Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 140-го.

Псаломъ Давиду. И сей псаломъ заключаетъ въ себѣ одну мысль съ предыдущимъ. Гонимый Сауломъ умоляетъ Бога.

(1). Господи, воззвахъ къ Тебѣ, услыши Мя. Воззваніемъ называетъ Пророкъ ревность души. Такъ и молчавшему Моѵсею Богъ сказалъ: что вопіеши ко Мнѣ (Исх. 14. 15).

Вонми гласу моленія моего, внегда воззвати ми къ Тебѣ. Съ благоволеніемъ, говоритъ Пророкъ, пріими моленіе мое, Владыка.

(2). Да исправится молитва моя яко кадило предъ Тобою: воздѣяніе руку моею, жертва вечерняя. Съ молитвою соединилъ Пророкъ упражненіе въ добродѣтели. Ибо сіе означаетъ воздѣяніе рукъ; потому что руки даны намъ на дѣланіе. Пророкъ умоляетъ, чтобы молитва возносилась, подобно куренію ѳиміама, и была также благоуханна, а равно и распростертіе рукъ уподоблялось жертвѣ вечерней. Упомянулъ же о жертвѣ вечерней, а не утренней, потому, что находился въ бѣдствіяхъ и скорбяхъ, а бѣдствіе подобно тмѣ и ночи.

(3). Положи Господи храненіе устомъ моимъ, и дверь огражденія о устнахъ моихъ. Создатель далъ языку двѣ ограды, ограду зубовъ и ограду устенъ, удерживая симъ неразумныя его стремленія. Впрочемъ Пророкъ испрашиваетъ другаго храненія, чтобы въ негодованіи не сказать чего нибудь неприличнаго. А что, гонимый Сауломъ, не позволялъ онъ себѣ сказать иногда что-либо хульное, свидѣтельствуетъ объ этомъ исторія. Когда другіе покушались убить Саула, Давидъ именовалъ его христомъ Господнимъ, и обращая къ нему рѣчь, называлъ себя рабомъ его; возвѣстившаго же объ убіеніи Саула и хвалившагося, что имъ совершено убійство, предалъ смерти, сказавъ: кровь твоя на главѣ твоей, потому что сказалъ ты: азъ убихъ христа Господня (2 Цар. 1, 16).

(4). Не уклони сердце мое въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ. Умоляетъ о храненіи не только языка, но и самыхъ движеній мысли, чтобы не нашлось въ нихъ инаго какого помысла, противнаго божественнымъ законамъ. Вмѣсто сего: непщевати вины о грѣсѣхъ, Симмахъ сказалъ: противузаконныя мысли. И по переводу Седмидесяти разумѣть сіе должно такъ: блаженный Давидъ могъ разсуждать: Саулъ мнѣ врагъ и непріятель, желаетъ убить меня; поэтому, нѣтъ несправедливости умертвить такого человѣка, потому что и законъ повелѣваетъ: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего (Матѳ. 5, 43). Но, провидя евангельскій образъ жизни, возжелалъ онъ жить по оному, и молится, чтобы не встрѣчать никакого повода ко грѣху.

Съ человѣки дѣлающими беззаконіе: и не сочтуся со избранными ихъ. Такъ поступаютъ, говоритъ Пророкъ, дѣлатели беззаконія; а у меня да не будетъ никакого общенія съ ними, если они и на верху благополучія. Ибо избранными, называетъ здѣсь людей лукавыхъ и благоденствующихъ.

(5). Накажетъ мя праведникъ милостію и обличитъ мя, елей же грѣшнаго да не намаститъ главы моея. Предпочтительнѣе для меня, говоритъ Пророкъ, когда праведные для вразумленія и пользы огорчаютъ, нежели когда предлагаютъ пріятное люди грѣшные, хотя бы это, подобно елею, дѣлающему главу свѣтлою, и доставляло мнѣ радости въ жизни. Лучше желаю быть вразумленъ праведными, нежели пользоваться услугами грѣшныхъ.

Яко еще и молитва моя во благоволеніи ихъ. Симмахъ перевелъ сіе такъ: еще и молитва моя не простирается далѣе злобы ихъ. Столько далекъ отъ желанія себѣ благоденствія ихъ, что и имъ желаю перемѣниться, чтобы съ перемѣною благополучія измѣнились и сами они, отложивъ злобу свою.

(6). Пожерты быша при камени судіи ихъ. Въ непродолжительномъ времени, говоритъ Пророкъ, сдѣлаются они ничтожными, и обольщенные высотою владычества, подобно скаламъ въ морѣ сокрытымъ подъ водами, будутъ потоплены въ глубинѣ, то-есть, преданы забвенію.

Услышатся глаголи мои, яко усладишася. Дознавъ же опытомъ истину словъ моихъ, ощутятъ ихъ пріятность и пользу.

(7). Яко толща земли просѣдеся на земли, расточишася кости ихъ при адѣ. Толщею земли, Пророкъ называетъ непрерывную связность земли, которая, будучи разрѣзана плугомъ, дѣлится на глыбы. Подобно симъ глыбамъ, говоритъ онъ, и тѣ, которые стоятъ нынѣ твердо, сокрушены будутъ смертію, и кости ихъ разсыплются во гробахъ. Ибо симъ при адѣ назвалъ гробы.

(8). Яко къ Тебѣ, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповахъ, не отъими душу мою. Не полагаюсь ни на что человѣческое, но ожидаю Твоей помощи, и умоляю не лишить ея душу мою.

(9). Сохрани мя отъ сѣти, юже составиша ми, и оть соблазнъ дѣлающихъ беззаконіе. О сихъ сѣтяхъ и соблазнахъ упоминалъ Пророкъ и въ предъидущемъ псалмѣ. Сѣтями же и соблазнами называетъ злоумышленія, отъ которыхъ и умоляетъ избавить его.

(10). Падутъ во мрежу, то-есть, Божію, грѣшницы. Раставлявшіе сѣти другимъ, какъ бы нѣкою мрежею, объяты будутъ Божіимъ наказаніемъ, потерпятъ, что сами дѣлаютъ, и впадутъ въ уготованное ими другимъ.

Единъ есмь азъ, дондеже прейду. А я буду всегда далекъ отъ этого, пока не пріиму конца жизни.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 407-410. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0