Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 134-го.

Аллилуіа. Пѣснь степеней. Это другая хвалебная пѣснь, и она вознесена Богу получившими освобожденіе. Слово: аллилуія было уже нами истолковано.

(1). Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Поелику естество Божіе невидимо, повелѣвается же пѣснословить оное; то справедливо сказалъ Пророкъ: хвалите имя Господне. Довольствуйтесь, говоритъ онъ, именованіемъ Бога, и не домогайтесь видѣть, что не дозволено видѣть.

(2). Стоящіе во храмѣ Господни, во дворѣхъ дому Бога нашего. Избавившись отъ рабства вавилонскаго, и наслаждаясь благолѣпіемъ дворовъ Божіихъ, говоритъ Пророкъ, воспойте Подателя сихъ благъ.

(3). Хвалите Господа, яко благъ Господь. Предметомъ пѣснопѣнія изберите благость Воспѣваемаго.

Пойте имени Его, яко добро. И отъ сего произойдетъ много для васъ пользы. Потомъ Пророкъ напоминаетъ объ оказанныхъ Имъ благодѣяніяхъ.

(4). Яко Іакова избра Себѣ Господь, Израиля въ достояніе Себѣ. Симмахъ перевелъ такъ: и Израиля въ избранники Себѣ, то-есть сподобилъ его великаго попеченія, назвалъ собственнымъ Своимъ народомъ, и хотя печется о всѣхъ людяхъ, однако же преимущественно заботится о немъ. Сіе сказалъ и блаженный Моѵсей: егда раздѣляше Вышній языки, яко разсѣя сыны Адамовы, постави предѣлы языковъ по числу Ангелъ Божіихъ. И бысть часть Господня, людіе Его Іаковъ: ýже наслѣдiя Его Израиль (Втор. 32, 8-9).

(5). Яко азъ познахъ, яко велій Господь, и Господь нашъ надъ всѣми боги. Изъ самыхъ дѣлъ, говоритъ Пророкъ, узнали мы силу Бога нашего, дознали, что никакъ не могутъ сравняться съ Нимъ покланяемые другими народами боги; потому что съ Сущимъ и Сущимъ вѣчно никто не сравниваетъ вовсе несуществующаго. Потомъ могущество Божіе доказываетъ Пророкъ дѣломъ творенія.

(6). Вся елика восхотѣ Господь, сотвори на небеси и на земли, въ моряхъ и во всѣхъ безднахъ. Приведенное въ бытіе соразмѣрно не силѣ, но волѣ; потому что могъ создать во много кратъ большее число и гораздо большихъ тварей, но восхотѣлъ сотворить именно столько и такихъ тварей. Впрочемъ Ему принадлежатъ всѣ твари, небо и все небесное, земля и все земное, море и все, чтó въ немъ. Безднами же называетъ Пророкъ безпредѣльное множество водъ. Слово: моря употребилъ во множественномъ числѣ, потому что одно море дѣлится на многія. Такъ есть Атлантическій заливъ, океанъ, моря: Тирренское; Іопійское, Эгейское, Аравійское, Индійское, понтъ Евксинскій, Пропонтида, Геллеспонтъ и другія моря многочисленнѣйшія сказанныхъ.

(7). Возводя облаки отъ послѣднихъ земли; потому что водное естество, стремящееся внизъ, словомъ Божіимъ возводится вверхъ, носится въ превыспреннихъ и орошаетъ сушу. Сказалъ же Пророкъ, что оно возводится отъ послѣднихъ земли; потому что составляется изъ морскихъ водъ, а морскіе заливы суть предѣлы земли.

Молніи въ дождь сотвори. Молніями предвѣщаетъ ниспосланіе дождей, и являетъ въ томъ чудо, которое всего необычайнѣе; потому что молніеносный огонь, пробѣгая по водамъ, и водъ не согрѣваетъ, и самъ не угасаетъ.

Изводяй вѣтры отъ сокровищь своихъ. Подъ сокровищами вѣтровъ не разумѣетъ какія либо влагалища. Но поелику Божіе изволеніе часто восхотѣвъ безъ труда приводитъ въ движеніе воздухъ, самъ по себѣ безвѣтренный; то Пророкъ и назвалъ сіе сокровищами вѣтровъ; потому что, едва дастъ Свое манованіе Богъ, повсюду являются вѣтры. Такъ, указавъ на дѣло творенія вообще и на Промыслъ, Пророкъ описываетъ потомъ благодѣянія, оказанныя Іудеямъ.

(8). Иже порази первенцы египетскія, отъ человѣка до скота. Послѣднюю казнь Пророкъ поставилъ на первомъ мѣстѣ, потому что послѣ нея Іудеи получили свободу.

(9). Посла знаменія и чудеса посредѣ тебе Египте. Симъ обозначилъ многоразличныя чудеса и наказанія.

На фараона и на вся рабы его. Ибо и царское достоинство не могло избавить его отъ ниспосылаемыхъ Богомъ наказаній, но и подданные и царь подпадали однимъ и тѣмъ же бѣдствіямъ. Такъ и великому Моѵсею изрекъ Богъ всяческихъ: вотъ поражу всякаго первенца египетскаго, отъ первенца фараонова, иже сѣдитъ на престолѣ, даже до первенца рабыни, яже у жерновъ (Исх. 11, 4-5).

(10). Иже порази языки многи — народы, населявшіе древле Палестину.

И изби цари крѣпки. (11). Сиона, царя амморейска, и Ога, царя васанска. Царства ихъ сокрушилъ божественный Моѵсей.

И вся царствія ханаанска. Сихъ покорилъ блаженный Іисусъ, и страны и города, ими занимаемые, раздѣлилъ Божію народу. О семъ и здѣсь говоритъ Пророкъ.

(12). И даде землю ихъ достояніе, достояніе Израилю людемъ Своимъ; потому что землю, бывшую издревле во владѣніи оныхъ злочестивыхъ царей, какъ нѣкое отеческое наслѣдіе, далъ Израилю Богъ ихъ.

(13). Господи имя Твое въ вѣкъ, и память Твоя вь родъ и родъ. Величіе совершенныхъ Тобою чудесъ для всѣхъ содѣлало вѣдомымъ имя Твое, и память о Твоихъ благодѣяніяхъ сохранится въ будущіе роды.

(14). Яко судити имать Господь людемъ Своимъ, и о рабѣхъ Своихъ умолится. Ибо не презришь, видя, что непріязненные нападаютъ на насъ, и не наложишь наказаній, какихъ достойны грѣхи наши; но будешь милостивъ и снисходителенъ. Такъ, показавъ силу Сущаго Бога, Пророкъ осмѣиваетъ немощь боговъ, такъ именуемыхъ, но не существующихъ. И поелику наименовалъ ихъ богами, то показываетъ, что не принадлежитъ имъ, какъ дѣйствительность, такъ и самое названіе.

(15). Идоли языкъ сребро, и злато, дѣла рукъ человѣческихъ. Богъ нашъ, говоритъ Пророкъ, есть Творецъ всего; а они не только не имѣютъ творческой силы, но и сами видъ свой получили отъ искусства человѣческаго; потому что для состава ихъ нужны вещество и искусство.

(16). Уста имутъ, и не возглаголютъ, очи имутъ и не узрятъ. (17). Уши имутъ, и не услышатъ. Имѣютъ они у себя, говоритъ Пророкъ, изображенія чувственныхъ орудій, но лишены ихъ дѣятельности.

Ниже бо есть духъ во устѣхъ ихъ. А сего причастно и естество безсловесныхъ; потому что каждое животное дышетъ; идолы же непричастны сего даже наравнѣ съ безсловесными.

(18). Подобни имъ да будутъ творящіи я, и вси надѣющіися на ня. Достойны этой безчувственности и дѣлающіе идоловъ, и покланяющіеся имъ. Ибо тѣмъ, которые одарены словомъ и признаютъ богами лишенное жизни и дара слова, справедливо быть причастниками безсловесія боговъ своихъ.

(19). Доме Израилевъ благословите Господа. Они, говоритъ Пророкъ, удостоиваютъ такого служенія неодушевленныхъ идоловъ: а вы пѣснословьте Творца всѣхъ.

Доме Ааронь благословите Господа. Пророкъ отличаетъ іереевъ отъ народа, и повелѣваетъ пѣснословить особо, показывая ихъ отличіе.

Доме Левіинъ благословите Господа. Здѣсь опять иное отличіе; потому что Левиты досточестнѣе другихъ, но ниже іереевъ. Посему, чтобы и они не восхищали священническаго достоинства (а древле еще при жизни божественнаго Моѵсея отважились на это); то по необходимости отличилъ и ихъ отъ іереевъ.

(20). Боящіися Господа благословите Господа. И это иной чинъ, — люди, не отъ Іакова ведущіе родъ свой, но возлюбившіе его благочестіе. Наименовалъ же такъ Пророкъ благочестивыхъ пришельцевъ. Достаточно же и сего для вразумленія Іудеевъ, что Богъ всяческихъ сродство нравамъ предпочитаетъ сродству тѣлесному.

(21). Благословенъ Господь отъ Сіона, живый во Іерусалимѣ. Благословляемый Богъ благословляетъ; но благославляетъ Онъ дѣломъ, а благословляется словомъ: и пѣснословящіе приносятъ въ даръ слова, а Онъ воздаетъ благословеніе дѣлами. Пророкъ сказалъ, что Богъ живетъ во Іерусалимѣ, не описуя естества Божія пребываніемъ тамъ, но зная, что тамъ открывалось тогда Божіе присутствіе.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 378-383. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0