Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 82-го.

(1). Пѣснь псалма Асафу. По возвращеніи Іудеевъ изъ Вавилона, ближніе сосѣди, увидѣвъ обновленіе Божія храма и славу ихъ, сходятся вмѣстѣ, и собравъ другіе варварскіе народы, предпріяли войну противъ Іудеевъ. И сіе предрекаютъ какъ божественные Іоиль и Іезекіиль, такъ и чудные Пророки Михей и Захарія. Впрочемъ всѣхъ преодолѣваютъ Іудеи, которьми предводительствуетъ Зоровавель, и которымъ свыше спобораетъ Богъ, сокрушающій дерзость враговъ. Сіе-то предвозвѣщаетъ и настоящій псаломъ. Въ видѣ же молитвы излагается пророчество Божественнаго Духа, научающаго воюемыхъ, какъ должно имъ умилостивить Бога.

(2). Боже кто уподобится Тебѣ? И все собранное вкупѣ естество Ангеловъ и человѣковъ не можетъ сравниться съ Твоею силою; потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: кто Пророкъ употребилъ вмѣсто: никто.

Не премолчи, ниже укротися Боже. Умоляемъ Тебя, Владыка, не употреблять долѣе обычнаго Тебѣ долготерпѣнія. Ибо сіе означаетъ сказанное: ниже укротися. Такъ перевелъ и Симмахъ: не оставайся въ покоѣ. Потомъ Пророкъ показываетъ причину сего прошенія.

(3). Яко се врази Твои возшумѣша, и ненавидящіи Тя воздвигоша главу. Подобно морю, шумятъ и волнуются, поступая съ нами кичливо и дерзко, по непріязненности къ Тебѣ предпріявъ воевать съ нами; ибо, враждуя противъ Тебя, нападаютъ и на народъ Тебѣ преданный.

(4). На люди Твоя лукавноваша волею, и совѣщаша на святыя Твоя. Симмахъ, вмѣсто; на святыя Твоя, перевелъ: на утаеннаго Твоего, и Акила, а также и Ѳеодотiонъ: на сокровеннаго Твоего. Поелику отъ нихъ имѣлъ произойдти по плоти Владыка Христосъ, а народы сіи сошлись съ намѣреніемъ совершенно искоренить родъ іудейскій; то Всесвятый Духъ научаетъ Іудеевъ принести слѣдующую молитву: не противъ насъ только злобно и злоумышленно дѣйствуютъ враги, но и противъ утаеннаго Твоего и въ насъ сокровеннаго, о которомъ предвозвѣстилъ Ты, что процвѣтетъ отъ колѣна Іудина. Ибо по отсѣченіи корня отъ чего родиться плоду? Сіе же и чрезъ Исаію далъ разумѣть Богъ всяческихъ, говоря: имъ же образомъ обрѣтается ягода на грезнѣ, и рекутъ, не погуби его, яко благословенiе Господа есть въ немъ, тако сотворю служащаго Ми ради, не имамъ всѣхъ погубити ради его, и изведу изъ Іакова сѣмя и изъ Іуды (Ис. 65, 8-9); и тогда уже предамъ прочихъ конечной гибели. Посему ради одной ягоды весь грезнъ, даже весь виноградникъ, пользовался Божіимъ попеченіемъ; а когда ягода сія снята, а съ нею собраны и другіе плоды, тогда оставшійся виноградникъ предается звѣрямъ, зобаетъ его и вепрь отъ дубравы, и поядаетъ его уединенный дивій, и вси мимоходящіи путемъ попираютъ, сколько угодно (Псал. 79, 13-14). Сіи и здѣсь, говорятъ молящіеся, не противъ насъ только, но и противъ Сокровеннаго Твоего, дерзаютъ неистовствовать.

(5). Рѣша: пріидите и потребимъ я отъ языкъ, и не помянется имя Исраилево къ тому. Хотятъ нанести намъ конечную гибель и предать забвенію пресловутаго Израиля. Потомъ Пророкъ перечисляетъ сосѣдніе народы, которыми бывъ призваны, собрались и другіе.

(6). Яко совѣщаща единомышленіемъ вкупѣ, на Тя завѣтъ завѣщаша. По общему же согласію предпріявшіе противъ Тебя брань суть слѣдующіе:

(7). Селенія идумейска и Измаилите. Идумеи вели родъ отъ Исава, потому что Исавъ именовался Едомомъ. А Измаилиты — потомки Измаила.

Моавъ и Агаряне. Моавъ — сынъ Лотовъ, а отъ него произошелъ и народъ; Агаряне же — другое поколѣніе отъ Измаила, наименованное такъ отъ Агари, матери Измаиловой.

(8). Гевалъ и Аммонъ и Амаликъ. Амаликъ самъ — потомокъ Исавовъ; а отъ него произошелъ и народъ; Аммонъ — сынъ Лотовъ; занимаютъ же они часть Аравіи; а Гевалы живутъ въ сосѣдствѣ съ Идумеею.

Иноплеменницы съ живущими въ Тирѣ. Иноплеменниковъ другіе толковники называютъ Филистеями, а мы называемъ жителями Палестины; потому что они, одни оставшись отъ рода Ханаанова, и обитая вмѣстѣ съ Израилемъ, справедливо назывались по преимуществу иноплеменниками.

(9). Ибо и Ассуръ пріиде съ ними. Ассиріяне не царствовали въ это время. Посему пророческое слово даетъ разумѣть Самарянъ, поселенцевъ ассирійскихъ, по плѣненіи десяти колѣнъ, водворившихся въ ихъ городахъ.

Быша въ застпупленіе сыновомъ Лотовымъ. Пророческое слово даетъ видѣть, что Моавитяне и Аммонитяне преимущественно возставали противъ народа Божія, и собирали другіе народы.

(10). Сотвори имъ яко Мадіаму и Сисарѣ, яко и Іавиму въ потоцѣ киссовѣ: (11). Потребишася во Аендорѣ. Съ признательностію воспоминаютъ прежнія благодѣянія, испрашивая и себѣ тойже помощи. А сихъ военачальниковъ сокрушили Варакъ и пророчица Деввора.

Быша яко гной земный; потому что, оставшись непогребенными, обратились въ прахъ, и какъ бы гной какой смѣшались съ землею.

(12). Положи князи ихъ, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана вся князи ихъ. И о сихъ упоминаеть исторія Судей. Умертвилъ же ихъ Гедеонъ, водимый благодатію Божіею. Изображаемые въ псалмѣ умоляютъ, чтобы подобно симъ сокрушены были и ихъ враги, и представляютъ на то причину.

(13). Иже рѣша: да наслѣдимъ себѣ святилище Божіе. Хвалятся своимъ мужествомъ, и дерзко мечтаютъ овладѣть посвященнымъ Тебѣ храмомъ. Ибо святилищемъ Божіимъ Пророкъ назвалъ храмъ. А Симмахъ слово: святилище перевелъ: жилище. Изъ сего явнымъ дѣлается все содержаніе псалма. Поелику Iудеи возвратившись создали храмъ, и при немъ совершалось все подзаконное Богослуженіе (безъ храма же по закону служить Богу было не возможно); и по причинѣ сообразной съ закономъ жизни Іудеевъ враждовали на нихъ ближніе сосѣди: то все устремленіе ихъ направлено было на храмъ, чтобы съ нимъ вмѣстѣ истребить и народъ и Богослуженіе по закону.

(14). Боже мой, положи я яко коло, то есть, повели пребывать имъ въ напастяхъ всякаго рода, и окружи непрерывными бѣдствіями.

Яко трость предъ лицемъ вѣтра. Разсѣй ихъ на подобіе тростника, разносимаго вѣтромъ.

(15). Яко огнь попаляяй дубраву, яко пламень пожигаяй горы: (16). Тако поженеши я бурею Твоею, и гнѣвомъ Твоимъ смятеши я. — Въ дубравахъ самъ собою воспламеняется огонь, когда дерева, качаемыя сильнымъ вѣтромъ, трутся одно о другое, треніемъ производятъ теплоту, и мало по малу другъ отъ друга возгараются. Посему Іудеи просятъ, чтобъ и враги ихъ, подобно сему, взаимно истребляли другъ друга, и предаваемы были собственнымъ своимъ беззаконіямъ, по пророчеству, которое говоритъ: ходите свѣтомъ огня вашего и пламенемъ, его же разжегосте (Ис. 50, 11).

(17) Исполни лица ихъ безчестія: и взыщутъ имене Твоего Господи. Ибо, обманувшись въ томъ, чего желаютъ, и исполнившись стыда, познаютъ они силу Твою.

(18). Да постыдятся и смятутся въ вѣкъ вѣка; и посрамятся и погибнутъ: (19). И да познаютъ, яко имя Тебѣ Господь, Ты единъ Вышнiй по всей земли. Просятъ благъ врагамъ, даже терпя отъ нихъ нападенія; ибо молятся; чтобы они вмѣсто дерзости облеклись стыдомъ, а въ слѣдствіе стыда пріобрѣли Богопознаніе, и освободившись отъ идольской прелести, познали опытомъ, что Онъ единый есть Богъ и Владыка, на высокихъ живый, и на смиренныя призираяй (Псал. 112, 5-6), управляющій и распоряжающій всею тварію.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 83-88. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0