Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 139-го.

Въ конецъ, псаломъ Давиду. Блаженный Давидъ, гонимый Сауломъ, призываетъ въ помощь Бога всяческихъ.

(1). Изми мя, Господи, отъ человѣка лукава, отъ мужа неправедна избави мя. Неправедный есть Саулъ, неблагодарный и благодѣтелю; потому что старался убить блаженнаго Давида, который не только ничѣмъ не обидѣлъ его, но и дѣлалъ ему много добраго.

(2). Иже помыслиша неправду въ сердцѣ; весь день ополчаху брани. Не только водился онъ лукавыми помыслами, но къ помысламъ присовокуплялъ и дѣла. Вмѣсто: весь день Симмахъ перевелъ: всякій день.

(3). Изостриша языкъ свой яко зміинъ: ядъ аспидовъ подъ устнами ихъ; потому что Саулъ многократно употреблялъ хитрость, намѣревался убить Давида, многократно, поклявшись и говоря съ нимъ дружелюбно, нарушалъ клятвы. Посему, притворный нравъ и сокрытое лукавство справедливо уподобилъ Пророкъ яду пресмыкающихся животныхъ.

(4). Сохрани мя Господи изъ руки грѣшничи, отъ человѣкъ неправедныхъ избави мя. Молитва, — приличная Праведнику; потому что проситъ не погибели врагамъ, но себѣ спасенія.

Иже помыслиша запяти стопы моя. Блаженный Давидъ, изгнанный Сауломъ, бѣжалъ къ иноплеменникамъ, они-же были злочестивые и дѣлатели всякаго беззаконія. А потому Давидъ и достоинъ удивленія, что вездѣ былъ хранителемъ благочестія, не соглашался раболѣпствовать нуждамъ; хотя этотъ гонитель мой, говоритъ Давидъ, едва не запялъ стопы моего благочестія.

(5). Скрыша гордіи сѣть мнѣ, и ýжы препяша сѣть ногама моима: (6) При стези соблазны положиша ми. Гордымъ называетъ Пророкъ самаго Саула, а сѣтію, ýжами и соблазнами — различныя злоумышленія, подстереженія и засады. Сказалъ же сіе иносказательно, переносный образъ рѣчи заимствовавъ отъ ловцевъ, употребляющихъ силки, западни и сѣти.

(7). Рѣхъ Господеви: Богъ мой еси Ты. А я, пренебрегши все человѣческое, Тебѣ предалъ себя, Тебя знаю Господа и Бога, и отъ Тебя ожидаю помощи.

Внуши Господи гласъ моленія моего. (8). Господи, Господи, сила спасенія моего. Усугубленіе сіе показываетъ въ молящемся вѣрующаго и любящаго. Въ Тебѣ, говоритъ, имѣю надежду спасенія, потому что Ты одинъ можешь даровать спасеніе.

Осѣнилъ еси надъ главою моею въ день брани. И это дозналъ я опытомъ. Ибо, когда принялъ на себя единоборство съ Голіаѳомъ, и когда вступалъ въ сраженіе съ иноплеменниками, Ты, какъ бы щитомъ, ограждалъ меня Своею помощію.

(9). Не предаждь мене, Господи, отъ желанія моего грѣшнику. Симмахъ перевелъ сіе такъ: не дай Господи пожеланій законопреступнаго; а подобно сему перевели Ѳеодотіонъ и Акила, то-есть, желающему умерщвленія моего не дай увидѣть исполненіе пожеланія. По переводу же Седмидесяти должно понимать такъ: да не получитъ чрезъ меня, чего желаетъ; потому что я желаю спастись, а онъ желаетъ убить меня; поэтому не предай ему моего желанія.

Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Весь помыслъ устремляютъ къ тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышленія Твоего, чтобы не подать имъ повода къ похвальбѣ.

(10). Глава окруженія ихъ: трудъ устенъ ихъ покрыетъ я. Здѣсь Пророкъ предсказываетъ имъ будущія бѣдстія. Яснѣе же это перевелъ Симмахъ: ожесточеніе окружающихъ меня, утружденіе устъ ихъ да закроетъ ихъ. Пусть впадутъ въ то, что сами злоумышляютъ; пусть потерпятъ, чтó устрояютъ мнѣ, и пусть ожесточившаяся злоба покроетъ совершенно тѣхъ, которые водятся ею. Сіе подобно сказанному въ псалмѣ седьмомъ: ровъ изры, и ископа ѝ, и падетъ въ яму, юже содѣла (Псал. 7, 16).

(11). Падутъ на нихъ углія, и огнемъ низложиши я. Какъ бы нѣкіимъ огнемъ, истребишь ихъ гнѣвомъ.

Въ страстехъ: и не постоятъ. Впадутъ въ бѣдствія, и не преодолѣютъ ихъ. А сіе сбылось съ Сауломъ во время войны съ Филистимлянами; потому что, убитый тамъ, пріялъ конецъ жизни.

(12). Мужъ языченъ не исправится на земли. Симъ Пророкъ даетъ разумѣть тѣхъ, которые постоянно клеветали на него Саулу, Доика, Зифеевъ и другихъ, употреблявшихъ много клеветъ. И показываетъ, что ради богатства и властительства дозволяющіе себѣ лживыя рѣчи не достигаютъ цѣли, и не получаютъ желаемаго.

Мужа неправедна злая уловятъ во истлѣнiе. Сіе и потерпѣлъ Саулъ; потому что окруженъ былъ на брани, и получилъ смертоносный ударъ.

(13). Познахъ, яко сотворитъ Господь судъ нищимъ и месть убогимъ. Дозналъ я, говоритъ Пророкъ, справедливость Божія приговора, и знаю, что лишеннымъ всякой человѣческой помощи не попуститъ потерпѣть вредъ отъ враговъ, но совершитъ наказаніе, заслуженное поступающими несправедливо.

(14). Обаче праведніи исповѣдятся имени Твоему, и вселятся правіи съ лицемъ Твоимъ. Посему, ликъ праведныхъ, сподобляясь отъ Тебя сего попеченія, пѣснословитъ Тебя. Всегда представляя Тебя предъ собою и думая, что видятъ лице Твое, любятъ они Твое превосходство. Подобно сему сказанное и въ псалмѣ пятнадцатомъ: предзрѣхъ Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, и не подвижуся (Псал. 15, 8).

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 403-406. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0