Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 143-го.

Давиду. Въ нѣкоторыхъ спискахъ находилъ я въ надписаніи прибавленнымъ: къ Голіаѳу. Но не нашелъ сего ни въ еврейскомъ текстѣ, ни у другихъ переводчиковъ, ни у Седмидесяти въ екзаплахъ. Содержаніе же псалма слѣдующее: о томъ, что по возвращеніи Іудеевъ изъ Вавилона востанутъ на нихъ народы, упоминали многіе Пророки, но пространнѣе другихъ говоритъ о семъ божественный Іезекіиль. Сказуетъ же онъ между многимъ другимъ и сіе: отъ дней множайшихъ уготовишися, и пріидеши на землю низвращенную отъ меча, собрану отъ языкъ многихъ, на землю Іерусалима, яже бысть пуста весма. И тіи отъ языкъ изыдоша, и вселятся съ миромъ вси. И взыдеши аки дождь, и пріидеши какъ буря и аки облакъ, покрыти землю, и падеши ты, и вси иже окрестъ тебе, и языцы многи съ тобою (Іез. 38, 8-9); а гораздо ниже показываетъ и образъ смерти: и призову нань весь страхъ мечный на всѣхъ горахъ Моихъ, глаголетъ Адонаи Господь: мечь человѣка на брата его будетъ, и осужду ему смертію, и кровію, и дождемъ потопляющимъ, и каменіемъ граднымъ, огнь, и жупелъ одождю нань и на вся сущая съ нимъ, и на языки многія съ нимъ (Іез. 38, 21-22). А кто хочетъ, тому можно дознать сіе точнѣе, прочитавъ пророчество. Сіе предвозвѣщаетъ и настоящій псаломъ: Господи преклони небеса, и сниди: коснися горамъ, и воздымятся: блесни молнію, и разже-неши я: посли стрѣлы Твоя, и смятеши я (Псал. 143, 5-6). Яснѣе же покажетъ это подробное истолкованіе.

(1). Благословенъ Господь Богъ мой, научаяй руцѣ мои на ополченіе, персты моя на брань. Едва возвратившись изъ Вавилона, не имѣя ни оружій и огражденій, съ Божію помощію, Іудеи преодолѣвали нападавшихъ враговъ. Приличествуетъ же сказанное и намъ; потому что по освобожденіи отъ діавольскаго мучительства, научены мы Богомъ, какъ вести брань, дѣлая руками правду, перстами полагая на челѣ печать креста.

(2). Милость моя и прибѣжище мое, заступникъ мой и избавитель мой, защититель мой и на Него уповахъ. Пророкъ даетъ наименованія согласно съ испытываемымъ на самомъ дѣлѣ; говоритъ: Ты милость моя; потому что отъ Тебя пріялъ я источники милости: Ты прибѣжище мое; потому что, къ Тебѣ прибѣгнувъ, спасенъ я: Ты избавитель мой; потому что пользуясь твоею помощію преодолѣлъ я враговъ: Ты заступникъ мой и защититель мой; потому что ограждалъ меня воюемаго и защищалъ осажденнаго. Посему на Тебя буду имѣть твердую надежду.

Повинуяй люди моя подъ мя. Сіе приличествуетъ Зоровавелю, и Священнику Іисусу; потому что они были тогда вождями народа.

(3). Господи что есть человѣкъ, яко познался еси ему, или сынъ человѣчъ, яко вмѣняеши его? Вмѣсто: познался еси, Симмахъ перевелъ: далъ познать Себя. Весьма удивляюсь, говоритъ Пророкъ, безмѣрному Твоему человѣколюбію, потому что Ты, Богъ и Создатель всѣхъ, столько попеченія прилагаешь о семъ ничтожномъ живомъ существѣ. Потомъ показываетъ бренность естества.

(4). Человѣкъ суетѣ уподобися: дніе его яко сѣнь преходятъ. Ѳеодотіонъ говоритъ: человѣкъ уподобился испаренію, Симмахъ: — пару; потому что, подобно пару удобно образующемуся и разсѣвающемуся истлѣваетъ естество человѣческое, и подобно тѣни проходитъ жизнь человѣческая. А Ты столько заботился о бренныхъ человѣкахъ!

(5). Господи, преклони небеса, и сниди. Пророкъ выразился по человѣчески, зная, что естество Божіе не ограничивается небомъ, но призывая помощника для наказанія враговъ.

Коснися горамъ, и воздымятся. Сіе было на горѣ Синаѣ. Ибо сказано: гора дымяшеся (Исх. 19, 18).

(6). Блесни молнію, и разженеши я: посли стрѣлы Твоя, и смятеши я. Пророкъ изрекаетъ сіе въ видѣ желанія. Предсказываетъ же будущее, что и предрекъ Богъ устами Пророка Іезекіиля (Іез. 38, 22). Ибо такъ истребилъ всѣхъ враговъ.

(7). Посли руку Твою съ высоты, научая, что достаточно Твоего мановенія, чтобы даровать спасеніе просящимъ. Рукою же Пророкъ назвалъ дѣйственность, какъ говорили мы неоднократно.

Изми мя и избави мя отъ водъ многихъ. Многими водами Пророкъ назвалъ множество враговъ. Такъ и въ псалмѣ сто двадцать третьемъ сказалъ: потокъ прейде душа наша: воду непостоянную (Псал. 123, 4-5). И показывая, что водами иносказательно назвалъ враговъ, присовокупилъ:

Изъ руки сыновъ чуждихъ. Назвалъ же ихъ чуждыми, не какъ иноплеменниковъ, но какъ злочестивыхъ.

(8). Ихже уста глаголаша суету. Хулы изрекали они о славѣ Твоей, Владыка.

И десница ихъ десница неправды. Съ словами же сходны и дѣла. Какъ на словахъ хулятъ, такъ на дѣлѣ совершаютъ неправду. Самая правая рука ихъ не дѣлаетъ ничего праваго, но стала орудіемъ неправды.

(9). Боже, пѣснь нову воспою Тебѣ, во псалтири десятоструннѣмъ пою Тебѣ. Не буду непризнательнымъ, но улучивъ спасеніе, съ обычными для сего орудіями, воспою благодарственную пѣснь.

(10). Дающему спасеніе царемъ. Такъ спасалъ Ты и нашихъ предковъ, которымъ Тобою вручаемо было царство, и побѣдителями нападавшихъ враговъ содѣлывалъ Давида, Іосафата, Езекію, и всѣхъ, кто только взыскалъ Твоей помощи.

Избавляющему Давида раба Своего. Ради завѣтовъ съ ними приложи всякое о насъ попеченіе.

Отъ меча люта. (11). Избави мя и изми мя изъ руки сыновъ чуждихъ. Мечемъ лютымь назвалъ Пророкъ неистовство и звѣрство нападавшихъ; ихъ же называетъ и сынами чуждыми какъ злочестивыхъ.

Ихже уста глаголаша суету, и десница ихъ десница неправды. Не напрасно Пророкъ употребилъ сіе повтореніе, но, намѣреваясь описывать ихъ благоденствіе, возобновляетъ обвиненіе въ лукавствѣ, побуждая тѣмъ Бога оказать помощь. Тѣ, говоритъ Пророкъ, которые такъ хулятъ Тебя, и живутъ въ неправдѣ и лукавствѣ, носятся попутнымъ вѣтромъ, и пріемля отъ Тебя обиліе благъ, въ благоуспѣшности сей находятъ для себя напутствіе къ неправдѣ.

(12). Ихже сынове ихъ яко новосажденія водруженная въ юности своей. Наслаждаются они многочадіемъ и благочадіемъ, и окружены сынами, уподобляясь недавно разцвѣтшимъ растеніямъ.

Дщери ихъ удобрены, преукрашны яко подобіе храма. Не естественная только красота украшаетъ ихъ, но и искусство облекло ихъ въ великое убранство; почему уподобляются храмамъ убраннымъ въ честь идоловъ. Такова ихъ изысканность въ нарядахъ и въ искусствѣ прельщать.

(13). Хранилища ихъ исполнена, отрыгающая отъ сего въ сіе. Когда видятъ, что влагалища ихъ наполнены сверхъ нужды, излишнее переносятъ въ другія влагалища, подобно сказавшему: разорю житницы моя, и большія созижду (Лук. 12, 18).

Овцы ихъ многоплодны, множащіяся во исходищахъ своихъ, волови ихъ толсти. Скотъ у нихъ тученъ и многоплоденъ.

(14). Нѣсть паденія оплоту, ниже прохода, ниже вопля въ стогнахъ ихъ. По причинѣ великаго благополучія и обилія благъ, проводятъ они жизнь въ забавахъ и смѣхѣ, не испытывая ничего худаго. Сіе сказалъ Пророкъ и въ псалмѣ семьдесятъ второмъ: яко нѣсть восклоненія въ смерти ихъ, и утвержденія въ ранѣ ихъ: въ трудѣхъ человѣческихъ не суть, и съ человѣки не пріимутъ ранъ (Псал. 72, 4-5). Находимъ же много съ симъ сходнаго и у другихъ Пророковъ. Но всѣ они даютъ и рѣшеніе недоумѣніямъ. Тоже сдѣлалъ и здѣсь божественный Давидъ; потому что присовокупилъ:

(15). Ублажиша люди, имже сія суть: блажени людіе, имже Господь Богъ ихъ. Не посвященные въ истину не умѣютъ различать свойства вещей, благополучіе поставляютъ они въ забавахъ, богатствѣ, могуществѣ, и кто пользуется симъ, тѣхъ называютъ достойными зависти и блаженными. Но таинники добродѣтели, причастившись божественной премудрости, ублажаютъ народъ подъ Твоимъ состоящій промышленіемъ, и Твое о нихъ попеченіе предпочитаютъ всей жизни. И таковымъ блаженствамъ научилъ насъ Господь, говоря: блажени нищіи духомъ: блажени алчущiи и жаждущіи правды: блажени плачущіи: блажени изгнани правды ради: яко тѣхъ есть Царствіе небесное (Матѳ. 5, 3-10). А предпочитающіе удовольствіе жизни, воспользовавшись имъ малое время, въ кратковременномъ наслажденіи пожинаютъ для себя долговременное мученіе.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 417-423. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0