Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 145-го.

Аллилуія. Въ иныхъ спискахъ приложено: Аггея и Захаріи. Но сего не нашелъ я ни въ еврейскомъ текстѣ, ни у другихъ переводчиковъ, ни у Седмидесяти въ екзаплахъ. Повелѣваетъ же и сей псаломъ пѣснословить Бога всяческихъ; сіе даетъ видѣть и надписаніе; потому что Аллилуія, какъ говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога.

(1). Хвали душе моя Господа. Благодать Духа всѣмъ намъ повелѣваетъ возбуждать себя самихъ къ славословію Божію.

(2). Восхвалю Господа въ животѣ моемъ, пою Богу моему дондеже есмь. Въ псалмѣ шестомъ сказалъ Пророкъ: яко нѣсть въ смерти поминаяй Тебе, во адѣ же кто исповѣстся Тебѣ (Псал. 6, 6)? Посему научаемся пѣснословить Бога во время жизни, пока не пріимемъ конца жизни настоящей.

(3). Не надѣйтеся на князи. Добрый совѣтъ; потому что князи не всегда господствуютъ, но власть ихъ временна, и не всѣ князи чтутъ справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно имѣть въ виду бренность естества. Ибо Пророкъ и присовокупляетъ слѣдующее:

На сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія. Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что человѣкъ суетѣ уподобися (Псал. 143, 4); и: человѣкъ яко трава дніе его (Псал. 102, 15).

(4) Изыдетъ духъ его и возвратится въ землю его. Духомъ Пророкъ называетъ здѣсь душу. Когда отходитъ душа, тѣло возвращается къ тому, что сродно ему, по Божественному опредѣленію: яко земля еси, и въ землю отыдеши (Быт. 3, 19).

Въ той день погибнутъ вся помышленія его. По разлученіи души съ тѣломъ, и по разрѣшеніи тѣла въ прахъ, суетнымъ оказывается мечтаніе помысловъ. Сему Господь научилъ насъ и притчею. Ибо представивъ, что богатый, у котораго угобзися нива, замышляетъ разорить житницы и построить большія, присовокупилъ: безумне, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе: а яже уготовалъ еси, кому будутъ (Лук. 12, 20)? И прочіе люди, одни мечтаютъ о начальствованіи и властвованіи, другіе о пріобрѣтеніи полей и постройкѣ домовъ, иные представляютъ въ умѣ побѣды на войнѣ, другіе устрояютъ гибель врагамъ. Но внезапно приходитъ смерть, и мечтаніе помысловъ остается неисполненнымъ. Такъ Пророкъ, показавъ суетность надежды на людей, доказываетъ пользу упованія на Бога.

(5). Блаженъ, емуже Богъ Іаковль помощникъ его, упованіе его на Господа Бога своего. Пророкъ не безъ причины наименовалъ Богомъ Іаковлевымъ, но, напоминая намъ, какимъ промышленіемъ пользовался Іаковъ, понадѣявшись на Бога, сколько и какихъ плодовъ пожалъ отъ сей надежды, убѣждаетъ и насъ надѣяться на Бога Іаковлева, и именуетъ его Господомъ и Богомъ, а тѣмъ и другимъ возвѣщаетъ Его могущество. Потомъ учитъ, изъ созданія тварей познавать Его благость и могущество.

(6). Сотворшаго небо и землю, море, и вся яже въ нихъ. Кратко объялъ Пророкъ словомъ всю видимую и невидимую тварь. Упомянулъ не только о небѣ, землѣ и морѣ, но и о всемъ, чтó въ нихъ; а на небѣ Ангелы, и естество невидимыхъ, и солнце, и луна, и множество звѣздъ; на землѣ и въ морѣ люди и роды безсловесныхъ. Таково могущество Творца всяческихъ, говоритъ Пророкъ. Посему смотри, какая разность между князьями, подлежащими тлѣнію, и Создателемъ всяческихъ. Такъ показавъ, что Богъ — Создатель всяческихъ, показываетъ, что Онъ и промышляетъ о всемъ, чтó сотворилъ.

Хранящаго истину въ вѣкъ: (7). Творящаго судъ обидимымъ: дающаго пищу алчущимъ. Ибо не лживъ Обѣтовавшій, любитъ истину, исполняетъ обѣщанія, защищаетъ обидимыхъ, судитъ правдиво, всѣмъ алчущимъ подаетъ потребную для нихъ пищу. Послѣ сего Пророкъ предсказываетъ и благодѣянія, оказанныя воплощеніемъ Спасителя.

Господь рѣшитъ окованныя: (8). Господь умудряетъ слѣпцы: Господь возводитъ низверженныя. Сіе предрекъ Богъ всяческихъ и устами Пророка Исаіи. Ибо, сказавъ: дахъ тя во свѣтъ языковъ, присовокупилъ: отверсти очи слѣпыхъ, извести отъ узъ связанныя, и изъ дому темницы сѣдящiя во тмѣ (Ис. 42, 6-7). И въ другомъ мѣстѣ сказалъ отъ лица Владыки Христа: Духъ Господень на Мнѣ; Его же ради помаза Мя, благовѣстити нищымъ посла Мя, исцѣлити сокрушенныя сердцемъ, проповѣдати плѣнникомъ отпущеніе, слѣпымъ прозрѣніе (Ис. 61, 1). И еще въ другомъ мѣстѣ: тогда услышатъ глусiи словеса книги, и иже во тмѣ, и иже во мглѣ, очи слѣпыхъ узрятъ (Ис. 29. 18).

Господь любитъ праведники: (9). Господь хранитъ пришельцы. Господь всяческихъ каждому даетъ соотвѣтственное; и любящихъ Его праведниковъ вознаграждаетъ тѣмъ же, и воздаетъ имъ отеческою и благосердою любовію. А тѣхъ, которые избѣгли отеческаго нечестія, и приходятъ къ Нему съ вѣрою, удостоиваетъ всякаго охраненія и промышленія. Ибо пришельцами Пророкъ называетъ чуждыхъ. Такъ и блаженный Павелъ сказалъ, что были мы нѣкогда безъ Христа, отчуждени житія Израилева, и чужди отъ завѣтъ обѣтованія, упованія не имуще: но бывшіи иногда далече, стали близъ (Ефес 2, 12-13).

Сира и вдову пріиметъ: и путь грѣшныхъ погубитъ. Пророкъ отъ промысла общаго обращаетъ рѣчь къ частнымъ случаямъ, и говоритъ, что Правитель всяческихъ никого не оставляетъ безъ попеченія о немъ, но удостоиваетъ всякаго радѣнія, даже лишенныхъ человѣческаго о нихъ призора, и разоряетъ устроенныя противъ нихъ козни.

(10). Воцарится Господь во вѣкъ, Богъ твой Сіоне въ родъ и родъ; потому что вѣчную державу и непрестающее царство имѣетъ Тотъ, Кто признается твоимъ только Богомъ, Сіонъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 430-433. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0