Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 78-го.

Псаломъ Асафу. Пророческое слово предвозвѣщаетъ неистовство Антіоха, по прозванію Епифана, противъ народа іудейскаго, предвѣщаніе же сіе излагаетъ въ видѣ молитвы, какую принесутъ тогда благочестивые, не одержавшіе еще побѣды, но обуреваемые бѣдствіями.

(1). Боже пріидоша языцы въ достоянiе Твое, оскверниша храмъ святый Твой. Благодать Духа премудро научила такъ начать молитву свою борющихся съ такими жестокими бѣдствіями. Ибо прежде всего изобразили они, не собственныя свои страданія, но нечестивое поруганіе божественнаго храма; тогда какъ храмъ ни въ чемъ не погрѣшилъ противъ Божія закона. Языцы, сказано, живущіе въ злочестіи и беззаконіи, возобладали достояніемъ Твоимъ, потому что осмѣлились войдти въ святилище храма Твоего; не только олтарями, но и жертвами бѣсовскими, осквернили святое Твое.

(2). Положиша Іерусалимъ яко овóщное хранилище. До основанія разоривъ весь городъ, пресловутый Іерусалимъ содѣлали ничѣмъ неотличнымъ отъ кущи, назначенной для храненія овощей.

Положиша трупія рабъ Твоихъ брашно птицамъ небеснымъ, плоти преподобныхъ Твоихъ звѣремъ земнымь. Съ такимъ звѣрствомъ и неистовствомъ поступали съ служителями Твоими, что тѣла ихъ отдали на снѣденіе звѣрямъ и плотояднымъ птицамъ.

(3). Проліяша кровь ихъ яко воду окрестъ Іерусалима, и не бѣ погребаяй. Рѣшившись на убійство живущихъ благочестиво, дѣлаютъ, что по землѣ текутъ кровавыя рѣки, убиваемыхъ же не позволяютъ удостоить погребенія.

(4). Быхомъ поношеніе сосѣдомъ нашимъ, подражненіе и поруганіе сущимъ окрестъ насъ. За сіе поносятъ насъ живущіе окрестъ; сіе содѣлало насъ достойными осмѣянія у сопредѣльныхъ съ нами. Сосѣдями же называетъ Пророкъ Филистимлянъ, Идумеевъ, Аммонитянъ, Моавитянъ и другіе сопредѣльные народы, которые всегда были въ противоборствѣ и враждѣ съ Іудеями.

(5). Доколѣ Господи прогнѣваешися до конца? разжжется яко огнь рвеніе Твое? Богъ въ законѣ повелѣлъ служить Ему единому, и не покланяться никакому другому именуемому Богу; потому что, говорилъ Онъ, Азъ Господь Богъ твой ревнитель, огнь потребляяй (Втор. 4, 24). Сіе и здѣсь напомянуло пророческое слово: разжжется яко огнь рвеніе Твое. Не гнѣвайся болѣе, Владыка, говоритъ Пророкъ, и не возжигай подобно огню ревность Твою противъ насъ за наше прегрѣшеніе.

(6). Пролей гнѣвъ Твой на языки не знающія Тебѣ, и на царствія, яже имене Твоего не призваша. Поелику наказываешь людей за грѣхи; то умоляю Тебя, обратить гнѣвъ на тѣхъ, которые вовсе не хотятъ познать Твоего имени, но порабощены крайнему злочестію.

(7). Яко поядоша Іакова, и мѣсто его опустошиша. И это служитъ яснымъ признакомъ ихъ беззаконія. Ибо, не потерпѣвъ отъ насъ никакого зла, и нась истребили убійствомъ, и страну опустошили, и города разорили. Выраженіе: мѣсто его Акила перевелъ: красоту его, Симмахъ: доброту его, а Ѳеодотіонъ: благолѣпіе его; а симъ всего лучше означается домъ Божій. Прекрасно же Пророкъ наименовалъ народъ Іаковомъ, напоминаніемъ о праотцѣ побуждая Бога къ помилованію.

(8). Не помяни нашихъ беззаконій первыхъ. Приносящіе молитву сію были благочестивы, и великую имѣли ревность о благочестіи. Ибо славна добродѣтель Маккавеевъ. Посему справедливо умоляютъ, не подвергать народъ отвѣтственности за прежніе грѣхи. Но сказавъ сіе, не сказали они другаго, то-есть, чтобы Богъ воззрѣлъ на настоящее ихъ благочестіе. А сіе наипаче и доказываетъ ихъ великую добродѣтель, именно же, что упоминаютъ о прежнихъ грѣхахъ, и скрываютъ настоящее свое благочестіе.

Скоро да предварятъ ны щедроты, Твоя Господи, яко обнищахомъ зѣло. (9). Помози намъ Боже Спасителю нашъ. Какъ можно скорѣе, подай намъ непреоборимую помощь Твою, потому что мы лишены всякаго о насъ промышленія. Ты у насъ одинъ Помощникъ и Спаситель.

Славы ради имене Твоего, Господи, избави ны и очисти грѣхи наша имене ради Твоего. Нигдѣ не упоминаютъ о своей добродѣтели, но просятъ сподобить ихъ божественной помощи ради имени Божія. Ибо, говорятъ, когда мы терпимъ зло, хула падаетъ на имя Твое. Посему умоляемъ Тебя, не взирать на прегрѣшенія, премѣнить бѣдственное наше положеніе и показать силу Твою невѣдущимъ.

(10). Да не когда рекутъ языцы: гдѣ есть Богъ ихъ? Другіе же толковники представляютъ сіе какъ уже совершившееся. Для чего говорятъ язычники: гдѣ есть Богъ ихъ? То-есть, то меня печалитъ, то уязвляетъ болѣзненнѣе всякаго острія, что язычники осмѣливаются хулить Тебя, и издѣваясь говорить: гдѣ Богъ вашъ? гдѣ Богъ, о Которомъ говорите, что Онъ казнилъ Египетъ, раздѣлилъ море, и совершилъ всѣ прочія великія и славныя дѣла?

И да увѣстся во языцѣхъ предъ очима нашима отмщеніе крове рабъ Твоихъ пролитыя. Посему умоляемъ, пусть понесутъ они наказаніе за убійство, а всѣ прочіе вмѣстѣ съ нами увидятъ правдивый Твой приговоръ и гнѣвъ Твой, за умерщвленныхъ Твоихъ служителей.

(11). Да внидетъ предъ Тя воздыханіе окованныхъ: по величію мышцы Твоея снабди сыны умерщвленныхъ. Умоляю Тебя, воззрѣть на тѣхъ, которые, хотя еще живы, но обложены узами, и ожидаютъ смерти, и не подвергать рода нашего всегубительству, но спасти сыны умерщвленныхъ и возставить отъ нихъ юное поколѣніе.

(12). Воздаждь сосѣдомъ нашимъ седмерицею въ нѣдро ихъ поношеніе ихъ, имже поносиша Тя Господи. Во многократъ накажи сопредѣльные намъ народы за хулу. Ибо Пророкъ въ сказанномъ не какое-либо опредѣленное разумѣлъ число, но просилъ наслать на нихъ величайшее наказаніе. Подобно сему сказанное: неплоды роди седмь, то-есть: многихъ (1 Цар. 2, 5). Слово же: нѣдро Пророкъ употребилъ въ переносномъ смыслѣ, заимствовавъ образъ рѣчи съ несущихъ что-либо въ нѣдрахъ своихъ и надеждно держащихъ, чтобы ничто не упало; и сіе значитъ: умножь число бѣдствій непрестанно имъ угрожающихъ.

(13). Мы же людіе твои и овцы пажити Твоея исповѣмыся Тебѣ Боже во вѣкъ: въ родъ и родъ возвѣстимъ хвалу Твою. А мы, нареченные народомъ Твоимъ, именующіеся стадомъ Твоимъ, непрестанно будемъ возносить Тебѣ пѣснопѣнія и воздавать благодареніе за благодѣянія, и предавъ сіе писменамъ, повѣствованіе о семъ сообщимъ будущимъ людямъ. Пророкъ сказалъ: исповѣмыся вмѣсто: возблагодаримъ. Ибо слово сіе означаетъ благодареніе.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 64-68. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0