Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 146 го.

Аллилуія. Здѣсь ясно узнаемъ значеніе слова: Аллилуія. Ибо въ еврейскомъ текстѣ вмѣсто: хвалите Бога, сказано: Аллилуія. Симмахъ оставилъ сіе слово не переведеннымъ, и говоритъ такъ: Аллилуія, яко благъ псаломъ. Ѳеодотіонъ же: хвалите Іа. Поэтому и сей псаломъ повелѣваетъ хвалить. Предсказываетъ же онъ возвращеніе изъ Вавилона, и по возвращеніи построеніе Іерусалима; потому что Іерусалимъ не будетъ еще возсозданъ вновь, какъ ожидаютъ Іудеи, но бывшее уже при Зоровавелѣ возсозданіе предвозвѣщаетъ пророческое слово.

(1). Хвалите Господа, яко благъ псаломъ: Богови нашему да усладится хваленіе. Полезно пѣснопѣніе, говоритъ Пророкъ, и доставляетъ намъ блага; но Богу угодно не пѣснопѣніе, а намѣреніе поющихъ. Ни въ чемъ не имѣя нужды Самъ, Онъ радуется спасенію человѣковъ.

(2). Зиждай Іерусалима Господь: разсѣянія Израилева соберетъ. И за то, говоритъ Пророкъ, надлежитъ пѣснословить Его, что возсоздастъ разоренный Іерусалимъ, и содѣлавшихся плѣнниками сподобитъ возвращенія. Если же не всѣ возвратились, то не Божіе слово оказалось ложнымъ, но обличилось ихъ самихъ лукавство. Богъ всѣмъ чрезъ Кира повелѣлъ возвратиться, но имѣвшіе упорный нравъ отечеству предпочли чуждую страну.

(3). Исцѣляяй сокрушенныя сердцемъ, и обязуяй сокрушенія ихъ. Къ тѣлесному Пророкъ присоединилъ духовное, и показалъ, что Богъ, не плѣннымъ только даруетъ свободу, но и пріявшимъ на себя грѣховныя язвы подастъ исцѣленіе.

(4). Исчитаяй множество звѣздъ, и всѣмъ имъ имена нарицаяй. Во всемъ проповѣдуетъ Пророкъ Божію силу. Словомъ: исчитаяй выразилъ здѣсь вѣдѣніе, а именами звѣздъ означилъ ихъ различія, взаимное положеніе, размѣщеніе и отношеніе одной къ другой: Богъ всяческихъ, не имена произнося, нарицаетъ звѣзды; потому что онѣ неодушевленны и лишены разума; но люди, водясь злочестивыми нравами, заимствовавъ изъ сложенныхъ ими басенъ, дали имена звѣздамъ.

(5). Велій Господь нашъ, и велія крѣпость Его: и разума Его нѣсть числа. Все неизмѣримо, и величіе, и крѣпость, и хвала. Впрочемъ, сколько возможно для насъ, будемъ пѣснословить.

(6). Пріемляй кроткія Господь: смиряяй же грѣшники до земли. Симмахъ перевелъ: воставляющій кроткихъ. И сіе свойственно Божію промышленію. Однихъ, за скромность подвергающихся злоумышленіямъ, сподобляетъ Своего попеченія; а тѣхъ, которые несправедливо нападаютъ на нихъ, предаетъ смерти; и первыхъ дѣлаетъ славными и знаменитыми, а память послѣднихъ предаетъ забвенію. Такъ достославенъ ликъ святыхъ Апостоловъ; такъ всехвальны сонмы мучениковъ: а память востававшихъ на нихъ предана забвенію.

(7). Начните Господеви во исповѣданіи, пойте Богови нашему въ гуслехъ. Посему, зная таковую благость, и премудрость, и силу Божію, начните пѣснопѣніе, употребивъ обычныя для сего орудія.

(8). Одѣвающему небо облаки, уготовляющему земли дождь. То и другое служитъ доказательствомъ и силы и благости. Какъ благій и человѣколюбивый, Онъ промышляетъ о томъ, что на землѣ: а какъ всемогущій, возноситъ выспрь водное естество, закрываетъ отъ взоровъ небо, какъ бы нѣкій кровъ между небомъ и землею устрояя облаками, а тѣмъ что порождаютъ они, орошая землю. Потомъ Пророкъ показываетъ происходящую отъ сего пользу.

Прозябающему на горахъ траву, и злакъ на службу человѣкомъ. Ибо орошаетъ не только воздѣланную людьми землю, но и горы и мѣста пустынныя, доставляя скотамъ произрастающій на нихъ кормъ; дѣлаетъ же сіе въ благодѣяніе людямъ; потому что скотамъ повелѣлъ быть въ услугахъ у людей.

(9). Дающаго скотомъ пищу ихъ: и птенцемъ врановымъ призывающимъ Его. Не имѣетъ дара слова естество вороновъ, и не словесно призываетъ Творца; напротивъ того необходимостію вынужденные крики уподобляются прошенію. Отъ сего, думаю, и Владыка Христосъ, не упоминая о другихъ птицахъ, указалъ на вороновъ, и говорилъ ученикамъ: смотрите вранъ, яко не сѣютъ (Лук. 12, 24), ни собираютъ въ житницы, и Отецъ вашъ небесный питаетъ ихъ (Матѳ. 6, 26).

(10). Не въ силѣ констѣй восхощетъ, ниже въ лыстѣхъ мужескихъ благоволитъ: (11). Благоволитъ Господь въ боящихся Его, и во уповающихъ на милость Его. Не тѣлесною силою, говоритъ Пророкъ, не искуствомъ ѣздить на коняхъ, не быстротою ногъ, благоугождается Богъ, но добрыми дѣлами, которыя творятся богобоязненностію. Но не о боящихся только съ особенною попечительностію промышляетъ Богъ, но и о тѣхъ, которые впали въ грѣхи, но прибѣгли къ покаянію, и подкрѣпились надеждою на человѣколюбіе. Ибо Пророкъ сказалъ, что Богъ благоволитъ не къ совершеннымъ только подвижникамъ добродѣтели, но и къ ожидающимъ божественной милости.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 434-437. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0