Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 138-го.

Въ конецъ псаломъ Давиду. Въ иныхъ спискахъ прибавлено: Захаріинъ въ разсѣяніи; сего не нашелъ я ни въ еврейскомъ текстѣ, ни у Седмидесяти, ни у другихъ переводчиковъ; сдѣлалъ же прибавленіе сіе къ надписанію кто нибудь, выразумѣвъ псаломъ по своему усмотрѣнію. А въ псалмѣ содержится предреченіе о царѣ Іосіи. Онъ, произшедши отъ злочестиваго отца, бывъ внукомъ такого же дѣда, возгнушался ихъ нечестіемъ, упражнялся во всякой добродѣтели и воспламенившись Божественною ревностію, истребилъ всѣхъ идольскихъ жрецовъ, а возлюбившихъ благочестіе удостоивалъ всякаго попеченія. Сіе и предсказываетъ псаломъ. Пророческое же слово представляетъ, что сей Іосія молится и изумленъ предвѣдѣніемъ о немъ.

(1). Господи искусилъ мя еси, и позналъ мя еси. Къ испытанію добродѣтели служатъ не только нищета и безотрадность, но и царская власть и благоуспѣшность. Какъ испытываемся въ горестяхъ, въ состояніи ли мы мужественно переносить встрѣчающіяся скорби: такъ обнаруживаемъ себя и въ благоденствiи, и показываемъ, или что превозносимся благополучіемъ, или что знаемъ свойства сихъ благъ. Посему, блаженный Іосія послѣ того какъ было вручено ему царство, и благочестиво правилъ онымъ, справедливо сказалъ: Господи искусилъ мя еси, и позналъ мя еси.

Ты позналъ еси сѣданіе мое и востаніе мое. Все дозналъ Ты въ точности, что дѣлалъ я сидя, чтó совершалъ воставъ. Словами же: сѣданіе и востаніе изобразилъ свою жизнь. И это — выраженія чистой души и здравой совѣсти. Поелику сказалъ: искусилъ мя еси, и позналъ мя еси: то, чтобы не подумали иные, будто бы Богъ дознаетъ сдѣланное по концѣ дѣла, Пророкъ очень кстати присовокупилъ:

(2). Ты разумѣлъ еси помышленія моя издалеча. Издавна, и изъ начала, за много родовъ до моего созданія, Ты не только дѣянія мои предвидѣлъ, но предусмотрѣлъ и будущіе мои помыслы.

(3). Стезю мою и ýже мое Ты еси изслѣдовалъ. Ѳеодотіонъ перевелъ такъ: стезю мою и путь мой Ты изслѣдовалъ. Пророкъ путемъ и стезею называетъ дѣянія, а ýжемъ прямоту ихъ, взявъ образъ рѣчи съ строящихъ домы, которые по веревкѣ выравниваютъ стѣны. Въ точности, говоритъ Пророкъ, позналъ Ты дѣянія мои, и ни что мое не укрылось отъ твоего вѣдѣнія.

И вся пути моя провидѣлъ еси: (4). Яко нѣсть льсти въ языцѣ моемъ. Не только провидѣлъ Богъ всяческихъ, но предрекъ чрезъ Пророковъ; и Іеровоаму, когда приносилъ онъ жертву и Божеское чествование воздавалъ юницамъ, предвозвѣстилъ, что востанетъ Давиду сынъ, Iосія имя ему, предастъ смерти жрецовъ идольскихъ, и кости ихъ сожжетъ на этомъ жертвенникѣ (3 Цар. 13, 2).

Се Господи Ты позналъ еси, (5). Вся послѣдняя и древняя. Изъ самыхъ событій дозналъ, что имѣешь всякое вѣдѣніе и о томъ, что было древле, и о томъ, чего еще не было.

Ты создалъ еси мя, и положилъ еси на мнѣ руку Твою. Возможно ли чему изъ дѣлъ моихъ укрыться отъ Тебя, Творца моего, создавшаго меня во чревѣ матернемъ и сподобившаго всякаго о мнѣ промышленія? Сказанное же: положилъ еси на Мнѣ руку Твою подобно сему: руцѣ Твои сотвористѣ мя, и создастѣ мя (Псал. 113, 73), и означаетъ вмѣстѣ и промышленіе по созданіи.

(6). Удивися разумъ Твой отъ мене: утвердися, не возмогу къ нему. Изъ совершившагося со мною позналъ я силу Твою; и желая воспѣвать Твою премудрость, и бывъ не въ силахъ сдѣлать это по достоинству, признаю себя побѣжденнымъ. Такъ, выразивъ удивленіе, и вѣдѣнію и предвѣдѣнію Бога всяческихъ, тому, что ничто отъ Него не сокрыто, ни что было, ни что будетъ, Пророкъ переходитъ къ другому предмету, говоря слѣдующее:

(7). Камо пойду отъ Духа Твоего и отъ лица Твоего камо бѣжу? Возможно ли укрыться бѣглецу отъ Того, Кто такъ ясно все знаетъ? Надлежитъ же замѣтить, что, по ученію Пророка, и Богъ и Всесвятый Духъ имѣетъ туже дѣйственность. Камо пойду отъ Духа Твоего, говоритъ онъ, и отъ лица Твоего, камо бѣжу? А у кого одна дѣйственность, у тѣхъ, конечно одна и сила; и у кого одна сила, у тѣхъ и одно естество. Слѣдовательно одно естество Бога и Духа.

(8). Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во адъ, тамо еси. Все наполняешь, и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и адъ — край глубины. Прекрасно же о небѣ сказалъ: Ты тамо еси, и объ адѣ — тамо еси; потому что въ обитающихъ на небѣ Ангелахъ упокоевается, всюду же и всѣмъ присущь. О Немъ, по словамъ божественнаго Апостола, живемъ, движемся и есмы (Дѣян. 17, 28).

(9). Аще возму крилѣ мои рано, и вселюся въ послѣднихъ моря, (10). И тамо бо рука Твоя наставитъ мя, и удержитъ мя десница Твоя. Словомъ: рано, Пророкъ означилъ востокъ, а словами: послѣдняя моря, — западъ. Ибо къ высотѣ и глубинѣ присовокупилъ долготу и широту, показывая неописуемость естества Божія. Опытъ сего могущества извѣдалъ на себѣ Пророкъ Іона. Ибо, покусившись бѣжать отъ Бога всяческихъ, былъ взятъ, связанъ волнами, какъ бы въ заключеніе какое отданъ киту, и приведенъ въ городъ, въ которой былъ посланъ. Посему и здѣсь оказываются истинными слова пророчества: аще вселюся въ послѣднихь моря, тамо рука Твоя наставитъ мя, и удержитъ мя десница Твоя.

(11). И рѣхъ: еда тма поперетъ мя: и нощь просвѣщеніе въ сладости моей. Симмахъ перевелъ это такъ: если скажу: можетъ быть, тма покроетъ меня, то-есть, прибѣгну ли къ восходящему, или заходящему, солнцу, не укроюсь отъ Твоего могущества. Если покушусь укрыться во тмѣ ночной, и тогда не останусь въ безвѣстности; потому что и тма для Тебя свѣтъ.

(12). Яко тма не помрачится отъ Тебе, и нощь яко день просвѣтишся. Симмахъ перевелъ такъ: и тма предъ Тобою не будетъ темною, но и ночь окажется днемъ, то-есть, тма — для меня тма, я различаю и свѣтъ и тму, а Тебѣ мысленному Свѣту, и ночь свѣтла, свѣтозарнѣе всякаго полудня.

Яко тма ея, тако и свѣтъ ея. Какъ мрачна для меня ночь, такъ свѣтла для Тебя.

(13). Яко Ты стяжалъ еси утробы моя. Не просто говорю сіе, но предвѣщаемый Твоею благодатію, отъ Тебя пріявъ озареніе помысловъ. Ибо утробами назвалъ здѣсь Пророкъ помыслы. Поелику вожделѣвательная сила заключена въ утробѣ, а помыслы пріемлютъ на себя прираженіе оной; то помыслы назвалъ посему утробами.

Воспріялъ мя еси изъ чрева матери моея. Ты сталъ для меня и пѣстуномъ, и попечителемъ, и наставникомъ, и едва только исшедши изъ матерняго чрева, пользовался я Твоимъ о мнѣ промышленіемъ.

(14). Исповѣмся Тебѣ, яко страшно удивился еси: чудна дѣла Твоя, и душа моя знаетъ зѣло. Посему, продолжаю пѣснословить Тебя, Твоими великими дѣлами озаряемый и возбуждаемый къ пѣснопѣнію.

(15). Не утаися кость моя отъ Тебе, юже сотворилъ еси въ тайнѣ, и составъ мой въ преисподнихъ земли. Все, касающееся меня, говоритъ Пророкъ, въ точности знаешь Ты; потому что Ты образовалъ меня, скрывавшагося еще въ матернемъ чревѣ, и какъ бы находившагося въ крайней части земли извелъ на свѣтъ. Акила перевелъ сіе такъ: не сокрылись отъ Тебя кости мои, съ которыми сотворенъ я, и въ тайнѣ испещренъ, какъ въ преисподней земли. Ничто не можетъ укрыться отъ Тебя, образующаго естество человѣческое въ той сокровенной таибницѣ, гдѣ бытотворится всякое естество.

(16). Не содѣланное мое видѣстѣ очи Твои и въ книзѣ Твоей вси напишутся: во днехъ созиждутся, и никтоже въ нихъ. Симмахъ перевелъ такъ: меня, не имѣвшаго еще и вида, провидѣли очи Твои со всѣми написанными въ книгѣ Твоей, ни въ одномъ днѣ не имѣющими нужды по ихъ образованіи. Такъ видѣлъ Ты меня, говоритъ Пророкъ, прежде нежели былъ я образованъ и получилъ свой видъ, видѣлъ, какъ и тѣхъ, которые уже родились, стали совершенными, не имѣютъ нужды ни въ одномъ днѣ, и написаны въ книгахъ Твоихъ. О сихъ книгахъ упоминаетъ и блаженный Даніилъ; ибо говоритъ: судище сѣде, и книги отверзошася (Дан. 7, 10); и Господь въ священномъ Евангеліи: вамъ же и власи главніи вси изочтени суть (Матѳ. 10, 30). Подъ книгами же разумѣть должно всеобъемлющее Божіе вѣдѣніе и ничего незабывающую Божію память. Такъ, изобразивъ Божественное, Іосія открываетъ и собственное намѣреніе, не любочестіемъ водясь, но представляя образецъ полезнаго.

(17). Мнѣ же зѣло честны быша друзи Твои Боже, зѣло утвердишася владычествія ихъ. Сіе ясно показываетъ и исторія: потому что Божіихъ священниковъ удостоивалъ всякаго угожденія. Всѣ услышали обѣтованія, какія Богъ далъ Аврааму, говоря: благословлю благословящія тя: и кленущія тя проклену (Быт. 12, 3.) Сказанное же: утвердишася владычествія ихъ, Ѳеодотіонъ перевелъ такъ: укрѣпились нищіе ихъ; потому что, по беззаконіямъ злочестивыхъ царей, жившіе прежде въ скудости и нищетѣ, Іосіею удостоены всякой почести.

(18). Изочту ихъ, и паче песка умножатся, потому что злочестивые прежде, при благочестіи царя, просвѣтившись умомъ, воспѣли инымъ уже напѣвомъ, и возлюбили жизнь сообразную съ закономъ; и тѣ, которыхъ прежде удобно было исчислить, превзошли всякое число. Предвозвѣщаетъ же вмѣстѣ съ симъ пророческое слово и измѣненіе вселенной, совершившееся по вочеловѣченіи Бога и Спасителя нашего; потому что ревнители Богоугодной жизни въ каждомъ градѣ и въ каждой странѣ превышаютъ всякое число.

Востахъ, и еще есмь съ Тобою. Симмахъ перевелъ такъ: пробужусь, и всегда буду предъ Тобою; потому что, непрестанно возбуждая себя, отрясу сонъ лѣности, и сохраню въ умѣ памятованіе о Тебѣ. А за сіе буду пользоваться Твоимъ о мнѣ промышленіемъ.

(19). Аще избіеши грѣшники Боже: мужіе кровей уклонитеся отъ мене. (20). Яко ревниви есте въ помышленіихъ. Любящимъ добрыхъ свойственно гнушаться злыми. Посему, говоритъ Іосія, такъ какъ Ты, человѣколюбецъ, предаешь смерти грѣшниковъ, тѣмъ паче буду я чуждаться обращенія съ ними, зная упорный ихъ нравъ; потому что не терпятъ добрыхъ совѣтовъ, но отвергаютъ ихъ, по непреклонности сердца.

Пріимутъ въ суету грады Твоя. Не вопреки справедливости избиваешь Ты ихъ, но потому что напрасно населяютъ грады, никакой пользы не извлекая изъ Твоихъ законовъ.

(21). Не ненавидящія ли Тя Господи возненавидѣхъ? и о вразѣхъ Твоихъ истаяхъ? (22). Совершенною ненавистію возненавидѣхъ я: во враги быша ми. Твоей преданъ я любви, Владыка; одно съ Тобою хочу и любить и ненавидѣть. Поэтому, привязанныхъ къ благоугожденію Тебѣ и люблю и почитаю, а ненавидящихъ Тебя не только ненавижу, но скорбя о нихъ, истаеваю отъ скорби. Хотя ненавижу ихъ, какъ беззаконныхъ, но сожалѣю о нихъ, какъ о людяхъ; по естественному состраданію принужденъ плакать о нихъ, но гнушаюсь ими опять по великому ихъ лукавству.

(23). Искуси мя Боже и увѣждь сердце мое: и стяжи мя, и разумѣй стези моя: (24). И виждь, аще путь беззаконія во мнѣ, и настави мя на путь вѣченъ. Хотя предполагаю это, однакоже умоляю Тебя, лучшаго Врача душъ, въ точности дознать жизнь мою, слѣдовать движенія сердца. Если найдешь во мнѣ что либо противное законамъ Твоимъ, молюсь Тебѣ, да исправитъ это премудрость Твоя, и да направитъ къ вѣчному шествію. Сіе изречено блаженнымъ Давидомъ, предречено же о блаженномъ Іосіи, но и всѣмъ желающимъ предлагается въ поводъ ко спасенію.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 395-402. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0