 19). Полями же дубравы называетъ Пророкъ мѣсто храма іерусалимскаго, какъ пустое и не имѣющее зданій. Ибо тамъ великій Давидъ, молитвами къ Богу удержавъ Ангела-губителя, воздвигъ жертвенникъ, принесъ жертву, и освятилъ мѣсто для построенія храма. Поелику же двѣ скиніи, одна изъ камней и деревъ, другая же изъ тѣла и души, и одна сооружена была Соломономъ въ Іерусалимѣ, а другую благодать Всесвятаго Духа соткала въ Виѳлеемѣ, и жившіе тогда благочестиво одну видѣли, а другой ожидали, то пророческое слово прилично изрекло: се слышахомъ я во Евфраѳѣ, то-есть слышали о скиніи, которую соорудитъ Святый Духъ, обрѣтохомъ я на поляхъ дубравы, то-есть, скинію, построенную Соломономъ по обѣтованію Духа.

(7). Внидемъ въ селенія Его, поклонимся на мѣсто, идѣже стоястѣ нозѣ Его. Пророкъ перемѣнилъ время; говоритъ же: тамъ вошедши поклоняемся, вѣруя, что храмъ сподобится Божія пришествія. Ибо сей смыслъ имѣютъ слова: идѣже стоясте нозѣ Его. Вѣруемъ, что Божество не только безплотно, но и неописуемо. Божественное же писаніе говоритъ о немъ тѣлеснымъ образомъ, соразмѣряя слова съ человѣческимъ слухомъ.

(8). Воскресни Господи въ покой Твой. Воскресеніемъ Бога называютъ служеніе, совершаемое по закону, не потому что Богъ имѣетъ въ немъ нужду, но потому что возлюбленно Ему благочестіе совершающихъ, и умоляютъ, чтобы благодать Его снова явилась, и храму дана была прежняя слава.

Ты и кивотъ святыни Твоея. Поелику во святая святыхъ стоялъ кивотъ, заключающій въ себѣ скрижали закона, и на немъ было очистилище, посредствомъ котораго Архіерею бывали нѣкоторыя указанія Божія явленія; то Пророкъ кстати упомянулъ о кивотѣ; потому что Богъ, сотворивый небо и землю, по словамъ блаженнаго Павла, не въ рукотворенныхъ храмѣхъ живетъ (Дѣян. 17, 24). Такъ молился и премудрый Соломонъ: аще небо и небо небесе не довлѣютъ Ти (2 Пар. 6, 18). Сіе изрекъ и самъ Богъ всяческихъ: небо престолъ Мой, земля же подножіе ногъ Моихъ. Кій домъ созиждете Ми? и кое мѣсто покоища Моего (Ис. 66, 1)?

(9). Священницы Твои облекутся правдою и преподобніи Твои возрадуются. Когда совершится сіе, говоритъ Пророкъ, и построенъ будетъ домъ, и кивотъ поставленъ снова во святилищѣ; тогда священники, совершающіе служеніе по закону, оправдаются, а не пріявшіе священническаго сана, однако же возревновавшіе о благочестіи, исполнятся всякаго веселія.

(10). Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего. Помазаннымъ Пророкъ называетъ здѣсь санъ царскій. Поелику тогдашніе цари ихъ были злочестивы; то просятъ ради Давида не угашать царскаго рода. Потомъ напоминаютъ о бывшихъ обѣтованіяхъ.

(11). Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея. Не лживъ Обѣтовавшій, говоритъ Пророкъ, и Онъ — источникъ истины, и невозможно обѣтованію не придти въ исполненіе.

Отъ плода чрева твоего посажду на престолѣ твоемъ. Вотъ одно Обѣтованіе, и оно исполнилось; потому что не одинъ Соломонъ, но и происшедшіе отъ Соломона удостоились царскихъ престоловъ. Но конецъ обѣтованія утверждаетъ Владыка Христосъ, возобладавъ царствомъ Давида. Сіе предвозвѣстилъ и блаженный Исаія: яко Отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ, Его же начальство на рамѣ Его, и нарицается имя Его: велика совѣта Ангелъ, Чуденъ, Совѣтникъ, Богъ крѣпкій, Властелинъ, Князь міра, Отецъ будущаго вѣка. Аминь (Ис. 9, 6). И чрезъ нѣсколько словъ: на престолѣ Давидовѣ, и на царствѣ его, исправити é отнынѣ и на вѣчное время (Ис. 9, 7). Сіе обѣтованіе, какъ я сказалъ, утвердилъ Владыка Христосъ. Но Богъ далъ и другое не неопредѣленное обѣтованіе, и сказалъ такъ.

(12). Аще сохранятъ сынове твои завѣтъ Мой, и свидѣнія Моя сія, имже научу я, и сынове ихъ до вѣка сядутъ на престолѣ твоемъ. Таково обѣтованіе Владыки, но беззаконіе ихъ пресѣкло продолженіе царства. Ибо вскорѣ Соломонъ, впадши въ нечестіе, навлекъ на себя гнѣвъ Божій; а потому престолъ присвоенъ похитителями, и десять колѣнъ признали царство другаго; въ послѣдствіи же со временемъ и у двухъ колѣнъ не стало царства Давидова.

(13). Яко избра Господь Сіона, изволи ѝ въ жилище Себѣ. Издавна Ты, Владыка, говоритъ Пророкъ, предпочелъ Сіонъ инымъ городамъ, и содѣлалъ его жилищемъ Своимъ.

(14). Сей покой Мой во вѣкъ вѣка. Ты изрекъ сіе, Владыка, и обѣщалъ всегда упокоеваться въ Сіонѣ. И сіе пришло въ исполненіе. Ибо, хотя древній храмъ, по неистовству Іудеевъ, и разоренъ, но тамъ снова мѣста и креста, и воскресенія, и вознесенія, по благодати Божіей чествуются, и со всей суши и со всего моря притекаетъ всякій почерпать источаемое ими благословеніе.

Здѣ вселюся, яко изволихъ ѝ. И сіе исполнилось, и произошла нѣкая перемѣна въ мѣстѣ вселенія. Пророческое слово воспомянуло о Сіонѣ, а на немъ мѣсто и креста и воскресенія.

(15). Ловитву его благословляяй благословлю. А Симмахъ перевелъ: пищу его благословляя благословлю, то-есть, подамъ имъ обиліе всѣхъ благъ.

Нищыя его насыщу хлѣбы. Подамъ и нуждающимся, чѣмъ удовлетворить потребности.

(16). Священники его облеку во спасеніе. Что выше назвалъ правдою, то здѣсь наименовалъ спасеніемъ; потому что спасеніе — плодъ правды.

И преподобніи его радостію возрадуются. Любители же благочестія исполнятся всякаго веселія.

(17). Тамо возращу рогъ Давидови. По понятію, какое представляется съ перваго раза, указывается симъ на Зоровавеля. Но поелику Зоровавель власти народоправленія не передалъ ни потомкамъ, ни дѣтямъ; то никто не въ правѣ назвать его рогомъ, какъ управлявшаго народомъ малое время; потому что рогъ означаетъ нѣчто крѣпкое и постоянное. Поелику же пророчество не приличествуетъ Зоровавелю; то слово сіе предвозвѣщаетъ по плоти Христово рожденіе. Такъ блаженный Петръ сказалъ въ Дѣяніяхъ: Пророкъ сый, Давидъ, и вѣдый, яко клятвою клятся ему Богъ отъ плода чреслъ его по плоти воздвигнути Христа, посадити на престолѣ его, предвидѣвъ, глагола о воскресеніи Его (Дѣян. 2, 30-31).

Уготовахъ свѣтильникъ помазанному Моему. Свѣтильникомъ опять пророческое слово именуетъ сущій отъ Давида храмъ, пріявшій въ себя свѣтъ Божества.

(18). Враги его облеку студомъ, на немъ же процвѣтетъ святыня Моя. Свидѣтели сего студа — Іудеи, возлюбившіе вражду и понесшіе стыдъ. А святыня — Церкви по всей землѣ и на морѣ, именуемыя тѣломъ Владыки Христа и отъ Него пріемлющія источники освященія.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 369-375. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0