Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 74-го.

(1). Въ конецъ, да не растлиши, псаломъ пѣсни Асафу. А Симмахъ перевелъ: побѣдный о нетлѣнiи псаломъ Асафу. Поелику псаломъ сей содержитъ въ себѣ предреченіе о праведномъ судѣ Божіемъ, и предвозвѣщаетъ, какъ погибель дѣлателямъ лукавства, такъ благія воздаянія любителямъ добродѣтели; то пророческое слово не безъ основанія повелѣваетъ въ надписанiи, не растлѣвать благочестивыхъ помысловъ, но хранить ихъ здравыми и наслѣдовать нетлѣніе. И сей псаломъ изрекается отъ лица плѣнниковъ въ Вавилонѣ, дающихъ обѣтъ пѣснословить Бога, если сподобятся Божіей милости.

(2). Исповѣмыся Тебѣ Боже, исповѣмыся Тебѣ, и призовемъ имя Твое. И изъ сего явствуетъ, что изрекли сіе, не улучивъ еще возвращенія; даютъ же обѣтъ пѣснословить Бога и возвеличиться досточтимымъ именемъ Его. Ибо сказанное: призовемъ имя Твое, означаетъ; снова будемъ именоваться Твоимъ именемъ, и наречемся народомъ Твоимъ.

Повѣмъ вся чудеса Твоя. (3). Егда прiиму время. А Акила и Симмахъ переводятъ такъ: когда будетъ собраніе; то есть, когда возвратимся и будемъ собираться въ Твой священный храмъ, тогда законно станемъ и Тебя пѣснословить, и возвѣщать благодѣянія Твои невѣдущимъ. Ибо то время дозволитъ намъ сдѣлать сіе, а нынѣ взываемъ: како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей (Псал. 136, 4)? Такъ пророческое слово, научивъ, что надлежало говорить плѣнникамъ въ Вавилонѣ, показываетъ, какъ Богъ отвѣщаетъ на данные обѣты и говоритъ;

Азъ правоты возсужду, то есть, по закону воздамъ справедливость и вамъ и Вавилонянамъ.

(4). Растаяся земля и вси живущіи на ней; потому что Я — Судія цѣлой вселенной, и на всѣхъ наложу достойныя наказанія.

Азъ утвердихъ столпы ея. Я — надъ всѣмъ властелинъ, какъ Создатель всего. Ибо Я сотворилъ и основалъ землю, какъ нѣкіими столпами подпирая ее Моими уставами, повелѣнiе положихъ, и не мимо идетъ (Псал. 148, 6). Посему, и какъ судія не хочу наказывать, но предсказываю наказанія, чтобы согрѣшающихъ угрозою содѣлать цѣломудреннѣйшими, и увѣщаваю, и совѣтую возненавидѣть всякій видъ беззаконія, позаботиться же о правдивомъ и скромномъ образѣ мыслей. Сему учитъ и въ присовокупляемомь:

(5) Рѣхъ беззаконующимъ, не беззаконнуйте: и согрѣшающимъ, не возносите рога. Ибо изъ всѣхъ недуговъ самый жестокій не только грѣшить, но и величаться этимъ.

(6). Не воздвизайте на высоту рога вашего. Потомъ показываетъ Пророкъ, какую разумѣетъ высоту.

И не глаголите на Бога неправду. Животныя, у которыхъ есть рога, слишкомъ величаются ими. Пророческое же слово увѣщаваетъ, не увеличивать беззаконія высокомѣріемъ и не отверзать устъ противъ Бога.

(7). Яко ниже отъ исходъ, ниже отъ западъ, ниже отъ пустыхъ горъ: (8). Яко Богъ судія есть. Исходами Пророкъ назвалъ востокъ (такъ показываетъ и пятое изданіе), а пустыми горами — сѣверныя и южныя страны; потому что оныя по чрезмѣрному холоду и жару остались совершенно необитаемыми. Посему Пророк учитъ, что не возможно избѣжать суда Божія; потому что достигнетъ ли кто востока, покусится ли уйдти на западъ, или на югъ, или на сѣверъ, — вездѣ подлежитъ Божію приговору. Потомъ учитъ, что перемѣны въ жизни бываютъ по Божію опредѣленію.

Сего смиряетъ, и сего возноситъ. (9). Яко чаша въ руцѣ Господни, вина не растворена исполнь растворенія, и уклони отъ сея въ сію. О сей чашѣ учитъ и пророчество божественнаго Іереміи. Ибо повелѣвается ему Богомъ всяческихъ взять чашу, и напоить Іерусалимъ, и князей, и сопредѣльные народы (Іер. 25, 15-28). Виномъ же называетъ Пророкъ наказаніе, потому что подобно упоенію отъемлетъ силу, и нарушаетъ стройность въ составахъ. Посему пророческое слово сказуетъ, что праведный Судія, иногда на насъ, а иногда на нихъ налагаетъ наказаніе; и нынѣ одного возноситъ, а другаго смиряетъ, и инымъ опять даетъ высоту, и напасти премѣняеть, и благоденствіе прелагаетъ. Плѣннымъ въ Вавилонѣ не просто внушалось говорить это, но предвозвѣщались имъ, и рабство Вавилонянъ, и собственная ихъ свобода; потому что, по истеченіи не многаго времени, Киръ сокрушилъ силу Вавилонянъ, и возвратилъ прежнюю свободу Израильтянамъ.

Обаче дрождіе его не истощися, испіютъ вси грѣшніи земли. Самое тяжкое наказаніе назвалъ дрождіемъ. Я, говоритъ, испилъ болѣе устоявшееся, то есть, подвергся меньшимъ бѣдствіямъ, а Вавилоняне испіютъ самые подонки, то есть, потерпятъ бѣдствія жесточайшiя тѣхъ, какія причинили. Я, семдесять лѣтъ бывъ въ рабствѣ, возвращенъ, они же преданы будутъ вѣчному рабству.

(10). Азъ же возрадуюся въ вѣкъ, воспою Богу Іаковлю. Какъ они издѣвались надъ нашими бѣдствіями, когда испивали мы ихъ; такъ и мы, видя наказаніе ихъ, вознесемъ пѣснопѣніе Богу, не надъ ними посмѣваясь, но изъявляя признательность за благодѣянія.

(11). И вся роги грѣшныхъ сломлю, и вознесется рогъ праведнаго. Сими словами предвозвѣщалось имъ, что сокрушитъ враговъ, которые ополчатся на нихъ по возвращеніи. Посему-то и сказалъ Пророкъ: вся роги грѣшныхъ; такъ какъ, изъ разныхъ собравшись народовъ, предприняли противъ нихъ войну. Упоминають же о семъ пророчества: Іезекіилево, и также Михеино и Захаріино. По сокрушеніи сихъ враговъ, Израильтяне содѣлались славны и знамениты, какъ одержавшіе такую побѣду. Рогомъ же праведнаго Пророкъ назвалъ благочестивый образъ мысли. А если кому угодно разумѣть, что называемый здѣсь праведнымъ есть Зоровавель, котораго употребивъ служителемъ, совершилъ Богъ сію побѣду; то не погрѣшитъ онъ противъ истины.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 36-39. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0