Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 75-го.

(1). Въ конецъ, въ пѣснехъ псаломъ Асафу, пѣснь ко Ассиріанину. Прибавленiя: ко Ассиріанину не нашелъ я въ ексаплахъ, но есть оно въ другихъ спискахъ. Содержаніе же псалма слѣдующее: онъ предвозвѣщаетъ событія при Сеннахиримѣ, и наказаніе, которому подверглось воинство его.

(2). Вѣдомъ во Іудеи Богъ: во Израили велiе имя Его. Ибо когда въ одну ночь столько тысячь пріяли смертоносный ударъ отъ ангела; тогда извѣстнымъ для всѣхъ содѣлался Богъ всяческихъ, особенно промышляющій объ Израилѣ и во Іудеи явившій Свое присутствіе.

(3). И бысть въ мирѣ мѣсто Его, и жилище Его въ Сіонѣ. Ибо, по истребленіи сего множества, оставшіеся бѣжали, содѣлавшись вѣстниками божественнаго могущества; для чего и не были истреблены съ прочими. Съ сего времени городъ наслаждался миромъ, и всѣ уразумѣли, что истинно благоволилъ Богъ обитать въ Сіонѣ. Потомъ Пророкъ показываетъ, какъ вѣдомъ Богъ во Іудеи.

(4). Тамо сокруши крѣпости луковъ, оружіе и мечь и брань. Предъ стѣнами градскими, говоритъ Пророкъ, истребивъ вмѣстѣ тяжело вооруженныхъ воиновъ и стрѣльцевъ и щитоносцевъ, вовсе безполезными содѣлалъ ихъ оружія.

(5). Просвящаеши Ты дивно отъ горъ вѣчныхъ. А Симмахъ перевелъ такъ: славенъ Ты и неизмѣримо великъ отъ горъ добычи; потому что на горахъ нашихъ, предавъ непріязненныхъ въ добычу смерти, всѣмъ явилъ Себя неизмѣримо великимъ и славнымъ. Ибо чудомъ симъ просвѣщаешь невѣдущихъ, и научаешь кто Ты.

(6). Смятошася вси неразумніи сердцемъ: уснуша сномъ своимъ, и ничтоже обрѣтоша; потому что, превознесшись противъ Тебя мыслію, подверглись внезапному смятенію по неразумію души. Думая предаться сну небоязненно, обманулись въ надеждѣ. Ибо за сномъ послѣдовала смерть. Сіе показываетъ и исторія; потому что возставъ нашли одни мертвыя тѣла.

Вси мужіе богатства въ рукахъ своихъ. А Симмахъ перевелъ такъ: всѣ мужи крѣпкіе руками своими; то есть, ни сколько не помогла имъ сила рукъ, которою надѣялись расхитить богатство всѣхъ. И показывая, что ни малой не получили отъ сего, пользы Пророкъ присовокупилъ.

(7). Отъ запрещенія Твоего, Боже Іаковль, воздремаша всѣдшіи на кони. По мановенію Твоему немедленно пали кичившіеся тѣмъ, что знаютъ искусство править конями. Словомъ: воздремаша Пророкъ изобразилъ скоропостижность смерти. Какъ дремлющій захотѣвъ легко засыпаетъ; такъ и они пріяли скорый конецъ жизни.

(8). Ты страшенъ еси, и кто противостанетъ Тебѣ? Кто въ состояніи противостать Тебѣ, и избѣжать насылаемаго Тобою наказанія?

Оттолѣ гнѣвъ Твой. Едва услышавъ хулы, могъ Ты наказать виновныхъ, но долготерпѣлъ, ожидая перемѣны.

(9). Съ небесе слышанъ сотворилъ еси судъ, то-есть, свыше произносишь приговоры, надъ кѣмъ Тебѣ угодно.

Земля убояся и умолча: (10). Внегда востати на судъ Богу, спасти еся кроткія земли. Всѣ исполнились страха, говоритъ Пророкъ, и перестали нападать на насъ, узрѣвъ, что Ты, какъ нѣкій судія, произносишь на нихъ приговоръ, а тѣ, которые водились правыми помыслами и возвѣщали помощь Твою, улучили спасеніе.

(11). Яко помышленiе человѣческое исповѣстся Тебѣ: и останокъ помышленія празднуетъ Ти. Насладившись сими благами, пѣснопѣнію посвящаемъ помыслы, и малой ихъ части не обращая на другое попеченіе.

(12). Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Побуждаютъ другь друга, и обѣщать дары, и исполнить обѣщанія. Ибо стыдно и крайне не признательно, когда всѣ сопредѣльные народы дѣлаютъ сіе по страху, — сподобившимся благодѣянія болѣзновать неблагодарностію. Сіе самое и выразилъ Пророкъ въ присовокупляемомъ:

Вси иже окрестъ его принесутъ дары. (13). Страшному и отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земныхъ. Принесутъ же дары, будучи устрашены содѣланными чудесами, и дознавъ изъ самыхъ дѣлъ, что Онъ есть истинно Богъ, Который насылаетъ смерть на властелиновъ и думающихъ о себѣ, что царствуютъ на землѣ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 40-42. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0