Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 136-го.

Псаломъ сей не надписанъ у Евреевъ, нѣкоторые же, рѣшившись на смѣлое дѣло, надписали: Давиду Іереміемъ, и прибавили: не надписанъ у Евреевъ. Но самый составъ надписанія провозглашаетъ неразуміе надписавшихъ; потому что Іеремія не былъ отведенъ съ плѣнными въ Вавилонъ, и проведя нѣсколько времени въ Іерусалимѣ, вынужденный беззаконными Іудеями, вмѣстѣ съ ними долженъ былъ идти въ Египетъ. Посему прилично ли Іереміи сказать: на рѣкахъ Вавилонскихъ, тамо сѣдохомъ и плакахомъ? Но какъ то, что псаломъ ни мало не принадлежитъ Пророку Іереміи, явствуетъ изъ сказаннаго; такъ и содержаніе псалма ясно. Отведенные въ плѣнъ и потомъ возвратившіеся разсказываютъ въ немъ, чтó было въ Вавилонѣ.

(1). На рѣкахъ Вавилонскихъ, тамо сѣдохомъ и плакахомъ, внегда помянути намъ Сіона. Предающіеся скорби обыкновенно уходятъ въ мѣста пустынныя, и тамъ оплакиваютъ собственныя свои бѣдствія. Посему и Іудеи, сидя на утесистыхъ берегахъ рѣкъ, и размышляя о запустѣніи своего столичнаго города, проливали обильныя слезы, уподоблявшіяся рѣчнымъ потокамъ.

(2). На вербіихъ посредѣ его обѣсихомъ органы наша; потому что совершенно стали для нихъ безполезны. Законъ предписывалъ на одномъ только мѣстѣ совершать Богослуженіе.

(3). Яко тамо вопросиша ны плѣншіи насъ о словесѣхъ пѣсней, и ведшіи насъ о пѣніи: воспойте намъ отъ пѣсней сіонскихъ. Насмѣхаясь надъ нами, издѣваясь надъ нашими бѣдствіями, приказывали намъ пѣть, и нашими пѣснями услаждать ихъ, не для того, чтобы получить имъ отъ сего какую либо пользу, но чтобы посмѣяться надъ нами.

(4). Како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей? Но зная, что повелѣваемое противно закону, не уступили мы желанію приказывавшихъ. А сіе служитъ обличеніемъ беззаконныхъ Іудеевъ, которые ревнуютъ объ исполненіи закона, и предписанное закономъ исполняютъ внѣ узаконенныхъ мѣстъ.

(5). Аще забуду тедѣ, Іерусалиме, забвена буди десница моя. (6). Прилпни языкъ мой гортани моему, аще не помяну тебе. Сіе говорить научаетъ ихъ Пророкъ, чтобы незабвенно памятовать имъ о священномъ градѣ, и ободряя себя надеждою возвращенія, не обучаться злочестію плѣнившихъ. Посему говорятъ: и вдали находясь отъ тебя, Іерусалимъ, не предавалъ я забвенію мысли о тебѣ; а если сдѣлаю это, пусть потерплю тогда сказанное мною, и не улучу помощи свыше. Сію-то помощь Пророкъ называетъ десницею.

(6). Аще не предложу Іерусалима, яко въ началѣ веселія моего. Верхъ веселія для меня — зрѣніе на тебя, Іерусалимъ, обновленіе твое, торжество среди тебя; потому что въ нихъ нахожу истинное наслажденіе.

(7). Помяни Господи, сыны эдомскія въ день Іерусалимль, глаголющія: истощайте, истощайте, до основаній его. Идумеи, происходя отъ Исава, продолжали сохранять въ себѣ отеческую непріязненность. Когда Іерусалимъ былъ сожженъ и разоренъ, радуясь этому говорили они: истощайте, истощайте, до основаній его; то есть, разрушайте его въ конецъ, чтобы не оставалось даже и слѣдовъ основаній.

(8). Дщи вавилоня окаянная. Такъ судъ Іудеевъ предоставивъ Богу, Пророкъ и Вавилону предсказываетъ будущую погибель. Называетъ же его окаяннымъ, потому что будетъ бѣдствовать. Акила вмѣсто окаянная сказалъ: разграбленная.

Блаженъ, иже воздастъ тебѣ воздаяніе твое, еже воздала еси намъ. Что это значитъ?

(9). Блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень. Поелику Вавилоняне жестоко поступали съ младенцами іудейскими; то Пророкъ предрекаетъ имъ равное наказаніе. Посему ублажается Киръ, наказавшій Вавилонянъ и освободившій Іудеевъ; ублажается, не потому, что былъ питомцемъ истиннаго благочестія, но потому что далъ свободу народу благочестивому, и приказалъ построить Божій храмъ. Богъ пріемлетъ малые плоды, и вознаграждаетъ великими воздаяніями. Такъ прославилъ и двѣ лепты вдовицы.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 389-391. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0