Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 148-го.

Аллилуія, Аллилуія. Пророкъ повторилъ воззваніе, поощряя души къ большему усердію. И сія новая пѣснь всю тварь, разумную и чувственную, словесную и безсловесную, одушевленную и неодушевленную, возбуждаетъ къ единому согласному пѣснопѣнію. И небу, и землѣ, и безднамъ, и небеснымъ свѣтиламъ, и горамъ, и растеніямъ, и всему, что сему подобно, а также всѣмъ, имѣющимъ душу и разумъ, повелѣваетъ Пророкъ принести въ даръ пѣснь.

А тѣмъ, которые одарены разумомъ, велитъ обратить вниманіе на все сіе, и изучивъ видимую въ томъ премудрость, пѣснословить Творца.

(1). Хвалите Господа съ небесъ, хвалите Его въ вышнихъ. Великій Моѵсей научаетъ насъ, что два неба сотворены Богомъ, одно сотворено вмѣстѣ съ землею, а другому послѣ повелѣно придти въ бытіе посреди водъ и водъ, и его-то нарекъ Богъ твердію. Посему Пророкъ повелѣлъ пѣснословить Бога съ небесъ и въ вышнихъ, то-есть, ликамъ безплотныхъ, обитающихъ на томъ и другомъ небѣ. Поелику божественный Моисей ничего не сказалъ намъ о созданіи духовныхъ естествъ; то Пророкъ, по необходимости, сдѣлалъ упоминаніе и о нихъ, и призываетъ ихъ, въ даръ Творцу принести пѣснопѣніе. Ибо долгъ сей обязаны воздавать Ему твари, и всякой отъ Него получившей бытіе и одаренной разумомъ твари надлежитъ этотъ долгъ воздавать во всякое время. Если же пѣснословитъ все, что имѣетъ тварную природу, а несопричисляются къ пѣснословящимъ ни Сынъ, ни Всесвятый Духъ; то явствуетъ, что Они не тварнаго естества. Иначе, какъ источники правды, чтя справедливость, пѣснословили бы они Творца прежде иныхъ тварей. Но не пѣснословитъ ни Сынъ, ни Всесвятый Духъ. Посему не тварнаго естества и Сынъ и Всесвятый Духъ. Очевидно же что и Сыну и Всесвятому Духу воздается пѣснословіе; потому что нѣтъ ничего средняго между пѣснословящими и пѣснословимыми. Тварь пѣснословитъ, а Творцу воздается пѣснословіе. Если же кто не пѣснословитъ Творца, то не пѣснословитъ, какъ неблагодарный. Но о семъ пространнѣе разсуждали мы въ словахъ о Святомъ Духѣ. Посему обратимся къ продолженію толкованія.

(2). Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его. Ангелами и силами Пророкъ называетъ духовныя естества; и Ангелами, потому что передаютъ божественныя вѣщанія; а Силами, потому что свободны отъ тѣлесныхъ страданій, и въ силахъ исполнять повелѣваемое. Они, какъ говоритъ Пророкъ, силніи крѣпостію, творящіи слово Его (Псал. 102, 20). Подъ сими двумя именованіями Пророкъ включительно разумѣлъ всякое естество духовныхъ тварей; весьма же прилично сіи небесные лики прежде всего призвалъ онъ къ пѣснопѣнію.

(3). Хвалите Его солнце и луна: хвалите Его вся звѣзды и свѣтъ. А Симмахъ перевелъ такъ: пѣснословьте Его всѣ звѣзды свѣта. Такъ перевели и другіе. По переводу же Седмидесяти понимать сіе должно такъ: въ первый день создалъ Богъ свѣтъ, а въ четвертый — свѣтила. Потому Пророкъ отдѣльно упомянулъ о свѣтѣ, не какъ о существующемъ самостоятельно, но какъ о раздѣленномъ въ свѣтилахъ. А, какъ говорили мы уже и прежде, не ихъ созываетъ Пророкъ, какъ бы одушевленныхъ и словесныхъ; но намъ даетъ повелѣніе взирать на нихъ, изучать Божію премудрость, и непрестанно слагать пѣснопѣніе Богу.

(4). Хвалите Его небеса небесъ: и вода яже превыше небесъ. Твердію разлучилъ Богъ водное естество, по неизреченной премудрости устроивъ это великое раздѣленіе, и по отвердѣвшимъ водамъ повелѣлъ совершать путь необъятному свѣту. Вода и огонь противоположны между собою; однако же ни водами не угашается огонь, ни отвердѣвшая вода не растаеваетъ отъ необъятнаго огня. А сіе показываетъ неизреченное Божіе могущество. Пророкъ слово: небеса поставилъ во множественномъ числѣ, не потому что зналъ многія небеса, но потому что слѣдовалъ употребленію еврейскаго языка. А Евреи небо называютъ во множественномъ числѣ: небеса, какъ мы говоримъ: Аѳины, Ѳивы. И именно что здѣсь Пророкъ назвалъ небесами небесъ, то въ другомъ мѣстѣ нарекъ небомъ небеси; ибо говоритъ: небо небесе Господеви (Псал. 113, 24).

(5). Да восхвалятъ имя Господне: яко Той рече, и быша: Той повелѣ, и создашася. Достойно, говоритъ Пророкъ, воспѣвать Того, Кто все сіе соорудилъ словомъ.

(6). Постави я въ вѣкъ, и въ вѣкъ вѣка: повелѣніе положи, и не мимоидетъ. Не только создалъ, но не престаетъ и промышлять о семъ; потому и продолжаютъ твари бытіе, сколько Ему то угодно. И неодушевленныя твари, и другіе роды тварей уважаютъ постановленные законы. Море знаетъ предѣлы, и стыдится песка, и день и ночь сохраняютъ положенную мѣру; только люди небрегутъ о Божіихъ законахъ. Такъ Пророкъ, и пренебесное и небесное призвавъ къ общенію въ пѣснопѣніи, переходитъ къ землѣ, общей матери человѣковъ и безсловесныхъ.

(7). Хвалите Господа отъ земли. Потомъ въ частности.

Зміеве и вся бездны. Море —часть земли, а въ морѣ — киты. Достоинъ же удивленія и самый промыслъ Создателя; потому что, создавъ великихъ и огромныхъ животныхъ, заключилъ ихъ въ непреплываемыхъ моряхъ, созданіемъ ихъ показавъ могущество, и упоминаніемъ о нихъ устрашая людей, а тѣмъ, что воспрепятствовалъ происходить отъ сего вреду, провозвѣщая благость.

(8). Огнь, градъ, снѣгъ, голоть, духъ буренъ. И сіе имѣетъ началомъ своимъ воду; но въ воздухѣ бываютъ и градъ, и снѣгъ, и голоть, и сильные вѣтры (ихъ Пророкъ назвалъ духомъ бурнымъ); а также и огонь, какъ можно видѣть, является не только на землѣ, но и въ воздухѣ; потому что молніи, громы, огненные шары приносятся изъ воздуха.

Творящая слово Его. И сіе, говоритъ Пророкъ, покорствуетъ мановенію Его, не какъ одушевленное и разумное, но какъ послѣдующее Его изволенію; потому что все это бываетъ по мановенію Божію.

(9). Горы и еси холми, древа плодоносна и вси кедри. И сего достаточно, чтобы подвигнуть языкъ нашъ къ благодаренію; потому что достойно сіе удивленія не по одному своему величію, но и по происходящей отъ сего пользѣ, которая и обширна и разнообразна.

(10). Звѣріе и вси скоти. И въ этомъ Пророкъ сдѣлалъ раздѣленіе; не сказалъ просто: четвероногія животныя, но кроткихъ отличилъ отъ свирѣпыхъ; и повелѣваетъ за тѣхъ и другихъ пѣснословить Творца; потому что ничего нѣтъ излишняго и безполезнаго, хотя сіе и сокрывается отъ нашего вѣдѣнія.

Гады и птицы пернаты. Съ упоминаніемъ гадовъ сопрягается и понятіе о естествѣ плавающихъ; потому что они пресмыкаются въ водахъ. Такъ нарекъ ихъ и Богъ; ибо сказалъ: да изведутъ воды гады душъ живыхъ, и птицы летающія по тверди небеснѣй (Быт. 1, 20). Послѣ всего этого Пророкъ призываетъ и того, кто за всѣхъ пѣснословитъ; потому что послѣ всѣхъ созданія Божія сподобился человѣкъ. Но и его призываетъ по сословіямъ; сперва вводитъ ликъ царей, а потомъ сонмы подданныхъ, и говоритъ:

(11). Царіе земстіи и вси людіе. Не лишаетъ же пѣснопѣнія и вторыхъ по царяхъ, князей, и за ними слѣдующихъ, судей, но и имъ сообщаетъ происходящую отъ сего пользу.

Князи и вси судіи земстіи. Даже каждому возрасту, каждому поколѣнію, и мужескому и женскому полу, повелѣваетъ дѣлать это, и изъ мужей и женъ сперва тѣмъ, которые имѣютъ совершенный возрастъ.

(12). Юношы и дѣвы. Потомъ именуетъ крайніе возрасты.

Старцы съ юнотами. И незрѣлый и перезрѣлый возрастъ, говоритъ Пророкъ, да пѣснословитъ Бога.

(13). Яко вознесеся имя Того единаго. Ибо память боговъ лжеименныхъ угасла, и единаго сущаго Бога имя содѣлалось досточтимымъ.

Исповѣданіе Его на земли и на небеси. Не пренебесные только воспѣваютъ Его; но и вся земля исполнилась вѣдѣнія Господня, яко же вода многа для покрытія морей (Авв. 2, 14).

(14). И вознесетъ рогъ людей Своихъ. Непреоборимымъ и славнымъ явитъ народъ Свой. Ибо рогомъ Пророкъ назвалъ крѣпость, взявъ образъ рѣчи съ животныхъ вооруженныхъ рогами, которыя въ рогахъ поставляютъ свою крѣпость.

Пѣснь всѣмъ преподобнымъ Его. Ибо увѣровавшихъ въ Него дѣлаетъ не только крѣпкими, но и присночтимыми для всѣхъ.

Сыновомъ Израилевымъ, людемъ приближающимся Ему. Сею славою пользовался Израиль, когда близокъ былъ къ Богу. А теперь прешла знаменитость вмѣстѣ съ благочестіемъ, и Израильтяне лишились оной, а язычники возвеселены дарами Божіими.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 440-445. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0