Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 70-го.

Давиду псаломъ, сыновъ Іонадавовыхъ и первыхъ плѣньшихся, не надписанъ у еврей. Сдѣлавшій сіе надписаніе и самъ признался, что не нашелъ онаго у евреевъ, но приложилъ отъ себя. Надобно же знать, что не сыны Іонадавовы отведены первые въ плѣнъ; ибо блаженному Іереміи повелѣно было Богомъ, въ обличеніе беззаконія іудеевъ, принести вина сынамъ Іонадавовымъ. Поелику же они не захотѣли пить онаго по установленіямъ предковъ; то Пророкъ обвинилъ наконецъ іудеевъ въ непокорности; потому что сыны Іонадавовы хранятъ человѣческія заповѣди, а они нарушаютъ Божественныя законоположенія. Псаломъ изреченъ отъ лица переселенныхъ въ Вавилонъ, желающихъ возвращенія и освобожденія отъ рабства. Написалъ же псаломъ сей блаженный Давидъ, всѣ изреченія въ ономъ принаровляя къ сонму благочестивыхъ.

(1). На Тя Господи уповахъ, да не постыжуся въ вѣкъ. Не обманусь въ упованіи, говоритъ Пророкъ, ожидая Твоей помощи, и не буду долѣе терпѣть поношенія.

(2). Правдою Твоею избави мя, и изми мя. Умоляю Тебя дать судъ Вавилонянамъ и мнѣ, и произнести надъ ними справедливый приговоръ. Ибо въ такомъ случаѣ освобожусь отъ ихъ рабства.

Приклони ко мнѣ ухо Твое, и спаси мя. (3). Буди ми въ Бога защитителя, и въ мѣсто крѣпко спасти мя: яко утвержденіе мое и прибѣжище мое еси Ты. Ты — мой зашитникъ, моя крѣпкая ограда, мой надежный оплотъ, по сему благоснисходительно пріими молитву мою.

(4). Боже мой избави мя изъ руки грѣшнаго, изъ руки законопреступнаго и обидящаго. Умоляю Тебя, Владыка, избавить меня отъ владычества живущихъ въ лукавствѣ и нечестіи.

(5). Яко Ты еси терпѣніе мое Господи, Господи упованіе мое отъ юности моея. Юностію называеть Пророкъ время великаго Моѵсея, когда Израильтяне насладились свободою послѣ долговременнаго египетскаго порабощенія. Съ того времени, говоритъ народъ, возъимѣлъ я упованіе на Тебя, и ожидаю Твоей помощи.

(6). Въ Тебѣ утвердихся отъ утробы, отъ чрева матери моея Ты еси мой покровитель. Рожденіемъ и происхожденіемъ на свѣтъ называетъ Пророкъ исшествіе изъ Египта. Сіе же даетъ видѣть Богъ всяческихъ и чрезъ божественнаго Іезекіиля; ибо, обличая нечестіе Іерусалима, и потомъ сказавъ: Отецъ твой Аморреанинъ и мати твоя Хеттеаныня, присовокупилъ: въ онь же день родилася еси, не отрѣзоша ти пупа, и солію не осолиша, и водою не омыша тя на спасеніе (Іез. 16, 3-4). Поелику пупъ есть какъ бы корень младенца, посредствомъ пупа питается онъ и растетъ, а Израилю и по исшествіи изъ Египта оставалось прирожденнымъ египетское нечестіе; то справедливо сказалъ Пророкъ: не отрѣзаша ти пупа; то есть изъ матерняго чрева извлекаешь себѣ пищу, и остаешься при прежнихъ начинаніяхъ. Посему-то сонмъ благочестивыхъ, умоляя Бога, говоритъ: издревле, изъ начала имѣлъ я упованіе на Тебя.

О Тебѣ пѣніе мое выну. Непрестаю пѣснословить и прославлять Тебя, и по Твоему промышленію содѣлался я славнымъ.

(7). Яко чудо быхъ многимъ. Но послѣ этой славы испыталъ я великую перемѣну, такъ что совершившееся со мною представлялось многимъ какимъ-то чудомъ и знаменіемъ.

И Ты мой помощникъ крѣпокъ. Однако же Твоей ожидаю помощи.

(8). Да исполнятся уста моя хваленія, яко да воспою славу Твою, весь день, великолѣпiе Твое. Посему-то злочестіе, въ какомъ я теперь, премѣнивъ на лучшее, подвигни языкъ мой къ пѣснопѣнію, чтобы всегда возносилъ я Тебѣ пѣснь. Ибо вмѣсто словъ: весь день, Симмахъ сказалъ: каждый день.

(9). Не отвержи мене во время старости: внегда оскудѣвати крѣпости моей, не остави мене. Прошу о томъ, чтобы и нынѣ пользоваться мнѣ тѣмъ же промышленіемъ, какимъ пользовался въ юности, и умоляю о томъ, чтобы и въ самой старости не быть мнѣ оставленнымъ безъ Твоей попечительности. Поелику исшествіе изъ Египта наименовалъ юностію, то старостію назвалъ время плѣненія; потому что между тѣмъ и другимъ протекло много времени.

(10). Яко рѣша врази мои мнѣ, и стрегущіи душу мою совѣщаша вкупѣ, (11). Глаголюще: Богъ оставилъ есть его, пожените и имите его, яко нѣсть избавляяй. Всѣ непріязненные мнѣ ругаются надъ моими несчастіями, дѣлаютъ мнѣ всякаго рода зло, видя, что лишенъ я Твоего о мнѣ попеченія, и предполагая, что навсегда я презрѣнъ, и уже не воспользуюсь Твоимъ о мнѣ промышленіемъ. Посему-то умоляю:

(12). Боже мой не удалися отъ мене; Боже мой въ помощь мою вонми. Подай скорую Твою помощь, и не оставляй меня вдали отъ Твоего попеченія. Говоритъ же Пророкъ объ удаленіи отъ него не сущности Божіей (она повсюду и всѣмъ соприсуща), но Божія промысла и дѣйственнаго вспомоществованія.

(13). Да постыдятся и исчезнутъ оклеветающіи душу мою. Симмахъ переводитъ такъ: да посрамятся и истребятся сопротивляющіеся душѣ моей, да обманутся въ своихъ начинаніяхъ, да пожнутъ отъ сего стыдъ, и безуспѣшными останутся несправедливо устрояющіе мою гибель.

Да облекутся въ студъ и срамъ ищущіи злая мнѣ. Да содѣлаются достойными посрамленія и осмѣянія подвергающіе меня всякаго рода бѣдствіямъ.

(14). Азъ же всегда возуповаю на Тя. Видя все сіе, утверждаюсь въ упованіи на Тебя.

И приложу на всяку похвалу Твою. И многократно вознесу Тебѣ пѣснопѣніе.

(15). Уста моя возвѣстятъ правду Твою, весь день спасеніе Твое. Не престану возвѣщать о семъ правдивомъ Твоемъ опредѣленіи, и всякому дѣлать извѣстнымъ, какъ, совершивъ судъ надо мною и врагами, освободилъ Ты меня отъ рабства имъ.

Яко не познахъ книжная. (16). Вниду въ силѣ Господни. Симмахъ перевелъ такъ: не умѣю изчислить. Вниду въ силѣ Господни. Поелику обѣщалъ возвѣщать о Божіемъ правосудіи и о дарованномъ ему спасеніи, обѣщаніе же сіе выше человѣческихъ силъ; то справедливо присовокупилъ: не умѣю изчислить. Тоже изрекъ блаженный Давидъ въ тридцать девятомъ псалмѣ; ибо, сказавъ: многа сотворилъ еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышленіемъ Твоимъ нѣсть кто уподобится Тебѣ, присовокупилъ: возвѣстихъ и глаголахъ, умножишася паче числа (Псал. 39, 6). Такъ говоритъ и здѣсь: не умѣю изчислить; потому что таковыхъ писаній и наукъ не вмѣстило естество мое; но впрочемъ вниду въ силѣ Господни, и сколько возможно естеству человѣческому, буду пѣснословить Тебя.

Господи помяну правду Тебе единаго. (17). Боже мой научилъ мя еси отъ юности моея. Пѣснословлю Тебя, Владыка, видя оказанную мнѣ правду, и памятуя заповѣди Твои; потому что съ дѣтства научилъ Ты меня этому. И изъ сего видно, что юностію называетъ Пророкъ времена великаго Моѵсея, ибо чрезъ него данъ былъ законъ.

И до нынѣ возвѣщу чудеса Твоя. (18). И даже до старости и престарѣнія Боже мой не остави мене. Буду возвѣщать чудеса Твои невѣдущимъ; а Ты, какъ издревле именовавшійся Богомъ моимъ, всегда удостоивай меня попеченія Твоего.

Дондеже возвѣщу мышцу Твою роду всему грядущему. Давидъ пророчески предсказываетъ будущее, и старостію называетъ окончаніе закона, — а сіе послѣдовало по пришествіи Владыки Христа. Но яснѣе представляетъ сіе намъ блаженный Павелъ, разсуждая о Новомъ Завѣтѣ; говоритъ же такъ: внегда же глаголетъ, новъ, обветши перваго: а обветшавающее и состарѣвающееся близъ есть истлѣнія (Евр. 8, 13). Посему и здѣсь Давидъ пребываюшихъ въ Вавилонѣ пророчески научаетъ сказать: и даже до старости и престарѣнія Боже мой не остави мене. Потомъ, показавъ, какую разумѣетъ старость, присовокупилъ: дондеже возвѣщу мышцу Твою роду всему грядущему.

(19). Силу Твою, и правду Твою, Боже. Родъ грядущій есть родъ, наставшій по вочеловѣченіи единороднаго Сына Божія, послѣ котораго составилась Церковь изъ язычниковъ, пріявъ отъ іудеевъ проповѣдниками священныхъ Апостоловъ. О семъ родѣ и въ двадцать первомъ псалмѣ говоритъ Давидъ: возвѣститъ Господеви родъ грядущій, и возвѣстятъ правду Его людямъ родитися имущимъ, яже сотвори Господь (Псал. 21, 32). Посему, кромѣ народа іудейскаго, долженъ быть другой народъ, о которомъ Пророкъ предрекъ, что онъ не родился, но родится еще. Потому и здѣсь говоритъ: не остави мене, дондеже возвѣщу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою. Сходно же сіе съ предсказаніемъ Патріарха Іакова: не оскудѣетъ Князь отъ Іуды, и вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидетъ, Ему же отложено: и Той чаяніе языковъ (Быт. 49, 10).

Боже, даже до вышнихъ, яже сотворилъ ми еси величія. Акила и Симмахъ перевели такъ: Боже, даже до высоты, какія содѣлалъ Ты величія, то есть, содѣланное Тобою, Владыка, высоко, велико и достаточно къ тому, чтобы всѣ убѣдились именовать Тебя вышнимъ.

Боже кто подобенъ Тебѣ? Никого не возможно сравнивать съ Тобою и примѣнять къ Тебѣ; потому что всѣхъ превосходишь и естествомъ, и могуществомъ, и всѣми благами. Послѣ сего Пророкъ начинаетъ предсказывать возвращеніе изъ плѣна.

(20). Елики явилъ ми еси скорби многи и злы? И обращся оживотворилъ мя еси, то есть, предалъ меня всякаго рода бѣдствіямъ за учиненныя мною беззаконія, и снова возвратилъ меня къ жизни.

И отъ безднъ земли возвелъ мя еси. Представляю себя какъ бы вновь оживленнымъ, сверхъ чаянія человѣческаго избавившись отъ столькихъ бѣдствій. Сіе изрекъ Богъ и чрезъ Іезекіиля: отверзу гробы ваша, и изведу васъ изъ Вавилона (Іез. 37, 12); то есть, положу конецъ человѣческому отчаянію, и сверхъ упованія враговъ, дарую вамъ возвращеніе.

(21). Умножилъ еси на мнѣ величествіе Твое, и обращся утѣшилъ мя еси, и отъ безднъ земли паки возвелъ мя еси. Симмахъ перевелъ такъ: возрастишь величіе мое и оградишь меня утѣшеніемъ. Подобно сему и прочее предрекаетъ Пророкъ, то есть говоритъ: въ попеченіи Твоемъ о мнѣ откроется благость Твоя.

(22). Ибо азъ исповѣмся Тебѣ въ людехъ Господи. Не престану повѣствовать о дарахъ Твоихъ и возвѣщать о нихъ невѣдущимъ. Надлежитъ же замѣтить, что и здѣсь упоминаетъ о многихъ народахъ, которые, по вочеловѣченіи Спасителя нашего, получили спасеніе чрезъ проповѣдниковъ изъ іудеевъ.

Въ сосудѣхъ псаломскихъ, истину Твою Боже, воспою Тебя въ гуслѣхъ Святый Израилевъ. Слагая же пѣснопѣнія, употреблю и обычныя орудія.

(23). Возрадуетеся устнѣ мои, егда воспою Тебѣ, и душа моя, юже еси избавилъ. (24). Еще же и языкъ мой поучится правдѣ Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущіи злая мнѣ. Предсказываетъ вмѣстѣ и гибель Вавилонянъ отъ персидскаго Кира, и возваніе іудеевъ; то есть, по низложеніи Вавилонянъ, получу дозволеніе возвратиться, воспользовавшись же этимъ, въ веселіи и радости буду ликовать, воспѣвая Твои благодѣянія, и непрестанно поучаясь въ законѣ Твоемъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 1-8. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0