Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 135-го.

Аллилуія. И сію пѣснь пророческая благодать сложила для возвращавшихся изъ плѣна Іудеевъ, многими вразумленіями доставляя имъ пользу.

(1). Исповѣдайтеся Господеви, яко благъ: яко въ вѣкъ милость Его. Принесите Богу, говоритъ Пророкъ, благодарственную пѣснь, памятуя ниспосланныя Имъ блага и удивляясь безмѣрной Его милости.

(2). Исповѣдайтеся Богу боговъ: яко въ вѣкъ милость Его. Подъ именемъ боговъ разумѣетъ здѣсь Пророкъ не идоловъ; потому что Бога не назвалъ бы Богомъ не сущихъ: нѣсть Богъ, Богъ мертвыхъ, но Богъ живыхъ (Матѳ. 22, 32). Посему богами называетъ сподобившихся чести священства и именуемыхъ сынами Божіими. Такъ и въ законѣ сказано: боговъ да не злословиши, и князю людей твоихъ да не речеши зла (Исх. 22, 28): и: сынъ мой первенецъ Израиль (Исх. 11, 22), устами Исаіи говоритъ Богъ: сыны родихъ и возвысихъ (Ис. 1, 2); и въ псалмахъ: Азъ рѣхъ: бози есте и сынове Вышняго вси (Псал. 81, 6). Симъ-то назвалъ Пророкъ богами, какъ именовавшихся сынами Божіими.

(3). Исповѣдайтеся Господеви господей: яко въ вѣкъ милость Его. И цари и князи, отъ Бога пріявъ власть, владычевствуютъ надъ подчиненными. Такъ и Господь сказалъ: цари языкъ господствуютъ ими, и князи обладаютъ ими (Матѳ. 20, 25). Но и нѣкоторые изъ Ангеловъ именуются господствами. Потому и божественный Апостолъ сказалъ: аще бо и суть глаголеміи бози (много глаголемыхъ, но не дѣйствительныхъ, участвующихъ въ имени, а не въ существѣ), или на небеси или на земли: якоже суть бози мнози: но намъ единъ есть Богъ Отецъ, изъ Него же вся, и мы у Него, и единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имже вся и мы Тѣмъ (1 Кор. 8, 5-6). Его-то псаломъ назвалъ Господомъ истинныхъ господей.

(4). Сотворшему чудеса велія единому: яко въ вѣкъ милость Его. Чудотворенія совершаются и усердными служителями Его; но Божіими называемъ чудеса Моѵсеевы, Іисусовы, Иліины, равно какъ и знаменія, совершенныя священными Апостолами. Посему Пророкъ справедливо единаго Бога назвалъ Творцемъ чудесъ веліихъ. Потомъ указуетъ онъ и великія творенія Его.

(5). Сотворшему небеса разумомъ: яко въ вѣкъ милость Его; потому что и одно видимое небо проповѣдуетъ Божію премудрость; велики — и обширность, и красота, и долговѣчность неба.

(6). Утвердившему землю на водахъ: яко въ вѣкъ милость Его. И то достойно удивленія, превышаетъ человѣческое разумѣніе, что земля, окруженная отвсюду водами, стоитъ и пребываетъ въ собственномъ своемъ естествѣ. Справедливо-же пѣснописецъ ко всѣмъ симъ изреченіямъ присовокупляетъ упоминаніе о вѣчной милости; потому что, не по собственной нуждѣ, но по единому челоколюбію, создалъ все Человѣколюбецъ.

(7). Сотворшему свѣтила велія единому: яко въ вѣкъ милость Его. Человѣкъ, причастникъ Божественнаго промышленія, возжигаетъ обыкновенно свѣтильники, но въ совокупности взятый земный огонь не уподобляется сіянію одной звѣзды; свѣтоноснѣе же всѣхъ звѣздъ и самой луны солнце; потому что появляясь, и звѣзды дѣлаетъ оно невидимыми, и ослабляетъ лучи луны.

(8). Солнце во область дне: яко въ вѣкъ милость Его. (9). Луну и звѣзды во область нощи: яко въ вѣкъ милость Его. Богъ раздѣлилъ свѣтиламъ время, и солнечными лучами производитъ день, а луною и звѣздами освѣщаетъ нощь, а чрезъ сіе показываетъ собственную Свою благость.

(10). Поразившему Египта съ первенцы его: яко въ вѣкъ милость Его. При семъ, можетъ быть, спроситъ кто: какъ милостію устрояется смерть? Посему, пусть обратитъ вниманіе на рѣшеніе предложеннаго вопроса, а именно, что Богъ, по милосердію къ обидимымъ, наказываетъ обидчиковъ. Ибо Пророкъ и здѣсь присовокупилъ сіе.

(11). И изведшему Израиля изъ среды ихъ: яко въ вѣкъ милость Его. Милость къ Израилю была причиною наказанія Египтянъ, но милость и наказаніе срастворены правдою; потому что Израильтянъ помиловалъ справедливо, и Египтянъ наказалъ законно.

(12). Рукою крѣпкою и мышцею высокою: яко въ вѣкъ милость Его. Рукою назвалъ Пророкъ дѣйственность, мышцею — крѣпость, а тѣмъ и другимъ далъ разумѣть, что Богъ, совершивъ спасеніе народа Своего, открылъ тѣмъ собственную Свою силу.

(13). Раздѣльшему Чермное море въ раздѣленія: яко въ вѣкъ милость Его. Иные, слѣдуя іудейскимъ баснямъ, утверждали, что въ Чермномъ морѣ произошли раздѣленія, равночисленныя двѣнадцати колѣнамъ; потому что Пророкъ сказалъ: раздѣленія, а не раздѣленіе. Но имъ должно было знать, что по разсѣченіи моря на двѣ части, изъ одного стало два. Вода имъ стѣна бысть одесную, и стѣна ошуюю (Исх. 14, 29). Посему-то разсѣченіе моря на двѣ части Пророкъ назвалъ раздѣленіями.

(14). И проведшему Израиля посредѣ его: яко въ вѣкъ милость Его: (15). И истрясшему фараона и силу его въ море Чермное: яко въ вѣкъ милость Его. Его могущества дѣломъ было то и другое, и что Израильтяне удобно перешли море, и что Египтяне погребены въ водахъ.

(16). Проведшему люди Своя въ пустыни: яко въ вѣкъ милость Его. И это доказательство Божіей силы, — столько народа и столько времени пропитать въ пустынѣ, снабжать его въ обиліи необходимымъ.

(17). Поразившему цари велія: яко въ вѣкъ милость Его. (18). И убившему цари крѣпкія: яко въ вѣкъ милость Его. И на сіе уже сдѣлано нами краткое толкованіе.

(19). Сиона царя амморейска: яко въ вѣкъ милость Его: (20). И Ога царя васанска: яко въ вѣкъ милость Его. Не безъ намѣренія Пророкъ, прейдя молчаніемъ другихъ царей, преимущественно упомянулъ о сихъ, но желая напомянуть Израильтянамъ Богоданную побѣду; потому что цари сіи славились силою, могуществомъ и тѣлеснымъ ростомъ. Огъ, по причинѣ великаго тѣлеснаго роста, употреблялъ желѣзный одръ, девяти лактей въ длину и пяти въ ширину.

(21). И давшему землю ихъ достояніе: яко въ вѣкъ милость Его: (22). Достояніе Израилю рабу Своему: яко въ вѣкъ милость Его. Истребивъ всѣхъ ихъ и предавъ смерти, Израиля сдѣлалъ владѣтелемъ земли ихъ.

(23). Яко во смиреніи нашемъ помяну ны Господь: яко въ вѣкъ милость Его. (24). И избавилъ ны есть отъ враговъ нашихъ: яко въ вѣкъ милость Его. О семъ упоминаетъ и блаженный Моѵсей; ибо говоритъ: возстенаша сынове Израилевы отъ дѣлъ, и взыде вопль ихъ къ Богу (Исх. 2, 23). Но и снова умилосердился, когда были плѣнниками, и возвратилъ ихъ въ отечественную землю.

(25). Даяй пищу всякой плоти: яко въ вѣкъ милость Его. Отъ Промысла частнаго Пророкъ переходитъ снова къ всеобщему, возвѣщая Божіе попеченіе о всемъ. Ибо не только людямъ, но и безсловеснымъ, даетъ приличную пищу. Такъ и Господь въ священномъ Писаніи говоритъ: воззрите на птицы небесныя, яко не сѣютъ, ни собираютъ въ житницы, и Отецъ вашъ небесный питаетъ ихъ (Матѳ. 6, 26).

(26). Исповѣдайтеся Богу небесному: яко въ вѣкъ милость Его. Богъ есть Богъ всѣхъ; потому что Творецъ всего, но собственно именуется Богомъ небеснымъ; потому что служатъ Ему на небѣ обитающіе Ангелы, и страна эта чиста отъ грѣха.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 384-388. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0