Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 144-го.

Хвала Давиду. Надписаніе сіе даетъ видѣть цѣль псалма; потому что въ немъ памятующимъ Божіе могущество, и величіе, и царство, и велелѣпіе, предлагается совѣтъ пѣснословить Бога всяческихъ. Благодать Духа сложила и другіе подобные псалмы, возбуждая народъ Божій къ признательности. Настоящій же псаломъ содержитъ въ себѣ и пророчество о призваніи и Богопознаніи язычниковъ: а расположена пѣснь сія по порядку буквъ, и повтореніями выражаетъ сильную любовь Пророка.

(1). Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое въ вѣкъ и въ вѣкъ вѣка. Богъ по естеству превознесенъ, и высота въ Немъ не есть что-либо привзошедшее; питомцы же благочестія проповѣдуютъ оную, и научаютъ невѣдущихъ. Подобно сему сказанное Христомъ въ евангеліи: Отче, прославихъ имя Твое на земли (Іоан. 17, 4). И чрезъ нѣсколько словъ показываетъ Господь, что не ту славу далъ Отцу, который прежде не имѣлъ Онъ, но открылъ ту славу, которую имѣлъ. Ибо сказалъ: явихъ имя Твое человѣкомъ (Іоан. 17, 6). Такъ и Отецъ не ту славу далъ Сыну, которой прежде Сынъ не имѣлъ, но ту показалъ невѣдущимъ славу, которую имѣлъ. Ибо говоритъ: прослави Мя Ты Отче славою, юже имѣхъ у Тебе прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5). Посему не то принялъ, чего не имѣлъ, но что имѣлъ, то явнымъ стало и для незнавшихъ. И здѣсь Пророкъ обѣщаетъ не высокимъ содѣлать Бога, но сколько можно показать высоту Его людямъ; и Бога всѣхъ именуетъ Своимъ Богомъ и царемъ, подвигнутый къ сему горячностію любви.

(2). На всякъ день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое въ вѣкъ и въ вѣкъ вѣка. Всегда буду пѣснословить Тебя, говоритъ Пророкъ, и не попущу, чтобы хотя одинъ день оставался безъ пѣснопѣнія.

(3). Велій Господь и хваленъ зѣло, и величію Его нѣсть конца. Поелику всякая чувственная величина оказывается великою, будучи измѣрена въ долготу, въ широту и въ глубину; то Пророкъ не безъ причины присовокупилъ: величію Его нѣсть конца, желая показать, что Пѣснословимый и безплотенъ и не описанъ. Знаю, говоритъ, что Богъ великъ, непостижимъ, неизмѣримъ; потому что не нахожу ни начала, ни конца величію; оно безпредѣльно, и превышаетъ всякое постиженіе.

(4). Родъ и родъ восхвалятъ дѣла Твоя, и силу Твою возвѣстятъ. Здѣсь Пророкъ предвозвѣстилъ Богопознаніе у язычниковъ. Ибо говоритъ: не мы только, сущіе отъ Израиля, въ этомъ родѣ будемъ пѣснословить Тебя благодѣтеля, но и другій родъ, церковь изъ язычниковъ, будетъ проповѣдовать величіе дѣлъ Твоихъ.

(5). Великолѣпіе славы Святыни Твоея возглаголютъ, и чудеса Твоя повѣдятъ. Естество Пѣснословимаго превышаетъ мѣру силъ Пророка. Ища достойнаго и соотвѣтственнаго именованія, и не находя, сопрягаетъ во едино многія имена, именуя славу святыни и великолѣпіе. Предсказываетъ также, что сіе будетъ проповѣдуемо инымъ родомъ.

(6). И силу страшныхъ Твоихъ рекутъ, и величіе Твое повѣдятъ. Пророкъ, по видимому, употребилъ тождесловіе; однако же означаетъ тѣмъ различное. Ибо чудесами называетъ совершенное во благодѣяніе однимъ; а силою страшныхъ — великія дѣла, явленныя въ наказаніе другихъ. Напримѣръ: многоразличныя казни наложилъ Богъ на Египетъ чрезъ Божественнаго Моѵсея; и въ этомъ должно разумѣть силу страшныхъ; но въ пустынѣ питалъ народъ манною, сдѣлалъ удоболовимыми крастелей, и наводнилъ безводную: сіе къ удивленію подвигло уста признательныхъ. Тоже раздѣленіе сдѣлалъ и божественный Апостолъ. Ибо сказалъ, что Всесвятымъ Духомъ подаются не только дарованія исцѣленій, но и дѣйствія силъ (1 Кор. 12, 9-10). И дарованіями исцѣленій называетъ то, что хромые ходятъ, недужные получаютъ здравіе, мертвые воскресаютъ и тому подобное; дѣйствiями же силъ именуетъ ослѣпленіе Елимы, смерть Ананіи и Сапфиры, преданіе иныхъ сатанѣ, да накажутся не хулити (1 Тим. 1, 20).

(7). Память множества благости Твоея отрыгнутъ, и правдою Твоею возрадуются. Пророкъ хочетъ показать богатство Божіей благости и силы, но, употребляя человѣческій языкъ, и будучи не въ состояніи достигнуть желаемаго, опять сочетаваетъ многія имена, и предсказываетъ благопризнательность будущаго рода: а именно, что, усладившись Божественными словесами, какъ бы нѣчто отрыгнутое, принесутъ въ даръ сказаніе о Божіемъ человѣколюбіи. Тому же подвергается и божественный Апостолъ, и поелику не въ состояніи достойно повѣдать Божественное, то пытается достигнуть сего множествомъ именованій. Ибо говоритъ: презѣльное богатство благодати Своея (Ефес. 2, 7); и въ другомъ мѣстѣ сознается въ томъ, что онъ препобѣжденъ, и говоритъ: не испытани судове Его, и не изслѣдовани путіе Его (Рим. 11, 33).

(8). Щедръ и милостивъ Господь, долготерпѣливъ и многомилостивъ. Въ томъ же опять положеніи остается Пророкъ и здѣсь. Представивъ въ умѣ, какъ создалъ Богъ естество человѣческое, какой чести и какого промышленія удостоилъ оное, и законоположилъ, чтобы вся видимая тварь приносила потребное человѣку, и каждый день терпитъ прегрѣшающихъ, сіяетъ солнце Свое на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и неправедныя (Матѳ. 5, 45), — называетъ Его не только щедрымъ, но и милостивымъ, и долготерпѣливымъ, и многомилостивымъ. Ибо, водясь безмѣрною благостію, удалилъ есть отъ насъ беззаконія наша, елико отстоятъ востоцы отъ западъ (Псал. 102, 12); и тако возлюби міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть за него (Іоан. 3, 16).

(9). Благъ Господь всяческимъ, и щедроты Его на всѣхъ дѣлѣхъ Его. Не объ Іудеяхъ только промышлялъ, но и на всѣхъ человѣковъ изліялъ человѣколюбіе. Даже не о людяхъ только, но и о безсловесныхъ, прилагаетъ попеченіе, и всѣмъ доставляетъ полезное.

(10). Да исповѣдятся Тебѣ, Господи, вся дѣла Твоя, и преподобніи Твои да благословятъ Тя. Не твари неодушевленныя пѣснословятъ Бога, и не безсловесныя издаютъ словесный гласъ, но ради нихъ слагаютъ пѣснопѣніе словесные и Боголюбивые; потому что, взирая на каждую тварь, приведенную въ бытіе Богомъ и усматривая величіе премудрости, движутъ уста свои къ славословію.

(11). Славу царствія Твоего рекутъ, и силу Твою возглаголютъ: (12). Сказати сыновомъ человѣческимъ силу Твою, и славу великолѣпія царствія Твоего. Сіи преподобные, и Пророки, и Апостолы, и послѣ нихъ пріявшіе на себя служеніе проповѣди, научатъ всѣхъ людей познать вѣчное царство и неизреченную силу; не Іудеямъ только, но всему человѣческому роду преподадутъ сіе ученіе.

(13). Царство Твое царство всѣхъ вѣковъ, и владычество Твое во всякомъ родѣ и родѣ. Безпредѣльна держава Твоя и царство Твое вѣчно; оно не начиналось, и не прекратится.

Вѣренъ Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ, и преподобенъ во всѣхъ дѣлѣхъ Своихъ. Истина словесъ просіяваетъ, подтверждаемая дѣлами, а дѣла украшаются правдою.

(14). Утверждаетъ Господь вся низпадающія, и возставляетъ вся низверженныя. Прилагаетъ попеченіе не о питомцахъ только правды, но и о поползнувшихся, о падшихъ, о пріявшихъ на себя грѣховныя язвы; однихъ подкрѣпляя, не попускаетъ имъ пасть, а падшихъ возставляетъ, простирая къ нимъ десницу.

(15). Очи всѣхъ на Тя уповаютъ, и Ты даеши имъ пищу во благовременіи. Пророкъ сказалъ здѣсь: уповаютъ, не сердечное означая расположеніе, потому что живущіе злочестиво не имѣютъ сего упованія, и роды безсловесныхъ лишены разумнаго чувства. Напротивъ того даетъ знать, что каждая тварь получаетъ отъ Него, что собственно ей благопотребно. Потомъ показываетъ и удобство даянія.

(16). Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволенія. Какъ скоро восхощешь, всякая тварь наслаждается даруемыми Тобою благами. Какъ намъ не трудно разжать пригнутые пальцы и распростереть руку; такъ Тебѣ удобно въ одно мгновеніе подать обиліе благъ.

(17). Праведенъ Господь во всѣхъ путехъ Своихъ, и преподобенъ во всѣхъ дѣлѣхъ Своихъ. Во всякомъ же домостроительствѣ Твоемъ просіяваетъ правда; потому что путями Пророкъ назвалъ домостроительства.

(18). Близъ Господь всѣмъ призывающимъ Его, всѣмъ призывающимъ Его во истинѣ. Слово: близъ означаетъ не мѣстное разстояніе; потому что Богъ по естеству всюду присущь: о Немъ бо живемъ и движемся и есмы, по слову божественнаго Апостола (Дѣян. 17, 28). Напротивъ того Пророкъ выразилъ симъ состояніе и расположеніе. Прекрасно и сіе присовокупленіе: во истинѣ. Богъ приближается не къ призывающимъ только, но къ вознамѣрившимся дѣлать это во истинѣ. Ибо не всякъ глаголяй Ми, Господи, Господи, внидетъ въ Царствіе Божіе: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ (Матѳ. 7, 21). Потому Пророкъ присовокупилъ:

(19). Волю боящихся Его сотворитъ, и молитву ихъ услышитъ, и спасетъ я. Имѣющіе страхъ Божій, первые творятъ волю Божію. Посему, такъ какъ намѣреніе ихъ согласно съ волею Божіею, Владыка непремѣнно исполняетъ ихъ желанія; потому что и не желаютъ они противнаго тому, что угодно Богу.

(20). Хранитъ Господь вся любящія Его, и вся грѣшники потребитъ. Пророкъ показалъ, какъ праведенъ Господь во всѣхъ путяхъ Своихъ. А праведному свойственно удѣлять каждому полезное для него. Посему-то благорасположенныхъ къ Нему оберегаетъ и хранитъ, и избавляетъ отъ злоумышляющихъ: а возлюбившихъ противоположный сему путь предаетъ казнямъ.

(21). Хвалу Господню возглаголютъ уста моя: и да благословитъ всяка плоть имя святое Его въ вѣкъ и въ вѣкъ вѣка. Поэтому, говоритъ Пророкъ, написалъ я пѣснь сію. Но и всему человѣческому роду надлежитъ всегда славословіемъ чествовать Творца, и Божію имени воздавать должную честь. Надлежитъ же замѣтить, что и здѣсь Пророкъ не Іудеямъ предоставилъ пѣснь сію, но всякую плоть призвалъ къ пѣснопѣнію. Посему явственно сіе пророчество, свидѣтельствуемое событіемъ; потому что у всѣхъ народовъ по вселенной, по пророчеству, пѣснословятъ Бога всяческихъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 423-429. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0